СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологические карты занятий по внеурочной деятельности "Решение логических задач с помощью таблиц"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологические карты занятий по внеурочной деятельности в 5 классе "Решение логических задач с помощью таблиц"

Просмотр содержимого документа
«Технологические карты занятий по внеурочной деятельности "Решение логических задач с помощью таблиц"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПАНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.Л. ЧЕРЯБКИНА

(МОУ Пановская СОШ)











Технологические карты занятий


«Решение логических задач с помощью таблиц»

(5 класс)













Составитель: Власова Людмила Валентиновна

учитель математики ПКК











Коломенский городской округ



Занятие 1. Решение логических задач с помощью таблиц.

Тема

Решение логических задач с помощью таблиц.

Цели занятия

Знакомство с логическими задачами, решаемыми с помощью составления таблиц; отработка вычислительных навыков

Термины и понятия

Логические задачи, таблица

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Выделять существенную информацию в тексте задачи, представлять условие задачи в виде таблицы

Личностные: развитие познавательных интересов, формирование способности к самооценке.

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, оценка своей деятельности.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формулирование и обоснование собственного мнения, воспитание уважительного отношения к другому мнению.

Познавательные: развитие умения выделять основную информацию в тексте задачи, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.


Межпредметные связи

Учебный предмет

Форма работы

Ресурсы

Арифметика

Индивидуальная, фронтальная

Дидактический материал, слайды, экран, проектор, компьютер, коробка с пронумерованными карточками; красные, жёлтые, зелёные карточки для всех обучающихся

Этапы занятия

Виды деятельности на этапе

Планируемые результаты

Содержание

Мотивационный этап

Организация, мотивация обучающихся на освоение нового. Актуализация знаний.

Обеспечение мотивации учения, принятие обучающимися целей занятия

Проверка домашнего задания

- Создадим стенд «Старинные задачи», прикрепив к нему заготовленные дома тексты задач. Задачи пронумерованы.

Этап учебно – познавательной деятельности

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний. Решение учебных задач.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы

-Рассмотрим следующую задачу.

В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера, Галя. Сколько лет каждому ребёнку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на 3?

- Как вы думаете в чем особенность этой задачи? (Очень много информации, которую нужно сопоставить).

-Какую информацию мы получили из задачи? (Возраст детей, их имена и дополнительная информация, косвенно указывающая на возраст детей).

- Давайте подумаем как удобнее представить полученную информацию в задаче?! ( В виде таблицы)

Решение:

Заполняем таблицу: Ане не 5 и не 8, поскольку она старше Бори, а он не ходит в детский сад. Ей не 15, так как суммы 15 + 5, 15 + 8, 15 + 13 не делятся на 3. Значит, Ане 13 лет.


Аня

Боря

Вера

Галя

5



8




13





15




Значит, Вере не 15 лет, так как 13+15 не делится на 3. Так как Аня старше Бори, то Боре 8 лет.


Аня

Боря

Вера

Галя

5



8

+



13

+

15


Поскольку Ане, Боре и Вере не 15 лет, то 15 лет Гале. Значит, Вере 5 лет.


Аня

Боря

Вера

Галя

5


8

+

­–

13

+

15

+


Ответ: Ане – 13лет, Боре – 8лет, Вере – 5лет, Гале – 15лет.


Физкультминутка

Смена видов деятельности в игровой форме

Снятие утомляемости

Я называю единицу измерения – вы выполняете действия:

Если мера длины – поднять руку, если площади – хлопнуть в ладоши, если веса – зажмуриться, если объёма – сесть на стул.

Этап закрепления практических навыков

Планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач

Установление правильности и осознанности изучения темы

- Решим следующие задачи:

№1.В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия у каждого из друзей?

Решение. Составим таблицу: названия столбцов – имена детей, названия строк – фамилии. Отметим знаком «–», что Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер, значит, Володя – не Иванов. Кроме того, Володя – не Герасимов, так как он учится в 6 классе, а Герасимов – в пятом. Значит, Володя – Семёнов. Тогда поскольку Миша не Герасимов и не Семёнов, то он Иванов. Значит, Петя Герасимов.

№2. В одном городе живут 5 друзей: Иванов, Попов, Сидоров, Гришин, Веселов. Профессии у них разные: маляр, мельник, парикмахер, плотник и почтальон. Попов и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин давно собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Попов и Веселов живут в одном доме с почтальоном. Сидоров недавно был на свадьбе Попова и дочери парикмахера. Иванов и Попов каждое воскресенье играют в теннис с плотником и маляром. А Гришин и Веселов по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг. Почтальон предпочитает бриться сам. Определите профессии каждого из пятерых друзей.

Решение. Составим таблицу: названия столбцов – фамилии друзей, названия строк – их профессии.

Отмечаем в таблице знаком «–», что:

1) Попов и Гришин – не маляры;

2) Иванов и Гришин – не мельники;

3) Попов и Веселов – не почтальоны;

4) Сидоров и Попов – не парикмахеры;

5) Иванов и Попов – не плотники и не маляры.

Из этого следует, что Попов – мельник.

Далее, Гришин и Веселов – не парикмахеры. Из этого следует, что Иванов – парикмахер. Более того, они и не почтальоны, так как, по условию, почтальон предпочитает бриться сам. Таким образом, Гришин – плотник.

Поскольку мы уже знаем, кто из друзей мельник, парикмахер и плотник, заполним оставшиеся ячейки в соответствующих строках таблицы знаками «–». Тогда Веселов – маляр, а Сидоров – почтальон.



Рефлексия

Рефлексия деятельности и итог урока

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности

- С помощью одной из цветных карточек оцените своё понимание на уроке ( красная – «сложно, много не понял», жёлтая – «почти всё понял», зелёная –« всё просто и понятно».

Домашнее задание

  1. Решить задачу по выбору «Старинные задачи».

  2. Решить задачу: . В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей?

Указание. Молоко – в кувшине, лимонад – в бутылке, квас – в банке, вода – в стакане. Составляем таблицу. Сначала узнаём, что молоко в кувшине.





Занятие 2. Решение логических задач с помощью таблиц.

Тема

Решение логических задач с помощью таблиц.

Цели занятия

Решение логических задач с помощью таблиц; отработка вычислительных навыков

Термины и понятия

Логические задачи, таблица

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Выделять существенную информацию в тексте задачи, представлять условие задачи в виде таблицы. Предлагать различные варианты наглядного представления текста сложной задачи.

Личностные: положительное отношение к результатам обучения в рамках изученной темы

Регулятивные: выполнение учебного задания в соответствии с поставленной целью, использование алгоритма; осуществление взаимоконтроля; соотнесение решения с образцом на этапе контроля.

Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формулирование и обоснование собственного мнения, воспитание уважительного отношения к другому мнению.

Познавательные: развитие умения выделять основную информацию в тексте задачи, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач.


Межпредметные связи

Учебный предмет

Форма работы

Ресурсы

Арифметика

Индивидуальная, фронтальная. парная

Дидактический материал, стенд «Старинные задачи»

Этапы занятия

Виды деятельности на этапе

Планируемые результаты

Содержание

Мотивационный этап

Организация, мотивация обучающихся на освоение нового. Актуализация знаний.

Обеспечение мотивации учения, принятие обучающимися целей занятия

1. Обсуждение решений задачи со стенда «Старинные задачи».

Авторы задач проверяют правильность их решения.

-Есть такие задачи, которые никто не смог решить? Давайте решим их вместе.

2. Проверка решения задачи заданной на дом.

Этап закрепления практических навыков

Планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач

Установление правильности и осознанности изучения темы

- Решим следующие задачи:

№1. В соревнованиях по бегу участвовали пять спортсменов. Виктору не удалось занять первое место. Григория обогнал не только Дмитрий, но и еще один спортсмен, отставший от Дмитрия. Андрей достиг финиша не первым, но и не последним. Борис финишировал сразу вслед за Виктором. Кто какое место занял?

Ответ. Андрей – 2, Борис – 5, Виктор – 4, Григорий – 3, Дмитрий – 1.

№2. Коля, Боря, Вова, Юра заняли первые четыре места в соревнованиях. На вопрос, какие места они заняли, трое ответили: Коля – ни 1-е, ни 4-е; Боря – 2-е; Вова – не 4-е. Какие места заняли мальчики?

Ответ. Коля – 3-е, Вова – 1-е, Боря – 2-е, Юра – 4-е.

Физкультминутка

Смена видов деятельности в игровой форме

Снятие утомляемости

На счёт «раз» развести руки в стороны, слегка прогнуться, на счёт «два» - расслабляя мышцы плеч «уронить» вниз руки. Повторить 6-8 раз

Не поворачивая головы посмотреть «вправо – вверх- влево – вниз», затем вдаль и задержать взгляд. Повторить 4-5 раз.

Контроль и оценка результатов деятельности

Осуществление обратной связи через выполнение самостоятельной работы

Применение усвоенных знаний, осуществление само- и взаимоконтроля выполнения задания

Выполните задание по вариантам, затем обменяйтесь тетрадями и осуществите взаимопроверку, сверив с моим решением.

Вариант 1. Три ученицы Аня, Валя и Катя принимали участие в конкурсе. Их фамилии Морева, Розова, Наумова. О них известно следующее: Наумова участвовала в конкурсе впервые, Аня выступала хуже всех, Валя в прошлом году заняла второе место. Работы двух лучших участниц выполнены в тетрадях в клеточку. Морева писала на отдельных листках. Найдите фамилию и имя двух лучших участниц конкурса.

Ответ. Валя Розова, Катя Наумова.

Вариант 2. Футбольный кубок оспаривали четыре команды: «Пламя», «Рекорд», «Стрела» и «Трактор». Болельщики Александр, Борис и Виктор обсуждали шансы на победу каждой из команд. Александр сказал, что победу одержит либо «Пламя», либо «Рекорд». Борис был уверен, что «Пламя» не получит кубка. Виктор же считал, что кубок не выиграет ни «Рекорд», ни «Трактор». Только один из прогнозов подтвердился. Кто выиграл кубок?

Ответ. «Трактор».

Рефлексия

Рефлексия деятельности и итог урока

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности

- Какая из задач показалась вам наиболее трудной. Лёгкой, интересной?. Обоснуйте своё мнение.


Домашнее задание

Решить задачу: Имеются три карточки, одна из сторон которых – красная или зелёная, или синяя, другая сторона у всех белая. На белой стороне одной из карточек написано «красный», на другой – «зелёный», на третьей – «красный или синий». Ни одна из записей не соответствует действительности. Какого цвета каждая карточка?

Ответ. «Красный» – синяя, «зелёный» – красная, «красный или синий» – зелёная.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!