Технологическая карта занятия
Дисциплина (УД, ПМ, МДК) Информатика и ИКТ
2.Курс 1 Семестр 2
3.Тема: Средства информационных и коммуникационных технологий
4. Тема занятия: Объединение компьютеров в локальную сеть
5. Вид занятия: теоретическое
6. Тип занятия: комбинированное
7. Место проведения занятия и время проведения занятия:
Компьютерный класс, 1,5 часа
8. Мотивация темы: В наше время есть сферы человеческой деятельности, которые принципиально не могут существовать без сетей (например, работа банков, крупных библиотек и т. д.). Сети также используются при управлении крупными автоматизированными производствами, газопроводами, электростанциями и т.п.
9. ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:
Общая цель: способствовать формированию общих и профессиональных компетенций будущего выпускника
Код/шифр компетенции | Содержание компетенции | Пути формирования компетенции |
Общие компетенции |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. | Все формы учебного диалога, доклады и сообщения, учебные проекты, внеаудиторная самостоятельная работа |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. | Групповые формы работы, , фронтальные опросы, индивидуальные задания для самостоятельной работы, лабораторные и практические работы |
Профессиональные компетенции |
ПК 6.3. | Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования. | Проектная деятельность, практические и лабораторные работы |
ПК 6.4. | Регистрировать полученные результаты. | Лабораторные работы |
Конкретные цели (задачи):
Дидактические цели:
с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен знать:
Знать понятие компьютерных сетей, их виды.
Знать понятие локальной сети, её назначение и организацию.
с целью формирования вышеуказанных компетенций обучающийся в итоге занятия должен уметь:
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ,
- выделить главную мысль из высказанного,
-эффективно организовывать индивидуальное информационное пространство
Развивающие цели:
- развитие логического мышления;
- развитие памяти:
- развитие умения правильно обобщить данные и сделать вывод
Воспитательные цели:
Преподаватель должен стремиться к воспитанию у студентов чувства гуманизма, коллективизма, взаимопомощи, чувства субординации, чувства такта
Преподаватель должен стремиться к воспитанию у студентов чувства ответственности за порученное дело, исполнительности, аккуратности, добросовестности, чувства долга, ответственности за сохранение тайны;
Преподаватель должен стремиться к воспитанию у студентов чувства гордости за избранную профессию.
10.Уровень освоения - 2
Место проведения занятия:
кабинет (из РУП) 47
Обеспечение занятия:
методическое обеспечение:
например, методическая разработка, компьютерная презентация к занятию, наглядные пособия (образные и схематические), раздаточный материал (тексты, тесты) и т.п.
технические средства обучения:
например, мультимедиа система (компьютер, колонки, экран, проектор), USB-накопитель. телевизор и т.п.
Литература:
для обучающегося:
для преподавателя:
Хронологическая карта занятия (ход занятия)
Запись на доске, или в компьютере | Действия учителя и учеников | Ход урока |
| Преподаватель приветствует учеников. Ученики встают, приветствуя преподавателя. | Преподаватель: Здравствуйте ребята, садитесь! |
Приложение 2 | Преподаватель отмечает отсутствующих, после чего начинает урок. | Преподаватель: Сегодня мы рассмотрим новую и интересную тему, название которой вы видите на доске. Это компьютерные сети и одну их ветвей этих сетей – это локальные сети. |
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Работает презентация (см. Приложение 1) Слайд 1. Слайд 2. | Преподаватель начинает объяснение новой темы, используя метод беседы и лекцию. Преподаватель пользуется презентацией, подготовленной заранее (см. Приложение 1). Дети смотрят на экран проектора, открывают тетради и начинают записывать за преподавателем то, что необходимо. Для закрепления темы преподаватель вместе с учениками определяет организацию и топологию локальной сети в компьютерной аудитории. Преподаватель раздает задание каждой группе. 1 группа. Описать одноранговую локальную сеть с топологией линейная шина. 2 группа. Описать одноранговую локальную сеть с топологией звезда. 3 группа. Описать локальную сеть на основе сервера. 4 группа. Описать беспроводную локальную сеть для портативных компьютеров. Ученики выполняют задание и оформляют его согласно приложению3. Затем каждая из групп представляет результаты проделанной ими работы. Делают выводы.
После преподаватель подводит итоги урока, задает домашнее задание. Преподаватель прощается с детьми. | Преподаватель: Может быть, кому-нибудь уже знакомо такое понятие как компьютерные сети? Если да, то как вы его можете объяснить. Ученики: Может быть это соединение компьютеров. Преподаватель: Абсолютно правильно. Итак, компьютерная сеть – это система компьютеров, связанная каналами передачи информации. Посмотрим на экран и запишем себе в тетрадь это определение. А как вы думаете, для чего нужна компьютерная сеть? Ученики: Для того чтобы легче было работать. |
Тема 3.2. Объединение компьютеров в локальную сеть
Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях
При физическом соединении двух или более компьютеров образуется компьютерная сеть. В общем случае, для создания компьютерных сетей необходимо специальное аппаратное обеспечение - сетевое оборудование и специальное программное обеспечение - сетевые программные средства.
Уже сейчас есть сферы человеческой деятельности, которые принципиально не могут существовать без сетей (например, работа банков, крупных библиотек и т. д.). Сети также используются при управлении крупными автоматизированными производствами, газопроводами, электростанциями и т.п. Для передачи данных компьютеры используют самые разнообразные физические каналы, которые обычно называются средой передачи.
Назначение всех видов компьютерных сетей определяется двумя функциями:
обеспечение совместного использования аппаратных и программных ресурсов сети;
обеспечение совместного доступа к ресурсам данных.
Например, все участники локальной сети могут совместно использовать одно общее устройство печати - сетевой принтер или, например, ресурсы жестких дисков одного выделенного компьютера - файлового сервера. Аналогично можно совместно использовать и программное обеспечение. Если в сети имеется специальный компьютер, выделенный для совместного использования участниками сети, он называется файловым сервером.
Группы сотрудников, работающих над одним проектом в рамках локальной сети, называются рабочими группами. В рамках одной локальной сети могут работать несколько рабочих групп. У участников рабочих групп могут быть разные права для доступа к общим ресурсам сети. Совокупность приемов разделения и ограничения прав участников компьютерной сети называется политикой сети. Управление сетевыми политиками называется администрированием сети. Лицо, управляющее организацией работы участников локальной компьютерной сети, называется системным администратором.
Основные характеристики и классификация компьютерных сетей
По территориальной распространенности сети могут быть локальными, глобальными, и региональными.
Локальная сеть (LAN - Local Area Network) - сеть в пределах предприятия, учреждения, одной организации.
Региональная сеть (MAN - Metropolitan Area Network) - сеть в пределах города или области.
Глобальная сеть (WAN - Wide Area Network) – сеть на территории государства или группы государств.
По скорости передачи информации компьютерные сети делятся на низко-, средне- и высокоскоростные:
· низкоскоростные сети - до 10 Мбит/с;
· среднескоростные сети- до 100 Мбит/с;
· высокоскоростные сети - свыше 100 Мбит/с.
По типу среды передачи сети разделяются на:
· проводные (на коаксиальном кабеле, на витой паре, оптоволоконные);
· беспроводные с передачей информации по радиоканалам или в инфракрасном диапазоне.
По способу организации взаимодействия компьютеров сети делят на одноранговые и с выделенным сервером (иерархические сети).
Все компьютеры одноранговой сети равноправны. Любой пользователь сети может получить доступ к данным, хранящимся на любом компьютере.
Главное достоинство одноранговых сетей – это простота установки и эксплуатации. Главный недостаток состоит в том, что в условиях одноранговых сетей затруднено решение вопросов защиты информации. Поэтому такой способ организации сети используется для сетей с небольшим количеством компьютеров и там, где вопрос защиты данных не является принципиальным.
В иерархической сети при установке сети заранее выделяются один или несколько серверов - компьютеров, управляющих обменом данных по сети и распределением ресурсов. Любой компьютер, имеющий доступ к услугам сервера называют клиентом сети или рабочей станцией.
Сервер в иерархических сетях - это постоянное хранилище разделяемых ресурсов. Сам сервер может быть клиентом только сервера более высокого уровня иерархии. Серверы обычно представляют собой высокопроизводительные компьютеры, возможно, с несколькими параллельно работающими процессорами, винчестерами большой емкости и высокоскоростной сетевой картой.
Иерархическая модель сети является наиболее предпочтительной, так как позволяет создать наиболее устойчивую структуру сети и более рационально распределить ресурсы. Также достоинством иерархической сети является более высокий уровень защиты данных. К недостаткам иерархической сети, по сравнению с одноранговыми сетями, относятся:
1. Необходимость дополнительной ОС для сервера.
2. Более высокая сложность установки и модернизации сети.
3. Необходимость выделения отдельного компьютера в качестве сервера.
По технологии использования сервера различают сети с архитектурой файл-сервер и сети с архитектурой клиент-сервер. В первой модели используется файловый сервер, на котором хранится большинство программ и данных. По требованию пользователя ему пересылаются необходимая программа и данные. Обработка информации выполняется на рабочей станции.
В системах с архитектурой клиент-сервер обмен данными осуществляется между приложением-клиентом и приложением-сервером. Хранение данных и их обработка производится на мощном сервере, который выполняет также контроль за доступом к ресурсам и данным. Рабочая станция получает только результаты запроса.
К основным характеристикам сетей относятся:
Пропускная способность – максимальный объем данных, передаваемых сетью в единицу времени. Пропускная способность измеряется в Мбит/с.
Время реакции сети - время, затрачиваемое программным обеспечением и устройствами сети на подготовку к передаче информации по данному каналу. Время реакции сети измеряется миллисекундах.
Организация передачи данных в сети
Необходимым условием работы единой локальной сети является использование сетевой операционной системы. Такие операционные системы обеспечивают совместное использование не только аппаратных ресурсов сети (принтеров, накопителей и т. д.), но и распределенных коллективных технологий при выполнении разнообразных работ. Наибольшее распространение получили сетевые операционные системы Novell NetWare, Linux и Windows.
Компьютеры могут сообщаться друг с другом, потому что существуют наборы правил, или протоколы, которые помогают компьютерам понимать друг друга. Протоколы необходимы для того, чтобы процесс связи проходил без ошибок. Протоколы помогают определить, как отправляется информация и как ее получить.
В локальных сетях работа пользователя с сетевыми ресурсами происходит так же, как с локальными ресурсами, но применение ЛВС дает следующие преимущества:
предоставление пользователям общего доступа к различным сетевым ресурсам: накопителям, принтерам, графическим устройствам. Благодаря этому требуется меньшее количество периферийных устройств.
предотвращение дублирования и порчи файлов за счет ограничения доступа к конфиденциальным или уязвимым данным на сервере.
более эффективная защита централизованных баз данных, чем для отдельного компьютера. При необходимости для наиболее важных данных могут создаваться резервные копии;
централизованное администрирование снижает количество людей, которым необходимо управлять устройствами и данными в сети, что снижает временные затраты и расходы компании;
обеспечение эффективного взаимодействия пользователей друг с другом, например, посредством электронной почты, форумов, службы обмена голосовыми, видео и мгновенными сообщениями. Возможно проведение конференций;
повышение надежности всей информационной системы, поскольку при отказе одного компьютера другой, резервный, может взять на себя его функции и рабочую нагрузку. Процесс обработки данных также можно распределить по нескольким компьютерам, что позволяет избежать перегрузки одного компьютера задачами обработки.
Задание в группах.
Представить схему сети.
Указать оборудование, необходимое для создания сети.
Указать стоимость. Цены на оборудование взять с соответствующих сайтов, воспользовавшись Интернетом. (Стоимость компьютеров, которые будут объединены в сеть, не учитывать.)
Схема расположения компьютеров в новом кабинете будет аналогична нашему компьютерному кабинету. Размер кабинета 12 м х 6 м.
На основе анализа описания сети сделать выводы.
Схема сети | Недостатки | Преимущества |
| | |
| |
| |
| |
| |
Оборудование | Стоимость |
| |
| |
| |
| |
Общая стоимость оборудования | |
Выводы: | |
8