СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблемное обучение - это обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти средства для ее разрешения

Просмотр содержимого документа
««Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»»














«Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»



Подготовила: Кизилова В.А. – учитель МОКУ

«Любицкая средняя общеобразовательная школа»


















2022 г

«Технология проблемного обучения на уроках математики в рамках реализации ФГОС ООО»


Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, —

Пока идешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется.

                                                                                                              Н. Рылеев

Современный уровень развития образовательной системы ставит вопрос, как обеспечить высококачественное обучение каждого учащегося и усвоение им знаний в объеме стандарта образования, дать возможность для его дальнейшего развития, повысить мотивацию к учению. Путей решения данной проблемы много. В.В. Путин в одном из своих выступлений отмечает, что «…нельзя относиться к образованию только как к накоплению знаний. В современных условиях это — прежде всего развитие аналитических способностей и критического мышления у учеников. Это — умение учиться. Умение самому воспринимать знания, успевать за переменами»

Переход на ФГОС предъявляет повышенные требования к математической и методической подготовке учителя математики. Роль учителя — создать условия, чтобы дети добывали знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Наряду с традиционным вопросом «ЧЕМУ УЧИТЬ?», учитель должен понимать: как учить. Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера творчества, чтобы ученики могли сравнивать и ассоциировать, задумываться над проблемными ситуациями и предлагать выход из них. Для этого, безусловно, необходимо творчески мыслить. Можем ли мы научить творческому мышлению? Однозначно ответить нельзя, так как творческие возможности ребёнка закладываются в раннем детстве. А тех, кто не был отягощён интеллектуальным и творческим развитием в дошкольном возрасте, мы можем научить мыслить  через поиск.

Каждый преподаватель стремится найти наиболее эффективные методы обучения, которые ведут к высокому качеству усваиваемых знаний, и способствуют развитию учащихся.

Проблемное обучение - это обучение, построенное на создании и решении проблемных ситуаций. При проблемном обучении учитель не сообщает знаний в готовом виде, а ставит перед учеником задачу, заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти средства для ее разрешения. В поисках этих средств и путей учащийся и приобретает новые знания. В процессе преподавание математики перед учителем возникают проблемные вопросы:

  • как помочь ученику в раскрытии его творческих способностей;

  • чему учить, как учить;

  • какие эффективные методы и формы выбрать;

  • как учить мыслить и рассуждать;

  • как привлечь к исследовательской деятельности;

  • как научить сформулировать соответствующие выводы


Отмечу педагогические преимущества проблемного изложения знаний по сравнению с традиционным:

  • Проблемное обучение делает изложение более доказательным (видно откуда взялась научная истина), а знания более осознанными , поэтому решение проблемы способствует превращению знаний в убеждения.

  • Проблемное обучение учит мыслить научно, диалектически, дает учащимся эталон научного поиска. - Проблемное обучение более эмоционально, а потому оно повышает интерес к учению. В структуре урока при проблемном обучении принято выделять четыре основных этапа:

1) осознание проблемной ситуации;

2) анализ ситуации и формулировка проблемы;

3) решение проблемы: выдвижение гипотез и обоснование путей решения, отбор наиболее логичных гипотез и их последовательная проверка;

4) проверка правильности решения.

Основным звеном проблемного обучения является проблемная ситуация.

Проблемные ситуации возникают, например, в таких случаях:

-   если обнаруживается несоответствие между уже известными учащимся фактами и новыми знаниями;

- если учащиеся сталкиваются с новыми для них условиями использования уже имеющихся знаний, умений и навыков;

-  если необходимо выбрать из известных ученику способов решения учебно-познавательной задачи единственный правильный или наилучший и т.д.

       Такая структура урока развивает навыки самостоятельной работы, обеспечивает повышение познавательной активности и мотивации учащихся,  формирует умения применять ранее усвоенные знания в новой ситуации, творчески их преобразовывать, способствует развитию интеллектуальных способностей школьников. Создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы возбуждает мыслительную активность учащихся, поддерживает глубокий познавательный интерес.

Многие темы школьного курса математики начинаются с определения нового понятия. Затем изучаются его свойства. Если учитель будет буквально следовать учебнику, то новое понятие сваливается ученику «как снег на голову»: и содержание является новым, и название часто слышится впервые, а поэтому на слух не усваивается. Ученику неясно, зачем дается это определение. Все это мешает восприятию, а главное - тормозит усвоение, приводит к психологическому дискомфорту. Так что, дав определение, учитель вынужден тут же приводить поясняющие примеры.

А что, если сделать наоборот? Сначала рассмотреть примеры, а затем дать определение. Причем можно показать готовые иллюстрации, можно составить их на глазах учеников. Наконец, можно предложить ученикам самим их построить (составить, придумать). Это дольше, но чтобы придумать пример самому, надо хоть немного вникнуть в суть дела, поразмышлять. Уже тут начинается понимание, появляются вопросы. Рассмотрев примеры, ученики могут сами участвовать в составлении того или иного определения.

Создавая на уроке проблемную ситуацию необходимо соблюдать некоторые методические приемы:

  • Подведение учащихся к противоречию и предложение им самим найти способ его разрешения;

  • Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос;

  • Побуждение учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

  • Постановка конкретных вопросов (на обобщение, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения);

  • Определение проблемных теоретических и практических заданий;

  • Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения).

Проблемность при обучении математике возникает совершенно естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций. В сущности, каждая текстовая задача и есть своего рода проблема.

Рассмотрим несколько примеров создания проблемной ситуации в учебной деятельности на уроках математики. Каждый из этих способов имеет свою особенность. 



    1. Побуждающий от проблемной ситуации диалог.

        7 класс. Алгебра. Тема «Свойства степени с натуральным показателем»


Учитель

Ученик

-Ребята! Посмотрите на выражения, записанные на слайде.

Видят выражения: а32; а32;

а3∙а2; а32; (а3)2 

- Как вы думаете, какие действия можно выполнить

со степенями?

Высказывают различные мнения.  

(Возникла проблемная ситуация)

- Вопрос был задан один, а сколько мы услышали мнений?

- Мнений было высказано много различных. (Возникло противоречие)

- Ребята! Так чего же мы с вами пока не знаем, какой перед нами возникает вопрос?

- Записываем вопрос на доске.

Формулируют вопрос.

- Какие же действия можно выполнять со степенями?

    1. Подводящий к теме диалог.
      Урок математики 6 класс «Разложение на простые множители».

      Учитель

      Ученик

      Посмотрите на примеры, записанные на доске.

      На доске записано: 60=2∙2∙3∙5;     25=5∙5;       50=2∙5∙5;  

      210=30∙7;         45=3∙3∙5;        88=8∙11 

      -Что заметили общего?

      - Числа разложили на множители.

      - В чём различие?

      - У некоторых чисел все множители – простые числа, а у некоторых нет, но эти множители тоже можно разложить на простые множители.

      - Какая же тема нашего урока?

      - Разложение чисел на простые множители.

    2.  Сообщение темы с мотивирующим приёмом.
      Приёмы:        1) «яркое пятно» - классу сообщается интригующий материал, связанный с темой, который захватывает внимание учеников (пример: тема урока зашифрована в кроссворде, разгадав который учащиеся открывают тему урока);
      2) «актуальность» - состоит в обнаружении смысла, значимости темы для самих учеников.    

                         Урок математики 5 класс «Проценты».

Учитель

Ученик

- Ребята! Тема нашего урока по своему названию вам хорошо знакома.

Покупая молоко на упаковке написано 3,2 …     Чего?

В магазинах на некоторый товар скидка 30…..     Чего?

Банк даёт населению кредит под несколько….     Чего?

- Отвечая на все вопросы,  вы дали один и тот же ответ. Так вот тема нашего урока «Проценты».

 


Процента.


Процентов.


Процентов.



 Урок геометрии в 7 классе. Тема урока: «Сумма углов треугольника»

Учитель

Ученик

Ученикам предлагается построить треугольник с углами 90, 120, и 60 градусов (практическое задание невыполнимо вообще).

Создание ситуации проблемы с определением темы урока, какова же она будет?

(формулируют вопрос: почему не строится треугольник?)




Почему вы не смогли построить первый треугольник?



Попытавшись его выполнить, учащиеся оказываются в затруднении.



- Чертят треугольник

- Замерьте углы транспортиром

- Найдите сумму углов

- Чему же равна сумма углов треугольника?

- Замеряют углы

- Находят сумму углов.

Вывод:

  Тема «Свойства деления»

Учитель

Ученик

Коле дали задание найти значение выражения (37 + 34*5) : (45*3 - 135) . Он сказал, что найти значение этого выражения нельзя. Прав ли он?


Проверяют предположение Коли





Учитель

Ученик

Изучение новой темы начинаю с постановки вопроса:

На доске записать:

39+ 67; 27 – d; 44 + с=47;

65-х=4; 127 – 33; а + в;

59 – 28; у-98=11; 44-27


- Ребята, скажите , на какие три группы можно разделить эти выражения?

- Запишите выражения в 3 столбика

- почему вы их так разделили?

- придумайте название каждому столбику: (числовые , буквенные, уравнения ).

- сформулируйте тему сегодняшнего урока.





Огромное значение для активизации познавательной деятельности имеют познавательные задачи.

1. Задачи с не сформулированным вопросом.

Пример. Шоколад стоит 15 руб., коробка конфет 30 руб. Укажите все возможные вопросы по условию задачи.



2. Задачи с недостающими данными.

Учитель

Ученик

Пример. Из двух пунктов вышли одновременно навстречу друг другу два пешехода. Скорость одного пешехода равна 7 км/ч, а скорость другого на 1 км/ч больше. Какое расстояние будет между пешеходами через 2 часа?

- Почему нельзя дать ответ на вопрос задачи? - Чего не хватает? - Что нужно добавить? -Докажи, что теперь задача точно можно будет решить? - А можно что-нибудь получить даже из имеющихся данных? -Какой вывод можно сделать из анализа того, что дано?


3. Задачи с лишними данными.

Масса 11 ящиков яблок 4 ц 62 кг, а масса 18 ящиков груш 6 ц 12 кг. В магазин привезли 22 ящика яблок и 6 ящиков груш. На сколько килограммов масса одного ящика яблок больше массы одного ящика груш.

4. Задачи с несколькими решениями.

За три дня в магазине продано 1280 кг яблок. В первый день продали 25% всех яблок, а во второй день - 45% всех яблок. Сколько килограммов яблок продали в третий день? Решите задачу несколькими способами. Какой из них наиболее простой?

5. Задачи с меняющимся содержанием.

Исходная задача. Туристы прошли за день 20 км, что составило 40% намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

Второй вариант. Туристы прошли за день 20 км и им осталось пройти 60% от намеченного маршрута. Какова длина маршрута?

Проблемное обучение может быть использовано на различных этапах учебного процесса.

Следует заметить, что все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал, а последний обобщающий вопрос позволяет ученикам сформулировать тему урока

   

 Поиск решения проблемы может происходить в  виде мозгового штурма учащиеся решают проблему по следующему алгоритму:

  1. Прочтите внимательно задание и предложите все возможные гипотезы в качестве решений.

  2. Сделайте анализ предложенных гипотез и выберите те из них, которые наиболее вероятны и имеют под собой хотя бы частичное научное обоснование.

     В процессе изучения  принципов  развивающего обучения, применения его элементов на уроках, я пришла к выводу, что создание проблемных ситуаций в процессе обучения математике позволяет развивать мышление учеников, активизирует их деятельность на уроке, способствует их интеллектуальному развитию, формированию системы универсальных  учебных действий учащихся. Цели и задачи технологии проблемно-диалогического обучения  полностью соответствуют требованиям ФГОС.

Результаты применения технологии:

-предметные результаты проблемного диалога – качественные знания за счёт познавательной мотивации, метода поиска решений – подлинное понимание материала, продуктивные задания.

метапредметные результаты: 

преимущества проблемного обучения: это наибольшие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления и познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности, ответственности, критичности и самокритичности, инициативности, нестандартности мышления, осторожности и решительности.

К трудностям проблемного обучения можно отнести то, что на осмысление проблемной ситуации и поиски путей решения выхода из нее уходит значительно больше времени, чем при традиционном обучении. Проблемное обучение связано с исследованием и поэтому предполагает растянутое во времени решение задачи.

Кроме того, разработка технологии проблемного обучения требует от учителя большого педагогического мастерства и много времени, так как к каждому уроку надо подбирать необходимые и достаточные упражнения для актуализации знаний и создания проблемной ситуации, продумывать постановку проблемы и выбор путей её решения в соответствии с принципом рациональности.

      Умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, класссифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи - всё вышеперечисленное ведёт к положительному достижению образовательных результатов: способности к самостоятельной познавательной деятельности, умению быть успешным в быстроизменяющемся мире и т. д.  Использование технологий проблемного обучения позволяет повысить качество образования учащихся.
Совершенно прав известный психолог С.Л. Рубинштейн, который говорил, что «мышление обычно начинается с проблемы или вопроса…»
Поэтому проблемному обучению надо предоставить значительное место в процессе изучения математики. 






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!