СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия ВНД шахматы "Белая ладья"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия ВНД шахматы "Белая ладья"»

Технологическая карта занятия «Белая ладья»

по теме: «Шахматная доска».

Учитель: Ткачева О. И., учитель физической культуры, МБОУ Сорская СОШ 1.


Название предмета

«Белая ладья»

Тема

Шахматная доска.

Класс

2

Тип занятия

Образовательно-обучающей направленности

Вид занятия

Путешествие

Форма организации

Внеурочное занятие

Цель занятия

Научить ориентироваться на шахматной доске, познакомить с белыми и черными полями.

Задачи:

Оздоровительные


Образовательные


Воспитательные


Формирование правильной осанки

Развить интерес к самостоятельной игре в шахматы.

Овладеть целостными знаниями в области истории появления шахмат, правилами расположения шахматной доски

Закрепить полученные знания

Воспитывать самостоятельность, дисциплинированность, ответственное отношение к заданиям.


Продолжительность

35 минут

Планируемые результаты:

Предметные


Метапредметные




Знать шахматные термины. Уметь ориентироваться на шахматной доске.


Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве с учителем, ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную.

УУД

Познавательные


Регулятивные



Коммуникативные


Личностные


Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении заданий, строить речевое высказывание с использованием полученных знаний о шахматах.

Определять и формулировать тему занятия самостоятельно. Проговаривать последовательность действий. Учить высказывать своё предположение на основе данного задания, учить работать по предложенному учителем плану. Уметь самостоятельно планировать свою деятельность

Взаимодействие при выполнении задании занятия, как с одноклассниками, так и с учителем, находить адекватные способы поведения во время учебной и игровой деятельности.

Формировать устойчивый интерес и положительную мотивацию к игре в шахматы; реализация интеллектуальных возможностей в игре в шахматы, стремление к самообразованию, анализу своих действий, сотрудничество со сверстниками.

Место проведения

Класс









Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Дозировка

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижение планируемых результатов

1.Вводная (целеполагание, актуализация знаний, организационный момент)

1. Пожелание успеха друг другу и учителю.

2. Отвечают на поставленные вопросы.

3. Определяют тему и цель занятия

Настраивает эмоциональную сферу учащихся

Ведет беседу с классом о теме и цели занятия


5 минут

Проверьте свою готовность к занятию, наличие всего необходимого.

- А теперь посмотри в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелай ему успеха.

- Улыбнись тому, кто находится рядом.

Отгадать загадку:

Есть такое поле в летках, Здесь сражаются нередко, Нет мечей, щитов, снарядов, Падать тоже здесь не надо, Побеждают только мысли, А не пушек точный выстрел! (Шахматы)


Постановка цели занятия.

2. Основная (осмысление, изучение нового, применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач урока)

Слушают

Просматривают наглядный материал

Изучают шахматную доску

Выполняют задания, комментируя и поясняя свои действия


Рассказывает легенду появления Шахмат (Приложение 1).

Демонстрирует шахматную доску

Задает вопросы

Формулирует задание

Провидит физминутку (Приложение 2)

15 минут

Беседа:

- Что нам нужно, чтобы играть в шахматы? (шахматные фигуры и шахматная доска).

- Доски бывают разные, но в шахматы можно с играть только на шахматной доске. Вот она перед вами. Чтобы играть в шахматы, её необходимо хорошо знать.

Шахматная доска – это квадрат, на нём 32 белые и 32 чёрные клетки. Сколько же всего? (64)

В шахматы играют два соперника.

Они садятся за шахматную доску лицом друг к другу.

Доску правильно клади,

На углы всегда гляди,

Чтоб у правого угла

Клетка белая была!

- Что находиться справа – слева, сверху – внизу доски?

- Сколько всего черных и белых клеток на шахматной доске?

- Расположите шахматные доски перед собой правильно.

Определите и отметьте красными флажками, клетки (h1, a3, е6).


3. Заключительная (первичное закрепление изученного на уроке)

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Учащиеся продолжают начатое высказывание, оценивая занятие

Записывают домашнее задание


Организует повторение и обобщение полученных знаний (Приложение 3).

Организует ситуацию для итоговой рефлексии совместной деятельности, подведение итогов урока

Домашнее задание


10 – 15 минут

Рефлексия

Продолжите:

Я сегодня запомнил…

Я сегодня научился…

Я затрудняюсь…

Удалось ли нам достичь поставленные цели?

Что помогло вам в достижение успеха?

Д/з: нарисовать одну из шахматных фигур из легенды.









Приложение 1.

Легенда о появлении игры Шахматы

Давным-давно, 2000 лет назад, в одной прекрасной стране с названием Индия жил да был один очень могучий, сильный и богатый шах Шеран-Шихран. Было у него множество дворцов, крепостей и огромная армия ЧАТУРАНГА.

Вскоре он всех противников победил-покорил. И вот, когда воевать стало не с кем, заскучал великий государь. Посидел падишах на троне и закричал от скуки страшным голосом: «Скучно! Подать мне сюда всех великих мудрецов да чародеев!» Прибежали испуганные мудрецы: «Что тебе надобно, царь-государь?» «Развеселите меня! Придумайте забаву царскую, чтоб не грустилось мне. Как угодите мне велю золота отсыпать, сколько унесёте, а нет мой меч - голова с плеч!».

Дал на все думы царь лишь три дня и три ночи. Самый старый мудрец из мешка деревянный ящичек и раскрывает его, а там - деревянные фигурки. Посмотрел внимательнее царь и узнал в деревянных фигурках всё своё войско: и коней, и пехоту, и крепости, и своих генералов, а в одной фигуре узнал даже самого себя.

Мудрец достал шахматную доску и на одном краю выстроил армию белого короля, а напротив, на дру­гом краю доски, чёрное войско. Когда царь добирался до   шахматного короля противника, то он по своей былой военной привычке окликал врага: «Эй, шах!» А когда вражеский король падал сражённый, то великий   падишах с грустью говорил: «ШАХУ МАТ!» С тех пор игра стала называться ШАХМАТЫ.


Приложение 2.

Физминутка «Это я»

Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.

Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб


Приложение 3.

Ответьте на вопросы:

Блиц-опрос

1. Какую страну считают родиной шахмат?

2. Какие поля больше: белые или черные?

3. Какая форма у шахматной доски: круглая или квадратная?

4. В каких клетках не держат зверей?

Раздача и объяснение задания.

















Вот вам листочки и карандаши.

- Задание такое: нужно правильно раскрасить две горизонтали: 1-ю и 2-ю. Внимательно посмотрите на демонстрационную доску. Чем отличаются эти две горизонтали?  

Используемые ресурсы

1. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны. Обнинск: Духовное возрождение, 1998. – 164 с., ил.

2. Сухин И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и Учу: Пособие для учителя - Обнинск Духовное возрождение, 2011.

3. https://infourok.ru/1-klass-vneurochka-shahmaty-rabochaya-tetrad-po-programme-i-g-suhina-4085472.html

4. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2019/02/25/tehnologicheskaya-karta-uroka-shahmat



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!