Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Земля наш дом" тема "Мышка-полевка"»
Технологическая карта занятия
Автор: Карамчакова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия г. Надыма»
Внеурочное занятие.
Класс: 2
Тема | «Мышка –полевка» |
Цель | Расширение знаний о мышах; формирование читательской грамотности, умение работать с информацией. |
Задачи | Образовательные: использовать разные способы поиска необходимой информации. Развивающие: интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения. |
Планируемые результаты | Предметные УУД: Познакомить с особенностями образа жизни и поведения мышки; Характеризовать условия необходимые для жизни мышей. Личностные УУД: Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; Формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения. Метапредметные: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Развивать умение слушать и понимать других; Оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию из разных источников; Выявлять существенные особенности объектов; Обобщать и классифицировать по признакам. |
Оборудование | ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска., листы с таблицами. |
Ход занятия
Этапы | Деятельность педагога | Деятельность детей | Формируемые компетенции функциональной грамотности |
Создание учебной ситуации 1.Постановка учебной задачи | -Добрый день, ребята! -Нашу встречу хочу начать с одного видео фрагмента, который говорит о… -А вот о чем он, вы ответите мне после просмотра. -Молодцы! Да, наш животный мир очень разнообразен. На планете Земля Учёные насчитывают более 1,6 млн. видов животных -Название животного, с которым мы будем сегодня знакомиться на занятии зашифровано в ребусе. -Посмотрите на доску. (Ребус) -Отлично! -Тема нашего занятия «Мышка-полевка» - Расскажите, встречались ли вы с мышью? -Какие интересные факты о мышах вы знаете? - Молодцы! - А что о мышах вам интересно узнать? - Какие интересные вопросы вы задаете, вы очень любознательные дети! -Будем сегодня отвечать на эти и другие вопросы. Предлагаю для начала вспомнить способы получения ответов на вопросы. Как человек познает мир? Схемы познания. И как настоящие исследователи все результаты будем заносить в дневник наблюдения (на доске). Дневник наблюдений. (Приложение №1) -Посмотрите, у вас на столах он тоже есть. Начнем нашу работу. Заполните столбец «Я знал», напишите по разделам, что вы знаете о мыши. | Приветствуют учителя. Смотрят видео фрагмент Разнообразие животного мира. Дети отгадывают ребус Отвечают на поставленный вопрос. Описывают мышь. Наблюдение Чтение книги Спросить у знающего человека Заполняют таблицу | Информационная грамотность Умение анализировать полученную информацию. Естественнонаучная грамотность Применение соответствующих знаний о животном |
2. Анализ условий решения задач | -Кто хочет поделиться своими знаниями о мыши? (читают результат заполнения графы «Я знал») Замечательно! Вы много знаете! С чего бы вам хотелось начать искать ответы на вопросы? ЗДЕСЬ НАЧИНАЕТСЯ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ, в зависимости от того, что предложат дети. На занятии используются все три способа. -Хорошо, вы предлагаете начать с наблюдения. Представьте в своем воображении, что мы отправились на настоящее поле, где живут мышки-полевки. (аудио звук природы) Внимательно наблюдайте за мышкой. Рассмотрите ее внимательно. Что видели? -Правильно ли вы ее описывали? -Добавьте информацию в дневник наблюдений, в графу «Я узнал» и в строчку внешний вид Все ли можно увидеть при наблюдении? нет Каким еще способом воспользуемся? -Хотите спросить знающего человека? Я расскажу Вам о мышах, как знающий человек -Какую информацию о мыши вы можете добавить в дневник? - Добавляем в раздел «Я узнал» и в нужную строчку | Читает один ученик Наблюдение. Записывают краткое описание Например Черные глаза, острые зубы, круглые уши. Узнать у знающего человека Образ жизни (ночной) Место обитания (нора) Питание (семяед) | Читательская грамотность. Работа с информацией. Умение вычленять. Умения воспринимать информацию на слух и интерпретировать её. Читательская грамотность умение понимать и использовать прочитанное, услышанное соотносить информацию. |
Физминутка | Юные исследователи устали, надо отдохнуть! Интерактивная физминутка | Выполняют физминутку | |
3 Анализ условий решения задач. | - Можно сказать, что все узнали о мышах? Осталось воспользоваться еще одним способом. Прочитать в книге. Тексты Приложение №2 - Предлагаю вам прочитать отрывки из произведении М.М. Пришвина и В. Бианки, в которых авторы рассказывают о мыши. (портреты писателей) После прочтения заполнить дневник наблюдений. -Что узнали из отрывка М.М. Пришвина? А из сказки В.Бианки? -Давайте заполним нужную строчку в дневнике. Информацию можно найти не только в книге, ее можно найти и в других источниках, например, в интернете. - Я поискала и нашла видеоинформацию о мышах. -Какие интересные факты еще узнали о мышах. | Читают и записывают в дневник. Угрозами для мышей является еж. Это сова. Просмотр видеофрагмента. Дополняют дневник наблюдений. | Работа с текстом Читательская грамотность умение понимать и использовать прочитанное, увиденное соотносить информацию. Интерпретировать полученную информацию. Информационная грамотность Умение анализировать полученную информацию. |
Рефлексия | - Все ли способы мы использовали? - На все вопросы смогли найти ответы? - Сравним колонку «Я знал» и колонку «Я узнал» в нашем дневнике наблюдений. Наши знания пополнились? -Мы с вами сегодня воспользовались известными нам способами и узнали много информации о мышке. -Предлагаю проверить наши знания. Для этого обратимся к Древу мудрости. На доске плакат дерева, с листьями. На листьях этого Древа растут вопросы. -Кто хочет сорвать листок и ответить на вопрос? - О чем расскажете сегодня дома? | Ответы детей. Дети выходят и отвечают на вопросы. | Читательская грамотность Умения использовать полученную информацию при ответе на вопросы. |
Итог занятия | Вы все сегодня молодцы! Хорошо поработали. Были настоящими исследователями. | | |
Приложение №1
Дневник наблюдения
Характеристика мыши | Я знал | Я узнал |
Внешний вид | | |
Питание | | |
Образ жизни | | |
Место обитания | | |
Угроза для мышей | | |
Распространение мышей по миру | | |
Приложение №2
Отрывок сказки Виталий Бианки
Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.
– Здоро́во, – говорит, – друг!
А Старик ей:
– Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг!
Рассердилась Сова.
– Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, – сам лови.
А Старик:
– Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.
Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.
Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:
– Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?
Мышь Мыши в ответ:
– Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.
Отрывок рассказа М.М. Пришвина
Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
- А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.
Приложение №3
Вопросы для «Древа мудрости»
Какие условия необходимы мышке для жизни?
Где живёт мышь?
От кого она прячется?
Какого размера бывают мыши?
Какой окрас имеют мыши?
Чем питаются мыши-полевки?
Какие хищники питаются мышами?
Какой образ жизни ведет мышь?
Где можно встретить мышь?
Почему у мыши острые зубы?
Какой длины нора мыши?