СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия "Не забывайте меня"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка стала победителем Всероссийского конкурса "Карандашные строчки фронтового писма".Соавтор: Терешко А.В.  Материалы занятия можно использовать на классных часах, посвященных Великой Отечественной войне, на уроках памяти. Цель занятия - дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия "Не забывайте меня"»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа №20»





Всероссийский конкурс методических разработок

для педагогических работников образовательных организаций Российской Федерации

«Карандашные строчки фронтового письма»





Методическая разработка занятия внеурочной деятельности

«Не забывайте меня»







Авторы: Терешко Анжела Васильевна,

Плискач Ирина Ивановна,

учителя начальных классов

ГБОУ СОШ №20

Севастополь

2021 г.

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Тема занятия:

«Не забывайте меня»

Тип занятия:

Комбинированный

Цель:

Дать представление о значении писем времен Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Способствовать формированию у учащихся представлений об истории переписки, о письмах военных лет, как неотъемлемой части истории нашей страны и нашего народа.

2. Развивать у обучающихся интерес к родной истории через раскрытие сущности исторических явлений и процессов на близком и ярком материале.

3. Воспитывать чувства уважения к своему Отечеству, прививать бережное отношение к историческому прошлому Отчизны.

План занятия:

I. Мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Определение темы и целей занятия.

IV. 1.Изучение нового материала.

2.Физминутка.

3. Продолжение работы по изучению нового материала.

V. Первичное закрепление.

VI. Домашнее задание

VII. Рефлексия. Анализ и оценка итогов занятия.

Формы и методы обучения:

Методы - деятельностный, объяснительно-иллюстративный.

Формы обучения - беседа, словарная работа, самостоятельная работа в группах, парах, участие в учебном диалоге.

Образовательные ресурсы:

Мультимедийная установка, ноутбук.

Наглядно-демонстрационный материал:

Мультимедийная презентация, видеоролик «Фронтовое письмо», раздаточный материал для работы в группах и в парах.

Основные термины, понятия:

Адресат (получатель), адресант (отправитель), долгожданная весточка, информация, военно-полевая почта.


Планируемые результаты

предметные

метапредметные (УУД)

личностные

- усвоение понятий «адресат», «отправитель»,

«получатель»,

«полевая почта»;


-сформировать представление о роли писем фронтовых лет.


Познавательные:

- формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации, умение анализировать, сравнивать.


Регулятивные:

- формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, планировать свою проектную деятельность.


Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать собеседника, выражать свои мысли, строить высказывания в соответствие с задачами коммуникации;

- развивать умение работать группах.



- способствовать формированию бережного отношения к слову, развивать самостоятельность, настойчивость, умение делать нравственные выводы.














Организационная структура занятия

Этапы
занятия

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации
взаимодейст
-вия


Формы контроля

I. Мотивация к учебной деятельнос-ти.



Добрый день.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Обучающиеся рассаживаются на свои места, проверяют готовность к занятию

Фронтальная







II. Актуализа-

ция опорных знаний.












Введение в проблему






















Просмотр видеофрагмента «Фронтовое письмо»

Как мало всё же человеку надо!

Одно письмо. Всего-то лишь одно.
И нет уже дождя над мокрым садом,

И за окошком больше не темно…”

Эдуард Асадов


- В эпиграфе к нашему занятию говорится о письме. Когда последний раз вы писали письма?

В ответ большинство из вас пожимают плечами, а некоторые этого никогда и не делали. Однако глубоко в древности почта была необходима.

История писем напрямую связана с возникновением письменности. Впервые почтовое сообщение появилось 5000 лет назад. Еще совсем недавно, каких-то 20-30 лет назад, ваши близкие писали письма, открытки своим родным и знакомым, отправляли их почтой. В наши дни, благодаря новейшим технологиям, мы отправляем сообщения по Интернету или же по телефону.

Но сегодня хочется поговорить с вами об особенных письмах, которые навсегда останутся в истории нашей страны.

Посмотрите отрывок из видеоролика «Фронтовое письмо».









Ответы детей

















Просмотр детьми фрагмента


Фронтальная





































III. Определе-ние темы и целей.











Определение целей занятия






Задание

«Корзинка вопросов»




- Вы просмотрели видеофрагмент, подумайте и скажите, о чем сегодня будет идти речь на нашем занятии?


Сегодня на нашем занятии будем говорить о фронтовых письмах - письмах, над которыми не властно время.


- Что бы вы хотели узнать на занятии?

Для этого поработаем в группах. Ваша задача: подобрать один вопрос от группы. Спикер группы озвучивает вопрос и кладет в корзинку.

Дети высказывают свои предположения



Возможные варианты учащихся:

- Когда, чем и на чем писались фронтовые письма?

- Как доставляли почту на фронт?

Фронтальная







Работа в группах
















IV.

1.Изучение нового материала.


















































































2. Физминут-ка.

















3. Продолже-ние работы по изучению нового материала.

Рассказ учителя





























Сцена «Военно-полевая почта»
















Словарная работа

«Соедини понятие со значением»

(приложение 1)










































































Сцена

«Саша Кива пишет письмо»










Рассказ учителя

Более 80 лет оделяет нас от того, когда гитлеровские полчища вторглись на нашу землю – и началась самая кровопролитная в истории человечества война.

По всей нашей земле – от Кавказа до Прибалтики, по странам Европы прошли советские солдаты, продвигаясь шаг за шагом к Берлину. И многие из них не вернулись домой, остались на дорогах войны. Но прошло время, и заговорили они в полный голос. Голос павших донесли до нас их фронтовые письма.

А письма
В треугольничках солдатских!

Они для нас
До сей поры полны
И мужества, и доброты, и ласки,

И грозного дыхания войны.


Простые маленькие солдатские треугольники с лиловым штампом – «Проверено цензурой».


Звучит фонограмма затихающего боя. На этом фоне слышны слова: «Почта, почта, разбирай весточки от родных и любимых».

Выходит почтальон, девушка с пачкой треугольников в руках, за ней солдат.

Солдат:         Красавица, а мне - то письмо принесла?

Почтальон:  Танцуй, тогда отдам.

Солдат:         Разрешите пригласить вас?


    Под фонограмму солдат и почтальон танцуют вальс.

Почтальон: Совсем закружил меня, получай свое письмо.

Солдат берет письмо, уходит.

Почтальон: Как приятно видеть светящиеся глаза солдата, получившего из моих рук весточку из дома. Маленькие солдатские треугольники способны в одну минуту победить усталость, снять боль, поднять настроение и придать силы для дальнейшей борьбы, борьбы за победу.


- Сейчас поработайте в парах. Ваша задача: соединить понятие с его значением.


- Для чего была создана военно-полевая почта?

- Почему такой почте придавалось большое значение?


С первых же дней войны была организована военно-полевая почта. Такая почта организуется во время войн. Прообраз полевой почты бал создан в конце XVII века по приказу Петра I.

Полевая почта ВОВ в месяц доставляла в армию 70 млн. писем.

В годы войны с фронта в тыл было отправлено 2 миллиарда 794 миллиона писем, 9,9 миллиона посылок, 35,5 миллиона переводов. А сколько писем не дошло до адресата, было размётано взрывами, уничтожено огнём, пропало в бесконечной дороге от передовой до дома.

Работа почтальона на фронте была опасна и трудна. Почтальоны под пулями с риском для жизни доносили письма бойцам в действующую армию.

Для доставки почты порой использовались все мыслимые и немыслимые способы. Так в Севастополь письма приходили на подводных лодках, а в Ленинград их везли через Ладожское озеро, а после прорыва блокады через построенный секретный 33-х - километровый железнодорожный коридор. Полевая почта не прекращала свою работу, несмотря на голод, холод и постоянные обстрелы. Корреспонденцию привозили на санках, телегах и даже просто переносили в руках. Перебирали и сортировали полученную корреспонденцию не только в землянках и шалашах, а даже просто на земле или поляне в лесу.


Пусть всегда будет солнце!

(поднять руки вверх над головой) 
Пусть всегда будет небо!

(развести руки в стороны над головой.)
Пусть всегда будет море!

(развести руки в стороны перед собой) 
Пусть всегда буду я!

(подняться на носочки, погладить себя) 
Пусть всегда поют песни!

(сделать наклоны головы в стороны)

Пусть всегда будут танцы!

(сделать присядку) 
Пусть всегда будут птицы!

(наклоны в стороны, отводя руки назад) 
Пусть всегда будет мир!

(хлопки над головой)



- Ребята, когда освободили наше село Андреевку от немецко-фашистских захватчиков?

16 апреля 1944года наше село Андреевка было освобождено от немецко-фашистских захватчиков. Оставшиеся ребята из Андреевки были призваны на фронт, среди них был 19-летний Александр Кива.

«Не сегодня – завтра иду в бой, решается моя судьба: или жить, или умереть. Пишу вам горячее письмо, может быть, последнее в моей жизни и благодарю тебя, мамочка, за письма, что меня не забываете, не останавливайтесь, я буду очень рад и счастлив. Работайте, не беспокойтесь, а буду жив, то с победой вернусь домой, тогда увидимся и будем счастливы работать и жить. Целую всех вас, прощайте.

Ваш сын и брат Саша. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ МЕНЯ! 21 июля 1944г.»

Это третье и последнее письмо было написано нашим односельчанином, Александром Кивой.

22 июля 1944 года Александр погиб в поле под городом Шауляй в Прибалтике. Там же, на этом поле, остались навсегда его друзья, наши односельчане – 18-летние Евгений Куряченко и Петр Зарапин.

Последние строки письма Александра Кивы на века отлиты в бронзовой плите памяти, установленной в нашем селе.

Фамилии 24 наших односельчан, погибших на полях сражений, внесены в Книгу Памяти города Севастополя и увековечены на Горельефе, автором которого является известный скульптор Станислав Чиж.

Великое множество безымянных высот на пространствах от Сталинграда до Берлина, а еще больше на этом пространстве безымянных могил. Но где бы ни лежал павший за Родину, за нас с вами советский воин – в братской ли, именной или безымянной могиле, - каждый из них взывает, как и Саша Кива, в своем последнем в жизни письме: «НЕ ЗАБЫВАЙТЕ МЕНЯ!»

Мы помним тебя, Саша! Мы помним всех вас – и павших, и живых, - и завещаем память эту нашим детям и внукам.


































Дети в костюмах показывают сценку






























Ответы детей


































Дети выполняют движения демонстрируе-мые

педагогом













Ответы учащихся




Ученик в военной форме выразительно декламирует письмо А. Кивы



Фронтальная













































Работа в парах














Фронтальная









































Наблюде-ние за работой учащихся


V. Первичное закрепление






Задание 1.

«Буриме»

(приложение 2)










Задание 2.

«Расшифруй слово»

(приложение 3)




















Задание 3.

«Письмо защитника Севастополя»

(приложение 4)






























Задание 4.

«Изготовление фронтового письма»



- Составьте стихотворение, используя свои слова и рифмы слов на тему войны.

Например:

  • платок-венок

  • солдат – наград

  • друг - вокруг

  • огромная- темная

  • туманы – партизаны

  • герой - горой


- Подумайте, какие качества вам нужно развивать, чтобы стать настоящим защитником Родины, как герои нашего занятия? Необходимо на каждую букву, входящую в слово «ПИСЬМО», написать одно-два качества настоящего защитника.


250 дней защитники Севастополя сражались против врага. С тылом город связывали лишь морские пути. Корабли в сложных условиях доставляли пополнение, боеприпасы и продовольствие. Но ряды защитников редели…

Я вам сейчас раздам фронтовой треугольник, в нем написан отрывок стихотворения Григория Поженяна, участника обороны Севастополя. Разверните письмо, давайте прочитаем его вместе.

Фоном музыка «Журавли»

Шел сотый день,

Сто первый, сто второй.

Под нами с рёвом

Оседали горы.

Но только почта

Покидала город,

И только мертвый

Смел покинуть строй.

А он горел,

И с четырех сторон

От бухты к бухте

Подползало пламя.

А нам казалось:

Это было с нами,

Как будто мы горели,

А не он…

- Какие чувства испытывали защитники нашего города?


И, конечно же, ребята, письмо не должно остаться без ответа.

Давайте сейчас с Вами сложим фронтовой треугольник.

1. Правую сторону складываем к левой стороне в форме треугольника.

2. Опускаем левый угол вниз. Получился треугольник.

3. Оставшуюся внизу полоску загибаем с двух сторон треугольники и загибаем полученный конец в кармашек большого треугольника.

Самостоятельная творческая работа учащихся на тему войны









Учащиеся принимают самостоятельные решения, взвешивают альтернативные мнения, обсуждают и участвуют в дискуссии

Пример:

П – порядочный,

пунктуальный

И – искренний,

инициативный

С – смелый, старательный

М – меткий,

мужественный

О – отважный, отзывчивый


















Выразительное чтение стихотворения учащимися











Ответы детей








Работа в группах











Работа в парах
























































Индивидуадь-ная работа учащихся

Наблюде-ние за работой учащихся









Наблюде-ние за работой учащихся

VI. Домашнее задание


У вас получились треугольники, дома напишите на них те слова, с которыми вы хотели обратиться к тем, кто защищал и освобождал наш славный город Севастополь.

Пусть ваши слова искренней благодарности станут маленькой частичкой неоплатного долга живых перед павшими, благодарных потомков перед теми, кто сохранил для нас Родину и свободу.




VII.Рефлексия. Анализ и оценка итогов занятия.





Задание «Корзинка вопросов»






- Давайте вернемся к «Корзинке вопросов».

- На все свои вопросы вы получили ответы?

- Какое открытие вы для себя сделали на занятии, продолжите фразу:

Мне было интересно узнать…

Мне особенно запомнилось…

Мне понравилось (не понравилось)…


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Фронтальная











Источники:

1. М.Д.Дадонов. Вспомнить всех поименно…/Труд виноградаря/ - 1991г. - №10.

2. Е.В.Колесник. 16 апреля – День освобождения Андреевки. /Труд виноградаря/ - 2007г. - №9.

3. М.Д.Дадонов. Чтобы помнили…/Труд виноградаря/ - 2008г. - №23.


Интернет ресурсы:

1. http://new.crimiz.ru/informatsiya/kontakty/116-tematicheskie-stranitsy/veteran/1135-pisma-s-vojny

2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Полевая почта

3. https://slavasev.ru/2009/11/17/matvey-dadonov-soavtor-stanislava-chizha/

4. https://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2018/01/28/urok-po-istorii-rossii-frontovoe-pismo







2




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!