СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология дебаты как средство развития коммуникативной компетенции учащихся в урочной и внеурочной деятельности

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном быстро меняющемся мире важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать, владеть информацией, однако сегодня существует острая проблема делового общения и межличностного взаимодействия у школьников.  Одним из средств решения данной проблемы может стать технология «Дебаты». Данная технология вызвана модернизацией российского образования, выдвигающей перед педагогической общественностью задачу более широкого применения активных и интерактивных методов обучения и воспитания в образовательной практике.   

Просмотр содержимого документа
«Технология дебаты как средство развития коммуникативной компетенции учащихся в урочной и внеурочной деятельности»

Технология Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции учащихся в урочной

и внеурочной деятельности


Г.Я. Лукин

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Покровская общеобразовательная школа № 2

с углубленным изучением отдельных предметов», г. Покровск



Актуальность. В современном быстро меняющемся мире важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать, владеть информацией, однако сегодня существует острая проблема делового общения и межличностного взаимодействия у школьников.

Одним из средств решения данной проблемы может стать технология «Дебаты». Данная технология вызвана модернизацией российского образования, выдвигающей перед педагогической общественностью задачу более широкого применения активных и интерактивных методов обучения и воспитания в образовательной практике.

Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся.

Предмет исследования: технология дебаты в урочной и внеурочной деятельности.

Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования технологии дебатов в урочной и внеурочной деятельности.

Гипотеза: если использовать технологию дебаты, то это будет способствовать эффективному развитию коммуникативной компетенции учащихся.

Задачи:

1. Изучить сущность технологии дебатов, правила и порядок проведения игры.

2. Определить возможности использования технологии дебатов как средства развития коммуникативной компетенции на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.

3. Разработать цикл урочных и внеурочных занятий по технологии дебатов.

Целью применения «Дебатов» на уроках истории и обществознания является формирование интереса учащихся к процессу обучения, развитие умений анализировать, доказывать, аргументировать, правильно задавать вопросы, отвечать на них, кроме того урок преследует цель воспитания гражданственности.

Широкие возможности применения технологии дебатов на уроках истории и обществознания объясняется существованием множества дискуссионных вопросов, альтернативных точек зрения. По данной технологии урок может быть построен как на изучении нового материала, так и на обобщении.

Для проведения урока необходима предварительная работа, включающая в себя знакомство с правилами проведения дебатов, выбором темы, перечнем источников для работы с темой, составлением кейсов и вопросов.

На уроке, который проводится по технологии дебатов работают все учащиеся: определяются роли спикеров (3 спикера позиции утверждения, 3 спикера позиции отрицания, состав экспертов, судей, таймкипер). Остальные учащиеся выступают в качестве публики, внимательно следят за игрой, ведут записи, готовят вопросы для обсуждения после игры, высказывают свои аргументы, приводят доказательства, дают рекомендации и делают замечания.

Судьи внимательно выслушивают выступающих и решают исход дебатов по следующим критериям: содержание (разнообразие аргументов, доказательность, фактические ошибки, работа с вопросами), структура (логика, регламент), стиль (культура речи, культура общения, корректность).


Фрагмент урока истории с применением технологии дебатов


Класс: 10.

Тема урока: Преобразования Петра I

Тема дебатов: «Преобразования Петра I способствовали превращению России в великую европейскую и морскую державу».

Таблица 1


Аргументы утверждения

Аргументы отрицания

А1. Создание нового государственного аппарата, регулярной армии и флота.

А2. Получение Россией выхода в Балтийское море.

А3. Расширение культурных и торговых связей со странами Европы.

Опровержение:

А1. Преобразования в стране проводились принудительными мерами.

А2. Европеизация страны была насильственной, нарушившей многие национальные традиции.

А3. Европеизация коснулась узкого круга дворянства.

Собственный кейс:

А1. Реформы Петра I привели к культурному расколу российского общества.

А2. Недовольство реформами Петра I, рост народных движений.


Технология дебаты прекрасно работает во внеурочной деятельности как способ организации кружковой работы, деятельности школьного детского самоуправления, защиты социальных проектов, организации летнего отдыха детей.

Элективный курс и кружковая работа. Элективный курс разработан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю для 7 – 11-х классов.

Программа элективного курса включает в себя такие формы проведения занятий как вводные лекции, мастерские и практикумы «Построение кейса», «Позиция утверждения», «Позиция отрицания», «Перекрестные вопросы», «Техника публичных выступлений», «Уловки в споре», «Риторика. Культура речи», «Конкурс спикеров», «Судейство в дебатах», «Индивидуальные консультации команд», «Тренировочные игры».

Деятельность школьного самоуправления. Для осуществления самоуправления в школах существуют детские общественные организации. Дебаты можно использовать для обсуждения текущих вопросов школьной жизни, общественных проблем, а также в ходе предвыборной программы кандидатов в председатели ДОО школы.

Летний лагерь «Школа дебатов». В летнем лагере «Школа дебатов» организуются следующие формы работы: мастерские, практические занятия, презентационные игры, мастер-классы, конкурс «Лучший спикер», олимпиада по технологии дебатов, самоподготовка команд, индивидуальная консультация команд, тренировочные игры, финальная игра.

Городская лига дебатов «Искусство полемики». Проект предусматривает проведение в течение учебного года открытого турнира «Искусство полемики» среди школ города. Турнир завершается финалом, в который попадут те команды, которые показали наилучший результат в отборочных играх.

Выводы:

1. Активизировался познавательный интерес, уровень участия в предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.

2. Повысился уровень информационной и коммуникативной культуры.

3. Повышение качества обучения по истории и обществознанию (история – 84 %, обществознание – 83 %).

4. Развитие личностных лидерских качеств (организованность, ответственность, самостоятельность).

5. Поступление выпускников в ВУЗы и продолжение занятий дебатами в студенческих лигах.

Таким образом, применяя технологию дебатов в различных формах можно значительно расширить возможности образования, в результате чего программный материал становится предметом споров, а учеба превращается в интересную и нужную часть жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!