СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Технология критического мышления как один из методов обучения смысловому чтению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация полезна для выступлений на МО, педсоветах.

Просмотр содержимого документа
«"Технология критического мышления как один из методов обучения смысловому чтению"»

Технология критического мышления как один из методов обучения смысловому чтению Выполнила группа учителей МКОУ Шубинская СОШ, Острогожского района Воронежской области. Лахина В.Г., Баранцева Г.В., Волокитина Л.В., Горбунова Ю.В.

Технология критического мышления как один из методов обучения смысловому чтению

Выполнила группа учителей МКОУ Шубинская СОШ, Острогожского района Воронежской области.

Лахина В.Г., Баранцева Г.В., Волокитина Л.В., Горбунова Ю.В.

Что такое смысловое чтение? Чтение для ума- то же, что и физические упражнения для тела .  Джозеф Аддисон  Это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Г.С. КОВАЛЕВА,  Э.А. КРАСН

Что такое смысловое чтение?

Чтение для ума- то же, что и физические упражнения для тела .

Джозеф Аддисон

Это способность человека к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества.

Г.С. КОВАЛЕВА,

Э.А. КРАСН

Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление -

это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Критическое мышление развивает следующие качества ученика:  готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);  гибкость (восприятие идей других);  настойчивость (достижение цели);  готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);  осознание (отслеживание хода рассуждений); поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).

Критическое мышление развивает следующие качества ученика:

  • готовность к планированию (кто ясно мыслит, тот ясно излагает);
  • гибкость (восприятие идей других);
  • настойчивость (достижение цели);
  • готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);
  • осознание (отслеживание хода рассуждений);
  • поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми).
  Технология РКМ базируется на «двух китах»:   структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию, содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.

Технология РКМ базируется на «двух китах»:

  • структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
  • содержание, в основе которого – эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.
Приёмы ТРКМ как одни из способов обучения смысловому чтению при работе с текстом   ПРИЁМ «ИНСЕРТ»   используется на стадии «осмысления». При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт». Шаг 1:  Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Шаг 2:  Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Приёмы ТРКМ как одни из способов обучения смысловому чтению при работе с текстом

ПРИЁМ «ИНСЕРТ»

используется на стадии «осмысления».

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1:  Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Шаг 2:  Заполнение таблицы «Инсерт», количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

ПРИЁМ «ЧТЕНИЕ С ОСТАНОВКАМИ»

Рекомендации по использованию приёма «Чтение с остановками» 1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри. 2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки. 3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?» 4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным. 5. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Рекомендации по использованию приёма «Чтение с остановками»

1. Текст должен быть повествовательным и содержать проблему, которая лежит не на поверхности, а спрятана внутри.

2. При чтении важно найти оптимальный момент для остановки.

3. После каждой остановки необходимо задавать вопросы разных уровней. Последним должен быть задан вопрос «Что будет дальше и почему?»

4. При прочтении текста можно использовать цвета. Ответы на простые вопросы можно подчеркивать синим цветом, на толстые - красным.

5. На стадии рефлексии можно использовать такие приёмы: «Толстые и тонкие вопросы», составление кластера, ЭССЕ, синквейн.

Данный приём содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы

Данный приём содержит все стадии технологии и имеет следующий алгоритм работы

ПРИЁМ «ФИШНБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ» Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы. Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

ПРИЁМ «ФИШНБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ»

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название – причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Голова – вопрос темы, верхние косточки – основные понятия темы, нижние косточки – суть понятий, хвост – ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

Таблица «Плюс – минус - интересно» Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла. «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на

Таблица «Плюс – минус - интересно»

Данный приём формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.

  • «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?»
  • «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»
  • «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

При использовании ПМИ внимание намеренно направляется сначала на "Плюс", потом на "Минус", затем на "Интересно".

Приём «Таблица  –  ЗХУ»   Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока. На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал». Знаю  Хочу узнать Узнал (-а)

Приём «Таблица  –  ЗХУ»

Стратегия З-Х-У была разработана профессором из Чикаго Донной Огл в 1986 г. Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.

  • На «стадии вызова», заполняя первую часть таблицы «Знаю», вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят узнать, пробуждение интереса к новой информации. На «стадии осмысления» учащиеся строят новые представления на основании имеющихся знаний. После обсуждения текста учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».

Знаю Хочу узнать Узнал (-а)

ПРИЁМ «РАФТ»   Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста. Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста: Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать? А – аудиторией. Кому вы будете писать? Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе). Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея? Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.

ПРИЁМ «РАФТ»

Данная стратегия структурирует процесс создания первичного текста.

Перед написанием учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать?

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.

Приём «Диаманта»   Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме: строчка 1: тема (существительное)  строчка 2: определение (2 прилагательных)  строчка 3: действие (3 причастия)  строчка 4: ассоциации (4 существительных)  строчка 5: действие (3 причастия)  строчка 6: определение (2 прилагательных)  строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки) Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.   Можно предложить ребенку написать диаманту на темы: дождь – засуха, Вселенная – частичка, Онегин – Ленский .

Приём «Диаманта»

Очень полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу, написание диаманты. Диаманта – это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых – понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:

строчка 1: тема (существительное) строчка 2: определение (2 прилагательных) строчка 3: действие (3 причастия) строчка 4: ассоциации (4 существительных) строчка 5: действие (3 причастия) строчка 6: определение (2 прилагательных) строчка 7: тема (существительное, противоположное по смыслу существительному из первой строки)

Написание диаманты полезно для понимания школьниками сути различий и взаимосвязи понятий, противоположных по значению.  Можно предложить ребенку написать диаманту на темы: дождь – засуха, Вселенная – частичка, Онегин – Ленский .

ПРИЁМ «СИНКВЕЙН» Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам. 1 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным). 2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). 3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта. 4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме. 5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

ПРИЁМ «СИНКВЕЙН»

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

1 В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

3. Третья строчка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Однако не всегда требуется очень четкое соблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Можно использовать в строчках и другие части речи – но только в том случае, если это необходимо для улучшения текста.

ПРИЁМ «ЗИГЗАГ» Этот прием используется при изучении большого по объёму материала. При этом текст должен хорошо делиться на смысловые части. Сколько частей выделено, столько и должно быть групп (6 фрагментов – 6 групп ). Эти первоначальные группы мы называем «родные».

ПРИЁМ «ЗИГЗАГ»

  • Этот прием используется при изучении большого по объёму материала. При этом текст должен хорошо делиться на смысловые части. Сколько частей выделено, столько и должно быть групп (6 фрагментов – 6 групп ). Эти первоначальные группы мы называем «родные».
«Много – не есть хорошо». -Использовать не более двух приёмов на одной стадии и подводить итог каждому приёму, использованному в уроке.  -Не перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной. -Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников. -После каждого приема должно следовать обсуждение (подведение итога). -Для эффективной реализации целей урока следует тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии урока (вызов, осмысление содержания, рефлексия). -Разрабатывая урок, помните, что важно не количество приёмов ТРКМ, а их качество и уместный, логичный переход от одного к другому; -Опишите основные этапы своего урока в

«Много – не есть хорошо».

-Использовать не более двух приёмов на одной стадии и подводить итог каждому приёму, использованному в уроке.

-Не перегружать урок приёмами. В противном случае работа будет неэффективной.

-Использовать методы и приемы в соответствии с возрастом учеников.

-После каждого приема должно следовать обсуждение (подведение итога).

-Для эффективной реализации целей урока следует тщательно продумывать и выбирать методы и приемы для каждой стадии урока (вызов, осмысление содержания, рефлексия).

-Разрабатывая урок, помните, что важно не количество приёмов ТРКМ, а их качество и уместный, логичный переход от одного к другому;

-Опишите основные этапы своего урока в "традиционном" виде и постарайтесь подобрать к каждому из них подходящие приемы ТРКМ. В результате можно составить таблицу.

-Используемые приёмы должны соответствовать содержанию материала и органично вписываться в ход урока. Они должны помочь усвоить материал, а не запутать ученика.

-Ни в коем случае не нужно перегружать урок излишним количеством приёмов. «Многое в малом»

Читать- это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное.   К.Д. Ушинский

Читать- это ещё ничего не значит. Что читать и как понимать прочитанное- вот в чём главное. К.Д. Ушинский

? ? ? ? ? БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!

?

?

?

?

?

БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!