СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии формирования и развития на уроке.

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

У технологий обучения тоже есть проблемы. Как оптимизировать формы образования? Необходимо учитывать такие непривычные составляющие человеческих возможностей, как мотивация и энергия, которые откроют совершенно новые возможности педагогической технологии.

Просмотр содержимого документа
«Технологии формирования и развития на уроке.»

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ НА УРОКЕ

1. Проблемы технологий обучения

В развивающем подходе понятие «методика» впервые заменяется понятием «технология». Вместе с тем, сам термин педагогически зазвучал в американских и западноевропейских исследованиях еще в 30-е гг. И обозначал он не что иное, как описание способов использования технических средств в процессе обучения для повышения его эффективности. Намного позднее появляется более созвучное нашему сегодняшнему пониманию определение педагогической технологии, данное в документах ЮНЕСКО: «Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования».

По поводу такого, очень емкого и конкретного определения, сегодня возникают (по крайней мере -должны возникнуть) некоторые сомнения и вопросы, связанные с различным пониманием его ключевых понятий. Возможно, в продвижении к современному пониманию назначения педагогической технологии вам помогут актуальные соображения на эту тему.

1. Системный метод создания: а) кто создает: если технология уже создана - нет необходимости говорить о методе ее создания: бери и пользуйся; если она должна быть создана учителем, тогда необходимо обратиться ко второй группе вопросов: б) какая система имеется в виду? Открытая или закрытая? Жесткая или гибкая? Устоявшаяся или становящаяся?

В зависимости от ответа на эти вопросы, уже работавшая в чьем-то опыте технология будет оцениваться с позиций той парадигмы, которой учитель придерживается. Иными словами, вопрос о системе позволяет определить: брать или не брать, а если разрабатывать свою авторскую технологию, то какой системы создания придерживаться, т.к. одни и те же методы приобретут совершенно различный смысл. Как видим, снова возникает проблема актуальности.

2. Учет технических и человеческих ресурсов. С техническими ресурсами все понятно, а вот что такое - человеческие ресурсы? Человеческие ресурсы - эти средства, запасы, возможности, имеющиеся у человека. И одновременно – источники его развития, т.е. источники его качества. На Западе эта проблема - связи между качеством человека и качеством производимой им продукции решена достаточно давно и безоговорочно в пользу человека: чем более качественными знаниями и профессиональными умениями он обладает, тем эффективнее и качественнее производимый им продукт. Любой. В том числе, - и образовательный. У нас же, при всех декларациях о ценности отдельной личности, как залога эффективности производства, и в первую очередь - образовательного, личность продолжает оставаться чем-то второстепенным, зависимым от производства продуктом.

Вместе с тем, любой российский учитель внутренне содрогнется, узнав, что его западные коллеги определяют «человеческие ресурсы» состоящими «из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение некоторого периода времени в целях производства товаров и услуг» .

С другой же стороны, если отбросить явно бесчеловечную установку на «использование существ», то необходимость учета таких непривычных составляющих человеческих возможностей, как мотивация и энергия, откроет совершенно новые возможности педагогической технологии. И другие способы ее построения. Но для этого надо обратиться и к другим парадигмам познания - неклассической и пост неклассической, которые будут представлены далее. Обращайтесь, это - тоже ваш ресурс, на этот раз - профессиональный.

3. Оптимизация форм образования. Связь с оптимизмом очевидна, оба слова произошли от латинского optimus - наилучший. Но смысл разный: оптимизм -жизнерадостное мироощущение, проникнутое бодрой верой в будущее, в успех, а оптимизация - выбор наилучшего варианта Какой вариант технологии выбрать для улучшения образования - снова вопрос понимания - качества жизнерадостности, бодрой веры, будущего и т.д. Проблемы, конечно, философские, но очень жизненные, поэтому - актуальные. Следовательно, их тоже надо решать учителю.

Победное шествие технологий в образовании было вызвано тем, что они принципиально отличались от привычных методик. Технологии гарантировали качество: уровень обученности, при охвате всего процесса обучения. То есть, должны были обеспечить «педагогический успех независимо от мастерства учителя» благодаря повторяемости и воспроизводимости результатов.

Производственно-технократический привкус педагогической технологии, более ощутимо сопровождавший все-таки жесткие предписания традиционных методик обучения, явно перекочевал в описание В.П. Беспалько с конвейерной ленты. В описаниях технологий личностно-развивающего образования он постепенно утрачивается.

Более полно различать традиционное и гуманистическое понимание технологий ученые начинают намного позднее. В 90-е гг. XX в. своеобразная граница устанавливается на признании за традиционной методикой характеристик технократичности. Отличительным признаком личностно-развивающих технологий определяется соответствие их «технологических заданий» человеческой природе и культуре (принципы природосообразности и культуросообразности).

Как первое, так и второе определение показателей оказалось, мягко говоря, не совсем корректным. Что незамедлительно сказалось на резком снижении современного качества образования.

Технократизм - направление в социально-экономической мысли, согласно которому общество может целиком регулироваться принципами научно-технической рациональности Иными словами, при власти технократии на первое место выдвигается идея целесообразности, отодвигающая понятия нравственности и морали, превращающая человека в органическую машину.

В технократической цивилизации, т.е. основанной на приоритете и господстве техники, процесс образования подчинен развитию рационального, овладению основами наук при помощи логического мышления. В связи с этим увеличивается свобода личности в материальном отношении при одновременном значительном уменьшении ценности отдельной личности, вызванной механизацией и обезличиванием общественной жизни; происходит поворот от веры к "знанию", к целенаправленному и ограниченному, функциональному мышлению. Появляется оценка культурного уровня народов только по степени технического прогресса. В связи с этим пострадали традиционные культурные ценности - религия, национальная самобытность, сфера интимной жизни.

Технократическое понимание технологии, как главной части конвейера по производству функционально мыслящих и функционально применяющих знания, умения и навыки учащихся придало соответственные оттенки пониманию такой важнейшей составляющей процесса обучения, как межпредметные связи. Механическая увязка различных знаний в одном предмете без связи с жизненной деятельностью, социальным и культурным контекстами привела к тому, что образование утратило культурный, нравственный, личностный смысл. Произошел разрыв образования и культуры, образования и жизни и даже - образования и науки. Следствием этого ученые определяют «утрату социальной ответственности, деградацию поступка, низведение его до уровня биологического и технического акта».

В традиционной педагогике преобладает технократический подход: технология рассматривается как точно установленная последовательность применения методов, способов и приемов педагогической деятельности, направленная на достижение заданного результата – необходимых качеств обученности и воспитанности.

Спорить с выше приведенными определениями не имеет смысла: они дают точное и полное описание возможных последствий приоритета технократизма в образовании над ценностями человеческой личности и культуры. Но критический пафос конца 80-х - 90-х гг. был притягателен до тех пор, пока последствий применения технократической идеологии в образовании не дали о себе знать в наши дни. Парадокс, но все, казалось бы, неизбежное следствие разработки традиционных методик обучения и их всеобщей реализации (рациональность, функциональность, ограниченность личности и т.д.) проявились не вчера, а сегодня.

Если даже умозрительно, по памяти, сравнить «портреты» выпускников советский и современной российской школы с такими параметрами человеческих качеств, как взаимопомощь, открытость, искренность, терпимость, доверительность, компромиссность, сопереживание и т.д., вопрос, «в чью пользу сравнение?» отпадет сам по себе. Бесспорный перевес на стороне выпускников советских школ. Чего никак нельзя сказать, сравнивая «ту» и «эту» молодежь по качествам рационализма, циничной и бескомпромиссной целеустремленности, деловой хватки, скрытности, безразличия к окружающим (самым близким в том числе), эгоцентризма и т.д.

Конечно, дело не только в методиках и технологиях обучения. Качества личности как закладывались на уроке при советской власти, так там же и продолжают закладываться сегодня.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!