Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования»
Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования
- Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное
К.Д.Ушинский
Читаем и …
- ПРЕДСТАВЛЯЕМ картины, героев;
- СТАВИМ себя на место героев;
- ПЕРЕЖИВАЕМ;
- УЧАСТВУЕМ в действии;
- ЗАДУМЫВАЕМСЯ над содержанием;
- ПРЕДПОЛАГАЕМ конец истории;
- РЕАГИРУЕМ на прочитанное: смеемся, грустим…
Технология продуктивного чтения
- ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ : формирование читательской компетенции школьника
- ( учим самостоятельно понимать текст)
Что такое полное понимание текста?
Это вычитывание трех видов текстовой информации:
- ФАКТУАЛЬНОЙ (о чем в тексте сообщается в явном виде)
- ПОДТЕКСТОВОЙ (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
- КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ (основная идея текста, его главные мысли)
Структура урока по технологии продуктивного чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
II этап. Работа с текстом во время
чтения
III этап. Работа с текстом после чтения
I этап. Работа с текстом до чтения
- Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
- ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя.
Возникает мотивация к чтению.
- Работа в классе начинается с вопросов учителя: Какими были ваши ожидания?
- Какие вопросы до чтения у вас возникали?
- На что обратили внимание перед чтением и почему?
Приёмы работы
- Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа)
- Составление вопросов к теме
- Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала
- Исторический комментарий
- Организация проблемной ситуации и др.
До чтения
Прогнозируют
Предполагают
II этап. Работа с текстом во время чтения
- Первичное чтение текста.
- Перечитывание текста.
- Беседа по содержанию в целом.
Первичное чтение текста
- Самостоятельное чтение (дома или в классе)
- чтение – слушание
- чтение с остановками
- Выявление первичного восприятия
(с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.
Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ
Просмотровое
Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет
- анализ заголовка, подзаголовка
- просмотр схем, таблиц, оглавления
Изучающее
Ознакомительное
Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации
Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)
- выделение смысловых частей
- вычитывание подтекста
- чтение по абзацам
- графические пометки
Приёмы работы
- Чтение текста «с карандашом»
- Определение основных понятий
(без чтения всего текста)
- Составление таблиц (выборочное чтение)
- Составление плана текста (для пересказа)
- Поиск пропущенных слов
- Комментированное чтение
III этап. Работа с текстом после чтения
1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.
2) Знакомство с писателем.
3) Работа с заглавием, иллюстрациями.
4) Творческие задания.
корректировка собственной интерпретации
объективным авторским смыслом
Концептуальная беседа (Почему?)
- Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
- Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
- Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
- Беседуем и уточняем позицию автора.
Знакомство с писателем
- Рассказ о писателе.
- Беседа о личности.
- Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
Работа с заглавием, иллюстрациями
- Обсуждение смысла заглавия.
- Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
- Соотнесение видения художника с читательским представлением.
Творческие задания
Опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся:
- эмоции
- воображение
- осмысление содержания, художественной формы.
УУД
До чтения
Во время чтения
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других.
После чтения
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Ориентироваться в учебнике;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
формируем умения:
- извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
- представлять информацию в виде схемы;
- выявлять сущность, особенности объектов;
- на основе анализа объектов делать выводы…
Коммуникативные УУД
формируем умения:
- слушать и понимать других;
- строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- работать в паре и группе…
Регулятивные УУД
формируем умения:
- высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника;
- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- прогнозировать предстоящую работу
(составлять план)…
Личностные УУД
формируем умения:
- высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
- мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
- оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…
Достоинства технологии:
- применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
- ориентирована на развитие личности читателя;
- развивает умение прогнозировать результаты чтения;
- способствует достижению понимания на уровне смысла
- повышение качества обучения