Этап целеполагания и мотивации Цель этапа: постановка и принятие обучающимися цели занятия | Проблемная ситуация - Представьте себе, если бы у вас было всего 2 минуты, чтобы рассказать о себе и своей жизни, искренне, без лишних слов и выдуманных историй. О чем бы вы говорили? Монолог Вадима (приложение 1) - Очень грустно стало на душе... Как вы думаете, о чем нам рассказал Вадим? - Верно. А вы хотели бы так жить? Без любви, без дружбы, бессмысленно…. - почему? - А как хочет жить Вадим, как он говорил? - А возможно ли так жить? - А как можно объединить все это: жизнь, любовь, знания? - конечно, все это жизненные ценности, то что дорого человеку. А самое дорогое – это жизнь. У всех она своя, у вас своя, у Вадима, хоть и такая, но это его жизнь. В жизни человека есть определённые ценности. - Наше с вами занятие как вы правильно сказали посвящено жизненным ценностям. (слайд 2) - Мы поговорим с вами, что такое жизненные ценности и постараемся определить их значение в жизни человека. - Вы откроете сегодня, что же является самым важным для вас!, и как это влияет на вашу жизнь. | Отвечают на вопросы, формулируют тему занятия, осуществляют постановку цели -О своей жизни, о жизни молодежи -Нет -Отвечают, делают выводы - легко и в достатке Отвечают, рассуждают - ценности жизни, жизненные ценности (формулируют тему занятия) | Регулятивные – оценка, выделение главного, осознание материала. Умение планировать и регулировать свою деятельность Коммуникативные – умение вступать в контакт с педагогом; умение определять и формулировать тему и цель занятия с помощью педагога. Оформлять свои мысли в устной форме. Высказывать и обосновывать свою точку зрения Строить монологическую речь в устной форме |
Основной этап Цель этапа: Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация жизненного опыта | - Совсем недавно обучающиеся 4 группы проводили анкетирование (слайд 3), которое было посвящено выбору жизненных ценностей. (слайд 4) - и сегодня я вам предлагаю тоже заполнить эти анкеты (раздаю анкеты, объясняю правила) - Посмотрите, какие результаты у вас получились. - Какие ценности оказались для вас важнее всего? на 1 месте? - Какие ценности реже всего выбрали. Как вы думаете, почему? - А теперь посмотрите на результаты проведенного анкетирования. (слайд 5) Что большинство ребят поставили на 1 место? Какие ценности оказались им ближе? Как вы думаете, почему? - Мы все говорим “ценность”, “жизненная ценность”. - Ребята, а что же такое жизненные ценности? Как вы понимаете эти слова? - Все вы правы. (слайд 6) Жизненные ценности - это то, что люди считают важным в своей жизни. Это их убеждения, принципы, ориентиры. Они определяют не только взаимоотношения с людьми, но и судьбу человека - Жизненные ценности закладывают фундамент всей дальнейшей жизни. А формируются они еще в детстве. - А кто формирует ценности у ребенка? - Верно. - А как вы думаете, можно ли купить жизненную ценность? - а чем вы готовы заплатить за неё? - А ответить на этот вопрос нам поможет игра, которая называется “На что потратить жизнь?” (Слайд 7) - Представьте, что вы оказались в магазине, где можно купить любую ценность. Перед началом игры, то есть, совершении покупок каждый из вас получит по десять жетонов, попрошу подписать их. - Каждый жетон представляет собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов. -Подумайте, какие качества есть у вас присущие только вам. -На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых и складывается ваша личность. Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: “потратить” жетоны или “сэкономить” (Слайд 8) Посмотрите внимательно на правила игры. • На продажу будут выставляться сразу по две вещи. • Вы вправе выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу. • Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. • Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно продана или так называемо «снята с торгов». • Если жетоны закончатся, увы, вы уже ничего не сможете купить. Есть вопросы? Готовы? Итак, предлагаю сделать выбор, Внимание на экран первая пара ценностей. (Слайд 9-18) Список предлагаемых пар ценностей (Приложение 2) Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают. Слайд(19) Обсуждение игры Я предлагаю вам внимательно рассмотреть свои покупки, посмотреть на что вы потратили свою жизнь и ответить на следующие вопросы: 1. Какой покупкой вы более всего довольны? 2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели? 3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры? - Да. Очень жаль, но в жизни так не бывает, Всегда будут ограничены время, силы, выбор возможностей, деньги, интерес. - Нельзя добиться всего сразу или воспользоваться сразу всеми возможностями. - скажите, а с каким качеством вам было всего труднее расстаться, с какой частичкой себя? И почему? - всегда за что-то нужно платить, отдавать себя, вкладывать что-то, делать выбор. - с какой легче? - сложно ли было делать выбор? - Нельзя дважды сделать один и тот же выбор, как невозможно “отменить” последствия ранее принятого решения. Знаем ли мы заранее, из чего придется выбирать в будущем? И если вы сейчас действительно о чем-либо сожалеете, могу вас обрадовать: у вас есть прекрасная возможность сделать правильный выбор, и не в нашей игре, а в реальной жизни! - то, как вы расходуете свои время, силы и возможности в реальной жизни, позволяет достаточно верно судить о ваших подлинных ценностях о том, что вам действительно важно - Не забывайте об этом… Посмотрите, у меня в руках шкатулка, в которой лежат разноцветные камешки. Видите, как они сверкают, переливаются. Все мы с вами разные, как эти камешки. У каждого из нас своя жизнь, своя судьба, свои цели в жизни. - До того, как вы оказались здесь у вас были одни цели, одни жизненные ценности. Какие у тебя были цели? Основные ценности? - А какие сейчас? - изменились они? - Скорее всего, ваши возможности на тот момент не оправдали ваших потребностей. - Сегодня у вас будет такая возможность! - Для этого, я прошу вас всех выйти из-за столов, встать в круг и выбрать себе по одному камешку, какой ближе к вам по душе, или понравится больше. Посмотрите на него, зажмите крепко в ладони и загадайте самое сокровенное желание или цель, добиться которой вы бы хотели в ближайшем будущем, к достижению которой вы стремитесь. - Я загадаю с вами, у меня тоже есть сокровенное желание… - Носите этот камешек с собой, можно сделать его своим талисманом, верьте, что у вас все получится. Стремитесь к достижению поставленной цели. -Я вижу, что вы все задумались о своей мечте, о цели, присаживайтесь. | Отвечают на вопросы анкетирования Обдумывают результаты Участвуют в обсуждении, слушают другие точки зрения, приходят к общему выводу -Изучают результаты анкетирования Активно участвую в обсуждении Отвечают на вопрос (это смысл жизни, это самое дорогое, то, без чего человек не может жить, быть счастливым) - родители, воспитатели в детском саду, учителя в школе, общество в целом Обдумывают, отвечают Внимательно слушают, представляют Подписывают жетоны Пишут на жетоны свои качества (положительные и отрицательные) Обучающийся зачитывает правила игры вслух Отвечают Активно участвуют в игре Просмотр слайдов, восприятие информации. Озвучивают свой выбор, объясняют смысл приобретенных ценностей, их значимость -Прежде, чем что-то покупать, надо узнать, что еще будет продаваться; -Я хотел бы, чтобы можно было обменять ранее купленную вещь на любую другую, объявленную позже; -Нужно, чтобы перед началом игры нам выдали побольше жетонов, бесконечное количество жетонов. Отвечают на вопросы педагога, приводят примеры из личного опыта. Отвечают, рассуждают Нет, не знаем Отвечают, обсуждают Встают в круг, берут по камешку, загадывают желание - Прячут камешки Присаживаются на места | Личностные – способность к самооценке своих действий и поступков; формирование собственного отношения к полученным знаниям, перенос знаний и навыков в новую ситуацию. Регулятивные - принимать цели и произвольно включаться в деятельность; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других. Познавательные - умение ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, установления аналогий; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы Коммуникативные - умение выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог. Развитие навыков сотрудничества с педагогом и сверстниками в разных проблемных ситуациях Давать определения понятиям Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Заключительный этап. Цель этапа: Подведение итогов занятия. Оценка работоспособности обучающихся, психологического состояния, результативности работы. Рефлексия | - Ребята, о чем таком важном мы говорили сегодня с вами? - Какое открытие вы сделали для себя? - а кто помнит крылатую фразу, о том, что у человека есть все, но он это не ценит, пока не потеряет Изменилось ли ваше представление о степени важности ценностей для вас? - от чего, как по вашему? - Ну а теперь, ребята, напоследок, давайте прочитаем начало предложения. (Слайд 20) Я желаю, чтобы … Это будут ваши пожелания друг другу. Сейчас каждый из вас подумает, что бы вы могли пожелать другому человеку, но только эти пожелания должны быть связаны с ценностями. А чтобы вам было проще я начну с себя. - Денис, я желаю, чтобы... Желаю вам успехов и удачи в жизни. И чтобы всегда рядом с вами были главные ценности – это семья, здоровье, любовь, верный друг. Ведь именно они помогают нам в достижении целей, добиться успеха. Берегите то, что имеете. До свидания! | (О жизненных ценностях) Оценивают результат своей работы на занятии, отвечают на вопросы Отвечают (Что имеем не храним, а потерявши плачем) Обсуждают, совместно с педагогом формулируют вывод. По кругу говорят пожелания соседу, связанные с жизненными ценностями | Личностные – осознание практической и личностной значимости изученного материала, оценивание эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу. Познавательные – умение ориентироваться в новой системе знаний, воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения поставленной задачи; делать выводы по результатам совместной работы. Коммуникативные – умение полно и точно выражать свои мысли, строить высказывания. |