СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план-конспект открытого урока по технологии (девочки):«Технология изготовления швейного изделия» (фартук)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок повторения и закрепления материала.Тема: «Технология изготовления швейного изделия» (фартук). (урок – путешествие)

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план-конспект открытого урока по технологии (девочки):«Технология изготовления швейного изделия» (фартук)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение


Средняя общеобразовательная школа № 50




Открытый урок - путешествие

по технологии

в 5 классе


тема:


«Технология изготовления швейного изделия»

(фартук)





Учитель: Балкина Н.В.





Махачкала

2016 г



Урок повторения и закрепления материала.

Тема: «Технология изготовления швейного изделия» (фартук).

(урок – путешествие)

Оборудование: ватман, цветная бумага, клей, ножницы , презентация, картон, нитки, иголки, ткань, бумажные «ромашки», экран, компьютер, кроссворд.


Ход урока

  1. Организационный момент.


  • приветствие

  • проверка явки обучающихся

  • проверка готовности обучающихся к уроку

  • настрой обучающихся на работу

Девиз урока:



«Не страшна дальняя дорога,

когда знаешь и умеешь много…»

Вступительная часть:

Учитель. У нас сегодня необычный урок, раз мы говорим о дороге, то мы с вами будем путешествовать по определенному маршруту. Его необходимо успешно пройти, для того чтобы получить хороший результат. Мы совершим путешествие к звездам в мировом пространстве и будем останавливаться на космических станциях, может что – то мы и узнаем там интересного. Но для этого мы должны определить наш маршрут, давайте вспомним, что мы девочки с вами делали на предыдущих уроках ? (Шили фартуки).

Значит, какая тема нашего урока будет сегодня?


Если ты пришла трудиться,

Знаешь, что нам пригодится!

Положи перед собой тетрадь,

достань дневник.

Дальше список невелик:

Нитки, ножницы, игольницу, иглу.

Из деталей фартука достань-ка ту,

Что одежде придает комфорт и красоту.

Если догадалась – помоги не нарушать урока план,

Тему за меня ты объяви:

«Сегодня будем обрабатывать фартук мы…»


Тема: «Технология изготовления швейного изделия» (фартука)


Какие цели мы с вами поставим?

Цель:

- закрепить понятия о процессе изготовления одежды;

- вспомнить технологическую последовательность изготовления фартука;

- воспитывать бережливость аккуратность и внимательность в работе, развивать эстетический вкус.

А сейчас начнем наше путешествие…

Ход урока:

I) Ведущая: Здравствуйте, сегодня я буду вашей путеводной звездой.

Что нужно знать, если мы хотим сами выполнить, какое - то изделие? (откуда появилось это изделие).

Сейчас мы вам расскажем об истории возникновения фартука. Для этого полетим к звездочке «История».


II. Повторение пройденного материала.

История возникновения фартука



Фартук широко распространенная и почти не меняющаяся часть одежды с древних времен до наших дней. Ведь смоковные листья для Адама и Евы служили не чем иным, как прикрытием нагого тела, выполняющим роль фартука. История создания фартука начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе пользовались примитивной драпировкой. Она прикреплялась спереди к поясу, который представлял собой узкую полоску кожи или связанные (сплетенные) тростниковые стебли.

По ходу истории сменялись представители определённых классов, атрибутом которых являлся фартук. В Древние века фартуки носили исключительно государственные служащие, жрецы, гладиаторы. Позже, в Средние века, фартуками стали пользоваться практически все ремесленники. К этому моменту форма фартука приобрела более привычный для нас вид.

И, как бы это сейчас не звучало странно, но фартуки в древние времена и до 16 века считались атрибутом преимущественно мужской одеждыПервые упоминания использования фартука в женском гардеробе датируются 16 веком. При чём практически одновременно его стали использовать женщины в быту, как в Европе, так и на Руси.

Со временем передник стал частью праздничного народного костюма. Его надевали на праздники.

Интересен тот факт, что фартук как элемент нарядной одежды в Дагестане проник в XIX веке в горное село Кумух, хотя встречался здесь редко. Девушки из состоятельных семей вязали себе крючком из шелковых ниток узорные фартуки, которые отделывались лентами и кружевами.

Во время Первой мировой войны передник оказался совершенно необходимой частью одежды. Многие женщины должны были выполнять мужскую работу: становились дорожными рабочими, механиками и т.п. В это время «одежда горничных» фартук превращается в рабочую женскую одежду. По положению фартука нередко гадали: покосившийся фартук предвещает девушке скорый брак, если фартук развяжется, значит у какой-то женщины начались роды. Новорожденного принимали в передник матери или бабушки, чтобы он долго жил и был здоровым.

Однако в наши дни фартук может использоваться и как рабочий предмет на кухне, и как декоративный элемент для придания атмосферы уюта и большего комфорта. Поэтому не стоит отказываться от фартука – предмета, имеющего такую многовековую историю. Правильно, гармонично подобранный фартук украсит Вашу кухню и задаст именно ту атмосферу тепла и уюта, которая так присуща стилю прованс.

В дальнейшем детские фартуки стали носить в образовательных учреждениях. В России в 1896 году появилась первая школьная форма для девочек-гимназисток. Она состояла из строгого однотонного платья и передника. Фартуков у девочек было два. Один фартук - черного цвета - носился каждый день, белый же передник предназначался для торжественных случаев. На сегодняшний день после отмены формы в 1992 году белые фартуки любят надевать выпускницы средних школ


II) Ведущая: Мы вспомнили историю возникновения фартука. Первые фартуки, как мы вспомнили, были изготовлены из листьев, а из чего сделаны современные фартуки? Чтобы это узнать отправимся к звездочке под названием «Материаловедение»



Материаловедение



Сшить фартуки довольно просто. Что касается материала и техники изготовления, то тут большой выбор. Это могут быть хлопчатобумажные и льняные ткани и их смеси: ситец, сатин, репс, парусина, плащевая, джинсовая ткани. Нужно, чтобы они легко стирались и не линяли. Для некоторых фасонов идут в дело прорезиненные ткани, плотная полиэтиленовая пленка или даже клеенка.



III. Актуализация опорных знаний.

Устный опрос учащихся



А сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется - закончите предложение:

1.Что изготавливают на фабрике:

а) прядильной…(пряжу)

б) ткацкой….(ткань)

в) швейной….(швейные изделия)


2.На каких фабриках работают:

а) прядильщицы…(прядильной)

б) ткачихи….(ткацкой)

в) швеи….(швейной)


3.Закончите предложение:

а) Ткань состоит из...(нитей)

б) Нить содержит...(волокна)

в) Волокна получают из…(растений)

г) К натуральным волокнам растительного происхождения относятся...(лен и хлопок)


4.Загадка – «Какая ткань летом холодит, а зимой греет»:

а) лен; б) хлопок; в) шелк; г) шерсть


5.Вдоль ткани проходит нить …..(основы или долевая нить)

Поперек ткани проходит нить…..(утка)


6. Долевую нить в ткани можно определить по:

а) звуку…. (звонкий)

б) растяжению…..(не растягивается)

в) кромке….(кромка идет по долевой нити)


7.Лицевую сторону ткани можно определить по:

а) кромке, рисунку, блеску, чистоте отделки, ворсу.



Вот мы с вами и вспомнили, что проходили на уроках материаловедения.


III) Ведущая: После выбора материала, приступают к процессу изготовление швейного изделия, который можно разделить на три основные части:

1.Конструирование;

2.Моделирование;

3.Изготовление швейного изделия.

Давайте вспомним, люди, каких профессий занимаются изготовлением одежды? Для этого направимся к звездочке «Профессиональной»


Профессии

Изготовлением одежды занимаются люди разных профессий, рассмотрим некоторые из них.

Конкурс “В МИРЕ ПРОФЕССИЙ”



Подберите к названию профессий ее описание:

Художник

шьет одежду

Конструктор

придумывает новую модель

Модельер

рисует эскиз

Портниха

изготавливает чертеж

Ответ:

  1. Художник – рисует эскиз

  2. Конструктор – изготавливает чертеж

  3. Модельер – придумывает новую модель

  4. Портниха – шьет одежду

То есть мы с вами прошли весь этап изготовления одежды.

Какими профессиональными качествами должны обладать люди этих профессии?


Хорошо знать свою работу.

Обладать хорошим глазомером.

Быть внимательным (7 раз отмерь, а 1 раз отрежь).


Игра с учениками

Назовите пословицы, где есть цифра семь

* Семь бед – один ответ.

* Семеро по лавкам.

* Семь пятниц на недели.

* Семеро одного не ждут.

IV) Ведущая: Для того, чтобы создать фартук художник должен нарисовать эскиз (предварительный набросок или быстро выполненный свободный рисунок).

В современной одежде применяется бесконечное разнообразие цветов, оттенков, тонов. Существует целое учение о цветах – цветоведение. Вот об этом и расскажет нам звездочка «Художница».


Цветовой круг: основные, сложные, составные цвета


В цвете есть общие закономерности. В живописи существует такая фигура, как цветовой круг. С его помощью художнику легко проследить изменение оттенков с добавлением того или иного цвета. Существуют основные, составные и сложные цвета.

Мы должны вспомнить, какие цвета являются основными, а какие составными.

Группа № 1 должна собрать ромашку из основных цветов;

Группа № 2 – из составных, и объяснить свой выбор.

- Молодцы! Справились с заданием.

Ответ 1: Есть три основных цвета, которые невозможно получить, смешивая разные краски. Это красный, желтый, синий. Они составляют основу цветового круга. Имея такие краски (плюс белый и черный) художник может создать все остальные цвета.

Ответ 2. Второстепенные цвета — составные: зеленый, фиолетовый, оранжевый. Чтобы их получить нужно попарно смешивать три основные цвета: красный, желтый и синий.

Смешивая по два основных цвета, можно получить составные цвета:

желтый + синий = зеленый;

красный + желтый = оранжевый;

красный + синий = фиолетовый.


При смешении желтого и синего получается зеленый, если смешать желтый и красный — получим оранжевый, смешаем красный и синий — имеем фиолетовый. Итак, составных цветов всего три: зеленый, оранжевый, фиолетовый.

Вот мы и вспомнили о трех самых главных цветах, о том, какие чудеса происходят с ними, когда их смешивают друг с другом.

А если смешать три и более цвета то получим сложные цвета: это может быть розовый, бежевый и прочие.

Некоторые цвета создают ощущение тепла и прохлады. Их так и называют: теплые и холодные. Обратите внимание на то, что теплые цвета выглядят веселее и праздничнее, чем холодные. Это красный, желтый, оранжевый и все другие, в которых есть хотя бы частичка этих цветов.

Зеленый цвет - цвет особый, потому что состоит из двух цветов: теплого - желтого и холодного - синего.

V) Ведущая: Очень трудно правильно раскроить ткань, не имея бумажной выкройки. А ошибки при раскрое ткани часто невозможно исправить, ткань бывает безнадежно испорчена. Чтобы этого не произошло, на бумаге строят чертеж и выкройку изделия. Этим занимаются конструкторы. Поэтому наш следующий пункт назначения звездочка «Конструктор».

Конструирование.

Что такое конструирование?

Конструирование – это построение чертежа выкройки изделия.

внешний вид и структура изделия (результат – чертежи, рисунки, расчеты).




Мы проходили конструирование, проверим ваши знания в этой области.

Проверочный тест по теме «Конструирование».

Найдите верный ответ:

1.Из приведённого ниже перечня одежды выберите только ту, которая относятся к рабочей.

а - жакет

б – ночная сорочка

в – фартук

2. Сколько основных деталей составляет крой фартука?

а - 7

б – 5

в – 3

(5деталей: нагрудник, нижняя часть фартука, карман, бретели и пояс)


3. Какие детали у фартука парные? (одинарные)

а) нагрудник, нижняя часть фартука, пояс

б) карманы, бретели


4.Какие линии фигуры относятся к основным?

а) линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен

б) линия верха, линия низа


5.С помощью чего снимают мерки?

а) рулетка

б) сантиметровая лента


Чертеж изделия строят на основе мерок.

Мерки – это основные размеры фигуры человека, полученные путем ее измерения.

Прибавки - это разница между телом и внутренними размерами одежды.

Укажите названия мерок для данных обозначений:

а) Д н; 1. полуобхват бёдер;

б) С т; 2. ширина нагрудника

в) С б; 3. длина изделия

г) Д и 4. полуобхват талии

д) Ш н 5. длина нагрудника

 

Мерки для построения чертежа фартука:

           Ст – полуобхват талии

           Сб – полуобхват бедер

           Ди – длина изделия

           Дн – длина нагрудника

           Шн - ширина нагрудника



Викторина: «Что вы знаете об измерениях фигуры человека?».

Вопросы:

    1. С помощью чего снимают мерки? (сантиметровая лента)

    2. По какой стороне фигуры снимают мерки? (по правой)

    3. Какие мерки снимают в первую очередь: мерки обхватов или мерки длин? (мерки обхватов, потом мерки длин)

    4. Чем опоясывают талию перед измерением? (шнурком, тесьмой)

6) Какие мерки записывают полностью? (мерки длин)

7) Какие мерки записывают в половинном размере? (мерки ширины и обхватов)

Мы успешно прошли эту станцию, но следующая будет еще интереснее.

- А сейчас мы немного с вами отдохнем.


Физкультминутка

А сейчас, всерьез и в шутку

Проведем …физкультминутку.

Шили, резали, писали,

Видишь, пальцы как устали?

Руки вверх, теперь вперед,

В стороны и наоборот…

Посмотрели вправо, влево,

Повращали головой.

Повторили: вправо, влево…

Дальше делаем за мной.

Потянулись, улыбнулись,

Сели и к труду вернулись.


VI) Ведущая: На основе построенного чертежа фартука можно моделировать огромное количество фасонов. Полетим к звездочке «Моделирование».


Моделирование

Фасон – внешние очертания изделия с отделочными элементами. На основе базовой выкройки можно смоделировать большое разнообразие фасонов одежды.

Моделирование – это процесс изменения чертежа выкройки  в соответствии с выбранной моделью.

Вопрос: Кто занимается моделированием одежды? (Модельеры)

Назовите известных модельеров одежды. (Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Габриэль Шанель).

Они создают неповторимые вещи, которые мы видим на показах высокой моды.

Что можно изменить в изделии? Давайте рассмотрим, какие линии имеют детали фартука.

Задание: Перед вами чертеж фартука и нумерация линий, поставьте в соответствии цифрам названия линий.

1.Линия верха 
2.Линия талии
3.Линия середины нижней части фартука и нагрудника
4.Линия бока нагрудника
5.Линия низа фартука
6.Линия бока нижней части фартука

Задание: Теперь вам предстоит пофантазировать и создать новую модель фартука.

И так переходим к моделированию. Будем работать с ножницами, поэтому вспомним правила т/б.

Техника безопасности при работе с ножницами.

Ножницы находятся на столе в закрытом состоянии.

Передавать ножницы кольцами вперед.

Существует три способа моделирования:

1.Изменение геометрических форм и размеров деталей фартука (квадрат, треугольник)

2.Применение отделки (вышивкой, тесьмой, отделочными деталями)

3.Моделирование цветом (ткань другого цвета)


Практическая работа

Инструктаж по выполнению практической части.

Представьте, что мы с вами находимся в доме Моды и вы все модельеры, пришли не на урок, а на рабочее место. И так, приступаем к работе. Мы разобьемся на три группы. Перед вами модели фартуков. Уважаемые модельеры, ваша задача провести моделирование этой модели самостоятельно по инструкционным картам.



Каждая группа получает: цветную бумагу, клей, ножницы, линейку. Группы должны составить модель фартука из предложенных элементов и объяснить свой выбор.

Вы умницы. Мне очень понравилось работать сегодня с вами. И я, думаю, вас можно предложить в команду Вячеслава Зайцева или Валентина Юдашкина.



VII) Ведущая: Прежде чем сшить швейное изделие , его необходимо раскроить. Отправляемся к звездочке « Раскройная».


Раскрой ткани.

Раскрой - это процесс получения тканевых деталей путем их вырезания из куска ткани в соответствии с деталями выкройки и с учетом припуска на швы.


Подготовка ткани к раскрою:

1.Продекатировать ткань (увлажнить, проутюжить).

2.Определить лицевую сторону ткани.

3.Определить направление рисунка.

4.Определить направление долевой нити.

5.Проверить дефекты на ткани.

6.Перегнуть ткань по долевой нити лицевой стороной внутрь (настилание)

7. Выровнять поперечный срез ткани с помощью угольника.


Раскладка выкроек на ткань выполняется в следующей последовательности:

1) Раскладка начинается с выровненного края, причем сначала раскладываем крупные детали, а затем более мелкие.

2) Раскладываем выкройки детали на ткань, учитываем направление долевой нити.

3) По очереди каждую деталь выкройки прикалываем булавками к ткани.

4) Детали обводим мелом рядом с контуром выкройки - по этим линиям будут проходить швы.

5)  Контур выкройки обводим еще раз, отступая от нее на ширину припуска. 




VIII) Ведущая: Все подготовили осталось только сшить, а поможет нам в этом звездочка «Швея».

Изготовление фартука.

Для того чтобы сшить фартук необходимо знать технологическую последовательность изготовления изделия.

Расположите правильно технологическую последовательность изготовления фартука на поясе.

  • обработка пояса;

  • обработка накладного кармана;

  • влажно тепловая обработка фартука;

  • обработка нижних и боковых срезов фартука;

  • подготовка деталей к сметыванию;

  • соединение кармана с нижней частью фартука;

  • обработка верхнего среза фартука;

  • обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

  • раскрой

Ответ:



  • Раскрой

  • подготовка деталей к сметыванию;

  • обработка накладного кармана;

  • соединение кармана с нижней частью фартука;

  • обработка нижних и боковых срезов фартука;

  • обработка верхнего среза фартука;

  • обработка пояса

  • обработка верхнего среза фартука притачным поясом.

  • влажно тепловая обработка фартука.



Контрольный тест



обработка верхнего среза фартука

Л


раскрой

П


влажно тепловая обработка фартука

О


обработка верхнего среза фартука притачным поясом

Н


подготовка деталей к сметыванию

Р


подготовка деталей к сметыванию

Ь


обработка накладного кармана

А


обработка нижних и боковых срезов фартука

И


соединение кармана с нижней частью фартука

В



п

р

а

в

и

л

ь

н

о





Загадка:

Тонка, длинна,

Одноуха и остра,

Всему свету нужна. (иголка)


В полотняной стране

По реке Простыне

Плывет пароход

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь-

Ни морщинки не видать! (утюг)


Итог урока (рефлексия)

Беседа о путешествии, впечатлении детей.

Учитель:

- Вам понравился урок?

- На какой станции вы бы хотели еще побывать?

- Какое задание вам показалось трудным, а какое – легким?

- Довольны ли вы своей практической работой?

- Какие новые знания вы сегодня получили?

- Когда эти знания вам будут необходимы, где вы сможете их применить?

А, теперь поделитесь мнениями об уроке.

Попрошу желающих вытянуть карточку и высказать своё мнение.

  • было интересно…

  • было трудно…

  • теперь я могу…

  • я научилась…

  • меня удивило…

  • мне захотелось…

Молодцы


Оцените свою работу на уроке?


Домашнее задание: подготовить 1-2 рисунков фасонов фартука.



























  1. Организационный момент.


Здравствуйте ребята, кто сегодня отсутствует?

Приготовьтесь к уроку, достаньте необходимые принадлежности.


Девочки, наш урок сегодня пройдет под таким девизом:



«Не страшна дальняя дорога,

когда знаешь и умеешь много…»


У нас сегодня необычный урок и раз мы говорим о дороге, (то как вы думаете, что мы сегодня будем делать?) Ну конечно же путешествовать по определенному маршруту. Его необходимо успешно пройти, для того чтобы получить хороший результат. Какое важное событие мы отмечаем ежегодно в апреле месяце? (день космонавтики). Вот поэтому мы и совершим путешествие к звездам в мировом пространстве и будем останавливаться на космических станциях, может что – то интересного мы там и узнаем. Давайте вспомним, что мы девочки с вами делали на предыдущих уроках ? (Шили фартуки).

Значит, какая тема нашего урока будет сегодня? Кто ее озвучит?



Если ты пришла трудиться,

Знаешь, что нам пригодится!

Положи перед собой тетрадь,

достань дневник.

Дальше список невелик:

Нитки, ножницы, игольницу, иглу.

Из деталей фартука достань-ка ту,

Что одежде придает комфорт и красоту.

Если догадалсь – помоги не нарушать урока план,

Тему за меня ты объяви:

«Сегодня будем обрабатывать фартук мы…»


Значит тема нашего урока сегодня : «Технология изготовления швейного изделия» (фартук)

Перед путешествием люди всегда ставят какую либо цель.

Какие цели мы с вами поставим?

Цель:

- закрепить понятия о процессе изготовления одежды;

- вспомнить технологическую последовательность изготовления фартука;

- воспитывать бережливость аккуратность и внимательность в работе, развивать эстетический вкус.

А сейчас начнем наше путешествие…










































Проверочный тест по теме «Конструирование».


Найдите верный ответ:

1.Из приведённого ниже перечня одежды выберите только ту, которая относятся к рабочей.

а - жакет

б – ночная сорочка

в – фартук

2. Сколько основных деталей составляет крой фартука?

а - 7

б – 5

в – 3

(5деталей: нагрудник, нижняя часть фартука, карман, бретели и пояс)


3. Какие детали у фартука парные? (одинарные)

а) нагрудник, нижняя часть фартука, пояс

б) карманы, бретели


4.Какие линии фигуры относятся к основным?

а) линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен

б) линия верха, линия низа


5.С помощью чего снимают мерки?

а) рулетка

б) сантиметровая лента



Ответ:


1 –в

2 - б

3 – б

4 – а

5 – б













Проверочный тест по теме «Конструирование»


Найдите верный ответ:

1.Из приведённого ниже перечня одежды выберите только ту, которая относятся к рабочей.

а - жакет

б – ночная сорочка

в – фартук


2. Сколько основных деталей составляет крой фартука?

а - 7

б – 5

в – 3


3. Какие детали у фартука парные?

а) нагрудник, нижняя часть фартука, пояс

б) карманы, бретели


4.Какие линии фигуры относятся к основным?

а) линия шеи, линия груди, линия талии, линия бедер, линия колен

б) линия верха, линия низа


5.С помощью чего снимают мерки?

а) рулетка

б) сантиметровая лента






































18




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!