СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта_Внешняя политика от разрядки к новому витку конфронтации_История 10 кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку по истории для 10 класса. Использована технология проблемного обучения. Используются  ЦОР.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта_Внешняя политика от разрядки к новому витку конфронтации_История 10 кл»

Технологическая карта конструирования урока ____комбинированный тип урока___ __10__ класс

Учитель: Митрофанова Кристина Александровна

Предмет

История России

Класс

10


Тема урока


Внешняя политика: от разрядки к новому витку конфронтации.

Цель урока



Сформировать у учащихся представление о внешнеполитическом курс СССР в середине 60-х – начале 80-х гг.

Задачи урока



Дидактические:

  • Подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США.

  • Уяснить, что главной предпосылкой разрядки международной напряженности стало достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом в конце 60-х гг., а также стремление каждой из сторон достичь в результате ослабления международной напряженности собственных целей.

  • Охарактеризовать взаимоотношения с Западом и региональных конфликтах СССР в середине 60-х годов.

  • Выявить противоречия политики разрядки и ее кризис.

  • Сформировать представление об Афганской войне.

Развивающие:

  • Продолжить закреплять умения анализировать, обобщать и систематизировать материал, делать выводы, работать с текстом учебника.

  • Совершенствование умений давать собственную оценку историческим событиям, высказывать свое мнение на историческое явление.

  • Продолжить развивать коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • Сформировать чувство ответственности за свои решения и поступки.

  • Сформировать нравственное отношение к реалиям изучаемого периода

  • Сформировать устойчивый взгляд на неприятие различных проявлений насилия и агрессии.

  • Вызвать чувство сострадания к людям, которых затронули региональные конфликты и войны.

  • Продолжить формирование интереса к изучению истории своей страны.



Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные

  • Обучающиеся смогут выделять причины перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США.

  • Уяснять, что главной предпосылкой разрядки международной напряженности стало достижение военно-стратегического паритета между Востоком и Западом в конце 60-х гг

  • Смогут характеризовать взаимоотношения с Западом и региональных конфликтах СССР в середине 60-х годов.

  • Смогут выявлять противоречия политики разрядки и понимать в чем ее кризис.

  • Обучающиеся будут уметь выявлять причинно-следственные связи; характеризовать события и явления, давать им собственную оценку.

  • Смогут анализировать, обобщать и систематизировать материал, делать выводы, работать с текстом учебника.


  • Учащиеся смогут сформировать собственную гражданскую позицию на основе осмысления опыта предшествующих поколений

  • У учеников будет сформировано чувство ответственности за свои решения и поступки, нравственное отношение к реалиям изучаемого периода, а так же устойчивый взгляд на неприятие различных проявлений насилия и агрессии.


Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

1)https://www.youtube.com/watch?v=dJyZMPj2n-E (канал на Youtube @istorionet фрагмент (0:45-2:36) видео Телепередача "Семь дней истории". История XX века. Разрядка международной напряженности.

2)https://www.youtube.com/watch?v=H4Kyfp2gXW4 (канал на youtube @НТВ «Как начиналась афганская война»-3 минуты)


Учебник История России 1914 г.- начало XXI вв. ч1. Под редакцией С.П. Карпова. 2019

Технология проблемного обучения.

Компьютер, экран, проектор, доска.

Основные понятия

«Разрядка», Варшавский договор, «Доктрина Брежнева» ,«Пражская весна», Противоракетная оборона (ПРО), Социализм, Конфронтация.

Основные даты

1968 г. — ввод советских войск в Чехословакию;

1970 г. — договор между СССР и ФРГ о признании послевоенных границ в Европе;

1971 г. — принятие Программы мира на XXIV съезде КПСС;

1972 г. — подписание Договора ОСВ-1 между СССР и США;

1 августа 1975 г. — подписание Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе;

декабрь 1979 г. — ввод советских войск в Афганистан.

Персоналии

Н.С. Хрущев, Л.И. Брежнев, Р. Никсон.

Форма проведения урока

Сочетание различных форм (беседа, лекция, письменная работа).


Этап урока

(с хронометражем)

Действия

учителя

Действия

учеников

Формирование

УУД

  1. Организационный момент (1 минута)

Приветствие учащихся, проверка готовности урока.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.


  1. Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса (5 минут)

Учитель устно опрашивает учеников по вопросам предыдущего параграфа (вопросы выведены на экран)

Вопросы для фронтального опроса по
§ 37. Советское общество времен «оттепели» и «развитого социализма»:

1.Охарактеризуйте изменения в структуре советского общества в 1970-первой половине 1980-х гг.

2.Назовите последствия урбанизации.

3. Как реализовалась государством идея формирования нового человека, самоотверженного труженика.

4. Расскажите о событиях в Новочеркасске 1962 г, какого были причины этих событий.

Учитель делает краткий вывод по прошедшей теме и переходит к новой.

Отвечают на вопросы учителя

Примерные ответы:

  1. Растёт численность населения, продолжительность жизни, ускоряется процесс урбанизации (рост численности городов), впервые городское население превышает сельское. В социальной структуре преобладало класс рабочих. Увеличивается число врачей, улучшается медицины в сельской местности.

  2. Одним из следствий стал рост численности рабочих, к началу 1980-х гг. половину горожан имели высшее образование. Вакансии, требовавшие высшее образование были заполнены, зато образовалась нехватки кадров рабочих профессий. Появляются «лимитчики» -рабочие из сельской местности или других регионов, которых набирали по лимиту.

  3. Создавались бригады коммунистического труда, бравшие на себя повышенные обязательства. Был принят «Моральные кодекс строителя коммунизма», в котором были изложены принципы поведения советского человека. Так же поощрялись различные формы общественного самоуправления. Например, улицы городов, общественные места стали патрулироваться народными дружинами.

  4. В конце мая 1962 года в СССР произошло повышение розничных цен на мясо и мясные продукты в среднем на 30 % и на масло — на 25 %. Одновременно с этим дирекция Новочеркасского электровозостроительного завода почти на треть увеличила норму выработки для рабочих. В результате заработная плата и, соответственно, покупательная способность существенно снизились. 2 июня прошла массовая демонстрация рабочих в Новочеркасске, протестующих против снижения заработной платы. Волнения в городе были жестоко подавлены с привлечением армии. Десятки людей были убиты и ранены, многие получили сроки от 10 до 15 лет лишения свободы. Протесты
    подавлялись и в других городах. Из-за низкого урожая в 1963 г. во
    многих городах пришлось ввести карточки. Из магазинов исчезли
    мука, печенье, мясо. За молоком выстроились очереди.
    Рост заработной платы уже в первой половине 1970-х гг. привёл к разрыву между находящейся в руках у людей денежной массой и наличием качественных товаров.

Развитие коммуникативных навыков.

Воспроизведение усвоенных ранее знаний.

  1. Определение задач данного урока (путем перехода от предыдущего материала к новому – целеполагание, актуализация знаний, мотивация)

(5 минут)

1.Учитель озвучивает тему нового параграфа
(§ 38. Внешняя политика: от разрядки к новому витку конфронтации).

2.Для начала просит вспомнить учеников материал прошлых уроков и задает вопрос: Как можно кратко охарактеризовать внешнюю политику Н.С. Хрущева?

3.Озвучивает вопросы к параграфу:

В чем выражалась разрядка международной напряженности в 1970-е гг. Почему это курс был свергнут?

4.Обращает внимание учащихся на эпиграф параграфа.

5. Предлагает поразмышлять над определением термина «Разрядка».

1.Записывают тему урока.

2.Отвечают на вопросы:

Примерные ответы:

Во внешней политике основными моментами стали создание Организации Варшавского Договора; проведение международных молодёжных фестивалей; Берлинский и Карибский кризисы, а также Венгерская революция, которая не обошлась без участия Советского Союза; переговоры с Кеннеди и попытки урегулировать распространение ядерного оружия; передача Крымской области в ведение Украинской ССР.

3. Читает первый абзац параграфа.

4. Размышляют над понятием «разрядка».

Воспроизводят пройденной материал.

Прогнозируют собственную деятельность на уроке.

Определяют проблему урока.

Размышляют над вопросами учителя.

  1. Объяснение нового материала

(25 минут)

1. Записывают понятие на доске:

Разрядка – смягчение напряжённости в международных отношениях
Вершина разрядки – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. 

2.Рассказывает кратко о сути внешнеполитического курса СССР и США.

2.Просит прочитать первый и второй пункт параграфа: Международная ситуация во второй половине 1960-х гг. и Начало политики разрядки и выделить причины политики разрядки, записать их в тетрадь.

3.Включает видеофрагмент о причинах политики «разрядки»

https://www.youtube.com/watch?v=dJyZMPj2n-E (канал на Youtube @ istorionet фрагмент (0:45-2:36) видео Телепередача "Семь дней истории". История XX века. Разрядка международной напряженности) и опрашивает учеников, проверяет правильность их ответов, корректирует ответы, при необходимости.

4.Дает задание ученикам: составить схему «Основные направления политики разрядки и их реализация», рисует шаблон на доске (приложение 1).

5. Выделяя основные направления политики разрядки, рассказывает материал параграфа, акцентируя внимание на основные события и понятия. Одновременно записывает термины на доске, проговаривая их определения:

Понятия:
Варшавский договор - документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР — Организации Варшавского договора и закрепивший биполярность мира на 36 лет.
«Доктрина Брежнева» -  внешняя политика СССР 60-х — 80-х годов, заключавшаяся в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, для обеспечения стабильности политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР.
«Пражская весна» - период либерализации в Чехословакии с 5 января по 21 августа 1968 года, связанный с избранием первым секретарём ЦК КПЧ Александра Дубчека и его реформами, направленными на расширение прав и свобод граждан и децентрализацию власти в стране.
Противоракетная оборона (ПРО) — комплекс мероприятий разведывательного, радиотехнического и огневого или какого-либо иного характера, предназначенный для защиты охраняемых объектов от ракетного оружия.
Социализм - доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство.
Конфронтация -  противостояние, противоборство социальных систем, политических структур, идейных принципов и т. д. Термин возник в годы «холодной войны» как характеристика отношений между противоположными мировыми системами.



6.Проверяет схему у учеников, выводит готовую схему на экран (приложение 2).

7. Выделяет противоречия политики разрядки и рассказывает о ее кризисе.

8.Вместо рассказа об Афганской войне предлагает посмотреть видеоролик (3 минуты) и законспектировать основные моменты.

https://www.youtube.com/watch?v=H4Kyfp2gXW4 (канал на youtube @НТВ «Как начиналась Афганская война»)

9.Характеризует внешнюю политику СССР в первой половине 1980-х гг.

1. Записывают понятие в тетрадь.

2.Читают учебник, выделяют причины политики разрядки и записывают их в тетрадь.

Примерные записи:

Причины разрядки:

  1. Достижение военно-стратегического паритета (примерное равенство, баланс ракетно-ядерных вооружений СССР и США)

  2. Понимание того, что нельзя выиграть термоядерную войну.

  3. СССР нуждался в передовых технологиях

  4. Западу были необходимы энергоресурсы (нефтяной шок 70-х гг.)

  5. СССР и Запад заинтересованы в расширении торговых связей (зерно).

  6. Ухудшение отношений СССР с Китайской Народной Республикой → нормализация отношений с Западом.

2.Просматривают видеофрагмент и озвучивают причины.

3.Зарисовывают схему в тетрадь.

4. Слушают рассказ учителя, параллельно заполняют схему.

5. Работают с понятиями.

6. Сравнивают свои схемы со схемой, которая выведена на экран, при необходимости корректируют их.

7. Смотрят видеоролик, конспектируют основные моменты.



Умения работать с тексом, анализировать, выделять главную мысль и причинно-следственные связи.

Умения объяснять причины исторических явлений. Работают с понятиями.

Анализируют и обобщают факты, составляют схему.

Умения выделять основную мысль из рассказа и объяснения учителя, видеофрагментов.


  1. Закрепление знаний (5-7 минут)

  1. В качестве закрепления материала проводит проверочную работу в виде теста, вопросы выводит на экран.
    Тест:

 1.Событие внешней политики СССР в 1970-х гг.:

1) размещение советских ракет на Кубе

2) ввод советских войск в Венгрию

3) военный конфликт с Китаем

4) ввод советских войск в Афганистан

2.Что было основным направлением внешней политики СССР в середине 1960-х - 1970-е гг.?

1) подталкивание мира к ядерной войне

2) борьба за объединение Германии и Кореи

3) невмешательство во внутренние дела социалистических стран

4) поддержка национально-освободительных и революционных сил в странах третьего мира

3.Что было результатом ввода советских войск в Афганистан?

1) окрепло единство социалистического лагеря

2) усилилась международная напряженность

3) стабилизировалось положение в Азиатском регионе

4) упрочилось международное положение СССР

4.Что способствовало разрядке международной напряженности на рубеже 1960—1970-х гг.?

1) достигнутый СССР военно-стратегический паритет с США

2) роспуск Организации Варшавского договора

3) прекращение деятельности НАТО

4) проведение Олимпийских игр в Москве

5.Внешнеполитический курс середины 60-х — первой половины 80-х гг., проводимый СССР

с целью защиты социалистического строя в странах Восточной Европы, на Западе получил

название ….«доктрина ».

2. Проверяет совместно с учениками ответы на тесты: еще раз проговаривает вопрос и верные ответы.

  1. Каждый выполняет тест.

  2. Производят взаимопроверку.

  3. Проговаривают верные ответы.

  4. Выполняют работу над ошибками совместно с учителем.

Оценка собственной деятельности. Корректировка собственных знаний.

Умение применять полученные знания на практике.

Умение выделять верные суждения.


  1. Обобщение и систематизация знаний (2 мин)

Учитель предлагает подвести итоги и сформулировать вывод к пройденной теме и, опираясь на пройденный материал, дать оценку/выразить собственное мнение на действия правительства СССР в отношении внешней политики 1960-80 гг.

При необходимости, учитель корректирует выводы учеников.



Ученики делают выводы. Дают оценку событиям.

Примерный вывод:

Советско-китайский конфликт, поражение США в Индокитае, экономическая нестабильность и рост опасности ракетно-ядерной катастрофы заставили сверхдержавы пойти на сближение и взаимные уступки. В эпоху разрядки были заключены договорённости, ограничившие гонку вооружений. Но соперничество сверхдержав не прекратилось. Обострились конфликты, связанные с ракетами среднего радиуса действия в Европе, с разделом сфер влияния. Советские войска вторглись в Афганистан. В этих условиях «холодная война» возобновилась.

Несмотря на серьезные успехи в разрядке международной напряженности, внешняя политика СССР демонстрировала слабость. В неудачах во внешнеполитической сфере проявлялся кризис тоталитарной системы.


Умение обобщать знания, формулировать выводы по теме, высказывать собственное мнение и давать оценку на исторические события и явления.

  1. Информация о домашнем задании

(1 минута)

Учитель объясняет дз:

Выучить Параграф 38;ответить устно на вопросы в конце параграфа.

Подготовить доклад на тему «Афганская война».

Заполнить таблицу, опираясь на материал учебника и сделать обобщающий вывод по таблице (приложение 3)

Записывают дз, зарисовывают табличку в свои тетради, если есть вопросы, задают учителю.


П риложение 1.
















Приложение 2.







    • Май 1972 г. — договор об основах взаимоотношений между

    • СССР и США → понимание державами недопустимости возникновения ядерной войны.

    • Май 1972 г. — договор по противоракетной обороне (ПРО). 1973 г. — соглашение о предотвращении ядерной войны.

    • Советско-американские соглашения по ограничению стратегических наступательных вооружений (ОСВ):

      • — май 1972 г. — ОСВ-1 → впервые признавалось существование паритета стратегических сил;

      • — июнь 1979 г. — ОСВ-2.


    • 1 июля 1968 г. — договор между СССР, США, Великобританией о нераспространении ядерного оружия.

    • 2 августа 1970 г. — договор с ФРГ о признании послевоенных границ в Европе.

    • 3 сентября 1971 г. — четырёхстороннее соглашение (СССР, США, Великобритания, Франция) по Западному Берлину.



      • Июль 1975 г. — Хельсинское Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе с участием 33 европейских государств (включая СССР), США и Канады




    • Декабрь 1979 г. — ввод советских войск в Афганистан









Приложение 3.

Сравнительная таблица «Сходства и различия Внешней политики Н.С. Хрущева и Л.И. Брежнева


Политика Хрущева

Политика Брежнева



СХОДСТВА













РАЗЛИЧИЯ














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!