СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическое сопровождение развития креативного развития обучающихся на уроках истории и обществознания

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическое сопровождение развития креативного развития обучающихся на уроках истории и обществознания»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 г.о. Балашиха»   Муниципальный научно-методический семинар Технологическое сопровождение креативного развития учащихся Семёнова Юлия Витальевна, учитель истории и обществознания

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №4 г.о. Балашиха»

Муниципальный научно-методический семинар

Технологическое сопровождение креативного развития учащихся

Семёнова Юлия Витальевна,

учитель истории и обществознания

Технологическое сопровождение  креативного развития учащихся 1. Технологии 2. Методы 3. Методические приемы

Технологическое сопровождение

креативного развития учащихся

1. Технологии

2. Методы

3. Методические приемы

Технологическое сопровождение креативного развития учащихся ТРИЗ   технология решения изобретательских задач  ТДМ  технология деятельностного метода

Технологическое сопровождение

креативного развития учащихся

ТРИЗ

технология решения изобретательских задач

ТДМ

технология деятельностного метода

Технологическое сопровождение креативного развития учащихся Линия сравнения ТРИЗ Цель ТДМ Развитие творчества Развитие дивергентного мышления Активизация познавательной деятельности Самостоятельный поиск информации Преодоление психологической инерции Развитие ассоциативного и системного мышления   Самостоятельный поиск информации Активизация познавательной деятельности Развитие творчества Преодоление психологической инерции Развитие ассоциативного и системного мышления  

Технологическое сопровождение

креативного развития учащихся

Линия сравнения

ТРИЗ

Цель

ТДМ

  • Развитие творчества
  • Развитие дивергентного мышления
  • Активизация познавательной деятельности
  • Самостоятельный поиск информации
  • Преодоление психологической инерции
  • Развитие ассоциативного и системного мышления

 

  • Самостоятельный поиск информации
  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие творчества
  • Преодоление психологической инерции
  • Развитие ассоциативного и системного мышления

 

Технологическое сопровождение креативного развития учащихся Линия сравнения ТРИЗ Содержа ТДМ ние Решение открытых задач Противоречие Нет условия и строгого алгоритма действий Открытые задачи имеют множество решений Решение закрытых задач (наличие затруднения, четкая постановка цели, построение проекта и его реализация) Как правило, решение/план один

Технологическое сопровождение

креативного развития учащихся

Линия сравнения

ТРИЗ

Содержа

ТДМ

ние

  • Решение открытых задач
  • Противоречие
  • Нет условия и строгого алгоритма действий
  • Открытые задачи имеют множество решений
  • Решение закрытых задач (наличие затруднения, четкая постановка цели, построение проекта и его реализация)
  • Как правило, решение/план один
Технологическое сопровождение креативного развития учащихся Линия сравнения ТРИЗ Структура ТДМ Блочная структура, Деятельность учащихся  но не обязательна - Четкий пошаговый алгоритм –логика урока (9 шагов) Поисковая, исследовательская Включение воображения Самостоятельное разрешение противоречия Рефлексивный элемент Задания на любом этапе урока Поисковая, исследовательская Включение воображения Самостоятельная реализация построенного проекта - Обязателен -Обязателен (завершающий этап, 9 шаг)

Технологическое сопровождение

креативного развития учащихся

Линия сравнения

ТРИЗ

Структура

ТДМ

  • Блочная структура,

Деятельность учащихся

но не обязательна

- Четкий пошаговый алгоритм –логика урока (9 шагов)

  • Поисковая, исследовательская
  • Включение воображения
  • Самостоятельное разрешение противоречия

Рефлексивный элемент

  • Задания на любом этапе урока
  • Поисковая, исследовательская
  • Включение воображения
  • Самостоятельная реализация построенного проекта

- Обязателен

-Обязателен (завершающий этап, 9 шаг)

ТРИЗ цель Содер ТДМ Развитие творчества Развитие дивергентного мышления Активизация познавательной деятельности Самостоятельный поиск информации Активизация познавательной деятельности Развитие творчества жание Решение открытых задач Противоречие Нет условия и строгого алгоритма действий Струк Решение закрытых задач (наличие затруднения, четкая постановка цели, построение проекта и его реализация) Как правило, решение/план один Деят. Блочная структура Задания на любом этапе урока тура - Четкий пошаговый алгоритм –логика урока (9 шагов) Уч-ся Поисковая, исследовательская Включение воображения Самостоятельное разрешение противоречия Рефл. элемент Поисковая, исследовательская Включение воображения Самостоятельная реализация построенного проекта «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», - Обязателен -Обязателен (завершающий этап, 9 шаг) «пробую и делаю»

ТРИЗ

цель

Содер

ТДМ

  • Развитие творчества
  • Развитие дивергентного мышления
  • Активизация познавательной деятельности
  • Самостоятельный поиск информации
  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие творчества

жание

  • Решение открытых задач
  • Противоречие
  • Нет условия и строгого алгоритма действий

Струк

  • Решение закрытых задач (наличие затруднения, четкая постановка цели, построение проекта и его реализация)
  • Как правило, решение/план один

Деят.

  • Блочная структура
  • Задания на любом этапе урока

тура

- Четкий пошаговый алгоритм –логика урока (9 шагов)

Уч-ся

  • Поисковая, исследовательская
  • Включение воображения
  • Самостоятельное разрешение противоречия

Рефл. элемент

  • Поисковая, исследовательская
  • Включение воображения
  • Самостоятельная реализация построенного проекта

«ищу и нахожу», «думаю и узнаю»,

- Обязателен

-Обязателен (завершающий этап, 9 шаг)

«пробую и делаю»

Историческая справка Основоположником ТРИЗ является изобретатель, писатель - фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (1926 – 1998) С 1989 года – используется в педагогике

Историческая справка

Основоположником ТРИЗ является

изобретатель, писатель - фантаст

Генрих Саулович Альтшуллер

(1926 – 1998)

С 1989 года – используется в педагогике

Области применения ТРИЗ Первоначально создавался для решения изобретательских задач в технических системах

Области применения ТРИЗ

Первоначально создавался для решения изобретательских задач в технических системах

Гин Анатолий Александрович Консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), основатель и научный руководитель международной Лаборатории «Образование для Новой Эры», вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования

Гин Анатолий Александрович

Консультант-эксперт по ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), основатель и научный руководитель международной Лаборатории «Образование для Новой Эры», вице-президент Международной ассоциации ТРИЗ по вопросам образования

Л. Г. Петерсон  педагог-методист, доктор педагогических наук, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности называется деятельностным методом

Л. Г. Петерсон

педагог-методист,

доктор педагогических наук, директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…»

  • Метод обучения, при котором ребенок

не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебной деятельности называется деятельностным методом

Область применения - ФГОС Построение проекта выхода из затруднения Актуализация и фиксация затруднения в действии Выявление места и причины затруднения Мотивация к Реализация построенного учебной деятельности проекта Рефлексия Включение в учебной систему знаний и деятельности повторение Первичное закрепление с проговари- ванием Самостоя- тельная работа с самопроверкой по эталону

Область применения - ФГОС

Построение

проекта

выхода из

затруднения

Актуализация

и фиксация

затруднения

в действии

Выявление

места и

причины

затруднения

Мотивация к

Реализация

построенного

учебной

деятельности

проекта

Рефлексия

Включение в

учебной

систему

знаний и

деятельности

повторение

Первичное

закрепление

с проговари-

ванием

Самостоя-

тельная

работа с

самопроверкой

по эталону

МЕТОДЫ ТРИЗ мозговой штурм систем- ный оператор морфоло- метод фокаль- гический анализ ных объектов метод синек- тики

МЕТОДЫ ТРИЗ

мозговой штурм

систем-

ный оператор

морфоло-

метод фокаль-

гический анализ

ных объектов

метод синек-

тики

ТРИЗ цель Содер ТДМ Развитие творчества Развитие дивергентного мышления Активизация познавательной деятельности Самостоятельный поиск информации Активизация познавательной деятельности Развитие творчества жание Решение открытых задач Противоречие Нет условия и строгого алгоритма действий Струк Решение закрытых задач (наличие затруднения, четкая постановка цели, построение проекта и его реализация) Как правило, решение/план один Деят. Блочная структура Задания на любом этапе урока тура - Четкий пошаговый алгоритм –логика урока (9 шагов) Уч-ся Поисковая, исследовательская Включение воображения Самостоятельное разрешение противоречия Рефл. элемент Поисковая, исследовательская Включение воображения Самостоятельная реализация построенного проекта «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», - Обязателен -Обязателен (завершающий этап, 9 шаг) «пробую и делаю»

ТРИЗ

цель

Содер

ТДМ

  • Развитие творчества
  • Развитие дивергентного мышления
  • Активизация познавательной деятельности
  • Самостоятельный поиск информации
  • Активизация познавательной деятельности
  • Развитие творчества

жание

  • Решение открытых задач
  • Противоречие
  • Нет условия и строгого алгоритма действий

Струк

  • Решение закрытых задач (наличие затруднения, четкая постановка цели, построение проекта и его реализация)
  • Как правило, решение/план один

Деят.

  • Блочная структура
  • Задания на любом этапе урока

тура

- Четкий пошаговый алгоритм –логика урока (9 шагов)

Уч-ся

  • Поисковая, исследовательская
  • Включение воображения
  • Самостоятельное разрешение противоречия

Рефл. элемент

  • Поисковая, исследовательская
  • Включение воображения
  • Самостоятельная реализация построенного проекта

«ищу и нахожу», «думаю и узнаю»,

- Обязателен

-Обязателен (завершающий этап, 9 шаг)

«пробую и делаю»

Этапы урока 1 Мотивационно-целевой этап Изучение нового материала 2   “ Мозговой штурм” 3 Применение изученного   “ Линия времени”   Приём

Этапы урока

1

Мотивационно-целевой этап

Изучение нового материала

2

  Мозговой штурм”

3

Применение изученного

  Линия времени”

  Приём "Инсерт".

Контроля и оценка результатов деятельности

материала

Интеллект-карты

  Разработка изобретательской задачи

4

  Приём «З-Х-У»

Домашнее задание

  Релейная контрольная работа

  Логико-смысловое моделирование

  Повторяем с расширением

  Удивляй!

5

  Роль "подводящий итоги"

  Текстовые задачи

  Задание массивом

  Приём “Лови ошибку”

6 и т.д.

  Методический прием «Интрига»

  Особое задание

  Опрос по цепочке

  «Перепутанные логические цепочки»

  Методика Ривина

  Интеллектуальная разминка

"Светофор"

  ЭССЕ

  Прием «Аргументы»

  Приём “Лови ошибку”

 

  Интегративные задания

  "Да-нетка"

  Выборочный контроль

  Разработка изобретательской задачи

  Творчество работает на будущее

  Необычная обычность

Этапы урока 1 Мотивационно-целевой этап Изучение нового материала 2   “ Мозговой штурм” 3 Применение изученного   “ Линия времени”   Приём

Этапы урока

1

Мотивационно-целевой этап

Изучение нового материала

2

  Мозговой штурм”

3

Применение изученного

  Линия времени”

  Приём "Инсерт".

Контроля и оценка результатов деятельности

материала

Интеллект-карты

  Разработка изобретательской задачи

4

  Приём «З-Х-У»

Домашнее задание

  Релейная контрольная работа

  Логико-смысловое моделирование

  Повторяем с расширением

  Удивляй!

5

  Роль "подводящий итоги"

  Текстовые задачи

  Задание массивом

  Приём “Лови ошибку”

6 и т.д.

  Методический прием «Интрига»

  Особое задание

  Опрос по цепочке

  «Перепутанные логические цепочки»

  Методика Ривина

  Интеллектуальная разминка

"Светофор"

  ЭССЕ

  Прием «Аргументы»

  Приём “Лови ошибку”

 

  Интегративные задания

  "Да-нетка"

  Выборочный контроль

  Разработка изобретательской задачи

  Творчество работает на будущее

  Необычная обычность

 Содержательное звено обеих технологий совпадает. И та и другая технологии помогают учащимся Увидеть проблему Сформулировать её Найти решение (выход из проблемной ситуации) Сделать это творчески

Содержательное звено обеих технологий совпадает.

И та и другая технологии помогают учащимся

  • Увидеть проблему
  • Сформулировать её
  • Найти решение (выход из проблемной ситуации)
  • Сделать это творчески
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!