СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Земля наш дом" тема "Мышка-полевка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное занятие направлено на формирование компетенций функциональной грамотности. В частности читательская, информационная (поиск информации из разных источников) и естественнонаучная грамотности.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности "Земля наш дом" тема "Мышка-полевка"»

Технологическая карта занятия

Автор: Карамчакова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия г. Надыма»

Внеурочное занятие.

Класс: 2

Тема

«Мышка –полевка» 

Цель

Расширение знаний о мышах; формирование читательской грамотности, умение работать с информацией.

Задачи

Образовательные: использовать разные способы поиска необходимой информации.

Развивающие: интеллектуальные и коммуникативные общеучебные умения.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

  • Познакомить с особенностями образа жизни и поведения мышки;

  • Характеризовать условия необходимые для жизни мышей.

Личностные УУД:

  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  • Формировать уважительное отношение к иному мнению, к иной точке зрения.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

  • Формировать умение прогнозировать предстоящую работу (заполнять дневник наблюдений);

  • Формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом занятия.

Коммуникативные УУД:

  • Развивать умение слушать и понимать других;

  • Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Познавательные УУД:

  • Формировать умение извлекать информацию из разных источников;

  • Выявлять существенные особенности объектов;

  • Обобщать и классифицировать по признакам.


Оборудование

ПК учителя, мультимедийное оборудование, интерактивная доска., листы с таблицами.








Ход занятия

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Формируемые компетенции функциональной грамотности

Создание учебной ситуации




















1.Постановка

учебной задачи

-Добрый день, ребята!

-Нашу встречу хочу начать с одного видео фрагмента, который говорит о…

-А вот о чем он, вы ответите мне после просмотра.


-Молодцы!

Да, наш животный мир очень разнообразен. На планете Земля Учёные насчитывают более 1,6 млн. видов животных


-Название животного, с которым мы будем сегодня знакомиться на занятии зашифровано в ребусе.

-Посмотрите на доску. (Ребус)


-Отлично!

-Тема нашего занятия «Мышка-полевка»

- Расскажите, встречались ли вы с мышью?

-Какие интересные факты о мышах вы знаете?


- Молодцы!

- А что о мышах вам интересно узнать?

- Какие интересные вопросы вы задаете, вы очень любознательные дети!


-Будем сегодня отвечать на эти и другие вопросы. Предлагаю для начала вспомнить способы получения ответов на вопросы. Как человек познает мир?

Схемы познания.


И как настоящие исследователи все результаты будем заносить в дневник наблюдения (на доске).

Дневник наблюдений.

(Приложение №1)


-Посмотрите, у вас на столах он тоже есть.

Начнем нашу работу. Заполните столбец «Я знал», напишите по разделам, что вы знаете о мыши.

Приветствуют учителя.


Смотрят видео фрагмент

Разнообразие животного мира.






Дети отгадывают ребус






Отвечают на поставленный вопрос.

Описывают мышь.















Наблюдение

Чтение книги

Спросить у знающего человека








Заполняют таблицу

Информационная грамотность

Умение анализировать полученную информацию.


















Естественнонаучная грамотность

Применение соответствующих знаний о животном













2. Анализ условий решения задач

-Кто хочет поделиться своими знаниями о мыши?

(читают результат заполнения графы «Я знал»)

Замечательно! Вы много знаете!

С чего бы вам хотелось начать искать ответы на вопросы?


ЗДЕСЬ НАЧИНАЕТСЯ ВАРИАТИВНАЯ ЧАСТЬ, в зависимости от того, что предложат дети.

На занятии используются все три способа.


-Хорошо, вы предлагаете начать с наблюдения.

Представьте в своем воображении, что мы отправились на настоящее поле, где живут мышки-полевки.

(аудио звук природы)

Внимательно наблюдайте за мышкой. Рассмотрите ее внимательно.

Что видели?

-Правильно ли вы ее описывали?

-Добавьте информацию в дневник наблюдений, в графу «Я узнал» и в строчку внешний вид


Все ли можно увидеть при наблюдении? нет

Каким еще способом воспользуемся?


-Хотите спросить знающего человека? Я расскажу Вам о мышах, как знающий человек



-Какую информацию о мыши вы можете добавить в дневник?

- Добавляем в раздел «Я узнал» и в нужную строчку


Читает один ученик













Наблюдение.






Записывают краткое описание

Например

Черные глаза, острые зубы, круглые уши.















Узнать у знающего человека








Образ жизни (ночной)

Место обитания (нора)

Питание (семяед)



Читательская грамотность.

Работа с информацией. Умение вычленять.

Умения воспринимать информацию на слух и интерпретировать её.










Читательская грамотность умение понимать и использовать прочитанное, услышанное соотносить информацию.




















Физминутка

Юные исследователи устали, надо отдохнуть!

Интерактивная физминутка

Выполняют физминутку


3 Анализ условий решения задач.

- Можно сказать, что все узнали о мышах?

Осталось воспользоваться еще одним способом. Прочитать в книге.

Тексты Приложение №2


- Предлагаю вам прочитать отрывки из произведении М.М. Пришвина и В. Бианки, в которых авторы рассказывают о мыши. (портреты писателей)

После прочтения заполнить дневник наблюдений.


-Что узнали из отрывка М.М. Пришвина?

А из сказки В.Бианки?

-Давайте заполним нужную строчку в дневнике.

Информацию можно найти не только в книге, ее можно найти и в других источниках, например, в интернете.

- Я поискала и нашла видеоинформацию о мышах.

-Какие интересные факты еще узнали о мышах.

Читают и записывают в дневник.





Угрозами для мышей является еж.

Это сова.











Просмотр видеофрагмента.

Дополняют дневник наблюдений.

Работа с текстом



Читательская грамотность умение понимать и использовать прочитанное, увиденное соотносить информацию.

Интерпретировать полученную информацию.







Информационная грамотность

Умение анализировать полученную информацию.

Рефлексия

- Все ли способы мы использовали?

- На все вопросы смогли найти ответы?

- Сравним колонку «Я знал» и колонку «Я узнал» в нашем дневнике наблюдений. Наши знания пополнились?


-Мы с вами сегодня воспользовались известными нам способами и узнали много информации о мышке.

-Предлагаю проверить наши знания. Для этого обратимся к Древу мудрости.

На доске плакат дерева, с листьями.

На листьях этого Древа растут вопросы.

-Кто хочет сорвать листок и ответить на вопрос?

- О чем расскажете сегодня дома?

Ответы детей.











Дети выходят и отвечают на вопросы.



Читательская грамотность

Умения использовать полученную информацию при ответе на вопросы.











Итог занятия

Вы все сегодня молодцы! Хорошо поработали. Были настоящими исследователями.



Приложение №1

Дневник наблюдения

Характеристика мыши

Я знал

Я узнал

Внешний вид









Питание







Образ жизни








Место обитания








Угроза для мышей








Распространение мышей по миру












Приложение №2



Отрывок сказки Виталий Бианки

Сидит Старик, чай пьёт. Не пустой пьёт – молоком белит. Летит мимо Сова.

– Здоро́во, – говорит, – друг!

А Старик ей:

– Ты, Сова, – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком. Ты от солнца хоронишься, людей сторонишься, – какой я тебе друг!

Рассердилась Сова.

– Ладно же, – говорит, – старый! Не стану по ночам к тебе на луг летать, мышей ловить, – сам лови.

А Старик:

– Вишь, чем пугать вздумала! Утекай, пока цела.

Улетела Сова, забралась в дуб, никуда из дупла не летит.

Ночь пришла. На стариковом лугу мыши в норах свистят-перекликаются:

– Погляди-ка, кума, не летит ли Сова – отчаянная голова, уши торчком, нос крючком?

Мышь Мыши в ответ:

– Не видать Совы, не слыхать Совы. Нынче нам на лугу раздолье, нынче нам на лугу приволье.



Отрывок рассказа М.М. Пришвина


Раз шёл я по берегу нашего ручья и под кустом заметил ежа. Он тоже заметил меня, свернулся и затукал: тук-тук-тук. Очень похоже было, как если бы вдали шёл автомобиль. Я прикоснулся к нему кончиком сапога - он страшно фыркнул и поддал своими иголками в сапог.
- А, ты так со мной! - сказал я и кончиком сапога спихнул его в ручей.
Мгновенно ёж развернулся в воде и поплыл к берегу, как маленькая свинья, только вместо щетины на спине были иголки. Я взял палочку, скатил ею ежа в свою шляпу и понёс домой.
Мышей у меня было много. Я слышал - ёжик их ловит, и решил: пусть он живёт у меня и ловит мышей.






Приложение №3



Вопросы для «Древа мудрости»

Какие условия необходимы мышке для жизни?

Где живёт мышь?

От кого она прячется?

Какого размера бывают мыши?

Какой окрас имеют мыши?

Чем питаются мыши-полевки?

Какие хищники питаются мышами?

Какой образ жизни ведет мышь?

Где можно встретить мышь?

Почему у мыши острые зубы?

Какой длины нора мыши?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!