СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Технология эвристического обучения».

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья

Просмотр содержимого документа
««Технология эвристического обучения».»








«Технология эвристического обучения».




Выполнила:

Рыбальченко Татьяна Николаевна

учитель математики МКОУ СОШ с.Малиновка











































Малиновка 2022

Одной из основных особенностей новых образовательных стандартов является использование личностно-ориентированного обучения; формирование у школьников ключевых компетенций; воспитание культурно и социально адаптированной личности. Стремительное развитие человеческой цивилизации, технологическое и культурное разнообразие начинает опережать способность человека осмысливать без соответствующей подготовки новые явления, учитывать риски и прогнозировать перспективы.

Современная педагогика становится все более гибкой и позволяет учителям использовать огромное количество разнообразных технологий обучения. Выбрать можно любую — лишь бы она была эффективна и не вредила ребенку. Одна из популярных инновационных технологий обучения — это эвристическое обучение.

Термин «эвристика» в переводе с древнегреческого языка означает «отыскиваю, открываю».   Речь идет о нахождении знаний, ответов на поставленные вопросы.
В исследованиях советских и российских педагогов и психологов      Л.М. Фридмана и Е.Н. Турецкого выделены главные цели использования эвристической технологии: 

  • Развитие творческого мышления (умения применять имеющиеся знания и навыки в новой, нестандартной ситуации)

  • Самостоятельное формулирование обучающимися целей в процессе обучения,  усвоение знаний, составление алгоритма способов достижения поставленных целей 

  • Сохранение и развитие познавательного интереса обучающихся к преподаваемым предметам

  • Развитие творческих способностей обучающихся и возможность их реализации в учебной деятельности. 


Следовательно, задачами учителя будут выступать:

  • постоянное пополнение запаса знаний учащихся по предмету;

  • развитие общеучебных умений и навыков;

  • развитие креативного мышления;

  • развитие творческой самостоятельности учеников;

  • воспитание творческой личности.


Среди наиболее важных элементов эвристической технологии можно выделить следующие:

  • учитель преднамеренно создает проблемную ситуацию, которая стимулирует обучающихся на поиск новых способов решения возникших трудностей;

  • изучаемый материал дается ученикам не столько для запоминания и усвоения, сколько для его использования в решении творческих заданий;

  • учащимся предоставляется большая степень самостоятельности в творческом поиске;

  • оценивается не только правильность полученных выводов, но и главное -  творческий характер применения имеющихся знаний (чем более нестандартным является решение и способы его получения – тем выше оценка)

Эвристическое обучение базируется на определенных принципах. Среди них:

  • личностное целеполагание ученика;

  • выбор индивидуальной образовательной траектории;

  • метапредметные основы содержание образования;

  • продуктивность обучения;

  • образовательная рефлексия.


Необходимыми условиями использования творческих заданий и развития творческих способностей обучающихся являются:

  • креативность обучения (реализация творческих способностей как учителя, так и учеников);

  •  положительные мотивы обучения;

  •  интерес обучающихся;

  •  положительный микроклимат в коллективе, нацеленность на творчество;

  • предоставление обучающимся большей свободы действий, вариантов работы. 

    Формы и методы эвристического обучения направлены на развитие эвристических качеств личности учащихся и имеют в своей основе соответствующие типы заданий. Приведу примеры заданий и приемов, применение которых обеспечивает развитие когнитивных, креативных, оргдеятельностных качеств учащихся.

Задания когнитивного типа:

  • Решить реальную проблему, которая существует в науке: доказать математическую закономерность, лемму, теорему; объяснить графическую форму цифр их взаимосвязь и последовательность.

  • Исследование объекта (число, уравнение, задача); установить его происхождение, смысл. Строение, признаки, функции, связи.

  • Проведение математического опыта, эксперимента.

  • Исследование исторических фактов (создание десятеричной системы счисления).

  • Вычленение общего и отличного в разных системах, например, в разных типах языков, к примеру, чисел, форм.


Задания креативного типа:

  • Предложить ученикам по-своему выполнить то, что учителю уже известно: а) придумать обозначение числа, понятия; б) дать определение изучаемому объекту, явлению; в) сформулировать математическую закономерность и т.д.

  • Сочинить задачу, математическую сказку.

  • Составить математический кроссворд, игру, викторину, сборник своих задач.

  • Изготовить модель, математическую фигуру, геометрический сад.

  • Провести урок в роли учителя. Разработать свои учебные пособия, памятки, алгоритмы решения задач.

Задания оргдеятельностного типа:

  • Разработать цели своих занятий по математике на день, на четверть, на год; разработать план домашней, классной или творческой работы по математике.

  • Составить и провести викторину по математике, кроссворд, урок для младших классов.

Подобно основным видам эвристической образовательной деятельности, методы эвристического обучения можно классифицировать на оргдеятельностные, когнитивные и креативные

Когнитивные

Креативные

Оргдеятельностные

Методы наук

Интуитивные методы

Методы учеников

Методы учебных предметов

Алгоритмические методы

Методы учителя

Метапредметные методы

Эвристики

Административные методы


(Когнитивные методы: метод вживания, родственный с ним метод смыслового видения, метод образного видения и символического видения, метод эвристических вопросов (Кто? Что? Где? Зачем? Чем? Как? Когда?), метод сравнения, близкий ему метод отличения фактов от нефактов (ищем факты, потом «отличаем» от нефактов), метод эвристического наблюдения (его цель – научить детей добывать и конструировать знания с помощью наблюдений), метод эвристического исследования, метод конструирования понятий, метод конструирования правил, метод гипотез, метод прогнозирования, метод ошибок, метод конструирования теорий.


Креативные методы: метод придумывания, метод «Если бы…», метод образной картины, метод гиперболизации, метод агглютинации (соединение несоединимостей), метод синектики, «мозговой штурм», метод инверсии (метод обращений).


Оргдеятельностные методы: методы ученического целеполагания и планирования, методы создания образовательных программ учеников, методы нормотворчества, методы самоорганизации обучения, методы контроля эвристической деятельности, методы рефлексии, методы самооценки и рефлексии.


Главными результатами использования эвристической технологии являются: 

  • Формируются навыки решения нестандартных ситуаций.

  • Увеличивается практическая значимость преподаваемых предметов.

  • У учащихся формируются новые ценности, развиваются креативные способности, что крайне важно в процессе становления личности обучающихся.

  • В процессе творческого поиска обучающиеся создают материализованные продукты в виде текстов, рисунков, поделок и т.д., которые могут быть использованы в учебном процессе для этих же учеников или их сверстников.

  • Через решение нестандартных задач обучающиеся усваивают модели взрослого поведения, что способствует их успешной социализации.

  • Творческие работы повышают познавательный интерес к предмету, создают комфортную атмосферу обучения и дают возможность проявить себя почти каждому ученику

    Трудности в использовании технологии:

  • Требует большого творческого потенциала от самого учителя.

  • Необходим большой запас времени на подготовку и проведение подобных заданий.

  • Творческие задания применимы далеко не ко всем разделам, темам преподаваемых дисциплин.

  • Сложность объективной оценки результатов творческих работ.

Эвристическое обучение меняет критерии оценки образовательной деятельности. В традиционном обучении образовательный продукт ученика оценивается по степени его приближения к заданному образцу, т.е. чем более точно и полно воспроизводит ученик заданное содержание, тем выше оценка его образовательной деятельности. В эвристическом обучении все наоборот: образовательный продукт ученика оценивается по степени отличия от заданного, т.е. чем большего научно- и культурнозначимого отличия от известного продукта удается добиться ученику, тем выше оценка продуктивности его образования.




8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!