СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта воспитательного мероприятия «Великие имена России: Святой Александр Невский»

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта воспитательного мероприятия «Великие имена России: Святой Александр Невский»

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта воспитательного мероприятия «Великие имена России: Святой Александр Невский»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М.Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


БОНДАРЕНКО

ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Воспитатель кадетских классов


Технологическая карта воспитательного мероприятия «Великие имена России: Святой Александр Невский»

Класс, дата

8 класс , 13 ноября 2017 г.

Тема

Великие имена России: Святой Александр Невский.

Форма занятия

Классный час

Цель

(выбирается из ФГОС или программы воспитания ОУ и цели педагогической технологии)

содействовать формированию у кадет духовно-нравственных ценностей, патриотизма, гражданственности, воспитывать в подрастающем поколении уважения к родной стране, ее историческим корням и национальным традициям.

Задачи (конкретизируются педагогом с учетом потребностей конкретного коллектива кадет)

Образовательные:

– расширить и закрепить знания кадет о жизни и деятельности А.Невского – яркой личности, талантливого полководца, выдающегося политика.

Развивающие:

- развивать интерес к изучению исторического прошлого;

Воспитательные:

- вызвать у кадет эмоциональный отклик, способствовать формированию чувства гордости за Россию, имеющую такое богатое культурное наследие;

- формировать уважение к историческому прошлому, героическим делам наших предков.

Применяемая технология

технология коммуникативного взаимодействия;

технология создания воспитывающих ситуаций

Образовательный продукт занятия (может быть идеальным или материальным)

самостоятельные ответы на вопросы кадет;

развитие умения кадет работать в команде;

развитие логического и творческого мышления

Оборудование

Презентация; портрет А.Невского, карта «Русские земли в XIII веке», схема «Битва на Чудском озере», изображение ордена А.Невского, фрагмент фильма И.Каленова «Александр. Невская битва». Раздаточный материал для работы в команде («Пословицы»).

Источники

Подготовительная работа

Индивидуальная работа с кадетами (выступающими); сбор материала(биографических сведений) кадетами.


Ход занятия

Этап

Задачи этапа

Деятельность воспитателя

Деятельность кадет

Формируемые УУД

время

1. Оргмомент

проконтролировать готовность кадет к занятию

Приветствие кадет.

Приветствуют воспитателя.

Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, волевому усилию

1

2. Обоснование актуальности темы

создать мотивационную основу для предстоящей деятельности, заинтересовать темой и формой занятия.

- В 2008 году состоялся Всероссийский исторический конкурс "Имя России", который был организован телеканалом "Россия" совместно с Российской Академией наук. Он имел большой общественный резонанс в российском обществе, способствовал росту интереса наших граждан, школьников к отечественной истории. Победителем телевизионного проекта "Имя России" стал благоверный князь Александр Невский – древнерусский полководец, одержавший исторические победы над шведскими и тевтонскими рыцарями в первой половине XIII века. Он набрал наибольшее количество голосов (более 520 тыс.) и по результатам конкурса объявлен личностью нации. 

Слайд 1.

Наш классный час посвящен теме: «Великие имена России: Святой Александр Невский».





Воспринимают информацию.

Познавательные: умения построить логические рассуждения, установление причинно-следственных связей.


Личностные: развитие способностей к смыслообразованию



2

3.Актуализация имеющихся знаний кадет по теме предстоящего исследования

выявить кругозор кадет по теме «Киевская Русь»

Но прежде, чем мы с вами перейдем к теме нашего классного часа, я хотел бы, чтобы вы погрузились в те далекие времена и вспомнили из наших предыдущих классных часов, а также из прочитанных вами книг, основные вехи тех лет…

- Что вам известно об А. Невском?






Заслушивание выступлений кадет.


Познавательные: умения построить логические рассуждения.

Личностные: способность к нравственно-этическому оцениванию

1

4. Постановка задач предстоящей деятельности

спланировать работу

Цель сегодняшнего классного часа - заглянуть в историческое прошлое России, узнать о подвиге великого полководца Александра Невского, проникнуться духом патриотизма наших предков.
Расскажут об историческом прошлом Александра Невского ваши товарищи. В рассказах ребят вам встретятся непонятные, новые для вас слова, смотрите пояснения на доске, и обратите внимание на даты важных исторических событий (выступление ребят, показ слайдов).


Ответы кадет


Слушают, воспринимают поставленные задачи.

Регулятивные: способность к постанове учебной задачи

Познавательные: умения формулировать познавательные задачи, построения логической цепи рассуждений




2

5.Постановка вопроса, ответ на который необходимо дать после заслушивания сообщений кадет.

создать условия для самостоятельного поиска информации в соответствии с поставленными задачами

Я предлагаю всем вместе после выступления кадет ответить на вопрос:

- Является ли для вас А. Невский национальным героем? Почему?


Познавательные: способность к анализу, умения находить и выделять необходимую информацию

Личностные: способность к нравственно-этическому оцениванию

2

6.Основный этап классного часа.

Создание положительного эмоционального фона, познавательной ситуации на уроке.

Учащийся 1:

Великий князь Александр Ярославич Невский родился в 1220 году в Переяславле. Отец Александра – великий князь Владимирский Ярослав II Всеволодович, мать – Ростислава Мстиславна.
Имя великого князя Александра Невского – одно из самых прославленных в истории нашей страны. Как полководец он по праву может почитаться Великим, ведь за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, с малыми силами побеждал сильнейших и в действиях своих сочетал военную гениальность с личной отвагой.

Но есть нечто, что делает ему особую совершенно честь. Во времена, когда он жил и правил, междоусобные войны считались чем-то привычным, и даже само собой разумеющимся. Однако меч Александра Невского ни разу не заалел русской кровью, и имя его не запятнано участием ни в одной княжеской усобице.
В 1228, 1230, 1232 и 1233 годах Александр Ярославич был наместником в Новгороде вместе со своим старшим братом Федором.
В 1236 году его отец ушел на княжение в Киев, а «в Новегороди посади сына своего Олександра», который правил там пять лет и женился на полоцкой княжне.

Учащийся 2:

В 1240 году новгородские войска во главе с еще очень молодым князем победили шведов на реке Неве (шведы направлялись на Русь крестовым походом). За эту победу князь Александр был прозван -  Невским. В этом бою Александр Невский сам избил множество шведов и «на лицо предводителя Биргера возложил печать» своим острым копьем. Невская битва 1240 года предотвратила угрозу вражеского нашествия с севера. Спустя два года Александр уничтожил немецкое войско в Ледовом побоище.

Репортаж с поля боя. «Ледовое побоище»

Учащийся 3:

Вскоре после победы на Неве его отношения с новгородским боярством разладились, в результате столкновений с боярами Александр Невский был вынужден покинуть Новгород.
После вторжения ливонских рыцарей на Русь новгородцы послали к князю Александру гонцов с просьбой о помощи, весной 1241 года он вернулся в Новгород и быстро создал войско, изгнавшее захватчиков из русских городов.
Учащийся 4:

Против Александра Невского выступило большое конное войско во главе с магистром ордена крестоносцев, которое потерпело сокрушительное поражение.
На рассвете 5 апреля 1242 года рыцари построились «клином», или «свиньей». В кольчугах и шлемах, с длинными мечами, они казались неуязвимы.
Учащийся 5:

Судя по летописным миниатюрам, новгородское войско Александр Невский выстроил «полчным рядом» со сторожевым полком впереди. Отряд был обращен тылом к обрывистому крутому восточному берегу озера, а лучшая дружина укрылась в засаде за одним из флангов. Избранная позиция была выгодна тем, что немцы, наступавшие по открытому льду, были лишены возможности определить расположение, численность и состав русской рати.
Учащийся 6:

Выставив длинные копья, немцы атаковали центр боевого порядка русских. Новгородские полки были прорваны. Однако, наткнувшись на обрывистый берег озера, малоподвижные, закованные в латы рыцари не могли развить свой успех. Наоборот, рыцарская конница скучилась, так как задние шеренги рыцарей подталкивали передние шеренги, которым негде было развернуться для боя.
Учащийся 7:

Фланги русского боевого порядка – «крылья» – не позволили немцам развить успех операции. Немецкий «клин» оказался словно зажатым в клещи. В это время дружина Александра Невского нанесла удар с тыла и завершила окружение противника. Воины, которые имели специальные копья с крючками, стаскивали рыцарей с коней. Воины, вооруженные ножами «засапожниками», выводили из строя лошадей, после чего тяжелые рыцари падали.

Учащийся 8:

 Лед под тяжестью сбитых в кучу тяжеловооруженных рыцарей стал трещать. Некоторым рыцарям удалось прорвать кольцо окружения, и они пытались спастись бегством, но многие из них провалились под лед и утонули. Новгородцы преследовали остатки бежавшего в беспорядке рыцарского войска по льду Чудского озера вплоть до противоположного берега.
Немецкие рыцари потерпели полное поражение. В бою было убито более 500 рыцарей, «бесчисленное множество» прочего войска взято было в плен, в том числе 50 «нарочитых воевод», то есть знатных рыцарей. Все они пешком следовали за конями победителей до Пскова.

Учащийся 9:

Летом 1242 года «орденские братья» прислали в Новгород послов с поклоном и просьбой обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен.
Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим большей частью из пехоты. Русский боевой порядок («полчный ряд» с резервом) оказался гибким, в результате чего удалось осуществить окружение противника, представлявшего малоподвижную массу.
Учащийся 1:

Победа в этой битве сделала Александра крупнейшим военачальником своего времени.
Александр Невский старался укрепить северо-западные границы Руси и послал посольство в Норвегию, и в результате переговоров было достигнуто в 1251 году первое мирное соглашение между Русью и Норвегией.
Получив ханский ярлык на великокняжение, Александр Невский стал великим князем Владимирским в 1252 году и до конца своей жизни являлся «заступником и ходатаем» за землю Русскую.

Учащийся 2:

Четыре раза Александр Невский ездил в орду с поклоном, отвозил ханам много серебра и золота. Своей мудрой и умелой политикой Александр Невский способствовал предотвращению разорительных нашествий татар на Русь. Будучи в Орде, Александр Невский добился освобождения русских от обязанности выступать войском на стороне татарских ханов в их войнах с другими народами.
У Александра Невского было две жены – Александра, дочь Половецкого князя Брячислава Васильковича, и Васса, которые родили великому князю пять детей – Василия, Дмитрия, Андрея, Даниила, Евдокию.
Умер Александр Невский в Городце, возвращаясь из Золотой Орды, был похоронен во Владимире. Он был канонизирован русской церковью и причислен к лику Святых. В конце XIII века было составлено «Житие Александра Невского», в котором он показан как идеальный князь-воин, защитник Русской земли от врагов.


Познавательные: способность к анализу, умения находить и выделять необходимую информацию

Личностные: оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей.

20

6.Просмотр видеофильма

выявить уровень освоения информации

Просмотр отрывка из фильма кинорежиссера Игоря Каленова «Александр. Невская битва».


Кадеты смотрят видеофрагмент.

По окончании просмотра – обсуждение увиденного.

Познавательные: поиск и выделение информации

Личностные: способность к личностному выбору, морально-нравственному оцениванию

6

7.Беседа по поставленному перед просмотром фильма вопросу

создать условия для эмоционального восприятия информации, выработки отношения к теме исследования

Обсуждение просмотренного видео.


Обсуждение просмотренного фрагмента



Познавательные: поиск и выделение информации

Личностные: способность к личностному выбору, морально-нравственному оцениванию



5

8.Самостоятельная работа по формулированию собственных рассуждений

развитие логического и творческого мышления кадет

- А теперь поработаем в группах: 1 ряд-1 группа, 2ряд-2 группа, 3 ряд-3 группа.

- Игра называется: «Собери крылатую фразу».
Условия игры таковы: фразы разрезаны на слова и заложены в конверты. Кто первый соберет фразу или пословицу, тот выиграет и получит приз -орден А. Невского.

Готовые крылатые выражения:

1 фраза: «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».
2фраза: « Нас немного - но не в силах бог, а в правде».
3 фраза: «Кто Родине верен, тот в бою примерен».
4 фраза: «Бой красен мужеством, а товарищ дружеством».
5 фраза: «Храбрый пеняет на себя, а трусливый на товарища».
6 фраза: « Русскую заповедь знай, в бою не зевай».

Воспитатель:

Зачитайте фразы и пословицы, которые у вас получились.

- Какие из фраз принадлежат А. Невскому?

Награждаем победившую команду орденами А. Невского.

Работают в группах.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество; учитывать разные мнения; работать в группе- устанавливать рабочие отношения; осуществлять взаимный контроль.


Регулятивные: адекватно оценивать правильность выполнения действий.



3

9.Рефлексия деятельности

создать условия для самоанализа

- В наше время есть место для подвига? Приведите примеры.


Личностные: способность к морально-нравственному оцениванию исходя из личностных и социальных ценностей



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!