СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования»

Технология  продуктивного чтения  как способ повышения  качества образования

Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования

Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное  К.Д.Ушинский
  • Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное

К.Д.Ушинский

Читаем и … ПРЕДСТАВЛЯЕМ картины, героев; СТАВИМ себя на место героев; ПЕРЕЖИВАЕМ; УЧАСТВУЕМ в действии; ЗАДУМЫВАЕМСЯ над содержанием; ПРЕДПОЛАГАЕМ конец истории; РЕАГИРУЕМ на прочитанное: смеемся, грустим…

Читаем и …

  • ПРЕДСТАВЛЯЕМ картины, героев;
  • СТАВИМ себя на место героев;
  • ПЕРЕЖИВАЕМ;
  • УЧАСТВУЕМ в действии;
  • ЗАДУМЫВАЕМСЯ над содержанием;
  • ПРЕДПОЛАГАЕМ конец истории;
  • РЕАГИРУЕМ на прочитанное: смеемся, грустим…

Технология продуктивного чтения ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ : формирование читательской компетенции школьника ( учим самостоятельно понимать текст)

Технология продуктивного чтения

  • ЦЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ : формирование читательской компетенции школьника
  • ( учим самостоятельно понимать текст)

 Что такое полное понимание текста? Это вычитывание трех видов текстовой информации: ФАКТУАЛЬНОЙ (о чем в тексте сообщается в явном виде) ПОДТЕКСТОВОЙ (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк») КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ (основная идея текста, его главные мысли)

Что такое полное понимание текста?

Это вычитывание трех видов текстовой информации:

  • ФАКТУАЛЬНОЙ (о чем в тексте сообщается в явном виде)
  • ПОДТЕКСТОВОЙ (о чем в тексте сообщается в неявном виде, читается «между строк»)
  • КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ (основная идея текста, его главные мысли)

Структура урока по технологии  продуктивного чтения I этап. Работа с текстом до чтения  II этап. Работа с текстом во время  чтения  III этап. Работа с текстом после чтения

Структура урока по технологии продуктивного чтения

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время

чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения); ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя.  Возникает мотивация к чтению. Работа в классе начинается с вопросов учителя: Какими были ваши ожидания? Какие вопросы до чтения у вас возникали? На что обратили внимание перед чтением и почему?

I этап. Работа с текстом до чтения

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения);
  • ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, портрету писателя.

Возникает мотивация к чтению.

  • Работа в классе начинается с вопросов учителя: Какими были ваши ожидания?
  • Какие вопросы до чтения у вас возникали?
  • На что обратили внимание перед чтением и почему?

 Приёмы работы Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа) Составление вопросов к теме Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала Исторический комментарий Организация проблемной ситуации и др.

Приёмы работы

  • Выделение ключевых слов темы (запись на доске, нахождение выделенных слов в тексте параграфа)
  • Составление вопросов к теме
  • Высказывание предположений по новой теме на основе уже имеющихся знаний, иллюстративного материала
  • Исторический комментарий
  • Организация проблемной ситуации и др.

До чтения Прогнозируют Предполагают

До чтения

Прогнозируют

Предполагают

 II этап. Работа с текстом во время чтения Первичное чтение текста. Перечитывание текста. Беседа по содержанию в целом.

II этап. Работа с текстом во время чтения

  • Первичное чтение текста.
  • Перечитывание текста.
  • Беседа по содержанию в целом.

Первичное чтение текста Самостоятельное чтение (дома или в классе) чтение – слушание  чтение с остановками  Выявление первичного восприятия  (с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.

Первичное чтение текста

  • Самостоятельное чтение (дома или в классе)
  • чтение – слушание
  • чтение с остановками
  • Выявление первичного восприятия

(с помощью беседы, текста, фиксации первичных впечатлений, письменных ответов на вопросы.

 Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ Просмотровое Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет анализ заголовка, подзаголовка просмотр схем, таблиц, оглавления Изучающее Ознакомительное Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать) выделение смысловых частей вычитывание подтекста чтение по абзацам графические пометки

Разные тексты читают по-разному! ВИДЫ ЧТЕНИЯ

Просмотровое

Цель: самое общее представление о содержании и смысле текста, решение: читать его дальше или нет

  • анализ заголовка, подзаголовка
  • просмотр схем, таблиц, оглавления

Изучающее

Ознакомительное

Цель: проникновение в смысл через анализ текста, понимание всех видов текстовой информации

Цель: извлечение основной информации (в зависимости от задачи чтения ее может быть достаточно или потребуется перечитывать)

  • выделение смысловых частей
  • вычитывание подтекста
  • чтение по абзацам
  • графические пометки

Приёмы работы Чтение текста «с карандашом» Определение основных понятий  (без чтения всего текста) Составление таблиц (выборочное чтение) Составление плана текста (для пересказа) Поиск пропущенных слов Комментированное чтение

Приёмы работы

  • Чтение текста «с карандашом»
  • Определение основных понятий

(без чтения всего текста)

  • Составление таблиц (выборочное чтение)
  • Составление плана текста (для пересказа)
  • Поиск пропущенных слов
  • Комментированное чтение

  III этап. Работа с текстом после чтения   1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. 2) Знакомство с писателем. 3) Работа с заглавием, иллюстрациями. 4) Творческие задания. корректировка собственной интерпретации  объективным авторским смыслом

III этап. Работа с текстом после чтения

1) Концептуальная (смысловая) беседа по тексту.

2) Знакомство с писателем.

3) Работа с заглавием, иллюстрациями.

4) Творческие задания.

корректировка собственной интерпретации

объективным авторским смыслом

 Концептуальная беседа (Почему?) Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.  Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. Беседуем и уточняем позицию автора.

Концептуальная беседа (Почему?)

  • Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.
  • Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией.
  • Формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  • Беседуем и уточняем позицию автора.

Знакомство с писателем Рассказ о писателе. Беседа о личности. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

Знакомство с писателем

  • Рассказ о писателе.
  • Беседа о личности.
  • Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

 Работа с заглавием, иллюстрациями Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Работа с заглавием, иллюстрациями

  • Обсуждение смысла заглавия.
  • Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.
  • Соотнесение видения художника с читательским представлением.

Творческие задания  Опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции  воображение  осмысление содержания, художественной формы.

Творческие задания

Опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся:

  • эмоции
  • воображение
  • осмысление содержания, художественной формы.

УУД

До чтения

Во время чтения

  • Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • Слушать и понимать речь других.

После чтения

  • Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции ;
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Ориентироваться в учебнике;
  • Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • Выразительно читать и пересказывать текст;
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

 Познавательные УУД    формируем умения:  извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы;  выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы…

Познавательные УУД

формируем умения:

  • извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
  • представлять информацию в виде схемы;
  • выявлять сущность, особенности объектов;
  • на основе анализа объектов делать выводы…

Коммуникативные УУД  формируем умения: слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной и письменной форме; работать в паре и группе…

Коммуникативные УУД

формируем умения:

  • слушать и понимать других;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • работать в паре и группе…

Регулятивные УУД  формируем умения: высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; прогнозировать предстоящую работу  (составлять план)…

Регулятивные УУД

формируем умения:

  • высказывать своё предположение на основе работы с текстом, с материалом учебника;
  • оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • прогнозировать предстоящую работу

(составлять план)…

Личностные УУД  формируем умения:  высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности; оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…

Личностные УУД

формируем умения:

  • высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
  • мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной

деятельности;

  • оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией…

Достоинства технологии: применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения; ориентирована на развитие личности читателя; развивает умение прогнозировать результаты чтения; способствует достижению понимания на уровне смысла повышение качества обучения

Достоинства технологии:

  • применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения;
  • ориентирована на развитие личности читателя;
  • развивает умение прогнозировать результаты чтения;
  • способствует достижению понимания на уровне смысла
  • повышение качества обучения


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!