СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия ДООП " Акварелька". " Роспись по дереву. Городецкий конь- символ солнца, плодородия и добра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочное занятие художественного направления продолжает знакомить учащихся с городецкой росписью..Перед практической работой ребята проходят онлайн- тест. на знание этого художественного промысла. Знакомятся с техникой рисования коня..К технологической карте  прилагается презентация.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия ДООП " Акварелька". " Роспись по дереву. Городецкий конь- символ солнца, плодородия и добра"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Благодарновская средняя общеобразовательная школа

Тюльганского района Оренбургской области







ДООП « Акварелька»

Занятие: Роспись по дереву.

« Городецкий конь - символ солнца, плодородия и добра»

Педагог: Мысик Ольга Николаевна

Возраст учащихся: 9-10 лет















2024 год

Тема занятия

РОСПИСЬ ПО ДЕРЕВУ. «ГОРОДЕЦКИЙ КОНЬ – СИМВОЛ СОЛНЦА, ПЛОДОРОДИЯ И ДОБРА»

Аудитория

3, 4 классы ( 9-10 лет)

Цели деятельности педагога


Личностные:

  1. Воспитывать аккуратность, внимательность, организованность.

  2. Воспитывать любовь к Родине, её истории и национальной культуре.

Метапредметные:

  1. Развивать познавательный интерес, абстрактное мышление, воображение, память, целостное восприятие, наблюдательность, умение анализировать.

  2. Развивать мелкую моторику.

Предметные:

  1. Углубить представление детей о традиционном образе коня в народном творчестве.

  2. Продолжить знакомство учащихся с городецкой росписью: характерные особенности, колорит, элементы, цвет, форма, ритм, композиция.

  3. Формировать навыки кистевой росписи.

  4. Формировать творческую активность, художественный вкус, чувство цвета.


Образовательные технологии

Игровые ,ИКТ, здоровьесберегающие.

Методы

  • информационный (словесный);

  • наглядный;

  • иллюстративный;

репродуктивный.

Формы организации учебной деятельности

парная, фронтальная, практическая работа.

Основные понятия и термины

Декоративно-прикладное искусство, промысел, Городецкая роспись, разживка.

ЭОР

https://onlinetestpad.com/ru/test/1675428-gorodeckoe-iskusstvo

https://www.youtube.com/watch?v=74LaHJbhVSk


Наглядно-демонстрационный материал

Авторская презентация, мультфильм, образцы работ.

Загадки, стихи.

Программно-дидактическое обеспечение

ПК, проектор, программы Power Point, авторская презентация по данной теме, рефлексивные карточки «Семицветик».

Оборудование

Краски, кисти, стаканчик для воды, разделочные доски, салфетка.

Планируемые результаты

Личностные:

осознают себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры.

.Метапредметные:

  1. Регулятивные – овладевают способностью понимать смысл инструкции педагога и принимать учебную задачу, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, адекватно воспринимать оценку своей работы педагогом и одноклассниками.

  2. Познавательные - научатся формулировать проблему, делать умозаключения и выводы в словесной форме.

  3. Коммуникативные – научатся оформлять свою мысль в устной форме, слушать и понимать высказывания собеседников.

Предметные:

овладеют этапами росписи изделия;

выполнят зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка; (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти);

закрепят навыки смешивания красок на палитре, для получения необходимого цвета;

закрепят навыки кистевой росписи.











Этапы

занятия

Обучающие и развивающие компоненты задания и упражнения

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия на занятии

Универсальные учебные действия

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Организационный этап.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

1.Проверить готовность к уроку:
Краски, кисти, стаканчик для воды, разделочная доска, салфетка.

2. Приветствие.

Добрый день, весёлый час,

Очень рада видеть вас!

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть сегодня на очередном занятии « Акварелька»


Подготавливают рабочие места.

Индивидуальная, фронтальная.

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: организуют творческое пространство, умеют подготавливать рабочее место.

Устные ответы.

2.Подведение к цели занятия.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся.

Начало просмотра презентации.

Просмотр фрагмента мультфильма о Городце.


-Я предлагаю вам отгадать о каком из народных промыслов мы с вами сегодня будем говорить. Загадка:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

жар-птицы ввысь летят.

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

(  Городец ).

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы сели на ларец –

Чудо-роспись!

(  Городец ).

-На уроках мы уже обращались к этой волшебной росписи. Давайте вспомним ее особенности.

https://onlinetestpad.com/ru/test/1675428-gorodeckoe-iskusstvo


Предлагаю вашему вниманию фрагмент мультфильма о Городце. Ребята, какие мотивы чаще всего встречаются в Городецкой росписи!

(Птицы, кони, всадники, люди, цветы)

Вороной конь и всадник – самая знаменитая тема городецкой росписи. «Вспоить, вскормить, на коня посадить» - так говорили в старину

-Сегодня на уроке мы выполним изображение Городецкого коня


Отгадывают загадки, высказывают предположения, обсуждают. Просматривают фрагмент мультфильма.















Фиксация результатов онлайн- теста

Фронтальная.


Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в сотрудничество

Личностные: проявляют интерес к уроку изобразительного искусства, удивление, желание научится новому.


Устные ответы.

3.Освоения нового материала.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. Рассказ учителя «Городецкий конь». Просмотр презентации.


На протяжении многих веков мастера постоянно обращаются к образу коня, потому что он связан с возрождением солнечного света, тепла, жизни. В народных сказках, былинах, преданиях образ коня создан с помощью таких выражений: конь-свет, конь - сила богатырская, конь-птица. Полюбуйтесь на коней в росписях городецких мастеров. Так же, как и в цветочной росписи, в изделиях с изображение коня и птицы мотивы могут быть симметричны. Кони располагаются по сторонам цветущего дерева или внутри цветочной гирлянды. Так же, как и птица, конь может находиться в центре росписи и являться главным элементом, дополненный растительными мотивами. Характер изображения животных всегда величав, торжествен. Если изображён конь, то конь поистине сказочный. Это не крестьянский савраска, это сивка-бурка из сказки, горделиво поднявший голову на круто изогнутой лебединой шее, бьющий оземь копытом. У него тонкие ноги скакуна, богатая упряжь, грива и пышный хвост, струящийся водопадом. Среди разнообразия городецких деревянных игрушек конь занимает одно из ведущих положений.

- Как вы думаете почему?

(Конь имел большое значение в жизни крестьянина. Без него нельзя было вырастить хлеб, помогал перевозить грузы и людей, был незаменим во время войны.

(Презентация).

Городецкий конь – символ богатства. В основном он чёрного цвета, с маленькой головкой на круто изогнутой шее и аккуратно причёсанной гривой. Мастера изображают его несколькими способами. Одни свободными маховыми мазками пишут контур всей фигуры и только потом закрашивают его. Другие строят фигуру коня цветовыми пятнами, начиная с самого крупного – груди и шеи. К ним пририсовываются очертания сбруи и седла, задней и брюшной части туловища. Чаще всего седло и сбрую делают алым цветом, а детали головы, ног, хвоста – белилами. Давайте посмотрим слайды с изображением коней на городецких изделиях. Обратите внимание с какой любовью и тщательностью их рисуют и украшают городецкие мастер.

Слушают учителя, анализируют информацию, отвечают на вопросы; участвуют в коллективном обсуждении.

Устное описание детьми последовательности исполнения мастером фигуры городецкого.


Фронтальная

Коммуникативные:

Вступать в учебный диалог с педагогом , участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли.

Познавательные: анализируют объекты с выделением их существенных признаков.

Регулятивные: понимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

Устные ответы

4.Физкуьтминутка

Снятие напряжения, профилактика переутомления.

Ребята, давайте представим себе этого великолепного Городецкого коня!

Конь меня в дорогу ждет, (руки за спиной сцеплены в замок)
Бьет копытом у ворот, (ритмичные поочередные поднимания согнутых в коленях ног)
На ветру играет гривой
Пышной, сказочно красивой, (покачивания головой, затем наклоны в стороны).
Быстро на седло вскочу,
Не поеду - полечу, (подскоки на месте).
Цок - цок - цок,
Цок - цок - цок, (руки полусогнуты в локтях перед собой).
Там за дальнею рекой.
Помашу тебе рукой (подскоки на месте, машем руками) .

Выполняют упражнения.

Фронтальная.


Регулятивные: принимают важность мер направленных на сбережение здоровья и профилактику переутомления.

Личностные: проявляют интерес к выполнению упражнений, смене деятельности.

Упражнения.

5. Практическая часть



Вот такого коня с растительным орнаментом, мы и будем рисовать с вами:

-Нарисуем большую каплю чёрного цвета острым концом вверх – это шея.

-От нижней широкой части проведём острием кисти тонкую линию вправо, приблизительно равную широкой части нашей капли.

-На конце линии нарисуем каплю меньшего размера, (внимание на таблицу) острым концом вниз.

-Изобразим голову коня – маленькая капля.

-Ножки: три маленьких капельки и дужки (внимание на таблицу).

-Хвост: три мягких мазка.

-Вымоем кисть и возьмём красный цвет, выполним гриву и сбрую.

-Белым цветом выполним разживку.

-Конь готов.


Выполняют практическую работу самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту.

Индивидуальная.

Регулятивные:

Прогнозирование (предвосхищение результата).

Контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.

Познавательные:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Самостоятельно выполнять творческие задания.

Личностные:

осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом процессе.


Практическая работ под руководством учителя.

6. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа по выполнению розанов, купавок и бутонов.

-Коня мы с вами изобразили, а вот цветы, по которым скачет ваш конь, вы выполните самостоятельно.

Индивидуальная.

Самостоятельная работа.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия


Выставка работ учащихся.

Обобщение полученных на занятии сведений, оценивание результатов работы.

- Я очень рада, что у вас получился такие красивые кони и необыкновенные цветы. Посмотрите, как красиво, разнообразно и оригинально расположены розаны и купавки. А какая разживка! Прекрасные получились работы!

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

Весь цветами он расписан

До чего ж красивый он.

- Где представлен образ - символ коня?

- Какие варианты белых разживок используют городецкие мастера?

- В какой последовательности мы рисовали коня?

Рефлексия.

- Ребята, возьмите в руки наши волшебные «Семицветики», выберите лепесток и покажите каким было сегодня занятие?

Красный – очень понравилось

Оранжевый - было интересно

Желтый – хочу еще рисовать

Зеленый – было трудно, но я справился

Голубой – не все получилось

Синий - мне было очень тяжело

Фиолетовой - не получилось

- А теперь разверните цветы и покажите, то бы хотел продолжить знакомство с другими народными промыслами?

Рассматривают выполненные работы, обсуждают, оценивают результат.

Фронтальная.

Личностные: сориентированы на эстетическое восприятие работ; обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников,

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры;

стремление к красоте,

Регулятивные:

оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или одноклассников, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Рассматривают выполненные работы, оценивают их.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!