№ | Основные пункты технологической карты | Содержание |
1 | ФИО преподавателя | Халилова Алие Мудесер-кызы |
2 | Наименование учебной дисциплины | Химия |
3 | Группа, специальность | БТП-12, Технология продукции общественного питания |
4 | Дата проведения | 29.11.2016 |
5 | Номер и тема учебного занятия | №13, Карбоновые кислоты и их производные |
6 | Цель учебного занятия | Актуализировать знания обучающимися о строении, физических и химических свойствах, получения и применения карбоновых кислот. |
7 | Задачи (образовательные, развивающие, воспитывающие) | Образовательная: познакомить обучающихся с понятием, гомологическим рядом, получением, физическими и химическими свойствами карбоновых кислот, научить устанавливать связь между названием и строением вещества; Воспитательная: продолжить формирование стремления к получению новых знаний, способствовать формированию мировоззрения на примере изучения карбоновых кислот; Развивающая: развивать умения называть карбоновые кислоты по систематической номенклатуре и описывать уравнения реакций, продолжить развивать внимательность, наблюдательность и умения выделять главное при оценке химических реакций. |
8 | Тип учебного занятия | Комбинированный урок |
9 | Вид учебного занятия | Лекция информационная с элементами практической работы |
10 | План учебного занятия | 1. Понятие карбоновые кислоты. 2. Гомологический ряд и номенклатура карбоновых кислот. 3. Способы получения карбоновых кислот. 4. Физические и химические свойства карбоновых кислот. 5. Применение карбоновых кислот и их производных. |
11 | Методы обучения | Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковый |
12 | Формы организации | Групповая, фронтальная |
13 | Педагогические технологии | Компьютерная технология, технология игрового обучения, деятельностная технология |
14 | Ведущие дидактические цели | Должны знать: | •Определение понятия карбоновые кислоты; •номенклатуру карбоновых кислот; •основные физические и химические свойства карбоновых кислот; •связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений и способы получения карбоновых кислот; •применение карбоновых кислот. |
Должны уметь: | •Приводить примеры различных карбоновых кислот, называть их; •определять и составлять структурные формулы карбоновых кислот; •составлять и анализировать уравнения химических реакций с использованием карбоновых кислот. |
15 | Учебно-методическое оснащение учебного занятия | Мультимедийный проектор, презентации, школьная доска, модели молекул, Периодическая таблица Д. И. Менделеева, раздаточный материал, химические вещества, необходимые для опытов. |
16 | Междисциплинарные и межкурсовые связи | Биология, Физика, Математика, Экология. |
17 | Используемые источники | Литература для преподавателя: Габриелян, О. С. Химия 10-ое издание [Текст] / О. С. Габриелян, Г. Г. Лысова – Москва : Академия, 2014. – 221 с. Габриелян, О. С. Химия 10-11 классы. Учебно-методическое пособие. ФГОС [Текст] / О. С. Габриелян – Москва : Дрофа, 2015. – 192 с. Литература для обучающихся: Рудзитис, Г. Е. Химия 10 класс [Текст] / Ф. Г. Фельдман, Г. Е. Рудзитис. – Москва : Просвещение, 2014. – 224 с. Габриелян, О. С. Химия 10-ое издание [Текст] / И. Г. Остроумов, О. С. Габриелян. – Москва : Академия, 2014. – 364 с. |
Этапы учебного занятия | Длительность этапа (мин) | Содержание деятельности преподавателя | Содержание деятельности обучающегося | Планируемые результаты | Критерии и способ оценки |
Организационный момент | 2 мин. | Приветствует обучающихся, проверяет отсутствующих, определяет готовность к занятию. Сообщает тему и предлагает сформулировать цель и план изучения темы. | Приветствуют преподавателя, проверяют свои рабочие места. Исходя из темы учебного занятия, формулируют цель занятия и предлагают план изучения темы | Развитие коммуникативных, регулятивных и личностных навыков– самоопределение, постановка учебной задачи в сотрудничестве с преподавателем. | |
Проверка домашнего задания | 10 мин. | Предлагает проверить. домашнее задание с помощью метода «Чистая доска» (Приложение №1) | Отвечают на поставленные вопросы | Развитие умения слушать и понимать речь других, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владеть диалогической формой речи. | «5» – показывает глубокое и полное знание и понимание материала; умеет составить полный и правильный ответ; «4» - даёт полный и правильный ответ; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении материала; «3» – дает неполные ответы, допускает ошибки и неточности, испытывает затруднения при ответе; «2» – не раскрыл основное содержание; при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя; «1» – не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Актуализация опорных знаний | 10 мин. | Предлагает решить кроссворд по предыдущей теме «Альдегиды и кетоны» (Приложение №3) | Решают кроссворд, отвечают на поставленные вопросы. | Развитие уважительное отношения к иному мнению, эффективного сотрудничества и способности к продуктивной кооперации. |
Изучение нового материала | 50 мин. | Организует изучение темы по вопросам Обеспечивает мотивацию к изучению нового материала. | | | |
Вопрос 1. Понятие карбоновые кислоты Побуждает к решению проблемного вопроса «Как узнать класс соединений? Подводит обучающихся к определению класса карбоновые кислоты. Для изучения этого вопроса использует презентацию (Приложение №3, слайд 2). | Находят связь между новыми и старыми знаниями, чтобы перейти на новый уровень понимания изучаемого материала. Определяют класс органических соединений, строят определение понятия, выводят общую формулу для карбоновых кислот. | | |
Вопрос 2. Гомологический ряд и номенклатура карбоновых кислот. Побуждает к высказыванию своего мнения. Знакомит с формулами карбоновых кислот. Учит называть кислоты по систематической номенклатуре и составлять структурные формулы по названиям. (Приложение №3, слайды 3,4). | Записывают гомологический ряд, находят основные различия и сходства между гомологами и их формулами. Называют карбоновые кислоты по систематической номенклатуре и составляют структурные формулы по названиям. | Принимать и сохранять учебную задачу. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и с одногруппниками. |
Вопрос 3. Способы получения карбоновых кислот. Проводит параллель с ранее изученным материалом, проводит опыт, предлагает прокомментировать наблюдаемое и записать уравнения происходящих реакций (Приложение №4). | Наблюдают за опытом, объясняют происходящие химические явления, записывают уравнение химической реакции и называют реагенты и продукты реакции. | Строить логические рассуждения; устанавливать причинно-следственные связи, сопоставлять результаты; создавать обобщения, делать выводы. |
Вопрос 4. Физические и химические свойства карбоновых кислот. Предлагает обучающимся назвать физические свойства известных им карбоновых кислот. Объясняет химические свойства с использованием презентации (Приложение №3 слайды 4,5). Проводит химический опыт и предлагает повторить в группе по 2 человека. (Приложение № 5,6). | Выдвигают гипотезы о физических свойствах карбоновых кислот. Записывают уравнения химических реакций, наблюдают за опытом; делятся на группы по 2 человека и повторяют опыт, комментируют наблюдаемое, записывают уравнение химической реакции и называют реагенты и продукты реакции. | Проводить несложные химические опыты и наблюдения за изменениями свойств веществ в процессе их превращений; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и химической посудой. |
Вопрос 5. Применение карбоновых кислот. Предлагает обучающимся работу в группах (Приложение №7) с последующим отчетом каждой группы. Дополняет ответы студентов, указывает на ошибки. | Внутри группы распределяют задание и работают с учебником, записывают результаты работы в тетрадь. Делятся результатами своего исследования. | Строить понятные для собеседника речевые высказывания, уметь слушать собеседника, адекватно и осознанно использовать устную и письменную речь. |
Закрепление нового материала | 5 мин. | Проводит фронтальный опрос для закрепления новых знаний. (Приложение №8). Раздает карточки с таблицей «Соотнеси формулы и названия». (Приложение №9). | Дают ответы на поставленные вопросы, заполняют таблицу, дописывая необходимые формулы и названия. | Развить умения давать определение понятиям, осуществлять сравнение и классификацию; строить логические рассуждения, устанавливать причинно - следственные связи, создавать обобщения, делать выводы. | «5» – показывает глубокое и полное знание и понимание материала; умеет составить полный и правильный ответ; «4» - даёт полный и правильный ответ; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении материала; «3» – дает неполные ответы, допускает ошибки и неточности, испытывает затруднения при ответе; «2» – не раскрыл основное содержание; при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи преподавателя; «1» – не может ответить ни на один из поставленных вопросов. |
Подведение итогов работы, анализ результатов и выставление оценок | 5 мин. | Отмечает наиболее активных обучающихся, выставляет отметки по результатам работы на учебном занятии. | | Контроль, коррекция своих действий, оценка успешности усвоения пройденного материала. | |
Домашнее задание | 3 мин. | Организует объяснение выполнения домашнего задания. | Записывают домашнее задание. | Оценка самостоятельной деятельности и определение собственных затруднений в выполнении задания. | |
Рефлексия | 5 мин. | Предлагает обучающимся заполнить сводную таблицу «ЗУХ». (Приложение №10). | Заполняют предложенную таблицу «ЗУХ» | Развить умение выражать свои мысли, использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств и мыслей. | |