СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного интегрированного занятия "Единицы измерения в Древней Руси"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема занятия: «Единицы измерения в Древней Руси»

Класс: 5

Авторы занятия: Гребенева Светлана Владимировна, учитель географии и экономики,

                             Жернакова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы,

                             Трынкина Светлана Геннадьевна, учитель математики и информатики

Образовательное учреждение: МАОУ "Средняя общеобразовательная школа с углубленным        изучением отдельных предметов № 13 имени академика М.К. Янгеля"

 

 Данная методическая разработка предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся 5 классов и направлена на достижение планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) в освоении основной образовательной программы МАОУ «СОШ № 13 им.М.К.Янгеля», Модуль «Внеурочная деятельность», Воспитательный центр «Школьный музей» (музей «Человек Сибири»).

Актуальность методической разработки связана с тем, что  2022 Год объявлен годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Важно помнить о нашем наследии, народном искусстве, традициях, обычаях, народных промыслах и  негласных символах России. Музейная педагогика является ресурсом выстраивания культурно-образовательного пространства нашей школы.

Методическая разработка представляет собой внеурочное занятие с элементами театрализации, построенное на основе интеграции учебных дисциплин: математики, русского родного языка, литературы и географии. Занятие  направлено на совместную познавательную и практическую деятельность обучающихся,  использованы элементы проблемного обучения и технология системно-деятельностного подхода.

Данная методическая разработка составлена в соответствии с учетом требований  обновленных ФГОС для распространения положительного опыта и использования в образовательном процессе МАОУ «СОШ № 13 им.  М.К. Янгеля» и других школ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного интегрированного занятия "Единицы измерения в Древней Руси"»

Тема: «Единицы измерения в Древней Руси»

Тип занятия: обучение умениям и навыкам

Цель - создание оптимальных условий для развития универсальных учебных умений (мышления, анализа и обобщения) через расширение знаний учащихся о единицах измерения длины в Древней Руси на основе интеграции предметов.

Задачи:

1. Повышать познавательный интерес к таким предметам, как родной русский язык, литература, математика, география.

2. Развивать уважение к историческому наследию, традициям, к культуре своей страны.

3. Учить работать с разными источниками информации и анализировать их.

Планируемые результаты занятия

Предметные

Метапредметные

Личностные

- Знают новые для них единицы измерения длины в Древней Руси.

- Умеют соотносить старинные меры длины и современные.

- Умеют работать с разными источниками информации.

Познавательные

- Самостоятельно выбирают способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант.

- Используют смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей.

Коммуникативные

- Понимают и используют преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосно-вывают необходимость применения груп-повых форм взаимодействия при решении поставленной задачи.

- Выполняют свою часть работы, достигают качественный результат по своему направлению и координируют свои действия с действиями других членов команды.

Регулятивные

- Выявляют проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях.

- Формируется ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины - России, к науке, достижениям народа, в том числе отражённым в художест-венных произведениях;

- уважение к историческому наследию, традициям разных народов, проживающих в родной стране.

- Ориентируются на мораль-ные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора.



Межпредметные связи: математика, русский родной язык, география, литература

Ресурсы занятия: конверты с текстами и заданиями (Карточка 1, Карточка 2), контурные карты, географические атласы, таблица величин, памятка с таблицей измерения длины, презентация, технологическая карта для учащихся, видеоролик, символика Древней Руси.

Оборудование: ноутбук, проектор, магнитная доска, набор магнитов, лоток с отрезами атласных и кружевных лент, тканей, русский национальный костюм.

Ход занятия


Этапы занятия

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности ученика





I. Мотивация к познавательной деятельности

(5 мин)



1. Слово учителя математики





II. Актуализация и проблемное учебное действие (5 мин)

1. Физкультминутка

(1 мин)









2. Решение проблемной задачи

(3мин)

















3. Слово учителя русского языка и литературы

(1 мин)













III. Целеполагание

(3 мин)











IV.Организация совместной познавательной деятельности

(20 мин)


1. Слово учителя русского языка и литературы

(1 мин)


2. Работа учащихся с художественными текстами (5 мин)




















3. Проблемный вопрос (1 мин)




4. Слово учителя математики (1 мин)







5. Практико-ориентированное задание по математике (5 мин)











6. Слово учителя по географии (1 мин)














7. Просмотр видео ролика (1 мин)





8. Работа с географическими атласами и контурными картами

(5 мин)












V. Подведение итогов (4 мин)

1. Слово учителя географии (1 мин)






2. Слово учителя русского языка и литературы (1 мин)









3.Работа с пословицами и их значениями (2 мин)







VI. Рефлексия

(3 мин)

1. Заполнение технологической карты (2 мин)











2.Работа с рефлексивной схемой

(1 мин)

Учащиеся заранее распределяются по группам, согласно символике Древней Руси (Приложение 1).

Музыка ярмарки - https://vip-otkrytki.ru/russkaya-yarmarka-na-maslenicu/

Слайд 1. Иллюстрация «Русская ярмарка»

Учитель в русском национальном костюме с лотком, наполненным отрезами тканей, кружевными и атласными лентами.

- Итак, мы начинаем.

- Здравствуйте, гости дорогие!

Купчиха - я! Хочу нанять себе работника, да такого, чтобы прибыльно мне было, чтобы денег больше выручать, да товара меньше продавать. А не испытать ли мне вас?




Испытание обучающихся.

Учитель просит ребят подняться со своих мест и повторять за ним движения - измерения длины в древности: локоть, аршин, маховая сажень, косая сажень, пядь, вершок.


- Нравится мне свет Кристина и свет Семён. Выходите. Беру вас на следующее испытание.

- Ну что ж ребятушки, ну что ж работнички, вот вам одинаковые кружевные ленты, измерьте-ка их длину.



- Не было на Руси ни линейки, ни других приборов измерения длины, зато тело было всегда с собой.

- Кого же выгоднее нанять в работники? Кристину или Семена? Почему?






Учитель делает вывод:

- Каждый купец на свой аршин меряет.


Слайд 2. Рисунок человека с измерениями длины.

Учитель читает стихотворение неизвестного автора:

Не имели наши предки

Ни линейки, ни рулетки.

Но могли предмет любой

Измерять самим собой.

Ткани мерили локтями,

Землю мерили лаптями,

И имели пальцев пять -

Щели в доме измерять.

В общем, жили, не тужили,

Не хлебали лаптем щей…

И всему на свете были

Люди - мерою вещей.


Слайд 3. Тема урока: «Единицы измерения в Древней Руси»

Учитель называет тему урока и предлагает обучающимся сформулировать цели занятия и заполнить в технологической карте (Приложение 2 Таблица 1) первые две колонки:

- Что я знаю о старинных мерах длины?

- Что хочу узнать по теме занятия?


Заслушивание целей занятия, сформулированных учащимися.








- Жизнь, быт всегда находят своё отражение в художественной литературе.

Прошу вас открыть конверты, прочитать художественные тексты (Приложение 3) и выполнить задания на карточке.

Карточка 1.

Задания:

  1. Прочитайте тексты, найдите и подчеркните названия старинных мер длины, выпишите их.

  2. В каких источниках (произведениях) сохранились названия старинных мер длины?


Учитель зачитывает с доски названия старинных мер длины.

Затем заслушиваются ответы обучающихся об источниках сохранения названий единиц измерения.


Учитель делает вывод:

- Названия старинных мер длины сохранились в основном в произведениях устного народного творчества, во фразеологизмах, а также в стихах и прозе русских поэтов и писателей.


- А почему эти единицы измерения сегодня не используются?




- В настоящее время принята Международная система единиц измерения (СИ) в качестве основной системы единиц большинством стран мира и почти всегда используется в области техники, даже в тех странах, в которых в повседневной жизни используются традиционные единицы.


Слайд 4. Таблица с единицами измерения длины

Учителя раздают обучающимся Памятку с мерами длины (Приложение 2. Таблица 3), атласные и кружевные ленты для выполнения задания.

Задание:

- Измерьте ленты в аршинах и локтях и соотнесите с современными мерами длины.

Заслушивание результатов учащихся по группам.




- В Древней Руси жил предприимчивый тверской купец с жилкой исследователя и неудержимым любопытством. Он добрался до Индии раньше других известных современников – это был Афанасий Никитин. Русский путешественник «сходил за три моря» и оставил после себя богатую подробностями этнографическую рукопись. Путевые записи «Хождение за три моря», составленные тверским купцом в результате своего путешествия, – уникальный литературный памятник XV века, первое русское произведение, описывающее торговое и нерелигиозное путешествие.


- Прошу вас посмотреть видео ролик «Минутная история об Афанасии Никитине»

https://www.youtube.com/watch?v=b-yK3z-5tos




Слайд 5. Географическая карта


- Найдите и определите географические объекты на контурной карте (Приложение 5), через которые проходил маршрут А. Никитина.


Учитель показывает географические объекты на карте.







Слайд 6. Рекомендуемые книги для чтения.


- «Хождение за три моря» написано более 500 лет назад, изучать его весьма интересно и поучительно. В записях А.А. Никитина встречаются названия старинных единиц измерения.


Учителя раздают учащимся конверты с новым материалом для работы.

-В современном мире названия старинных мер длины мы употребляем в речи в переносном значении, пользуясь пословицами, поговорками и фразеологизмами. В свою очередь, рекомендую вам, ребята, чаще обращаться к сборникам «Русские пословицы и поговорки». В русских пословицах и поговорках содержится мудрость русского народа.


- Ребята, откройте конверты с новым заданием и выполните его (Приложение 4 Таблица 4).

Карточка 2.

Задание:

- Установите соответствия между пословицами, поговорками и их значениями.

Заслушивание ответов.


Учитель просит заполнить последнюю колонку в технологической карте для обучающихся:

- Что узнали на занятии?

Заслушивание ответов.











На доске заранее оформлена схема старинных единиц измерения (Приложение 2).

- Ребята, измерьте свое настроение в старинных мерах длины. Чем лучше настроение, тем длиннее измерение!








- Спасибо за работу! До новых встреч!




Ребята слушают, наблюдают за действиями учителя.








Обучающиеся повторяют движения за учителем





Обучающиеся подходят к учителю.


Ребята измеряют длину лент локтями, маховой саженью.

Остальные обучающиеся наблюдают.


Обсуждают в группах и доказывают свою точку зрения.

Примерные ответы:

- Выгоднее взять Семена, так как локтей у него получилось больше, чем у Кристины, и денег купец соответственно выручит больше.










Обучающиеся рассматривают рисунок и слушают учителя.
















- Ребята обсуждают в группах вопросы, формулируют цели занятия, заполняют техно-логическую карту.

Примерные цели:

- узнать старинные меры длины;

- научиться соотносить с современными мерами длины.









Ребята в каждой группе открывают конверты, при-ступают к работе с текстами, обсуждают задания и выполняют их.

На отдельный листок выписывают названия старин-ных мер длины: верста, аршин, локоть, сажень, вершок и другие.

Лист прикрепляют магнитом на доске.


Обучающиеся называют источники: сказки, послови-цы, былины, поговорки, загадки, стихи, проза.








Ребята обсуждают в группах и дают ответы.

Примерные ответы:

- Появились новые единицы измерения.









Обучающиеся решают задачу, вносят результаты в таблицу величин (Приложение 2.Таблица 2).



Ребята слушают учителя.















Обучающиеся смотрят

видео ролик











Р ебята отмечают на контурной карте объекты: Каспийское, Аравийское, Черное моря; города: Тверь, Астрахань, Дербент, Баку, Киев, Смоленск.







Обучающиеся получают рекомендации для чтения.

















Обучающиеся открывают конверты, читают материал, обсуждают в группе и соотносят пословицы с их значениями, затем зачитывают.






Заполняют технологическую карту, зачитывают вслух.

Примерные ответы обучаю-щихся:

- узнали о единицах измерения Древней Руси;

- как измерять старинными мерами длины и переводить в современные;

- о путешествии А. Никитина;

- пословицы и поговорки русского народа, их значения



Размещают цветные стикеры на схеме старинных единиц измерения:








Приложение 1

Символика Древней Руси (для оформления столов и карточки для распределения обучающихся по группам)















Приложение 2

Таблица 1. Технологическая карта обучающегося

Что я знаю по теме занятия

Что хочу узнать по теме занятия

Что узнал по теме занятия






Таблица 2. Таблица измерений

Локоть

Аршин

Сантиметры






Таблица 3. Памятка с мерами длины

Величина

Древнерусская

Современная

Аршин

71 см

Локоть

44 см

Верста

1070 м

Пядь

17 см

Вершок

4 см 5 мм

Маховая сажень

176 см

Косая сажень

246 см





Схема 1. Старинные единицы измерения (для рефлексии)





















Приложение 3

Подборка текстов для работы в группах

  1. Каждый купец на свой аршин меряет.

  2. Пишешь аршинными буквами.

  3. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»

Сына бог им дал в аршин,

И царица над ребенком,

Как орлица над ребёнком;

Шлёт с письмом она гонца, чтоб обрадовать отца.

  1. А. Погорельский «Чёрная курица, или подземные жители»

«… отворилась боковая дверь… и вошло множество маленьких людей, ростом не более как с пол-аршина».



  1. В чужих руках ноготок с локоток.

  2. Сам с ноготок, а борода с локоток.

  3. Нос с локоть, а ум с ноготь.

  4. Жили с локоть, а жизнь с ноготь.



  1. П.П. Ершов «Конёк – горбунок»

«Вот конёк по косогору

Поднялся на эту гору

Версту, другую пробежал»

  1. Верстой ближе – пятаком дешевле.

  2. «Былина об Илье Муромце»:

Поезжай ты, Илья, дорогой окольной. Правда, прямо до Киева триста вёрст, а окольной дорогой – целая тысяча.

  1. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

«Ехать было 25 вёрст. Обоз шёл тихо...»



  1. В плечах косая сажень

  2. Д. Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

«Свободного места, где можно было плавать, оставалось не более пятнадцати сажень»

  1. По утру с сажень, в полдень – пядень, а к вечеру через поле хватает. Ответ: (тень)

  2. Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам; уж под ними осталось

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.


  1. Семь пядей во лбу

  2. «Три поездки Ильи Муромца»

«Хорош был у старого добрый конь, его Бурушка Косматушка. Хвост у бурушки трёх саженей, грива до колен, а шерсть трёх пядей…»

  1. Чужой земли не надо нам ни пяди, но и своей вершка не отдадим.

  2. На аршин борода, да ума на пядь.


  1. От горшка два вершка, а уже указчик.

  2. П.П. Ершов «Конёк-горбунок»

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами

  1. И.С. Тургенев «Муму»

«Из всей её челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения».

  1. Сам с вершок, а голова с горшок.







Приложение 4

Таблица 4. Подборка пословиц, поговорок, их значений для задания на установление соответствий

Пословицы, поговорки

Лексические значения

ПЯДЬ

Не уступить ни пяди

Не отдать самой малости

Семь пядей во лбу.

Об очень умном человеке

АРШИН

Сидит, ходит, словно аршин проглотил

Говорят о человеке с неестественно прямой осанкой

На аршин голова – да ума на пядь

Голова большая, но глупая

Пишешь аршинными буквами

Крупно

Каждый купец на свой аршин меряет

Каждый судит о любом деле односторонне, исходя из собственных интересов

ВЕРСТА

На версту отстанешь – на десять догоняешь

Даже небольшое отставание очень трудно преодолевать

За семь вёрст комара искали, а комар на носу

О чём-то очевидном

Ехать за семь верст киселя хлебать

Необдуманно стремиться куда-либо, имея возможность достичь желаемого

Пять вёрст до небес, и все лесом

Очень далеко и неудобно добираться

Коломенская верста

Шутливое прозвище для высокого человека

ЛОКОТЬ, НОГОТЬ

В чужих руках ноготок с локоток

О зависти

Нос с локоть, а ум с ноготь

Вырос большим, а ума не нажил

Сам с ноготок, а борода с локоток

Сам маленький (или слишком молод), а умный

ВЕРШОК

От горшка два вершка, а уже указчик

Молодой человек, не имеющий своего жизненного опыта, но поучающий всех

САЖЕНЬ

Косая сажень в плечах

Статный, широкоплечий, высокого роста человек











Приложение 5

Контурная карта для картогафического практикума



Задание: проследите по карте маршрут путешествия Афанасия Никитина и запишите названия географических объектов, через которые он проходил. Подпишите их названия на карте.

1-________________________________ 5-_________________________________

2-________________________________ 6-_________________________________

3-________________________________ 7-_________________________________

4-________________________________ 8-_________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!