Подготовительный этап | - Представляю вашему вниманию три команды участников под названиями: «Смекалистые» «Изобретательные» «Сообразительные» . - Но для того, чтобы сесть в поезд и отправиться в увлекательное математическое путешествие, необходимо купить билеты в кассе. Это можно сделать, решив задачи. Количество баллов за ответы необходимо записывать в маршрутные листы. Задачи: 1. На грядке сидели 4 воробья. К ним прилетели еще 2 воробья. Кот Васька подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось на грядке? (0, остальные улетели) 2. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4 часа) 3. Петух, стоя на одной ноге, весит 3 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (3 кг) 4. Найдите 2 таких числа, произведение которых 24 и частное тоже 24. (числа 24 и 1) 5. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 3 десятка? (60 десятков) 6. Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил пять грузовиков и три легковые машины. Сколько всего машин ехало в село? (одна машина - такси, остальные ехали из села) 7. Ребята пилят бревно на части определенной длины. Отпиливание одного такого куска занимает одну минуту. За сколько минут они распилят бревно длиной 5 метров на пять частей? (за 4 минуты) - А сейчас мы подведем итоги и узнаем какая команда в каком вагоне поедет. Подведение итогов. Выдача билетов. - Ваша задача пройти по всем станциям по полученным маршрутным листам. На каждой станции вас ждет интересное задание. Не забудьте, что во всякой игре побеждают внимательные и собранные учащиеся. Ну, что же, все заняли свои места? Тогда поехали! | | Коммуникативные УУД: Формирование навыков адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание. Регулятивная: Соотносить правила игры и планирование действий в соответствии с правилами. | Формируется стремление к победе |
Основной этап Физминутка | - Уважаемые пассажиры, вы прибыли на станцию «Кроссвордная» Здесь команде предлагается разгадать кроссворд. За каждое угаданное слово - 1 балл. - Время остановки 5 минут. По истечению времени мы будем суммировать баллы за разгаданные слова и общее количество очков капитан каждой команды запишет в маршрутном листе. Кроссворд По горизонтали: 1. Арифметическое действие. (Умножение) 2. Число, из которого вычитают. (Уменьшаемое) 3. Число, на которое делят. (Делитель) 4. Сумма длин всех сторон треугольника. (Периметр) По вертикали: 5. Какая фигура изображена на рисунке? (Пятиугольник) 6. Число, которое прибавляют. (Слагаемое) 7. 23 = 4 · 5 + 3. 3 - это … (Остаток) 8. Что это такое: 2х - 6 = 2? (Уравнение) - Поздравляю! Вы прибыли на вторую станцию под названием «Веселые нотки». - На этой станции каждая команда должна спеть песни, в которых есть числительные. Учитывается как правильный выбор песни, так и качество исполнения. Примеры песен: "Дважды два четыре", "Чему учат в школе", "Вместе весело шагать", "Жили у бабуси два веселых гуся", "Четыре таракана и сверчок" и др. (можно использовать и современные песни). - Ребята, на третьей станции под названием «Внимательная», вам предстоит ответить на вопросы задачи, но они «хитрые». Слушайте внимательно.За каждую решенную задачу присуждается 2 балла. Капитаны команд фиксирую сумму баллов в маршрутных листах. Задачи: 1. В автобусе ехали 25 человек. На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека. На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек. На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек. На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек. На следующей остановке вышли 5 человек. Сколько было остановок? (5 остановок) 2. У четы речных Медуз был всегда отменный вкус, И они гостей позвали, чтоб попробовать арбуз. На обед пришел Тритон, и Морской знакомый Слон - Ел арбуз ножом и вилкой, был любезен и умен. А потом зашел Варан. Лег на кожаный диван. Одиноким молчуном просидел весь вечер Сом. И Бермудский крокодил тоже в гости заходил. Славно было у Медуз! Съели гости весь арбуз! Вопрос: Сколько гостей пришло к Медузам? (5 гостей) 3. Летняя задача. На речке летали 12 стрекоз. Явились 2 друга и рыжий Барбос. Они так плескались, они так галдели, Что 8 стрекоз поскорей улетели. Остались на речке только стрекозы, Кому не страшны ребятня и барбосы. Но вот что моя голова позабыла: Скажите, пожалуйста, сколько их было? (12 стрекоз) 4. На рынке. Продавал Трофим на рынке топоры, ковры и крынки, Грабли, ведра и рубанки, огурцов соленых банки, И кастрюльки, и корзинки, даже детские машинки. Продавал Трофим на рынке. У прилавка все толпились, покупали, не скупились. И хвалили млад и стар и Трофима, и товар. Вопрос: Сосчитайте, сколько видов разных товаров продавал Трофим на рынке? (10) 5. Задача о глупом Кондрате. Шел Кондрат в Ленинград, навстречу ему 12 ребят, У каждого по лукошку, в лукошке - по кошке, У кошки - по котенку, у котенка - по мышонку. Задумался старый Кондрат: "Сколько котят и мышат Ребята несут в Ленинград?" [Глупый, глупый Кондрат! Он один лишь и шел в Ленинград. А ребята с лукошками, котятами и кошками Шли навстречу ему, в Кострому! - Молодцы! Станция, на которую вы прибыли называется «Математическая минутка для любознательных». Пассажиры каждого вагона приготовили интересные сообщения для нашей постоянной рубрики. Предлагаю их послушать. - Настало время отдохнуть. Мы устали чуточку, Отдохнем минуточку. Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись, давай, дружок. Еще попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри, Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись. Стали мы теперь бодрее, Будем думать мы быстрее! - А теперь отправляемся все дружно на станцию «Рыболовная». - На этой станции каждому участнику команды предстоит поймать рыбку. На одной стороне рыбки написано условие задачи, на второй указана масса рыбки. Если рыбка весит 100 г, то за решение задачи присуждается 1 очко, 200 г - 2 очка. Задачи: В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Напротив каждой кошки по три кошки. Сколько же всего кошек в комнате? (4 кошки) (1 очко) Имеется кусок сукна длиной 16 м, от которого каждый день отрезают по 2 м. По истечении скольки дней отрежут последний кусок? (7 дней) (2 очка) У отца 6 сыновей. Каждый сын имеет одну сестру. Сколько всего детей у отца? (7 детей) (2 очка) Разделить 5 яблок между пятью детьми так, чтобы каждый получил по яблоку и одно яблоко осталось в корзине. (четырем детям раздать по яблоку, а пятому отдать яблоко в корзине) (2 очка) - Ребята, наш поезд следует дальше. Следующая станция называется «Математические пословицы и поговорки». - На карточках напечатаны пословицы и поговорки. Вместо пропусков вставьте нужное число. Пословицы: «У него 7 пятниц на неделе» «Семь раз отмерь, один раз отрежь» «За 2 зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» «2 сапога пара» «7 одного не ждут» | Разгадывают кроссворд Предлагают песни, в которых есть числительное. Слушают внимательно задачи, отвечают на поставленные вопросы Рассказывают приготовленные сообщения на тему: «Математическая минутка для любознательных». Делают физминутку Решают задачи Выполняют задание | Познавательные: Умение слушать учителя, понимать правила игры Коммуникативные УУД: Формирование навыков задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; формирование навыков адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной речью; строить монологическое контекстное высказывание; формулировать собственное мнение и принимать другую точку зрения, уметь обсуждать задания в группе, уметь сотрудничать с учителем и одноклассниками. Регулятивная: Соотносить правила игры и планирование действий в соответствии с правилами. | Формируется стремление к победе; проявление логической смекалки. |
Подведение итогов и награждение победителей | - Вы прибыли на станцию «Поздравительная». -Вот закончилась игра. Результат узнать пора. Кто же лучше всех трудился И в итоге отличился. Капитаны команд сдают маршрутные листы, подсчитывается количество баллов, заработанных на каждой станции. Выявляется команда-победитель. -Ребята, вернемся к началу нашего занятия. Какая цель стояла перед вами? - Достигли ли мы этой цели? - Понравилось ли вам наше математическое путешествие? - На нашем пути были трудности, то есть нелегкие задачи, сложные ребусы, творческие задания, задания на сообразительность и т.д. Но вам удалось преодолеть все препятствия, которые встречались на каждой станции. Я вас поздравляю! | Видят результаты своей работы и творчества своих товарищей. Оценивают. Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность | Коммуникативные УУД: Умение обсуждать результаты, давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников; высказывать свое мнение. Личностные: Высказывают свои мнения, чувства, личностную значимость участия в играх. Познавательные: Оценивать новые знания, приобретенные во время участия в играх и познавательных беседах. Регулятивная: Умение планировать свои дальнейшие действия. | Удовлетворение результатами своей работы |