1. | Организационный момент | На предыдущих уроках мы с вами изучили понятие криволинейной трапеции, познакомились с понятием интеграла, формулой Ньютона – Лейбница и формулой для вычисления площади криволинейной трапеции. Задача сегодняшнего урока обобщить эти понятия и научиться находить площадь криволинейной трапеции с помощью определенного интеграла. |
Подготовка учащихся к восприятию учебного материала | Фронтальная беседа | Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, проводит краткий инструктаж по технике безопасности | Включаются в участие учебного диалога | Репродуктивный | Учащиеся включаются в процесс целеполагания | Личностные Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом |
2. | Определение и мотивация учебной деятельности | Выявление готовности учащихся к выполнению практической работы «Вычисление площади криволинейной трапеции» | Фронтальная беседа Фронтальная беседа Дидактическая игра | Диалог учителя с учащимися Вопрос учителя – ответ ученика | Конструктивный, репродуктивный | Актуализация знаний о криволинейной трапеции, интеграле, формуле Ньютона – Лейбница, оформление своих мыслей в устной речи с учетом речевых ситуаций | Коммуникативные Личностные Познавательные |
1. Составление формулы для вычисления площади фигуры Приложение 1 2. Повторение определения криволинейной трапеции Приложение 2 3. Повторение основных понятий и определений Приложение 3 | Участвовать в учебном диалоге по изучаемым образцам Характеризовать признаки «криволинейной трапеции» Моделировать изученные определения и математические зависимости |
3. | Актуализация опорных знаний | |
3.1 | Конкурс теоретиков | Построение связи изученного материала с изучаемым на данном занятии | Демонстрация подготовленных презентаций | Просмотр презентаций «Исаак Ньютон», «Готфрид Вильгельм фон Лейбниц» | Творческий | Знакомство с биографией учёных и их достижениями в науке | Познавательные |
3.2 | Конкурс математиков «Наука – всему голова» | Вычисление площади криволинейной трапеции с помощью формулы Ньютона-Лейбница | Групповая: работая в группах учащиеся решают определенный вид задач, обсуждают план решения и полученный результат | Найти площадь фигуры ограниченной линиями Приложение 4 | Пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма вычисления площади криволинейной трапеции Участвовать в учебном диалоге по изучаемым образцам Формировать умения по применению формулы Ньютона – Лейбница для нахождения площадей фигур Формировать умения при работе с компьютером | Конструктивный | Применение формулы площади криволинейной трапеции для решения задачи | Регулятивные Коммуникативные Личностные Информационные Метапредметные |
3.3 | Конкурс «Программируемый шпионаж» | Составление программы для вычисления площади криволинейной трапеции | Найти площадь фигуры ограниченной линиями Приложение 5 | Творческий | Составление программы на языке Pascal для вычисления площади |
3.4 | Проверка выполнения задания | Сравнение полученных результатов | Фронтальная Индивидуальная | Познакомиться с различными способами нахождения площадей фигур | Излагать и комментировать результаты решения Характеризовать особенности решения задачи алгебраическим путём и с помощью оставленной программы | Репродуктивный | Выставление оценок | Коммуникативные Личностные Познавательные |
4. | Изучение материала |
4.1. | Решение сложных задач на вычисление площадей | Применение свойств при нахождении площади фигуры: Приложение 6 Приложение 7 | Фронтальная | Обсуждение представленных задач с целью выявления новых формул, необходимых для их решения | Анализировать представленные фигуры Моделировать новые задания по сравнению с изученными геометрическими зависимостями Участвовать в учебном диалоге по изучаемым образцам | Конструктивный Творческий Репродуктивный | Применение свойств аддитивности и инвариативности для нахождения площадей фигур | Регулятивные Познавательные Коммуникативные |
4.2. | Вычисление интегралов | Применение геометрических соображений к вычислению интегралов | Фронтальная | Вычислить интеграл: . | Участвовать в учебном диалоге по изучаемым образцам | Творческий Конструктивный | Применение геометрической интерпретации для интегрального исчисления | Коммуникативные |
5. | Пауза психологической разгрузки Физминутка | Расслабление и восстановление сил учащихся | | Проводит небольшую физическую разминку, направленную на смену позиции учащихся во время урока | Выполнить комплекс упражнений для формирования правильной осанки | Репродуктивный | Сохранение здоровья и сил учеников | Личностные |
4.3. | Применение интегрального исчисления | Вывод формул для нахождения объёма тел вращения: цилиндр, конус, шар Вывод формулы для К.П.Д. цикла Карно | Групповая Фронтальная | Применение интегрального исчисления курса «Математика (Алгебры и начал анализа)» в межпредметных науках «Геометрия», «Физика» | Обобщить и систематизировать полученную информацию | Творческий | Вывод формул | Познавательные Метапредметные Регулятивные |
6. | Подведение итогов урока | Формирование у учащихся умения оценивать свою деятельность | Фронтальная беседа, самооценка | Предлагает учащимся проанализировать уровень и качество выполнения задания | Оценить качество работы | Репродуктивный | Выставление учащимися себе оценок | Личностные |
7. | Домашнее задание | Сообщение и комментирование домашнего задания | Фронтальная беседа | Домашнее задание | Записать домашнее задание | Творческий Репродуктивный | Выбор домашнего задания по уровню сложности | |