2. Обоснование актуальности темы | создать мотивационную основу для предстоящей деятельности, заинтересовать темой и формой занятия. | - В 2008 году состоялся Всероссийский исторический конкурс "Имя России", который был организован телеканалом "Россия" совместно с Российской Академией наук. Он имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории. Победителем телевизионного проекта "Имя России" стал благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации. Слайд 1. Наш классный час посвящен теме: «Великие имена России: Святой Александр Невский». | Воспринимают информацию. | Познавательные: умения построить логические рассуждения, установление причинно-следственных связей. Личностные: развитие способностей к смыслообразованию | 2 |
3.Актуализация имеющихся знаний кадет по теме предстоящего исследования | выявить кругозор кадет по теме «Киевская Русь» | Но прежде, чем мы с вами перейдем к теме нашего классного часа, я хотел бы, чтобы вы погрузились в те далекие времена и вспомнили из наших предыдущих классных часов, а также из прочитанных вами книг, основные вехи тех лет… - Что вам известно об А. Невском? | Заслушивание выступлений кадет. | Познавательные: умения построить логические рассуждения. Личностные: способность к нравственно-этическому оцениванию | 1 |
4. Постановка задач предстоящей деятельности | спланировать работу | Цель сегодняшнего классного часа - заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге великого полководца Александра Невского, проникнуться духом патриотизма наших предков. Расскажут об историческом прошлом Александра Невского ваши товарищи. В рассказах ребят вам встретятся непонятные, новые для вас слова, смотрите пояснения на доске, и обратите внимание на даты важных исторических событий (выступление ребят, показ слайдов). | Ответы кадет Слушают, воспринимают поставленные задачи. | Регулятивные: способность к постанове учебной задачи Познавательные: умения формулировать познавательные задачи, построения логической цепи рассуждений | 2 |
6.Основный этап классного часа. | Создание положительного эмоционального фона, познавательной ситуации на уроке. | Учащийся 1: Великий князь Александр Ярославич Невский родился в 1220 году в Переяславле. Отец Александра – великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, мать – Ростислава Мстиславна. Имя великого князя Александра Невского – одно из самых прославленных в истории нашей страны. Как полководец он по праву может почитаться Великим, ведь за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой.
Но есть нечто, что делает ему особую совершенно честь. Во времена, когда он жил и правил, междоусобные войны считались чем-то привычным, и даже само собой разумеющимся. Однако меч Александра Невского ни разу не заалел русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной княжеской усобице. В 1228, 1230, 1232 и 1233 годах Александр Ярославич был наместником в Новгороде вместе со своим старшим братом Федором. В 1236 году его отец ушел на княжение в Киев, а «в Новегороди посади сына своего Олександра», который правил там пять лет и женился на полоцкой княжне. Учащийся 2: В 1240 году новгородские войска во главе с еще очень молодым князем победили шведов на реке Неве (шведы направлялись на Русь крестовым походом). За эту победу князь Александр был прозван - Невским. В этом бою Александр Невский сам избил множество шведов и «на лицо предводителя Биргера возложил печать» своим острым копьем. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. Спустя два года Александр уничтожил немецкое войско в Ледовом побоище. Репортаж с поля боя. «Ледовое побоище» Учащийся 3: Вскоре после победы на Неве его отношения с новгородским боярством разладились, в результате столкновений с боярами Александр Невский был вынужден покинуть Новгород. После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к князю Александру гонцов с просьбой о помощи, весной 1241 года он вернулся в Новгород и быстро создал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов. Учащийся 4: Против Александра Невского выступило большое конное войско во главе с магистром ордена крестоносцев, которое потерпело сокрушительное поражение. На рассвете 5 апреля 1242 года рыцари построились «клином», или «свиньей». В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы. Учащийся 5: Судя по летописным миниатюрам, новгородское войско Александр Невский выстроил «полчным рядом» со сторожевым полком впереди. Отряд был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а лучшая дружина укрылась в засаде за одним из флангов. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати. Учащийся 6: Выставив длинные копья, немцы атаковали центр боевого порядка русских. Новгородские полки были прорваны. Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя. Учащийся 7: Фланги русского боевого порядка – «крылья» – не позволили немцам развить успех операции. Немецкий «клин» оказался словно зажатым в клещи. В это время дружина Александра Невского нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней. Воины, вооруженные ножами «засапожниками», выводили из строя лошадей, после чего тяжелые рыцари падали. Учащийся 8: Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Некоторым рыцарям удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством, но многие из них провалились под лед и утонули. Новгородцы преследовали остатки бежавшего в беспорядке рыцарского войска по льду Чудского озера вплоть до противоположного берега. Немецкие рыцари потерпели полное поражение. В бою было убито более 500 рыцарей, «бесчисленное множество» прочего войска взято было в плен, в том числе 50 «нарочитых воевод», то есть знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова. Учащийся 9: Летом 1242 года «орденские братья» прислали в Новгород послов с поклоном и просьбой обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен. Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим большей частью из пехоты. Русский боевой порядок («полчный ряд» с резервом) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, представлявшего малоподвижную массу. Учащийся 1: Победа в этой битве сделала Александра крупнейшим военачальником своего времени. Александр Невский старался укрепить северо-западные границы Руси и послал посольство в Норвегию, и в результате переговоров было достигнуто в 1251 году первое мирное соглашение между Русью и Норвегией. Получив ханский ярлык на великокняжение, Александр Невский стал великим князем Владимирским в 1252 году и до конца своей жизни являлся «заступником и ходатаем» за землю Русскую. Учащийся 2: Четыре раза Александр Невский ездил в орду с поклоном, отвозил ханам много серебра и золота. Своей мудрой и умелой политикой Александр Невский способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Будучи в Орде, Александр Невский добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами. У Александра Невского было две жены – Александра, дочь Половецкого князя Брячислава Васильковича, и Васса, которые родили великому князю пять детей – Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила, Евдокию. Умер Александр Невский в Городце, возвращаясь из Золотой Орды, был похоронен во Владимире. Он был канонизирован русской церковью и причислен к лику Святых. В конце XIII века было составлено «Житие Александра Невского», в котором он показан как идеальный князь-воин, защитник Русской земли от врагов. | | Познавательные: способность к анализу, умения находить и выделять необходимую информацию Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей. | 20 |
8.Самостоятельная работа по формулированию собственных рассуждений | развитие логического и творческого мышления кадет | - А теперь поработаем в группах: 1 ряд-1 группа, 2ряд-2 группа, 3 ряд-3 группа. - Игра называется: «Собери крылатую фразу». Условия игры таковы: фразы разрезаны на слова и заложены в конверты. Кто первый соберет фразу или пословицу, тот выиграет и получит приз -орден А. Невского. Готовые крылатые выражения: 1 фраза: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет». 2фраза: « Нас немного - но не в силах бог, а в правде». 3 фраза: «Кто Родине верен, тот в бою примерен». 4 фраза: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством». 5 фраза: «Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища». 6 фраза: « Русскую заповедь знай, в бою не зевай». Воспитатель: Зачитайте фразы и пословицы, которые у вас получились. - Какие из фраз принадлежат А. Невскому? Награждаем победившую команду орденами А. Невского. | Работают в группах. | Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество; учитывать разные мнения; работать в группе- устанавливать рабочие отношения; осуществлять взаимный контроль. Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения действий. | 3 |