СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология продуктивного чтения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология продуктивного чтения. Методика работы.

Просмотр содержимого документа
«Технология продуктивного чтения»

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. (слайд №1) В.А. Сухомлинский

Этот эпиграф выбирают многие педагоги неслучайно, ведь чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта. Школьная практика подтверждает, что из-за неумения ученика понимать прочитанное часто возникают учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию. Поэтому одной из самых актуальных проблем в начальной школе является обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы. Решением этой проблемы является технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н.Н. Светловской. Эта технология направлена на формирование универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников, умения извлекать информацию из текста. Таким образом, на материале текстов учебника строится формирование правильной читательской деятельности. Технология продуктивного чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на трех этапах работы с текстом.


Цели и задачи технологии представлены на слайде.(слайд №2)


Итак, выделяются три этапа работы с текстом.(слайд № 3)


Рассмотрим их в сравнении с традиционной системой обучения. (слайд №4)


Первый этап технологии – работа с текстом до чтения.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока (первый этап -до чтения).

Завершается постановкой цели: «Прочитаем текст, проведем диалог с автором, проверим наши предположения».


Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного» чтения) следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает прием комментированного чтения. Уже к концу 1-го класса учащиеся овладевают элементами самостоятельного диалога с автором.

Третий этап после чтения.
Беседуем, уточняем позицию автора.

(Фрагмент урока -2,3 этапы работы с текстом).


Что такое диалог с автором?
С точки зрения методики преподавания – это прием работы с текстом во время его чтения (достаточно новый для сегодняшней школы). С точки зрения сформировавшегося читателя – это естественная беседа с автором через текст.
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, читателю необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора включать воображение.
Психологи, психолингвисты говорят о том, что во время диалога с автором происходит вычитывание информации из каждой единицы текста, вероятностное прогнозирование нового содержания и самоконтроль своих прогнозов и предположений.

Как учить детей вести диалог с автором?
К сожалению, способность, читая, вести диалог с автором через текст редко когда возникает самостоятельно – у большинства учащихся ее необходимо формировать в процессе совместного чтения текста учителя с детьми. Это может происходить и во время первичного чтения, и во время перечитывания – все зависит от особенностей текста. Можно посоветовать учителю соблюдать при этом такую последовательность действий:
1) научить ребят видеть в тексте авторские вопросы, прямые и
скрытые.

2) включать творческое воображение учащихся: по слову, детали, иной свернутой текстовой информации читатель прогнозирует, что случится дальше, как будут развиваться события, чем может закончиться этот эпизод (часть, все произведение);
3) научить ребят задавать свои вопросы автору по ходу чтения. Это вопросы, ответы на которые содержатся в тексте, но в неявной, скрытой форме: чем это можно объяснить? Что из этого следует? Что сейчас случится? Почему именно так…? Для чего …? Кто такой …?
Возникающие вопросы опять таки предполагают возникновение ответов-предположений и проверку себя по ходу дальнейшего чтения;
4) помочь учащимся самостоятельно вести диалог с автором по ходу первичного чтения. 

На наш взгляд, это возможно сделать уже в конце 1-го класса.


Что такое комментированное чтение?
Итак, на этапе работы с текстом во время чтения комментированное чтение используется преимущественно во время перечитывания текста, чтобы показать, каким мог бы быть наш диалог с автором, обеспечить «погружение» в текст и «вычитывание» в нем автора.
Что же необходимо для того, чтобы состоялось именно комментированное чтение?
А. Озвучивают текст дети, а комментирует его учитель, который выступает в роли квалифицированного читателя.
Б. Однако, если в ходе вашего комментария дети высказывают интересные, мотивированные текстом суждения, за них нужно буквально цепляться и вплетать в общий разговор, ни в коем случае не оставлять их без внимания, даже если детские суждения расходятся с вашей (субъективной!) точкой зрения.
В. Комментарий должен быть кратким и динамичным. Самая страшная для художественного текста ошибка учителя – когда вы «вязнете» в своих комментариях, формулируете громоздкие вопросы и повторяете их по нескольку раз, пытаетесь комментировать то, чего нет в тексте ни в явной, ни в скрытой форме. Уходит эмоциональная реакция детей на текст – главная ценность в этом возрасте. Комментарий удачен лишь тогда, когда усиливает эту эмоциональную реакцию, делает ее более яркой и эстетической. Именно поэтому ответы детей не должны быть развернутыми, позвольте им кратко отвечать с места, не отрываясь от текста. Если дети затрудняются, предложите им начало ответа, подскажите ответ интонацией.
Г. Комментарий ни в коем случае не должен превращаться в беседу!
Д. Вы комментируете текст в том месте, где это действительно необходимо, а не только после того, как предложение или фрагмент дочитаны до конца. Это значит, что вы можете в любой момент прервать чтение ребенка.




Как выбрать творческие задания для третьего этапа работы с текстом?
Уточним, что мы понимаем под творческим заданием. На наш взгляд, оно обязательно предполагает самостоятельность ребенка при его выполнении. В этом случае творческий характер будут носить не только задания типа «Проиллюстрируй…», «Сочини…», «Придумай…», но и типа «Самостоятельно составьте план (индивидуально, в группах, в парах)».


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. ( СЛАЙД №5, 6)

Данный фрагмент урока с использованием технологии продуктивного чтения способствовал формированию результатов, определённых Федеральным Стандартом и рабочей программой по учебному предмету "Литературное чтение" :

Личностные результаты.

-оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

-эмоционально "проживать" текст, сочувствовать, сопереживать.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД

-учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД

-находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД

-оформлять свои мысли в устной форме( на уровне предположения);

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать текст.

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения.


Предметные результаты.

-воспринимать на слух прочитанный учащимися, учителем текст;

-осмысленно и правильно читать целыми словами;

-отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

-соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.




Достоинства технологии: (СЛАЙД № 7)

-применима самостоятельно вне урока;

-возрастносообразна и доступна;

-ориентирована на развитие личности читателя;

-развивает умение прогнозировать результаты чтения;

-способствует достижению понимания на уровне смысла.




7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!