Тема урока: Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский | Тип урока: «Открытие» нового знания |
Цель урока | Сопоставление героико – эпических образов музыки с образами изобразительного искусства |
Задачи урока: | Образовательные: Познакомить с жизнью и подвигами князя Александра Невского и показать, как его образ отражён в музыке и изобразительном искусстве. |
Развивающие: Развивать познавательный интерес обучающихся. Развивать эстетический вкус, творческую активность и мышление обучающихся. |
Воспитательные: Воспитывать уважение к защитникам Отечества и памяти об их подвигах |
Планируемые результаты | Предметные | «Кантата», «Триптих», «Патриотизм» |
Личностные | Активное включение в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности. Выражение собственной точки зрения по теме урока. Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки. |
Метапредметные | Коммуникативные | планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
Регулятивные | выполнять задания в соответствии с поставленной целью, коррекция и оценка, |
Познавательные | - овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; - овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог |
Межпредметные связи | История, литература, русский язык, изобразительное искусство. |
Ресурсы урока | РНП «Солдатушки, бравы ребятушки», картина П. Корина «Александр Невский», С. Прокофьев Кантата «Александр Невский», |
Формы урока | Фронтальная, индивидуальная, групповая. |
УМК | Музыка. 5 кл.: Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская Учеб.– М.: Просвещение, 2015 г. |
Ход урока |
Дидактическая структура урока, с указанием времени | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный момент | Общее приветствие, рассаживание | - Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка | | Мобилизации сил и волевой саморегуляции |
2 | Актуализация знаний, целеполагание | Активизирует внимание учащихся Организует беседу, направляет деятельность учащихся на самостоятельный поиск информации. | Отвечают на вопросы, комментируют. анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы. Формулирование учащимися цели урока и цели саморазвития с последующей записью в тетрадь | - Ребята, посмотрите видеофрагмент и подумайте, о чём мы сегодня на уроке мы с вами будем говорить? (прослушать песню Солдатушки, бравы ребятушки) - Определите характер песни, выбрав нужные слова: энергично победно мужественно призывно возвышенно стремительно, сумрачно, торжественно Дети: «Солдатушки, бравы ребятушки» У: народная или композиторская песня? Дети : русская народная песня О чем поется в песне? Скажите, как вы понимаете слово «патриотизм»? Слово патриотизм (от греческого patris – родина), любовь к родине. А вы считаете себя патриотами? Почему? В чём это выражается? Это любовь к родине, к городу, к своей улице на которой вы родились. А как вы думаете люди могут выражать чувство патриотизма? Люди сочиняли стихи, писали рассказы, рисовали картины, складывали песни о своей стране, родине, о подвигах великих людей. Чтобы более доступно и правдоподобно донести потомкам историю нашего Отечества, люди сочиняли патриотические песни, в которых рассказывалось о великих сражениях, исторических битвах, героизме великого народа, отдававшего свою жизнь за Родину. Эта песня правдивая? О чем мы будем говорить на уроке? | Воплощение художественно-образного содержания РНП Ориентирование в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России | Планирование собственных действий в процессе восприятия, исполнения музыки |
3 | Изучение новой темы. Первичное усвоение новых знаний, 15 мин | Организует беседу | анализируют, сравнивают, выдвигают гипотезы. Участвуют в учебном диалоге. Записывают в тетрадь. | Сегодня наш урок будет посвящён подвигу известного заступника, защитника, бесстрашного воина и национального героя – Александру Невскому. Беседа об А.Невском. Работа с иллюстрацией: Обратите внимание на картину художника П. Корина «Александр Невский» (слайд) Что необычного в этой картине? Из скольких частей она состоит? (3 части) Беседа по картине. Триптих – (от греч. triptychos - сложенный втрое), 1) 3-створчатый складень. 2) Произведение искусства из трех картин, рисунков, рельефов, объединенных общей идеей или темой. | овладение навыками смыслового чтения текста, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации; -овладение логическими действиями анализа, сравнения, построения рассуждений; готовность слушать собеседника и вести диалог; | Развитие навыков сотрудничества. Коррекция Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину |
4 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации. | Организует слушание | Восприятие и анализ произведения Проявляют эмоциональную отзывчивость, личностное отношение к муз. произведениям. | А теперь послушайте, как Александр Невский охарактеризован музыкой? (Мужественный, смелый) Композитор С. Прокофьев написал кантату, которая так и называется «Александр Невский» Кантата - крупное вокально-инструментальное произведение, обычно для солистов, хора и оркестра В образе Александра Невского представлен весь народ, все герои, которые защищали и защищают нашу Родину Художник делал много эскизов и этюдов, направленных на изображение образа русского человека. |
5 | Первичная проверка понимания, 3мин | Организует опрос. | Отвечают на вопросы учителя, корректируют выступления одноклассников | Как и чем композитор подчеркнул образ героя? (ритмом, темпом, тембром) Опишите, каким предстаёт перед нами Александр Невский? | Моделирование музыкальных характеристик героя | Формулирование собственного мнения и позиции. |
Игра – викторина. Среди слов, обозначающих вооружение воина, найди лишние слова: Доспехи Латы Шлем Щит | Посох Меч Кольчуга Калач | 2. Почему назвали Александра Невским? 3. Закончи пословицу: «Кто с мечом к нам придёт, | Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний |
6 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению, 2 мин | Объясняет сущность домашнего задания. Предоставляет выбор разноуровневых заданий с использованием учебника и дополнительных источников информации. | Фиксирование д/з в дневниках. Самостоятельно выбирают уровень для выполнения домашнего задания | Найти виды искусства, отражающие подвиги А. Невского | Поиск и выделение необходимой информации | Самостоятельный выбор целей и способов решения поставленных учебных задач в процессе выполнения д/з |
7 | Работа над вокально хоровыми навыками 15 мин | Организует вокально-хоровую работу, | Выполняют гимнастику и разучивают песню. | РНП (Смоленская область) «На горе крутой зелен дуб стоит» - Какое настроение вызывает у вас эта песня? - Можем ли мы увидеть музыку в этой песне? | Формирование музыкальной культуры Проявляют эмоциональную отзывчивость при восприятии. Речевые высказывания о характере песни, настроении | Саморегуляция волевых усилий, способности к мобилизации сил в процессе работы над исполнением музыкальных сочинений на уроке, к собственным действиям в процессе познания музыки |
8 | Рефлексия, подведение итогов занятия 2 мин | Предлагает определить уровень своих достижений и ответить на вопросы: что интересного узнали, что понравилось, что осталось непонятным, где пригодятся полученные знания, умения. | Анализ своей деятельности. | Какое впечатление произвел на вас наш сегодняшний урок. Давайте с вами в завершении нашего урока попробуем завершить предложения: 1. Я узнал 2. Я увидел 3. Я удивился 4. Я хочу узнать | Использование речи для регуляции своего действия. Осуществление комплексного анализа своей деятельности умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли нравственно- этическое оценивание |