СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология работы с текстом на уроках географии при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология работы с текстом на уроках географии при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ»

Выступление учителя географии Сановой А.В. на тему:

«Технология работы с текстом на уроках географии при подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ».


В сущности федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования заложен системно-деятельностный подход. Стало быть, знания есть итог учебной деятельности учеников под руководством учителя, а вовсе не результат усвоения в готовом виде информации учениками на основе рассказов учителя. Отсюда следует, что роль средств обучения на уроке очень высока, т.к. учебная деятельность учеников должна базироваться на чем-то. Одним из главных средств обучения является учебник. Учебник – это всеобъемлющий ресурс для обучения, содержание предмета которого представлено в разнообразном виде. Однако фундамент любого учебника – это текст. Исходя из всего сказанного, координирование работы учеников с текстом учебника является одной из самых важных задач учителя и образования в целом. Решение ее будет способствовать достижению результатов, указанных в стандарте.

Учебник помогает школьнику приобрести необходимые навыки самообразования, но в то же время учебник — не самоучитель. Учащиеся работают с ним под наблюдением учителя, который задает направление, учит самостоятельно разбираться в учебнике, указывает, на что надо обратить особое внимание, помогает найти и выделить самое существенное, объясняет неясное и сложное. Когда начинается учебный год, на первом ознакомительном уроке, учитель представляет школьникам учебник: характеризует по оглавлению основные разделы, отмечает значение карт, иллюстраций, вопросов и заданий, дает общие указания, как надо с ними работать.

Для начала необходимо определить, что из себя представляет смысловое чтение?

Смысловое (продуктивное) чтение — вид чте­ния, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание. Смысловое чтение является метапредметным результатом освоения образовательной  программы основного общего образования, а также является универсальным учебным действием.

Цель смыслового чтения – полное понимание содержания текста, осмысление полученной информации, осуществление познавательной деятельности. Качественное и регулярное применение технологии смыслового чтения позволяет получать высокие образовательные результаты.

Формированием стратегии смыслового чтения является организация систематической работы с учебником на каждом уроке и дома. Ориентирами направлений формирования умений работы с текстом служат следующие основы:

Таблица 1

Основы формирования умений работы с текстом для учащихся

Приемы работы с текстом можно разделить на традиционные и инновационные.

Некоторые из традиционных приёмов активно используются учителями и в настоящее время.

1.Вопросно-ответные упражнения – предполагают запрашивание и предоставление необходимой информации. Работа по нахождению в тексте ответа на вопрос учит школьников выбирать из текста нужные сведения, отделять главное, важное от менее существенного, второстепенного. Вопросы имеются в начале и в конце каждой темы.

2.Восстановление / заполнение пропусков – приём работы со связным текстом, в котором специально пропущено слово. Задача учащихся – восстановить неполноценный текст, подобрать пропущенные слова по смыслу, исходя из контекста или привычной сочетаемости слов.

3.Упражнение на дополнение – приём работы, основанный на отрывке текста или ряде незаконченных предложений, которые необходимо завершить, пользуясь информацией, полученной в ходе прочтения текста. При этом в конце текста даются слова для вставки.

4.Работа с географическими понятиями. Обычно в ходе урока географии вводится несколько новых понятий и очень важно в короткое время провести дополнительную работу по осмыслению, пониманию и запоминанию новых слов. Учащиеся без особого труда находят в тексте новые понятия и термины, выделенные курсивом или жирным шрифтом. Однако, чтобы школьники хорошо их освоили, необходимо провести со школьниками такую работу как:

- разобраться в значении понятий;

- научиться правильно их произносить;

- найти в тексте или в словаре их объяснение.

5. Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих. Примеры, поясняющие природное явление или процесс, помогают учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые явления, как надо применять полученные знания.

6. Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника – необходим для более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

7. Задание «Угадай контур» - игра, тренирующая умение работать с контурными картами и запоминать формы объектов. Позволяет не только повторить и закрепить учебный материал, но и формирует практические умения при работе с настенной картой.

8. Множественный выбор – выбор правильного ответа из предложенных вариантов.

1. выбор правильного ответа из предложен­ных вариантов;

2. определение вариантов утверждений, со­ответствующих / не соответствующих со­держанию текста / не имеющих отношения к тексту;

3. установление истинности / ложности ин­формации по отношению к содержанию текста.

9. Верные/неверные утверждения – содержательный и смысловой выбор ответов или суждений, который осуществляется путём соотнесения предлагаемых высказываний с содержанием прочитанного или прослушанного текста.

10. Задания «на соотнесение»

1.нахождение соответствия между вопросами, названиями, утверждениями, пунктами пла­на, картинками, знаками, схемами, диаграм­мами и частями текста (короткими текстами);

2. нахождение соответствующих содержанию текста слов, выражений, предложений, кар­тинок, схем и т. п.;

3.соотнесение данных слов (выражений) со словами из текста (нахождение синони­мов/ антонимов).

Многие понятия в тексте сопряжены определениями с объяснением и примерами. Чтобы информацию систематизировать учащимся предлагаются задания на установление соответствия.

11. Исправление готового текста – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте.

12. Задание «Найди лишнее».

13. Задание «Сотрудничество».

Обеспечивает возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; способствует продуктивной кооперации.

14. Задание. « Продолжи фразу».

15. Задание. Работа с документами

16. Задания на составление кроссворда.

Ученики проявляют при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого вида заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качеству заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

17. Задание на составление визитной карточки

18. Задание «Определи регион России по его краткому описанию». В данных заданиях учащиеся должны найти ключевые слова, основные характеристики регионов.

19. Задание Географический диктант

20. Задание на составление списка – приём работы, заключающийся в перечислении объектов или идей, связанных с определённой темой/ситуацией (выбор действующих лиц, изменения в описании природы, последовательность происходящих событий).

21. Задания работаем с картой

22. Перекодирование информации – один из способов работы, суть которого заключается в переносе информации из одной формы в другую, например: переход от текста к картинке, т.е. от вербальной к невербальной информации и наоборот.

Подобную работу можно определить как нахождение в тексте сведений для заполнения таблиц и схем. Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Школьникам предлагается памятки по заполнению таблицы и схемы.

23. Задание на логическую перегруппировку /восстановление последовательности – классификация начального предоставленного материала в логической последовательности или согласно плану. В результате появляется целостный логический правильный текст, серия картинок и т.д.

24. Задание на конспектирование/составление кратких записей – данный приём направлен на способность записать кратко прочитанный или прослушанный текст в форме заметок, с целью зафиксировать необходимую информацию для дальнейшего использования (краткий пересказ).

25. Задание на деление текста на абзацы – разделение текста на отдельные части согласно главной идее, содержащейся в каждой из них.

26. Задание на составление плана – сжатие информации текста до основных идей, записанных в форме плана, то есть по пунктам

27. Задание на называние – приём работы, основанный на приписывании имени анализируемому материалу (картине, диаграмме, тексту, пр.). 

28. Викторина – опрос-соревнование или опрос-игра, в которой участники отвечают на задаваемые вопросы по факту.

29. Взаимоопрос. Этот методический прием применяется в парах: два ученика читают текст, останавливаясь после каждого абзаца, и по очереди задают друг другу вопросы о прочитанном.

30. Находить в тексте информацию для решения проблемных вопросов и заданий.

31. Составление презентации к тексту параграфа, на мой взгляд, очень интересная форма деятельности для учащихся. Это домашняя работа, она может выполняться в группах или индивидуально. Детям дается алгоритм действия:

Знакомство с материалом учебника (внимательное чтение текста параграфа).

Составление подробного плана по данному тексту (выделение главного).

Выписать основные понятия и определения, данные в параграфе.

Выделение (формулирование) текста, который будет представлен на слайде.

Продумывание последовательности слайдов презентации.

Состав эскиза будущей презентации.

Оформление презентации.

31.Задания на самостоятельные творческие работы с использованием текста учебника

Подобные творческие работы способствуют развитию творческого мышления учащихся, формируют навыки эстетического подхода к оформлению работ, вызывают интерес у учащихся.

32. Задание на составление резюме.

Резюме (франц. Resume) - краткое изложение сути сказанного, прочитанного, написанного. Заключительный итог.

Очевидно, что вышеуказанные традиционные приёмы работы могут быть использованы для развития смыслового чтения на уроках географии.

Наше общество является информационным и поэтому важно научить учеников критически воспринимать поступающую к ним информацию. Мерой информации является текст – это устное или письменное законченное мысленное высказывание. Способность грамотно обрабатывать текст является одной из самых нужных способностей человека. Главная задача смыслового чтения состоит в том, чтобы оптимизировать приемы понимания текста которые школьник сможет применять в зависимости от конкретного текста.

Инновационные приемы работы с текстом

В технологии смыслового чтения заложено применение различных приемов нахождения, сохранения и использования информации, для получения полезных результатов обучения. В ее основе заложены стратегии предтекстовой, текстовой и послетекстовой деятельности, которые предполагают формирование читательской осведомленности обучающихся и использование различных способов работы с текстом:

Таблица 2

Технология инновационных приемов работы с текстом

1. Предтекстовая деятельность

Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование технологии смыслового или активно-продуктивного чтения, учитель настраивает систему заданий, которая трансформирует самостоятельное чтение текста учебника в увлекательное и познавательное дело. Для этого необходимо из возможных вариантов выбрать необходимые для реализации поставленных целей стратегии, практические методы и приемы.

Например, на стадии вызова, актуализации имеющихся знаний по теме, пробуждения познавательной активности, создания мотивации к чтению и для приучения школьников к углубленной самостоятельной работе, возможно применение нескольких педагогических приемов.

«Батарея вопросов» и «Кластер».

Прием «Поставь проблему. Предложи решение».

«Мозговой штурм» - это совместная работа по решению проблемы.

2. Текстовая деятельность

Иной алгоритм применяется на следующем этапе урока – стадии текстовой деятельности или непосредственной работы с текстом, предполагающей организацию активной работы ребят с информацией. Разделим класс на группы (можно по рядам) и поставим перед ребятами проблему. Каждая группа по очереди высказывает свои предположения, опираясь на текст учебника или дополнительные знания по вопросу. Важно в совместной работе найти верное решение.

Прием «Чтение с остановками» позволит не просто ознакомиться с содержанием текста параграфа, но в сочетании с другими приемами технологии смыслового чтения, усвоить, структурировать и воспроизвести его содержание.

Прием «Нахождение в тексте ответов на вопросы словами автора учебника». Данный приём используется с целью более точного воспроизведения научного факта, природного явления (процесса) или определения понятия.

Прием «Логическая цепочка» и предложить ребятам выполнить следующее задание: «Составьте из выделенных понятий цепочку, найдите ей логическое объяснение».

Наиболее важным приёмом для понимания и запоминания содержания текста является нахождение главных мыслей в тексте, который применяется как во время чтения, так и после него. Выделяя основное, значимое, учащиеся отвечают на вопросы учителя: «О чём здесь говорится?» и «Что об этом говорится?», «С какой фразы эта мысль начинается и с какой заканчивается?» В этом случае рекомендуется использовать короткий текст, например, один из пунктов или абзацев параграфа. Учащиеся читают текст, учитель предлагает учащимся выделить в нём главные мысли. Затем ученики формулируют краткие названия выделенным отдельным частям текста, либо формулируют название в виде вопроса.

Данный приём хорошо сочетается на уроке с составлением плана текста. В результате работы над текстом ученики записывают в тетрадь план и учатся устной географической речи, простраивая её логично и последовательно. Прежде всего, ребятам необходимо пояснить, что план – это совокупность названий основных мыслей, выраженных в тексте. Каждый пункт плана – это краткая формулировка содержания части текста (абзаца). Перед составлением плана необходимо предложить ребятам памятку «Как составить план текста?»:

1. Прочитайте текст.

2. Выделите в тексте главные мысли.

3. Установите взаимосвязь и последовательность мыслей.

4. Кратко сформулируйте главные мысли в виде пунктов плана.

3. Послетекстовая деятельность.

На данном этапе работы с учебным текстом используемые педагогом методы и приемы позволяют применить содержание освоенного текстового материала в разных интеллектуальных ситуациях, формах применения, областях социально значимого знания.

Прием «Изучение приведённых в тексте примеров и придумывание своих» помогает учащимся понять, как проявляются в действительности изучаемые факты, как надо применять полученные знания.

Прием «Сворачивание текста».

Такая работа ориентирует учащихся на обобщение и систематизацию основного учебного материала. Для точности выполнения задания, обучающимся можно предложить памятку «Как заполнить таблицу?»:

1. Прочитайте текст, выделите в нем материал, соответствующий разделам таблицы.

2. Сформулируйте его в краткой форме и занесите в соответствующие графы таблицы.

Возможны и другие варианты работы с текстом на завершающей стадия урока – стадии рефлексии, самостоятельной систематизация нового материала. Например, прием «Синквейн». Синквейн - это стихотворение, состоящее из 5 строк, составляя которое ребята повторно и вдумчиво работают с текстом по заданию:

1. Одно слово – имя существительное тема синквейна.

2. Два слова – прилагательные, которые могут быть соединены союзами или предлогами.

3. Три слова – глаголы.

4. Четыре слова – предложение, которое выражает своё отношение к первой строке, теме синквейна.

5. Одно слово – ассоциация к первой строке – теме синквейна.

Решение педагогами задачи «обучить детей осваивать учебный материал новыми, более эффективными средствами и способами для управления собственной учебной и образовательной деятельностью» возможно посредством СОТ, в том числе и технологии смыслового чтения, многообразие приемов которой учитель должен систематически использовать применительно к содержанию текста, теме и этапу урока.

Учителю нужно целенаправленно организовывать работу учеников с материалом учебника, включая все его части. Параллельно с использованием учебника географии на уроках необходимо научить ребят работать и с другими средствами обучения – карты, учебные картины, аудиовизуальные средства, материалы внеклассного чтения и др.

В настоящее время смысловое чтение служит одной из ведущих интеллектуальных функций, представляет собой целенаправленную деятельность, способную поменять современное общество. Именно поэтому навыки смыслового чтения являются базой для освоения содержания образования, которое состоит в целостности знаний, деятельности и развития обучающихся.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!