Выделять существенную информацию в тексте задачи, представлять условие задачи в виде таблицы | Личностные: развитие познавательных интересов, формирование способности к самооценке. Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи, оценка своей деятельности. Коммуникативные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками, формулирование и обоснование собственного мнения, воспитание уважительного отношения к другому мнению. Познавательные: развитие умения выделять основную информацию в тексте задачи, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач. |
Арифметика | Индивидуальная, фронтальная | Дидактический материал, слайды, экран, проектор, компьютер, коробка с пронумерованными карточками; красные, жёлтые, зелёные карточки для всех обучающихся |
Организация, мотивация обучающихся на освоение нового. Актуализация знаний. | Обеспечение мотивации учения, принятие обучающимися целей занятия | Проверка домашнего задания - Создадим стенд «Старинные задачи», прикрепив к нему заготовленные дома тексты задач. Задачи пронумерованы. |
Постановка учебной задачи и открытие новых знаний. Решение учебных задач. | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания темы | -Рассмотрим следующую задачу. В семье четверо детей, им 5, 8, 13 и 15 лет. Детей зовут Аня, Боря, Вера, Галя. Сколько лет каждому ребёнку, если одна девочка ходит в детский сад, Аня старше Бори и сумма лет Ани и Веры делится на 3? - Как вы думаете в чем особенность этой задачи? (Очень много информации, которую нужно сопоставить). -Какую информацию мы получили из задачи? (Возраст детей, их имена и дополнительная информация, косвенно указывающая на возраст детей). - Давайте подумаем как удобнее представить полученную информацию в задаче?! ( В виде таблицы) Решение: Заполняем таблицу: Ане не 5 и не 8, поскольку она старше Бори, а он не ходит в детский сад. Ей не 15, так как суммы 15 + 5, 15 + 8, 15 + 13 не делятся на 3. Значит, Ане 13 лет. | Аня | Боря | Вера | Галя | 5 | – | – | | | 8 | – | | | | 13 | | | | | 15 | – | | | | Значит, Вере не 15 лет, так как 13+15 не делится на 3. Так как Аня старше Бори, то Боре 8 лет. | Аня | Боря | Вера | Галя | 5 | – | – | | | 8 | – | + | | | 13 | + | – | – | – | 15 | – | – | – | | Поскольку Ане, Боре и Вере не 15 лет, то 15 лет Гале. Значит, Вере 5 лет. | Аня | Боря | Вера | Галя | 5 | – | – | | – | 8 | – | + | – | – | 13 | + | – | – | – | 15 | – | – | – | + | Ответ: Ане – 13лет, Боре – 8лет, Вере – 5лет, Гале – 15лет. |
Планирование и осуществление деятельности, направленной на решение задач | Установление правильности и осознанности изучения темы | - Решим следующие задачи: №1.В летний лагерь приехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Известно, что каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов, Герасимов. Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер. Володя учится в 6 классе. Герасимов учится в 5 классе. Отец Иванова – учитель. Какая фамилия у каждого из друзей? Решение. Составим таблицу: названия столбцов – имена детей, названия строк – фамилии. Отметим знаком «–», что Миша – не Герасимов. Отец Володи – инженер, значит, Володя – не Иванов. Кроме того, Володя – не Герасимов, так как он учится в 6 классе, а Герасимов – в пятом. Значит, Володя – Семёнов. Тогда поскольку Миша не Герасимов и не Семёнов, то он Иванов. Значит, Петя Герасимов. №2. В одном городе живут 5 друзей: Иванов, Попов, Сидоров, Гришин, Веселов. Профессии у них разные: маляр, мельник, парикмахер, плотник и почтальон. Попов и Гришин никогда не держали в руках малярной кисти. Иванов и Гришин давно собираются посетить мельницу, на которой работает их товарищ. Попов и Веселов живут в одном доме с почтальоном. Сидоров недавно был на свадьбе Попова и дочери парикмахера. Иванов и Попов каждое воскресенье играют в теннис с плотником и маляром. А Гришин и Веселов по субботам обязательно встречаются в парикмахерской, где работает их друг. Почтальон предпочитает бриться сам. Определите профессии каждого из пятерых друзей. Решение. Составим таблицу: названия столбцов – фамилии друзей, названия строк – их профессии. Отмечаем в таблице знаком «–», что: 1) Попов и Гришин – не маляры; 2) Иванов и Гришин – не мельники; 3) Попов и Веселов – не почтальоны; 4) Сидоров и Попов – не парикмахеры; 5) Иванов и Попов – не плотники и не маляры. Из этого следует, что Попов – мельник. Далее, Гришин и Веселов – не парикмахеры. Из этого следует, что Иванов – парикмахер. Более того, они и не почтальоны, так как, по условию, почтальон предпочитает бриться сам. Таким образом, Гришин – плотник. Поскольку мы уже знаем, кто из друзей мельник, парикмахер и плотник, заполним оставшиеся ячейки в соответствующих строках таблицы знаками «–». Тогда Веселов – маляр, а Сидоров – почтальон. |
Рефлексия деятельности и итог урока | Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности | - С помощью одной из цветных карточек оцените своё понимание на уроке ( красная – «сложно, много не понял», жёлтая – «почти всё понял», зелёная –« всё просто и понятно». |
Домашнее задание | Решить задачу по выбору «Старинные задачи». Решить задачу: . В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, лимонад, квас и вода. Известно, что вода и молоко не в бутылке, сосуд с лимонадом стоит между кувшином и сосудом с квасом, в банке не лимонад и не вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. В какой сосуд налита каждая из жидкостей? Указание. Молоко – в кувшине, лимонад – в бутылке, квас – в банке, вода – в стакане. Составляем таблицу. Сначала узнаём, что молоко в кувшине. |