СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирующего оценивания.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дальнейшее обучение и развитие.

Данный вид оценивании является инструментом обратной связи для учителя и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося.

Просмотр содержимого документа
«Технология формирующего оценивания.»

Технология формирующего оценивания.


Под формирующим оцениванием понимается оценивание в процессе обучения, когда анализируются знания, умения, ценностные установки и оценки, а также поведение учащегося, устанавливается обратная связь учитель-ученик.

Основная цель данного вида оценивания – мотивировать учащегося на планирование целей и путей достижения образовательных результатов, т.е. на дальнейшее обучение и развитие.

Данный вид оценивании является инструментом обратной связи для учителя и для ученика, который позволяет оценить текущее состояние обученности и определить перспективы дальнейшего развития учащегося.

Цель проведения формирующего оценивания – личный прогресс ребенка в обучении.

Формирующее оценивание проводится самими участниками образовательного процесса и с той частотой, которая необходима учителю и учащимся для достижения образовательных целей.

При формирующем оценивании шкала оценивания может быть разработана учителем или группой учителей.

Формирующее оценивание даёт возможность естественным образом интегрировать оценивание в традиционные процессы преподавания и учения, происходящие в классе.


Для формирующего оценивания образовательных достижений школьников должны быть созданы следующие условия:

1) задания для оценивания соответствуют содержанию изученного материала;

2) используются знакомые учащимся и соответствующие их возрасту формы заданий. Цель заданий – выявить проблемы, возникающие в процессе обучения у каждого ученика. Важно, чтобы учителю был понятен ход размышлений, который в процессе выполнения задания приводит учащегося именно к этому результату;

3) результаты проведенного оценивания сразу же доступны для учителя и ученика. Учитель и ученик будут иметь возможность по результатам оценивания планировать определенные действия, направленные на повышения качества знаний;

4) процесс формирующего оценивания непрерывен. Оно проводится не только по итогам, но и в процессе изучения определенной темы (раздела);

5) достижения учащихся рассматриваются в динамике, т.е. результаты данного оценивания сравниваются с предыдущими результатами ученика.


Стратегия работы выглядит так:

1) цели переводят в измеряемые учебные результаты;

2) определяется необходимый уровень их достижения;

3)отбираются техники оценивания;

4) реализуются соответствующие методы обучения;

5) проводится оценивание и выясняется, достигнуты ли планируемые результаты учащимися.


Педагогическая технология формирующего оценивания предполагает определенный алгоритм взаимодействия учителя и учащихся при организации образовательного процесса и состоит из девяти шагов.

Шаг 1. Планирование образовательных результатов учащихся по темам.

Специфика данной технологии предполагает предварительный шаг на этапе разработке рабочей программы педагога, а не собственно проведения урока. В рабочей программе педагога должны быть спланированы и распределены/сгруппированы образовательные результаты (предметные, метапредметные, личностные) учащихся по учебным темам.

В разделе «Тематическое планирование» должно быть представлено поурочное распределение образовательных (предметных и метапредметных) результатов учащихся.

Шаг 2. Планирование цели урока как образовательного результата деятельности учащихся.

Для того чтобы цель обучения была диагностируемой, она должна быть сформулирована с точки зрения деятельности ученика, а не учителя.

Шаг 3. Формирование задач урока как этапов деятельности учащихся.

Далее цели урока должны быть трансформированы в задачи урока, которые отражают конкретные действия учащихся на уроке. Решение всех задач урока должно привести к достижению цели.

Шаг 4.Формулировка конкретных критерий оценивания деятельности учащихся на уроке.

Критерии могут быть созданы учителем совместно с учащимися. Школьник должны заранее знать критерии оценивания выполнения задания.

При выборе критериев оценивания необходимо помнить, что они должны обладать следующими характеристиками:

1) быть однозначным, т.е. результат оценивания не должен зависеть от личностей оценивающего и оцениваемого;

2) быть понятным не только учителю, но и учащимся, чтобы они могли проводить самооценку и взаимооценку работ;

3) быть конкретными - без таких абстрактных формулировок, как, например, «хорошо понимает», или «успешно освоил». Они должны давать возможность однозначно оценить результат деятельности ученика.

Шаг 5. Оценивание деятельности учащихся по критериям.

Посте того как критерии сформулированы, необходимо оценивать деятельность учащихся в строгом соответствии с данным критериями.

Шаг 6. Осуществление обратной связь: учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель.

Важным условием организации обратной связи является ее обратный механизм: ученик должен получать отклик от учителя. Это обеспечит реализацию механизма педагогической поддержки и сопровождения учащихся. Цель этого механизма - осмысление ошибок учащихся и выработка рекомендаций по их предотвращению.

1. Обратная связь от учителя к ученику осуществляется в следующих ситуациях:

- в ходе оценивания учащихся на отдельных этапах урока. Ее цель – указать учащимся на ошибки и пути их исправления. Она осуществляется в форме комментариев устных/письменных, при помощи системы условных обозначений;

- по итогам изучения темы (блоков, разделов и т.д.). Учитель анализирует ошибки учащихся и дает рекомендации, как их избежать.

2. Обратная связь от ученика к ученику осуществляется в ходе взаимного оценивания работы на отдельных этапах урока.

3. Обратная связь от ученика к учителю осуществляется в ходе оценивания на отдельных этапах урока. Цель этой обратной связи – определить проблемы учащихся и освоения материала, а также оптимизировать методы и приемы обучения и способствовать педагогической рефлексии учителя, которая проводится с помощью листов самооценки, карт понятий, рефлексии (письменной/устной), кластеров и др. Обратная связь обязательно должна заканчиваться взаимодействием педагога с учащимися, в ходе которого происходит обмен информацией о трудностях ученика, возникающих в процессе обучения.

Шаг 7. Определение личного «образовательного прогресса» каждого учащегося.

При оценивании необходимо сравнивать образовательные результаты учащихся с предыдущим уровнем их достижений. Т.е. педагог уровень достижений ученика сравнивает не с нормами, стандартами, а предыдущим уровнем его достижений. Этот подход должен быть отражен в отметке учащегося.

Шаг 8. Определение места учащегося на пути достижения цели.

Определив личный «образовательный прогресс» учащегося, необходимо проанализировать возможности достижения цели в заданный временной период с учетом результата достигнутого учащимся на нынешнем этапе.

Шаг 9. Корректировка образовательного маршрута учащегося.

По итогам формирующего оценивания можно откорректировать образовательные маршруты учащихся за счет вариативности задания (например, тестов разного уровня сложности); различного темпа выполнения задания (ознакомление учащихся заранее с тем минимумом, который они должны выполнить обязательно); выбора элективных курсов; выбора направлений внеурочной деятельности.


Деятельность учителя в соответствии с алгоритмом: определение текущих целей, планируемых результатов обучения; эргономичное блочно-модульное распределение содержания предметной области; алгоритмическая организация учебного материала; наглядное предъявление в Карте Знаний необходимого минимума содержательной области, подлежащей обязательному усвоению по каждой изучаемой теме; выделение реперных (ключевых) точек контроля каждой темы; планирование образовательных результатов по каждой теме и видам деятельности; определение в рамках программы обучения тем (блоков, модулей), при изучении которых целесообразно использование Листов обратной связи; организация деятельности учащихся по достижению субъективно значимых образовательных результатов; мониторинг учебных достижений школьников; критериально-ориентированное обучение и оценивание; итоговое критериально-уровневое оценивание учебных результатов в рамках темы (блока тем); определение уровня учебных достижений на основе рейтинга; разработка критериев перевода полученных результатов в традиционную пятибалльную систему оценивания; своевременная помощь в ликвидации пробелов; коррекция личной учебной траектории школьников.

Деятельность ученика: принятие учебных целей; выстраивание индивидуальной учебной траектории по Карте Знаний; использование обратной связи в процессе освоения предметной области; выполнение учебных заданий до получения результата, соответствующего личному уровню притязаний; регулирование времени выполнения заданий; само- и взаимооценка текущих учебных достижений на критериальной основе.

Одним из направлений постепенного перехода к системе формирующего оценивания является использование рейтинговой системы оценивания.

Второе важное условие внедрения формирующего оценивания — использование критериев оценивания.

Критериальность в рамках педагогической технологии формирующего оценивания позволяет:

  • — выявлять уровень знаний, умений и навыков;

  • — проводить своевременную коррекционную работу;

  • — избежать формального подхода к оцениванию;

  • — выстраивать индивидуальную траекторию развития обучающихся, сфокусировав внимание на формируемых знаниях, умениях и навыках, а не на формальных отметках;

  • — избегать конфликтных ситуаций между родителями, обучающимися и педагогами;

  • — снимать стрессовое состояние обучающихся.

Правила организации формирующего оценивания:

  • — оцениваемая работа и порядок действий по ее оцениванию должны позволить как педагогу, так и обучающемуся определить успехи и неудачи, а также понять, что нужно сделать, чтобы минимизировать свою неуспешность;

  • — проверяется не просто способность обучающегося вспомнить и изложить изученные факты, но также понимание и применение им знаний, умений и навыков;

  • — оценивание производится в соответствии с общими критериями оценивания по определенной предметной группе, достижения отмечаются отдельно по каждому из критериев;

  • — обучающиеся знают критерии оценивания выполняемого задания до того как приступают к его выполнению, а также по мере возможности привлекаются к обсуждению и (или) созданию рубрик-дескрипторов для оценивания заданий;

  • — обучающимся предоставляется возможность анализа собственного обучения с использованием критериев оценивания и определение того, что нуждается в особом внимании и совершенствовании;

  • — организуется совместная деятельность педагогов по оцениванию работ обучающихся (так называемая модерация) с целью вырабатывания общих подходов к этому процессу;

  • — результаты оценивания выполненных работ доступны только самому обучающемуся, его родителям, педагогам и представителям администрации;

  • — оценивание работ производится максимально объективно, независимо от личных симпатий и антипатий, что достигается детальным фиксированием этой процедуры и созданием подробных рубрик- дескрипторов.

Самооценивание и взаимооценивание учащихся, опирающееся на рефлексию, также являются составляющими формирующего оценивания, включение которых в процесс обучения обязателен. Обучение самооцениванию — хорошее упражнение для саморазвития и особенно важно для адаптации учащихся в современном обществе, где они будут действовать самостоятельно; позволяет наряду с оценкой своей работы самостоятельно определять проблемы и пути их решения. Качество самооценивания зависит от понимания учащимися оценки их работы или деятельности; развития навыков критического мышления и объективизма; сконцентрированости на своих целях.

Преимущество взаимооценивания состоит в том, что учащиеся учатся отмечать слабые и сильные стороны других работ и, таким образом, анализируют собственный прогресс; понимать необходимость и роль оценивания. При подборе заданий и методов необходимо их полное соответствие запланированным целям и процедурам оценки.

Взаимооценивание предоставляет множество возможностей для проведения эффективного формирующего оценивания. Оно направлено на то, чтобы обучающиеся помогали друг другу улучшить свою работу. При этом взамооценивание приносит пользу не только ученику, который получает обратную связь, но и тому ученику, который ее предоставляет.

Взаимооценивание способствует приобретению таких значимых навыков как сравнение, аргументирование, коммуникация, поиск доказательств и критическое мышление. Отмечается потенциал взаимооценивания в повышении ответственности, мотивации и вовлеченности обучающихся. Получая возможность выступить в роли эксперта и советника, обучающиеся сравнивают собственное понимание с видением сверстников. Все это делает взаимооценивание важным компонентом формативного оценивания.

Результаты применения формирующего оценивания: обеспечение повышения качества учебных достижений; определение учащегося как субъекта оценочной деятельности; формирование оценочной самостоятельности школьников; развитие адекватной самооценки; мотивация к системно-деятельностному учению.

Формирующее оценивание обусловливает развитие навыков самостоятельного планирования и самооценки результативности учебной деятельности учеником. Применение инструментов оценивания направлено на рост мотивации ученика в учении.

В процессе оценивания большое значение придается развитию аналитических и рефлексивных умений школьника.

Учитель может выбирать инструменты оценивания, исходя из образовательных потребностей учеников. Инструментами оценивания выступают критериальные таблицы (система критериев оценки), листы самооценки, листы взаимооценки и другие варианты реализации рефлексии, вопросы, направляющие обучение.

В помощь учителю предлагается заполнять Таблицы предметных результатов, составляемых из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик. Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя. В них выставляются отметки в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Учитель решает, как часто он будет пользоваться таблицами — один раз в четверть либо регулярно. Регулярное использование на каждом уроке таблиц предметных результатов потребует от учителя нового специфического навыка — быстро определять, какое именно программное умение демонстрируется учеником при решении каждой конкретной учебной задачи (задания); оперативно находить в таблице требований графу данного умения и выставлять ученику отметку именно за него.

Отметка ставится только за решение продуктивной учебной задачи, в ходе которой ученик осмысливал цель и условия задания, осуществлял действия по поиску решения, получал и представлял результат. Оценка в форме словесной характеристики результатов учебных действий используется при любом действии ученика, особенно успешном. Таким образом, за каждую учебную задачу или группу заданий, показывающую овладение конкретным умением, ставится отдельная отметка. Это позволяет видеть прогресс или затруднения школьников в конкретном разделе предметного содержания и осуществлять коррекцию.

Важно учитывать, что при изучении новой темы ученик имеет право на ошибку, так как он пока в начале пути. Поэтому следует учитывать желание или нежелание ученика иметь отметку за решенную задачу на данном этапе. А за каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел соответствующими умениями и знаниями. Суммируя полученные на уроке баллы за выполненные задания, учитель вместе с учеником может поставить отметку по следующим критериям: 45 баллов и более — «5», 40—44 баллов — «4», 35—39 баллов — «3».

При проектировании урока учителями используется технологическая карта. Такой план-проспект оформляется в виде таблицы с указанием заданий базового и повышенного уровней. Возможность выбора заданий базового, повышенного и максимального уровней позволяет ученику чередовать посильную учебную деятельность с работой, требующей напряжения ума, чувства и воли. Следовательно, выполнение учащимися заданий повышенного уровня дает возможность достигать более высоких образовательных результатов и продвигаться к «хорошим» и «отличным» отметкам. В результате обеспечивается позитивная динамика уровня обученности школьников, что проявляется в приросте числа обучающихся базовой и интенсивной группы и сокращения компенсирующей.

Заключение: формирующее оценивание может быть только критериальным, основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки должны быть известны и понятны учителям, учащимся и их родителям


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!