СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология формирования самостоятельной читательской деятельности младших школьников. (Авторский проект)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технология формирования самостоятельной читательской деятельности младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Технология формирования самостоятельной читательской деятельности младших школьников. (Авторский проект)»

Воронежский областной институт повышения квалификации работников образования

Кафедра педагогики и методики начального образования









Технология формирования самостоятельной

читательской деятельности младших

школьников.

(Авторский проект)






Выполнила:

учитель начальных классов

Павловского района

МОУ Ливенская ООШ

Кузнецова Елена

Владимировна






Воронеж 2020г

Оглавление.

  1. Введение.

  2. Глава 1

1) Проблемы детской художественной литературы.

2) Детские периодические издания.

3) Справочная литература для детей.

4) Детская научно-популярная литература.

5) Религиозная литература.

6) Самоучители.

3. Глава 2.

1) Доступность печатных изданий для детей.

2) Мультимедийные технологии.

3) Проблемы комплектования школьных библиотек.

4. Глава 3.

Что можно предложить в дополнение к урокам внеклассного чтения?

5. Заключение.

6. Список использованной литературы.













Введение.

Развитие самостоятельной читательской активности у младших школьников – важный шаг в формировании их будущего интеллектуального облика. То, что ребёнок с раннего возраста приобщается к чтению, любит его, самостоятельно выбирает книги, которые ему нравится читать, оказывает исключительно благоприятное воздействие на его умственные способности, приучает его к интенсивной умственной деятельности в будущем.

Самостоятельная читательская деятельность – шаг к взрослой жизни. Ребёнок с детства должен приучаться самостоятельно выбирать себе достойный круг чтения. Те книги, которые ребёнок читает в детстве, оказывают большое влияние на дальнейшее формирование его интеллектуального облика, эго эстетических воззрений, на его стремление к умственной работе.

Никто в здравом уме не станет отрицать пользы самостоятельной читательской активности у школьников младших классов. Однако в наши дни мы сталкиваемся с большой и серьёзной проблемой: школьники читают всё меньше. Это можно отрицать, указывая на отдельные отрадные факты, но всё же приходится признать, что массовая читательская активность у детей в последние десять лет значительно сократилась. Мимо их внимания проходят выдающиеся произведения отечественной и мировой литературы, в которых заложен огромный духовный, умственный, эстетический и нравственный потенциал. Одни обвиняют в этом телевидение, другие – компьютеры. Наша задача в этой работе - постараться вскрыть истинные причины падения читательской активности у школьников младших классов, и попытаться противопоставить этому явлению доступные обычному учителю средства.

В последние годы научно-педагогическая деятельность кипит с невероятной интенсивностью. Говорится масса красивых фраз. Программы и требования сменяются с поистине калейдоскопической быстротой, и чуть ли не ежедневно мы узнаём об очередных новационных требованиях, об очередных инновационных технологиях, к которым у учителя нет ни времени, ни сил, ни желания приспособиться. Ведь можно с уверенностью сказать, что в самое ближайшее время на смену одним прогрессивным инновационным технологиям придут другие, ещё более инновационные и прогрессивные, а те сменят другие, и так далее. Поэтому в таком важном деле, как приобщение младших школьников к самостоятельному чтению важно, не увлекаясь громкими заявлениями, красивыми фразами и крикливой кампанейщиной, найти действительно надёжный, адекватный современным условиям метод, не требующий больших материальных затрат, что особенно важно в сельских школах. Школа должна активно противостоять тому валу пошлости и оболванивания, который ежедневно обрушивается на детей с экранов телевизоров. Центральные федеральные каналы (доступные в сельской местности), по-видимому, не собираются менять свою вещательную политику. Надеяться на то, что у телевизионного начальства проснётся совесть, бессмысленно. Именно хорошая книга должна стать надёжным союзником учителя и помочь детям не поддаться агрессивной пропаганде жестокости и стяжательства.














Глава 1.

1) Проблемы детской художественной литературы.

В наше время нет недостатка печатной продукции, рассчитанной на школьников младших классов. От разноцветных обложек на прилавках книжных магазинов пестрит в глазах. Книги – на любой вкус. Детям предлагается масса красочно оформленных журналов. Всё, казалось бы, благоприятствует развитию читательских навыков. Так почему же дети читают всё меньше?

При внимательном рассмотрении оказывается, что большинство ярко и красочно оформленных детских книг, которые предлагают нашим детям продавцы на книжных лотках наших рынков (где в основном покупают своим детям книги родители из сельской местности) выполнены в так называемом «плюшевом» стиле – мы видим бесконечных зайчиков с морковками, белочек с орешками, мишек, котиков, собачек и.т.д. Содержание, как правило, не выдерживает никакой критики. Найти хорошую детскую книгу не так-то просто – она теряется в сверхизобилии продукции в стиле «сюси-пуси», сельским жителям приходится ехать в город.

Времена изменились, и теперь многие детские книги, чрезвычайно популярные в советское время, имеющие высокую художественную ценность и занимательность, ныне или нуждаются в многочисленных пояснениях со стороны взрослых (это относится, в первую очередь, к книгам на исторический сюжет), или несут нежелательную, с точки зрения руководства, идеологическую нагрузку – это касается в первую очередь историко-революционных произведений. С другой стороны, школьники могут ознакомиться с таким жанром литературы, как, например, жития святых, что было раньше немыслимо. В то же время существует определённое «ядро» из книг, которые будут востребованы всегда, во все времена, вне зависимости от моды и политической конъюнктуры.

В то же время необходимо сказать, что в последние годы возник «провал» в отечественной детской литературе. Не слышно новых имён. Не появляются новые авторы уровня К Чуковского, С. Маршака, Б. Заходера, Р. Сефа, Е. Носова, Э. Успенского, Д. Драгунского. Совершенно точно известно, что за последние 10 лет в Московском литературном институте имени А. М. Горького на отделение детской литературы не поступал ни один мужчина, да и сам семинар детской литературы в этом вузе поражает малолюдностью. Всё это - следствия так называемых объективных экономических условий, то есть того, что писательским трудом сегодня прожить невозможно. Ведь настоящая детская книга требует долгого сосредоточенного труда, а издательства автору платят сущие копейки за плоды упорной работы. Это обстоятельство серьёзно затрудняет нашу задачу – хорошие произведения, отражающие современную жизнь, способные увлечь ребёнка свежестью темы и злободневностью, просто отсутствуют. Особенно это относится к прозе.

2) Детские периодические издания.

Программы по внеклассному чтению разработаны давно, регулярно обновляются, и включают в себя литературные произведения, в художественной ценности которых никто не сомневается. Но ограничивать круг чтения только тем, что предлагается программой, неразумно. В то же время прочесть одному ребёнку всё, что может предложить хотя бы один книжный магазин, немыслимо. Ребёнок должен выбирать круг чтения самостоятельно, без особого нажима со стороны взрослых, и помочь ему в этом может чтение хороших детских журналов.

Очень важную роль в формировании привычки к самостоятельному чтению играет детская периодика. В методической литературе, посвященной рассматриваемому вопросу, как правило, речь идёт именно о книгах, о художественной литературе. Журналы для детей в этом контексте не рассматриваются – и это понятно. На журнал, например, «Начальная школа» могут подать в суд за антирекламу того или иного периодического издания. Но в данной работе можно рассмотреть ряд детских журналов и выяснить их сравнительную ценность, не опасаясь судебного разбирательства.

Отличительной особенностью журналов является регулярность их выхода в свет – номера, как правило, взаимосвязаны, в них часто печатаются статьи и повести с продолжением. В лучших детских журналах редакция придерживается совершенно определённой политики, направленной на привитие интереса к чтению, к самостоятельному мышлению, развитию эрудиции, памяти, художественного вкуса, формированию достойной личности. В худших – эксплуатируются те качества, от которых педагоги стараются детей избавить – капризность, склонность к хулиганству, вещизм, высокомерие, агрессия. Такие издания, как правило, напичканы открытой и скрытой рекламой, и их главная цель – извлечение прибыли.

Лучшим периодическим изданием для детей, которое доступно младшим школьникам, является с нашей точки зрения, журнал «Мурзилка». Там за многие десятилетия успешной работы сложился прекрасный коллектив авторов – писателей и художников. Редакционная коллегия не допускает пошлости и низкого уровня статей и рисунков. В журнале работали и рабртают многие известные авторы произведений для детей, классики отечественной детской литературы. Многие выдающиеся произведения впервые вышли в свет именно в этом журнале, кроме отечественных авторов, там печатались в своё время и очень хорошие иностранные – например, Гельмут Ценкер. Сочетание отлично проиллюстрированных повестей с продолжением, коротких рассказов, стихов, пословиц, поговорок, считалок и так далее, способно увлечь ребёнка, и привить ему любовь к чтению. К иллюстрированию привлечены лучшие графики страны. В этом журнале гармонически сочетаются познавательные и развлекательные статьи, и всё, как правило, сделано на высоком уровне. В советское время этот журнал выписывала почти каждая семья, где были дети младшего школьного возраста.

Журнал «Простоквашино» по содержанию несколько напоминает «Мурзилку», но по уровню он ниже – в нём время от времени попадаются откровенно бестолковые «задачи», которые ничего кроме недоумения и раздражения у ребёнка вызвать не могут. Кроме того, там изобразительный ряд решительно преобладает над текстом, а это не способствует развитию читательской активности. Очевидно, авторы этого журнала не достигают уровня авторов «Мурзилки».

Журнал для девочек «Принцесса» производит крайне удручающее, тяжёлое впечатление. Розовенькие и голубенькие странички, куколки а-ля Барби на каждой странице, абсолютный минимум текста, откровенная и скрытая реклама. Сплошной детский гламур без какого-то просвета. Такой журнал можно порекомендовать выписать для своих дочерей только тем родителям, которые хотят видеть в них что-то наподобие Перис Хилтон или Ксении Собчак.

Журнал для мальчиков «Микки Маус» представляет собой просто сборник комиксов на тему диснеевских мультфильмов. Особой пошлости там нет, но и рекомендовать его в качестве полезного нельзя. Комикс – не тот жанр, который способен привить любовь к чтению.

Кроме вышеприведённых журналов, имеются также специализированные издания для детей «по интересам». В педагогической литературе и периодике о них практически не говорится, в то же время эти журналы особенно полезны тем детям, кто интересуется наукой, техникой и искусством. Согласимся, читать следует не только художественную, но и научную, и техническую, и справочную литературу, а навыки чтения таких книг следует формировать с детства. Это особенно полезно мальчикам – ведь мы живём в мире техники, и умение с нею обращаться жизненно важно. В стране объявлена модернизация, нам нужны инженеры, изобретатели и квалифицированные рабочие, а научно-популярная периодика как нельзя лучше подходит для того, чтобы с раннего возраста привить детям любовь к технике и конструированию. Журналы эти выходят многие десятилетия, и пользуются заслуженным уважением.

Журнал «Юный техник» в популярной и доступной детям форме рассказывает о технических новинках и об истории науки, а также об основных принципах работы различных механизмов и устройств. Кроме того, там печатают научно-фантастические рассказы и повести высокого художественного уровня. Так, там впервые в СССР напечатали рассказы классиков жанра - Р. Шекли и Р. Сильверберга. К жанру фантастики в педагогической среде отношение неважное, многие к этому жанру относятся академически-высокомерно – но стоит всё-таки отличать Шекли от Гамильтона и Ефремова от Берроуза, и не ругать весь жанр огульно. В конце концов, Жюль Верн тоже был фантаст. Нельзя отрицать того, что фантастика очень популярна. Этот журнал способствует возникновению интереса к научно-популярной, научной и технической литературе с раннего возраста. К «Юному технику» предлагаются «прицепом» ещё приложения «Левша» и «Почемучка», но ценность их невелика: там просто перепечатываются материалы из старых номеров в слегка изменённом виде. Выписывать эти приложения не стоит.

Журнал «Юный натуралист» приобщает детей к изучению живой природы, в нём интересно и увлекательно рассказывают о животных и растениях. Там печатают прекрасные рассказы и очерки о природе. Его можно рекомендовать детям, особенно любящим природоведение.

Журнал «Юный художник» знакомит детей с историей искусства, с его направлениями, с биографиями великих художников, с основами живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства и дизайна. Дети в доступной форме знакомятся с великими художественными музеями мира. Такое издание полезно не только детям, занимающимся изобразительным искусством, но и всем остальным. Прекрасные репродукции великих произведений искусства будут интересны и полезны не только детям, но и родителям. Многие картины имеют большое воспитательное значение. Сюжетами для многих великих произведений искусства являются великие исторические события, сюжеты из античной мифологии, Библии или истории, имеющие познавательную и воспитательную ценность.

Журнал «Мир техники для детей» появился не так давно, но уже пользуется заслуженным уважением за взвешенную редакторскую политику и за интересные и содержательные статьи. Он в увлекательной форме знакомит детей с историей техники: так дети узнают эволюцию самолётов, автомобилей, танков, пассажирских и военных кораблей, стрелкового оружия, ракет и так далее. Дети узнают имена великих инженеров и изобретателей, факты из их биографии, узнают о трудностях, с которыми им пришлось столкнуться, и о том, как они их преодолели. Они узнают о великих достижениях мировой инженерной мысли, о технических шедеврах. Такой журнал как нельзя лучше способствует развитию инженерного мышления у детей, что особенно полезно именно в наше время. Ведь понятие «высокие технологии» относится отнюдь не только к компьютерным программам и мобильным телефонам, но и ко многому другому, с чем наша жизнь тесно связана в подавляющем большинстве случаев.

3) Справочная литература для детей.

В советское время в библиотеках появился жанр энциклопедии для детей. Существовали такие издания, как «Детская энциклопедия», «Что такое? Кто такой?», выходили в свет «Энциклопедический словарь юного художника», «Энциклопедический словарь юного музыканта», «Энциклопедический словарь юного техника», «Энциклопедический словарь юного физика», «Энциклопедический словарь юного химика», «Энциклопедический словарь юного математика», «Энциклопедический словарь юного историка», «Энциклопедический словарь юного биолога». Эти издания способствовали тому, что в наше время называется метапредметными связями, выявляли природные склонности детей, ориентировали их в выборе будущей профессии.

В настоящее время появилась весьма сомнительная разновидность справочной литературы, такая как книги вроде «100 великих полководцев», «100 великих музеев», «100 великих картин» и так далее. Никаких твёрдых критериев составления в них нет. Всё зависит только от эрудиции и вкусов автора, а эрудиция и вкус часто авторов подводят. Так, в издание «100 великих дворцов» умудрились не вставить Зимний дворец в Петербурге. Особенно настороженно следует относиться к иностранным авторам, в частности из США. Так в дорогой, роскошно изданной книге «1000 шедевров» имеется всего одна картина русского художника - «Явление Христа народу» А. Иванова, зато в ней великое множество совершенно непрофессиональной, невероятно грубой мазни американских и австралийских доморощенных «живописцев». Никакой пользы не принесёт и пресловутая «Книга рекордов Гиннеса». Подавляющее большинство рекордов в ней имеют бессмысленный, шокирующий и скандальный характер.

4) Детская научно-популярная литература.

До 90-х годов существовал такой жанр. Детям в популярной форме рассказывали о законах физики, о великих географических открытиях, о животных и растениях, о технике и. т. д. Сейчас книги такой направленности, по-видимому, не издаются вообще, или издаются такими тиражами, что их можно найти, видимо, только в столице или в немногих книжных магазинах крупных городов – так их не видно ни в библиотеках, ни на полках книжных магазинов.

5) Самоучители.

Дети часто выражают желание самостоятельно научиться чему-либо – как правило, игре на каком-либо музыкальном инструменте (чаще всего – на гитаре), несколько реже – рисованию. Стоит относиться настороженно к иностранным самоучителям рисования. Громкие названия вроде «Полный курс самостоятельного обучения рисунку и живописи» не должны вводить в заблуждение. Уровень их, как правило, крайне низок, и кроме громкой болтовни об искусстве и ярких картинок, в них ничего нет. Предпочтение следует отдавать отечественным авторам.

6) Религиозная литература.

В настоящее время издаётся чрезвычайно много религиозных книг для детей. Далеко не все из них стоит предлагать младшим школьникам, покупаясь на яркие, цветные картинки и завлекательные названия. В наши дни появилось огромное количество сект разного толка, которые с радостью готовы бесплатно снабдить школьников своей весьма красочной, выполненной на высоком полиграфическом уровне печатной продукцией. К таким доброхотам следует относиться с крайней настороженностью. Агрессивная пропаганда свидетелей Иеговы, мормонов, пятидесятников, саентологов, кришнаитов, и прочих может разрушительно повлиять на неокрепшее сознание детей. Также не следует, по нашему мнению, активно предлагать младшим школьникам Ветхий Завет из-за обилия там чрезвычайно жестоких сцен (казни, пытки, человеческие жертвоприношения), а также акафисты – там также с подробностью описаны жесточайшие пытки и казни.

Следует крайне осторожно относиться к громким декларациям и красивым словам о духовности, нравственном совершенствовании и. т. д. Религиозная литература для детей нуждается в самом пристальном внимании со стороны учительских коллективов и школьных библиотекарей. Каждая книга религиозного содержания, которая попадает в руки детей, должна проходить строгий, и даже придирчивый контроль. Не всё то золото, что блестит! Кампанейщина, увлечённость красивой фразой в таком деле необыкновенно вредны.








Глава 2.

  1. Доступность печатных изданий для детей.

На наш взгляд, важнейшая, острейшая проблема, самым пагубным образом влияющая на самостоятельную читательскую активность школьников младших классов – проблема свободного доступа к печатным изданиям. Далеко не все дети могут свободно пользоваться книгами. Следует в первую очередь спросить: а имеют ли дети возможность читать хорошие книги?

В наши дни приходится с горечью констатировать тот факт, что огромному количеству семей хорошие детские книги и журналы просто не по карману. В сельской местности это особенно заметно. Родители в семьях, имеющих детей младшего школьного возраста, как правило, молоды, а всем известно, что в нашей стране молодёжь в большинстве своём плохо обеспечена материально, у огромного количества молодых семей имеются серьёзные жилищные проблемы. Люди, фактически, находятся на грани выживания. Естественно, в стране крайне резко упал спрос на книги, в частности на детскую литературу. Кроме того, крайне резко упали тиражи детских периодических изданий. Так, если тираж журнала «Мурзилка» в 80-е годы превышал миллион экземпляров, то в наше время он упал до 85 тысяч (более чем в десять раз!). То же самое мы можем наблюдать и с остальными периодическими изданиями.

Книга объёмом в 200-300 страниц с иллюстрациями стоит около 250-300 рублей. Для молодых семей, живущих в провинции, это немалые деньги, а для многих - неподъёмные. Раньше наша страна по справедливости считалась самой читающей в мире. Книги, журналы и газеты издавались астрономическими по нынешним меркам тиражами, и всё равно их не хватало! Цены отнюдь не «кусались», причём издание книг, газет и журналов было не дотационным, а приносило солидную прибыль. Писательским трудом можно было прожить, что сказывалось на качестве произведений детской литературы. Кто не знает имён А. Барто, Э. Успенского, Д. Драгунского, Н. Носова!

Известно, что в интеллигентных семьях, где есть своя домашняя библиотека, которая время от времени пополняется, где книжный шкаф - непременный атрибут интерьера, где книги находятся на почётном месте, где старшие читают, а не смотрят сериалы и «Дом 2», дети с раннего возраста и сами любят читать, и агитировать их не надо. Домашняя библиотека уже сама по себе – важный воспитательный фактор. В наше время такой важный педагогический резерв, как домашняя библиотека, в которой ребёнок самостоятельно ориентируется, когда он в свободное время может, не спрашивая ни у кого разрешения, свободно взять с полки любую понравившуюся ему книгу и прочитать её, доступна, увы, далеко не всем. Когда ребёнок спокойно копается в книгах, в любое время может посмотреть иллюстрации, прочитать несколько строк в своё удовольствие – очень хорошо. Это и есть свободное чтение – чтение, не связанное с походом в библиотеку, с формуляром. Когда книга своя, то её и читать приятнее. Но теперь это, к сожалению, доступно далеко не всем.

  1. Мультимедийные технологии.

В последнее время очень много говорится о мультимедийных технологиях, об их широком внедрении в жизнь, об электронных книгах и так далее. Это стало очень модным. Компьютер некоторым может представиться чуть ли не как некая панацея от всех бед нашего образования. Но давайте будем реалистами. Читать книги с компьютерного монитора неприятно, даже противно. Он, в отличие от страницы книги, светится, а то и мигает. Устают глаза. И в сельской местности далеко не все имеют возможность читать книги в электронном формате. Компьютеров в сельских школах меньше, чем детей, а дома они есть далеко не у всех. Можно, конечно, составить прекраснодушные концепции развития, и наговорить множество красивых слов о развитии высоких технологий, инновациях, и так далее. По телевидению время от времени показывают какую-нибудь «обычную» школу, где ученики в полном составе перешли на компьютерные учебники, в результате чего им не приходится таскать многокилограммовые портфели – обходятся миниатюрными индивидуальными ноутбуками. Но всё же будем реалистами. Такие «обычные» школы финансируются вовсе не так, как те, в которой работают почти все наши учителя, а что касается сельских школ, то такая благодать, как электронные учебники для всех учащихся, есть, может быть, только в Барвихе или Рублевке. Не скоро ещё у каждого школьника будет свой индивидуальный компьютер при текущей ситуации в стране.

Самостоятельность читательской активности предусматривает индивидуальное чтение, а чтение – спокойное, несуетное занятие. А когда к компьютеру стоит очередь желающих поиграть или залезть в Интернет, то о каком спокойном, несуетном чтении может идти речь? В лучшем случае – какой-нибудь маленький отрывок, но никак не крупную вещь. Кроме всего прочего, компьютер притягателен для детей главным образом как дорогая игрушка, которая как раз отвлекает от чтения, и это нельзя забывать ни в коем случае. Соблазн поиграть слишком велик. Кроме того, каждая книга для детей является как бы произведением искусства – их оформлением заняты лучшие художники. В компьютере же, как правило, один текст. Как говорил выдающийся немецкий художник-иллюстратор Вернер Клемке, «Детская книга без иллюстраций – всё равно, что суп без соли: пресно». В компьютере - совсем другое дело в сочетании со светящимся и мигающим экраном голый текст и куча посторонних помех. Чтение книг с монитора в начальных классах не стоит рекомендовать хотя бы по медицинским показателям.

В таких условиях для того, чтобы дети, у которых дома читать не принято, у которых нет домашней библиотеки (а таких всё больше!) могли читать книги и журналы, представляется особо важным особое внимание обратить на школьные библиотеки, и на проблемы их комплектования.

3) Проблемы комплектования школьных библиотек.

Ухудшение ситуации.

Школьная библиотека – ближайшее профессионально подобранное книгохранилище, доступное детям, а для очень многих – вообще единственное место, где он имеет возможность взять книгу. Никакие уроки книголюбия., никакие призывы читать и любить книгу, никакие, даже самые лучшие уроки внеклассного чтения не помогут, если книга или журнал фактически (не декларативно!) недоступны. Тогда все призывы к чтению, всё расхваливание книг автоматически превращаются в пустопорожнюю болтовню, и ничего, кроме справедливого негодования, вызвать не могут. Это всё равно, что расхваливать изысканные кушанья голодному человеку, дразнить запахом, но не давать даже попробовать. Мы все прекрасно понимаем, что далеко не все дети имеют возможность «рыться в книгах». Именно поэтому школьная библиотека имеет в наши дни такое важное значение. Пренебрегать её комплектованием, экономить на нём, относиться невнимательно и пренебрежительно – преступно. Библиотекарь в вопросе комплектации библиотеки может растеряться в обилии названий книг и журналов, в пестроте обложек и блеске глянца, и важно, чтобы в библиотеке находились именно те печатные издания, которые были бы действительно нужны и полезны детям. В последнее время школы столкнулись с проблемой хронического недофинансирования, что, разумеется, тесно связано и со школьными библиотеками. Ни о каком развитии самостоятельной читательской активности не может быть и речи, если книга фактически недоступна для маленького читателя. Никакие, даже самые инновационные и самые что ни на есть прогрессивные технологии по внедрению в сознание детей любви к чтению, тут не помогут.

Что касается литературы для младших школьников, то, естественно, на полках должны присутствовать помимо книг из обязательной школьной программы, книги лучших отечественных и зарубежных писателей. Из отечественных авторов должны быть в свободном доступе книги Успенского, Драгунского, Носова, Маршака, Барто. Кроме того, как было сказано выше, необходимы детские журналы. В свободном доступе в любой школьной библиотеке должны быть «Мурзилка», «Юный техник», «Юный натуралист», «Юный художник» и «Мир техники для детей». Всё упирается, как обычно, в вопрос финансирования. Экономят, как всегда, на самых скромных, отбирая то, что совершенно необходимо. Поэтому так важно умело и профессионально использовать те средства, которые есть в наличии, и не тратить их на то, без чего можно запросто обойтись. Если проявить хоть немного внимания, то станет ясно, что закупка одной – единственной «Книги рекордов Гиннеса» с её сомнительными, глупыми, скандальными и шокирующими рекордами «съедает» в финансовом плане подписку сразу на пару прекрасных и полезных детских журналов. Так, стоимость полугодовой подписки на «Мурзилку» составляет 378 рублей, на журнал «Мир техники для детей» - 454 рубля. Подписка на «Юный техник» стоит около 500 рублей.

Для сравнения: полугодовая подписка на гламурно-рекламную «Принцессу» стоит 588 рублей, а на комиксового «Микки-Мауса» - 726 рублей. Цены на хорошие журналы, как видим, вполне «подъёмные», и, видимо, из-за пренебрежения библиотекарей и администрации школ, «Мурзилки» и «Мира техники для детей» нет на полках многих школьных библиотек. С книгами для детей тоже далеко не всё просто. Необходимо чётко определиться с критериями отбора книг, не входящих в список обязательных по школьной программе.

Сказки.

Издавна сказки – любимое детское чтение. Существует великое множество сборников сказок, и во всех детских библиотеках они должны быть. Но стоит всё же отличать сказки для младших школьников от сказок для детей более старшего возраста. Дело в том, что в наши дни издательств великое множество, Главлит отсутствует, жёсткого отбора того, что следует предлагать детям, а что нельзя, нет. Институт литературной редактуры практически выродился. Каждое издательство заботится, прежде всего, о прибыли, поэтому под яркой обложкой с зазывным названием может быть совсем не то. Многие сказки в целях экономии времени перепечатываются прямо из сборников, которые далеко не всегда по своему первичному назначению были предназначены для детей. Стоит помнить, что изначально сказки – чтение для взрослых. В советское время дети пользовались исключительно адаптированными вариантами сказок. Поэтому привычные нам, взрослым, с детства сказки братьев Гримм, Шарля Перро или русские народные сказки при нашей нынешней непростой ситуации в издательствах очень легко могут оказаться неадаптированными. А в таких сказках, как раз, могут быть чрезвычайно жестокие, пугающие сцены, или откровенная эротика. Стоит всё время помнить: знакомая с детства книга знакомого с детства автора может оказаться совсем другой! То же самое название вовсе не означает ту же самую книгу. Следует искать именно адаптированные для детей сборники сказок Ш. Перро, и братьев Гримм. Очень подходят для детей сборники сказок Н. Корольковой и бабушки Куприянихи. Разумеется, необходимо иметь сказки Пушкина. Очень хорошо иметь в школьных библиотеках сказки разных народов мира. В народной сказке в увлекательной, зачастую афористичной форме была сконцентрирована вековая мудрость, в них затронуты важные житейские, моральные, эстетические и философские проблемы, причём всё это, как правило, подано с юмором. В народных сказках добро побеждает зло, положительные герои имеют высокие моральные качества. Народная сказка несёт положительный заряд. Внимание следует также обратить на сборник индийских сказок и притч «Панчатантра» и на избранные сказки из «Тысяча и одной ночи». Полезно иметь также книги об античной мифологии. Лучшая из них – книга В. Куна «Что рассказывали о своих богах древние греки и римляне».

Есть сказки, в которых нет особенно жестоких сцен, но которые слишком сложны для детского восприятия, несмотря на то, что персонажи их широко известны. Младшим школьникам не стоит предлагать, например, сказки Гофмана, которые писались, собственно, для взрослых (за исключением «Щелкунчика»). Учащимся начальных классов такие сказки, как «золотой горшок», «Маленький Цахес по прозванию Циннобер» или «Повелитель блох» могут показаться скучными и затянутыми. Также следует осторожно относиться к сказкам Андерсена – практически у всех сказок этого писателя печальные, просто депрессивные сюжеты, основной мотив которых – самопожертвование, страдания и гибель положительных персонажей. Пожалуй, только «Снежная королева» кончается благополучно. Ни в коем случае нельзя предлагать детям неадаптированные «Путешествия Гулливера» Свифта или «Гаргантюа и Пантагрюэля» Рабле, а также полный перевод «Тысяча и одной ночи». Никакого ханжества и чрезмерного осторожничанья здесь нет. Оригиналы этих книг и многих взрослых могут шокировать, не говоря уже о детях.

Сказочный роман Дж. Р. Толкиена «Властелин колец или Хоббит, туда и обратно» также не подходит младшим школьникам, хотя и рекомендован в пособии «Поурочные разработки по внеклассному чтению» С. В. Кутявиной за 4 класс (изд. «Вако. Саратов». Этот сказочный роман чересчур объёмист. В нём огромное количество персонажей, очень много вставных эпизодов. Он труден для восприятия в силу своей затянутости. Всё-таки, стоит помнить, что этот искусственный эпос написал не детский писатель, а профессор классической филологии Оксфордского университета.

Многие выдающиеся писатели работали в жанре сказки. Одни собирали и литературно обрабатывали народные сказки (например, Андрей Платонов), другие сочиняли свои сказки, которые пользуются большой популярностью. Такие сказки изначально не нуждаются ни в какой адаптации. С ними дело иметь легче в том отношении, что нет множества вариантов одной и той же сказки, которые порой отличаются друг от друга так, что один вариант можно давать младшему школьнику, другой – нельзя.

По нашим наблюдениям, наибольшим успехом у школьников младших классов пользуется творчество Э. Успенского. В детских библиотеках этот автор – вне конкуренции. Его книги любит уже несколько поколений детей. Имена героев Успенского стали нарицательными – так, вредных, скандальных старух дразнят Шапокляк, доверчивых простаков могут назвать Чебурашками. Далее идут А. Линдгрен («Малыш и Карлсон», «Пеппи Длинныйчулок», «Эмиль из Лённеберги», «Рони – дочь разбойника»), Т. Янсен, А. А. Милн. Популярностью пользуется также трилогия Носова о Незнайке и его друзьях. Очевидно – столь устойчивая любовь детей к одним и тем же авторам может очень помочь в таком деле, как привитие с раннего возраста любви к чтению.

Также в любой школьной библиотеке необходимы рассказы В. Бианки, рассказы в. Драгунского и других отечественных авторов. Ни в коем случае при комплектовании библиотек не стоит увлекаться комиксами – их чтение ( вернее, разглядывание картинок) будет иметь результатом не любовь к чтению, а противоположный эффект.

















Глава 3.

Что можно предложить в дополнение к урокам внеклассного чтения?

Как было уже сказано выше, начинать следует с того, чтобы решить для детей проблему фактической доступности книги.

В советское время существовал для развития самостоятельной читательской активности следующий приём: в классе создавалась мини-библиотечка, которой любой ученик мог пользоваться совершенно свободно. Никакого учёта не велось. Книги, как правило, уже прочитанные и бывшие в употреблении, приносили из дома добровольно, часть списанных книг поступала из библиотеки. Подбор их был, правда, крайне тенденциозным: упор делался на книги о Ленине, революции и событиях с этим связанных, поэтому особого успеха эта инициатива не имела – предмет не из весёлых, и особой занимательностью для младших школьников не отличался. Но с другой стороны, в этом было своё рациональное зерно. Ничто не мешает сегодня в каждом классе создать такую мини-библиотечку. Если каждая семья в отдельности не имеет возможности собрать полноценную библиотеку для детей, то, может быть, классу сделать это в складчину? Если обратиться на родительском собрании с такой инициативой к родителям, то, возможно, они ею заинтересуются. Конечно, не стоит ожидать того, что они понесут в эту импровизированную мини-библиотеку дорогие издания. Но что-нибудь обязательно будет. Кроме того, велика вероятность того, что в такие библиотечки попадут книги, которые лежали, давно забытые, и которые отдать не жалко. А ведь есть старые издания, которые ценны и теперь (серия «Мои первые книжки», например). Стоит помнить, что хорошие, тщательно отобранные, не вызывающие никаких педагогических нареканий детские книги в советское время выходили огромными тиражами. Книги для младших школьников – не исключение. И где-то они пылятся! Нам представляется, что у такой мини-библиотеки будет ещё один важный плюс: в ней не будет вестись учёт, не будет формуляров. Дети смогут совершенно спокойно брать любые книги, перебирать их, разглядывать иллюстрации. Такая библиотека будет отличным переходным звеном к началу посещения настоящей школьной библиотеки. Кроме того, очень полезно будет выписать на класс в складчину журнал «Мурзилка», и собрать его в подшивку, и каждый год его выписывать снова. Если стоимость подписки (см выше0 для одной семьи будет чересчур велика, то на класс она будет незаметна для каждого в отдельности. Несколько подшивок таких журналов окажут огромную помощь учителю в деле развития самостоятельной читательской активности. Мало того, что там печатают интересные стихи, рассказы, считалки, загадки, притчи, басни и.т.д, и всё это прекрасно проиллюстрировано. Этот журнал можно использовать также и на уроках труда, кроме того, там иногда печатают пьесы для детей. Выше было уже сказано, что всё, что попадает в этот журнал, проходит самый тщательный отбор, и представляет собой и художественную и педагогическую ценность. Он интересен детям, и свободный доступ к такому периодическому изданию принесёт много пользы. Также очень важно поведение учителя в связи с классной мини-библиотекой. Очень важно в тактичной, ненавязчивой форме предлагать детям те или иные книги, стихотворения, и. т. д. Очень хорошо, если всё это будет сделано в тактичной, остроумной форме – например, проиллюстрировать погоду за окном при помощи стихотворения, и указать при этом, где можно его прочитать, или откликнуться на какое-либо событие в классе, связав его с книгой или журналом из классной библиотечки.

Что отпугивает детей?

Давайте признаемся, что карточка, формуляр, роспись, обязательный срок возврата книги – факторы скорее отпугивающие, чем привлекающие школьников. В журнале «Начальная школа»№1 за 200 год есть статья «Хочу ещё читать» Т. С. Левкиной из Нижнего Новгорода, где она рассказывает о том, что в своём классе она организовала подобную библиотеку. Но, чтобы приохотить к чтению своих учеников (а класс - коррекционный), она завела «дневники читателя», в которых дети выписывают название книги, число страниц, и выписывают несколько строк из текста. Вскоре и родители стали усаживать детей за такие дневники. В классе завели уголок «Люблю читать». В результате, как пишет автор статьи, повысилась грамотность, дети стали читать без ошибок. Далее, у автора статьи было в планах заведение ящика с картотекой чтения.

Возможно, в коррекционном классе это и продуктивно, когда «сложных» детей просто необходимо заставить хотя бы как-то читать. Но сам факт заведения «дневников читателя», картотеки, уголка «Люблю читать» отдаёт откровенно формально-дисциплинарным подходом. В этом сквозит обязательность и принудительность. Принудительная любовь не бывает искренней. Кто из взрослых ведёт «Дневники читателя», расписывая всё по графам? Возможно, есть такие ревнители, стремящиеся въедливо разложить всё по полочкам. Но для подавляющего большинства это дико. Что же говорить о детях? Очевидно, что на раннем этапе сам процесс чтения будет для них ассоциироваться с разграфлёнными тетрадями, где они будут вписывать нечто в пронумерованные графы, опасаясь какой-либо кары за неисполнение. Такой бухгалтерский подход скорее убьёт любовь к чтению, особенно в тех, в ком она уже есть. Сама суть чтения художественной литературы противится такой формализации.

Библиотека – друг.

Очень важным представляется приохотить детей к посещению библиотеки. Выше было сказано о проблемах комплектации школьных библиотек. Но не стоит забывать о том, что там уже есть, и именно то, что имеется в наличии, следует активно предлагать то, что уже есть, школьникам. Ни в коем случае не стоит их отпугивать излишней строгостью и суровостью. Важно будет сделать шаг от классной библиотечки с её свободным доступом к книгам и журналам к школьной библиотеке, где учащиеся, уже знакомые с книгой, впервые самостоятельно придут в настоящую библиотеку с картотекой и формулярами.

Очень важно первое посещение библиотеки оформить как праздник. У детей должна выработаться чёткая установка: посещение библиотеки - удовольствие, а не нудная и докучная обязанность. Не стоит приводить детей в библиотеку раньше времени. Первое совместное посещение всем классом школьной библиотеки стоит провести в конце первого года обучения, когда дети уже выработают и закрепят навыки самостоятельного чтения.

Самостоятельное чтение и метапредметные связи.

В наше время особое внимание уделяется метапредметным связям. Самостоятельное чтение в развитии этих связей важный резерв. В начальных классах задача упрощается тем, что большинство предметов ведёт один и тот же педагог. Так, на уроках рисования можно дать задание проиллюстрировать какой-либо эпизод из понравившегося стихотворения, рассказа или повести. На уроках музыки можно спеть песню на стихи какого-либо известного автора, которая используется в литературном произведении (например, песенку кота Матроскина из повести Э. Успенского). В уроках «Окружающий мир» можно использовать цитаты из Паустовского, Бианки, Пришвина и других авторов, пишущих о природе. К урокам труда можно также подобрать стихи или цитаты, и указать школьникам, где это можно прочитать. Даже на уроках физкультуры время от времени можно использовать какие-либо короткие стишки!

Самостоятельное чтение и патриотическое воспитание.

Самостоятельное чтение – важный педагогический резерв в деле патриотического воспитания детей. Важно предлагать детям книги, имеющие патриотическую направленность. Книги о Великой отечественной войне особенно полезны в этом отношении.

Самостоятельное чтение и эстетическое воспитание.

Дети очень чутки на всё красивое. Поэтому так важно развивать в них хороший вкус, и самостоятельное чтение оказывает в этом деле большую помощь. Хорошие стихи, предложенные в тактичной и ненавязчивой форме детям уже сами по себе способствуют развитию художественного вкуса, а если ещё и учитель грамотно прокомментирует их, откроет детям глаза на то, почему эти стих так хороши, и чем они лучше других, почему они нравятся больше, то польза от этого несомненна. Также прекрасно, если дети имеют возможность читать журнал «Юный художник».

Самостоятельное чтение и нравственное воспитание.

Всем известно, что выдающиеся произведения литературы имеют большой нравственно-воспитательный потенциал, и пользоваться этим не только можно, но и нужно.




















Заключение.


Таким образом, мы видим, что самостоятельное чтение исключительно полезно во всех отраслях педагогической деятельности. Мы видим, что привычка к самостоятельному чтению с детства формирует развитую, умственно, эстетически и нравственно развитую личность, истинного гражданина своей страны. Особо важное значение в нынешних нелёгких условиях приобретает проблема фактической, а не декларативной доступности хорошей детской литературы. И особо важным представляется не заболтать эту проблему, не забить её красивыми фразами, а подойти к ней со всей ответственностью. Нельзя ни в коем случае проявлять формальный подход, когда все галочки проставлены, все пункты в графах заполнены, а детям нечего читать. Пришла пора педагогическим коллективам активнее взяться за эту проблему, без своевременного решения которой все усилия педагогов в деле привития навыков, привычки и любви к чтению пойдут прахом. Вокруг наших детей слишком много соблазнов, которые отвращают их от чтения. С этим необходимо считаться. Всем известно, что без привычки к чтению не будет ни одного мало-мальски компетентного специалиста, связанного с умственной работой. И при нынешней ситуации с финансированием библиотек, мы можем потерять для нашей науки, промышленности и искусства целое поколение.









Список использованной литературы.


«Воспитательная работа в современной школе». С. В. Кульцевич, Т. П. Лакоценина. Воронеж. 2006.

Материалы конференции «Гуманизация образовательного процесса в системе «Дошкольное образование – начальная школа – средняя школа». ВОИКиПро. Воронеж. 2010.

«Мир техники для детей» 2006 – 2010 г. г.

«Мурзилка». 1980-2010 г.г.

«Начальная школа» № 9 1996 г. «Как работать с приложением к журналу «Начальная школа «Книга, здравствуй!». Н. Н. Светловская, Т. С. Пиче-Оол.

«Начальная школа» № 12. 1999 г. «Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения». В. И. Влащенко.

«Начальная школа» № 7 2004 г. «Самостоятельная работа на уроках чтения как средство развития познавательной активности». Л. П. Карина.

«Начальная школа» № 11. 1997 г. «Как сделать так, чтобы дети любили читать?» О. Обнорская.

«Начальная школа» № 9 2003 г. «Литературное чтение в начальной школе» О. В. Сосновская.

«Начальная школа» №2 2000 г. «Почему дети не любят читать?» О. Обнорская.

«Начальная школа» №5 2003 г. «Многие дети не читают книг. Это нормально?» К. Мурашова.

«Родная речь» 1 класс. Климанова Л.Ф. М. «Просвещение». 2007.

«Родная речь» 2 класс. Климанова Л. Ф. Часть 1. М. «Просвещение» . 2007.

«Родная речь» 2 класс. Климанова Л. Ф. Часть 2. М. «Просвещение». 2007.

«Родная речь» 3 класс. Климанова Л. Ф. Часть 1. М. «Просвещение» . 2007.

«Родная речь» 3 класс. Климанова Л. Ф. Часть 2. М. «Просвещение». 2007.

«Родная речь» 4 класс. Климанова Л. Ф. Часть 1. М. «Просвещение» 2007.

«Родная речь» 4 класс. Климанова Л. Ф. Часть 2. М. «Просвещение». 2007. «Юный Техник». 1980-2010 г.г.

«Юный художник» 1990- 2010 г.г.

«Юный натуралист» 1980-2010 г.г.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!