ФИО педагога: Груздева Г.И. |
Предмет/направление: социальное |
Класс: 2 «В» |
Общая информация о занятии |
Дата: 19.05.2014г. | Тема: Народные промыслы Воронежской области. Матрёшка. | Цель: познакомить с историей создания русской и воронежской матрёшки; дать представление о самобытной росписи воронежской матрёшки; развивать воображение, эстетический и художественный вкус, ассоциативно-образное мышление. |
Планируемые результаты |
Предметные: знако-мимся с особенностями воронежской матреш-ки, её формой, осно-вами пропорций. На-ходить выразительные, образные решения в росписи костюма. Зна-комство с основными приемами росписи. Воспринимать выра-зительность формы матрешки как символ бесконечности рода человеческого | Метапредметные: Формирование активного отношения к традициям культуры как смысловой, эстетической и личностно – значимой ценности. Формирование способности к целостному художественному восприятию мира. Умение самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения. | Личностные: умение использовать образный язык изобразительного искусства, для достижения своего замысла; отрабатывать навыки работы художественными материалами к повышению культуры речевого общения. Проявление авторского стиля. |
| Регулятивные: создавать образ рисунка, используя выразительные свойства художественного материала. Самостоятельно поставить цель предстоящей творческой работы. Самостоятельно планировать, контролировать, оценивать результат своего труда. | Проявленность: Изображение матрешки в народном костюме Воронежской области |
Познавательные: Самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели, делать выводы в словесной форме. |
Коммуникативные: Вступает в учебный диалог с учителем, участвует в общей беседе «Народные промыслы Воронежской области. Матрёшка». Учится основам коммуникативной рефлексии. |
Тип занятия: внеурочное занятие | Материально-технические средства: альбом, карандаши, фломастеры, краски, мультимедийный проектор, презентация. | Технология (авторская методика): |
Структурные параметры: |
Этапы занятия: | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Ожидаемые результаты |
1)Мотивация к учебной деятельности | Сегодня мы с вами снова переносимся в волшебный мир народного творчества. Вы покажете свои знания и узнаете что-то новое, а ещё вам предстоит перевоплотиться в художников – мастеров. | | Положительная мотивация к учебной деятельности. |
2)Определение темы и цели занятия. | Ребята, о ком идёт речь в загадке? Рядом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. | О матрёшке. | Действия целеполагания и планирования. |
| Вы правы. Отгадав загадку, вы определили тему нашего сегодняшнего занятия. Сегодня мы продолжим говорить о народных промыслах Воронежской области, а именно, вспомним, что мы уже узнали об истории русской матрёшки и её видах. Затем вы познакомитесь с историей создания воронежской матрешки. -Итак, начнём. | Матрёшка, матрёшка, русская краса: Румяные щёчки, глазки - бирюза, Белая рубаха и русский сарафан, На голове платочек - не найдёшь изъян! На первый взгляд - простая, но радует взор В росписи одежды затейливый узор, Милая улыбка, загадка внутри… Сколько же в ней куколок? Ну-ка разбери! | |
3)История создания русской матрёшки. | Матрёшка уже много лет является символом России и одним из самых популярных сувениров, покупаемых заграничными туристами. Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Куклу назвали матрёшкой. Сделано это было не случайно. В то время имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён, в основе корня которого лежит латинское слово «mater», означающее - мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. | 1)Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам художника С.В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца. 2)Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С.В. Малютину японской игрушкой. Это была фигура добродушного старика, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. | Ученик вступает в учебный диалог с учителем, участвует в общей беседе. |
4)Изготовление матрёшки | Технологию изготовления матрёшки российские мастера освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени. Этапы изготовления матрёшки: 1). Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина. Срубают дерево зимой или в начале весны, чтобы в нём было мало сока. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Срок сушки примерно два года. 2). Следующий этап - вытачивание фигурок. Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней - нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся. 3). Когда тело матрёшки готово, его шкурят и грунтуют. 4). А затем начинается процесс, который придаёт каждой кукле свою индивидуальность - роспись матрешек. Сначала карандашом наносится основа рисунка матрешки. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Карандашный рисунок нужно закрепить жидко разведенными белилами. Затем матрёшку расписывают красками. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. | | |
5)Виды матрёшек | Матрёшки делятся на традиционные и авторские. К традиционным матрёшкам относятся загорская, семёновская, полхов-майданская, вятская и тверская матрёшки. Каждая из разновидностей имеет свой неповторимый стиль росписи и технологию изготовления. | Загорская, или сергиево-посадская. Это яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью: из-под платка, завязанного узлом, видны две пряди волос, узорчатая кофта, сарафан с кружками и змейками, передник в цветочек. Семёновская. Она очень яркая, ее основные цвета – жёлтый и красный. Её одежда – это одежда сельчанки, в отличие от загорской горожанки, с преобладанием цветочных мотивов. А платочки у этих матрёшек чаще всего раскрашены в горошек. Полхов-майданская. Главный элемент полхов-майданской куклы – многолепестковый цветок шиповника, возле него бывает несколько полураскрытых бутонов. Вятская. В Вятке не просто расписывали матрёшку красками, а украшали её ржаной соломкой. Этот приём оказался новым для оформления матрёшек. Для этого соломку сначала отваривали в растворе соды, после чего она приобретала красивый песочный цвет. Затем её нарезали и приклеивали к кукле, формируя узоры. Тверская. В этом регионе деревянную куклу часто изображают в виде какого-либо исторического или сказочного персонажа: царевна Несмеяна, Снегурочка, Василиса Прекрасная. | Ученик вступает в учебный диалог с учителем, участвует в общей беседе. |
| Помимо традиционных матрёшек есть матрёшки авторские. Они появляются на свет в разных местах России – Москве, Кирове, Сергиевом Посаде, Санкт-Петербурге, Твери. Автор, как правило, лишь слегка отражает в своей игрушке русские традиции, вкладывая в нее новый смысл и сюжет. Некоторые авторы делают на заказ по фотографии портретные матрёшки. С 2001 года в Москве существует Музей матрёшек. | | |
6)Воронежская матрёшка. | В Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в других регионах. Забавная, яйцеобразной формы, наша матрёшка существует уже более 50 лет. Истоки появления региональной матрешки следует искать в активном творческом поиске учеников воронежского художника П.Д.Пономарева. Приверженность местной матрешки в наибольшей степени сохранила Елена Матвеева – главный художник творческого центра « Воронежский сувенир». Сама Елена Матвеева описывает свою куклу следующим образом: «Форма воронежской матрешки напоминает пасхальное яйцо. Ценители увидели в нем глубокий философский смысл - символ бесконечности рода человеческого: яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное себе существо. В Воронежской губернии в моде были дородные женщины с толстыми ногами (для чего надевалось несколько пар суконных носков). Вот эти "пышные" формы я одела в традиционный воронежский костюм. На голове матрешки - большой ситцевый красный с яркими цветами платок. Такие платки в позапрошлом веке пользовались большой популярностью у воронежских модниц, производились они в прошлом веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского уезда Воронежской губернии. Черная понева (юбка) матрешки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозем и земельные наделы. Таким образом, абсолютно все детали одежды и аксессуары взяты от воронежского народного костюма». За время работы Елена Геннадиевна создавала целые композиции из матрёшек. Например «Свадьба», которая вошла в число 30 лучших работ на конкурсе «Моя Россия... Мой мир», организованном ООН. | | |
7)Творческая работа | -Ребята, я предлагаю вам сегодня стать мастерами-матрёшечниками и самим выполнить роспись матрёшки. Каждый из вас получит шаблон корпуса матрёшки. Ваша задача – опираясь на образец, расписать свою матрёшку. Приступайте к работе. | | Выставка работ учащихся |
8)Итог мероприятия. | | 1. Кто матрешку создал, я не знаю, Но известно, что сотни лет Вместе с Ванькой - встанькой, как живая, Покоряет кукла белый свет. 2. Где он краски брал, искусный мастер? В нивах шумных, сказочном лесу? Создал образ неуемной страсти, Истинную русскую красу. 3. На щеках навёл зари румянец, Неба синь плеснул в ее глаза. И, пустив в неповторимый танец, Он, должно быть, весело сказал: 4. Ну и пой, гуляй по свету, Весели честной народ. И матрешка через всю планету До сих пор уверенно идет. 5. Выступает гордо, величаво, С удалой улыбкой на лице, И летит за ней по миру слава О безвестном мастере – творце. 6.Сто лет назад известный мастер Игрушку чудную создал. Игрушка – кукла расписная, А как назвать ее, не знал. 7.Красивая игрушка, похожа на Катюшку, А может, на Танюшку? – ей имя подбирал. Красивая игрушка, как русская девчушка. И мастер ту игрушку, Матрешкою назвал. 8. С тех пор живет Матрешка, Как русский яркий сувенир. Шагает кукла по планете, И ею любуется весь мир. | |
9)Рефлексия: | Русская матрёшка – желанный гость в каждом доме. -В чём же секрет успеха и долголетия? -Почему всем она нравится? -Почему стала русским сувениром за рубежом? Да потому, что русские матрёшки во все времена символизировали любовь и дружбу, счастье и благополучие. Вот почему они добрые посланцы этих чувств живут и в наших современных квартирах, и во многих странах. Вот и закончилось наше мероприятие. Спасибо за внимание. | | |