СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеклассного мероприятия по русскому языку "Экология слова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеклассного мероприятия по русскому языку "Экология слова"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Грязенятская основная школа»








БЕСЕДА «ЭКОЛОГИЯ СЛОВА»













Подготовила учитель

русского языка и литературы

Иванькова Н.А



2019 год





Технологическая карта сценария внеклассного мероприятия по русскому языку «Экология слова»

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ « Грязенятская основная школа» Иванькова Н.А.

Тема мероприятия: « Экология слова»

Тип мероприятия: урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей к рефлексии коррекционно- контрольного типа и
реализации коррекционной нормы, развитие мыслительных операций, умение анализировать, систематизировать,
делать общие выводы; сравнивать, обобщать, классифицировать.
Содержательная цель: содействовать повышению культуры речи, развитию языкового вкуса

Форма проведения: игровая, с элементами беседы, индивидуальной и групповой работы.
Технологии: игровые, личностно-ориентированные, исследовательские, ИКТ.

Учащиеся делятся на три команды таким образом, чтобы в каждой команде были дети разных способностей. Заранее обговариваются правила и условия работы в группе. Участники команд самостоятельно выбирают капитанов таким образом, чтобы в случае затруднений в ответе членов команд, капитан мог не только спасти свою команду, дополнив ответ, но и учитывать способности своих одноклассников, предоставляя каждому право на ответ. Во время игры именно капитан представляет участников ответа.
Учителю помогают ведущие, которым заранее даётся задание исследовательского характера: подготовить историческую справку о влиянии мата на клетки организма, чем являлся мат для людей, живших в древней Руси.

Универсальные учебные действия
Познавательные: осуществление поиска необходимой информации с использованием учебной литературы формулирование проблемы; выдвижение гипотез и их обоснование; доказательство; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; поиск разнообразных способов решения задач; анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; сравнение, классификация по заданным критериям; построение рассуждения в форме простых суждений.
Коммуникативные: понимание возможности различных позиций, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнёра в общении и взаимодействии; учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирование собственного мнения; умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; контроль действий партнёра; построение монологического высказывания; владение диалогической формой речи.
Регулятивные: Принятие и сохранение учебной задачи; оценка правильности выполнения действия; внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки; выполнение учебных действий в громкоречевой и умственной форме.
Личностные: формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе: развития познавательных интересов, учебных мотивов; формирования границ собственного знания и «незнания»; освоение основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь); выполнение моральных норм; формирование позитивной самооценки и самоуважения.



№ п/п

Этап мероприятия, время

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Орг. момент

Мотивация

(5 мин.)

Приветствие учащихся.

Слово учителя.

«Сядем рядком да поговорим ладком», - так называется наша встреча. Рядком мы уже сели, говорить начали, а вот что такое «ладком», вы знаете? В давние – давние времена, такие давние, что и представить трудно, наши предки поклонялись разным языческим богам. Среди них была богиня любви – Лада. Вечно юная и прекрасная, разъезжала она по всему свету на чудесной колеснице и дарила людям великое счастье любви и понимания. От этого чудного имени – Лада – появилось в славянском языке несколько теплых слов: ладный, ладится, ладком. Все красивое, доброе, хорошее на Руси называли ладным: девушка – то какая ладная, да как на ней платье ладно сидит, да как она складно говорит. Если дело трудное получалось, говорили, что оно идет на лад. Соглашаясь с кем-то, говорили: «Ладно». И, наоборот, если все валилось из рук, люди переставали понимать друг друга, считали, что в жизни наступал разлад.

Представьте себе, что в родстве с этими словами находятся наши ладони. Когда мы хотим кого-то приласкать, выразить свою любовь и нежность, что мы делаем? Гладим ладонью. Если мы боимся потеряться в толпе, что предпринимаем? А какой вы знаете этикетный обычай, связанный ладонями? Если отношения ладятся, подают друг другу руки.

Итак, ладонь, ладком, ладный – все эти слова связаны с любовью и пониманием. Почему я начала с истории этих слов, останется моим маленьким секретом. Но я буду очень рада, если кто-то из вас этот секрет раскроет.

А говорить ладком мы с вами будем об экологии речи. Что такое экология?

Ответы учащихся.

.






Приветствует участников беседы.
Читает стихотворение.











Задаёт проблемные вопросы.



Слушают учителя.












Высказывают свои предположения.



(Обобщить знания по теме «Русская фразеология». Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять фразеологизмы в своей речи.)


2

Актуализация знаний
(5-7 мин.)


Учитель
Надеюсь, что гонять лодыря и сидеть сложа руки мы на нашем мероприятии не будем, а вспомним:

что обозначает слово «фразеология»? Из какого языка оно к нам пришло? Сделайте свои предположения.


С какой целью мы их используем в речи?


Ведущий 1(ученик)

Да, действительно, во фразеологизмах, как в зеркале, отражается история и многовековой опыт народа. Фразеологизмы широко используются и в обыденной речи, и в произведениях художественной литературы. Они придают речи выразительность и образность.

На экране цитата:

Для тех, кто интересуется историей, культурой своего народа, фразеология – одна из самых увлекательных и занимательных сфер языка. (Н. М. Шанский)

- Как вы понимаете высказывание известного лингвиста?

А попробуем доказать это утверждение или опровергнуть.



Слово учителя.
(Используется фронтальный опрос.)

.


Ответы учеников.

(От греч. phrasis «выражение», «оборот речи»+ греч. Logos «учение», «наука»). Фразеологизм –  это устойчивое сочетание слов, которое можно заменить одним словом. Лексическое значение имеет весь фразеологизм в целом.


Раздел лингвистики, изучающий устойчивые сочетания слов.

Фразеологизм –  это средство выразительности языка, они делают нашу речь эмоциональной, выразительной и яркой.


Учащиеся делают свои предположения. (Право даётся членам каждой команды)


3.






Самостоятельная работа










2 мин.






















10 мин.






























































































































2 мин.


































1 мин.












2 мин.
















2 мин.
























7- 9 мин.

Ведущий 2. (ученик)

Итак, начинаем нашу игру «За семью печатями»!

Слайд

Из Библии. В Новом Завете, в Откровении Святого Иоанна Богослова сказано: «И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и от вне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее».  Как вы понимаете выражение «За семью печатями»?

«Печать» № 1 «Загадка» На экране задание:
Отгадайте несколько стихотворных загадок о фразеологических оборотах. (Выполняют по очереди. Читается загадка, команда отвечает.)
* * *
Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь.
О них обычно говорят: водой …
* * *
Мы исходили городок буквально вдоль и …
И так устали мы в дороге, что еле …
* * *
Товарищ твой просит украдкой 
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу окажешь…
* * *
Фальшивят, путают слова, поют кто в лес, …
Ребята слушать их не станут: 
От этой песни уши …


«Печать» 2. «Умей разгадать». Составь с фразеологизмом предложение на школьную тему.

(На экране появляются детские рисунки с фразеологизмами)

Назовите фразеологизм. Какое значение имеет фразеологизм? (Минута на обсуждение) Капитан команды называет того, кто будет отвечать.

№ 1 ( Максимов П., уч. 7 класса)


Ведущий 1. Историческая справка.

Без соли не проживешь, хотя в пищу человек кладет ее в ничтожных количествах. Пуд соли - это шестнадцать килограммов ее. Подумайте, сколько времени должно пройти, прежде чем вы с кем-либо «на пару» успеете съесть шестнадцать килограммов соли. Безусловно, понадобится довольно долгий срок даже теперь, когда соль - продукт совсем дешевый. А ведь какие-нибудь сто - двести лет назад в бесчисленных крестьянских семьях соль была роскошью, стоила очень дорого, ее берегли и всячески экономили. 








№ 2 (Воробьева А., уч. 7 кл.)



№ 3 ( Рысев Д., уч.7 кл.)











№ 4 ( Калужский А., уч. 7 кл.)





Ведущий 2. Историческая справка.


Более трех веков назад по приказу царя Алексея Михайловича, отца Петра Первого, напротив коломенского дворца был установлен длинный ящик, в который каждый желающий мог положить послание царю с пожеланиями или жалобами. Урна быстро наполнялась, однако решения по волнующим население вопросам либо не выносились вовсе, либо ждать их приходилось очень долго. Поэтому в народе ящик стали называть не «длинным», а «долгим».
Но в этой версии происхождения данного выражения есть одна очевидная нестыковка: говорят «отложить в долгий ящик», а не «положить» или «опустить». Возможно, пошло выражение совсем от другого явления? Есть еще одна версия, согласно которой словосочетание пришло в язык значительно позже. В XIX веке чиновники вели картотеки, которые представляли собой деревянные ящички, куда раскладывались жалобы и прошения. Ящик, в котором собирались вопросы, не требующие быстрого решения, называли «долгим».
И еще по поводу переименования «длинного» ящика в «долгий». Возможно, название никто специально не изменял: в просторечье слово «долгий» зачастую означает то же самое, что и «длинный».
№ 5. ( Воробьев Н., 7кл


«Печать» 3. «Мы команда» (Кто окажется быстрее и правильнее).

Установите, какой из перечисленных фразеологизмов имеет указанное значение? (Минута на обсуждение)

Задание для 1 команды:

  1. «Наиболее уязвимое место» (авгиевы конюшни; вавилонское столпотворение; ахиллесова пята; филькина грамота)

  2. «Безобидный, кроткий» (волк в овечьей шкуре; тише воды, ниже травы; вольная птица; заячья душа)

  3. «Очень быстро, с предельной скоростью» (во всё горло; во все глаза; во что бы то ни стало; во весь дух)

  4. «Защищать, отстаивать» (стоять горой; стоять в стороне; стоять на месте; стоять на своём)



Задание для 2 команды:

  1. «Слишком много, в избытке» (хоть бы что; хоть глаз выколи; хоть отбавляй; хоть шаром покати)

  2. «Не причинить вреда» (палец о палец не ударить; пальца в рот не клади; пальцем не тронуть; пальцем не пошевельнуть)

  3. «От скуки» (от случая к случаю; от нечего делать; от чистого сердца; от корки до корки)

  4. «По-разному, по-своему» (кто его знает; кто куда; кто как; кто во что горазд)


«Печать» 4. «Четвёртый лишний»

На экране

Найдите четвертый лишний фразеологизм, объясните свой выбор:

Слово в слово
Вилами на воде писано

Тютелька в тютельку
Комар носа не подточит



«Печать» № 5. «Синоним». Для капитанов.

Каждую группу фразеологизмов замените синонимами. (Минута на обдумывание)

  1. Куры не клюют, тьма тьмущая, полная чаша, сколько угодно, без счёта, хоть пруд
    пруди, чертова гибель - …;

  2. Капля в море, с гулькин нос, кот наплакал, на один зуб, по пальцам можно
    сосчитать - …;

  3. Не велика важность, дело десятое, чепуха на постном масле, гроша ломаного не стоит, грош цена - …;

  4. Куда Макар телят не гонял, у чёрта на куличках, на краю света - …

«Печать» № 6 «Антоним»

Ведущий (ученик) Раз справились капитаны, теперь от каждой команды приглашаются по участнику.

Какие пары фразеологизмов не являются антонимами? Докажите. (Минута на обдумывание)

  1. Капля в море, сколько душе угодно.

  2. Взять себя в руки, заваривать кашу.

  3. Выеденного яйца не стоит; цены нет.

  4. Воспрянуть духом, повесить голову.

  5. Рукой подать, за тридевять земель.

  6. Раз-два и обчёлся, как с гуся вода.











«Печать» № 7

Попробуйте догадаться, какие фразеологизмы изобразил художник на этих шуточных рисунках. Почему фантазия художника подсказывает именно такие сюжеты? (Отвечают по знаку поднятой руки)

- Предоставьте свой шуточный рисунок с изображением фразеологизма. «Защитите» его. Создадим мини-проект «Фразеологизмы в картинках»



















Читается задание.







































































































Учитель объясняет правило конкурса.
































Читает задание.
Направляет деятельность учеников.






























Читает задание.








Является наблюдателем.
















Является наблюдателем.




















Читает задание, комментирует его.




Представляет свой рисунок с фразеологизмом. Защищает его.



















Ученик в роли ведущего начинает игру.




Иносказательно: о чем-то недоступном для понимания.







Ответы учеников.



























Рисунок № 1

Съесть пуд соли


Съесть пуд соли в те времена значило: прожить вместе очень долго и, естественно, хорошо узнать друг друга. И сейчас мы говорим: «нужно пуд соли съесть», когда хотим подчеркнуть, что понадобится немалое время, чтобы наладить отношения или договориться с человеком.














Рисунок № 2

Наломать дров

Наделать глупостей, грубых ошибок (при выполнении какой-либо работы)










Рисунок № 3

Оказаться  в  неловком,   глупом   положении.















Рисунок № 4

Отложить в долгий ящик


Надолго отложить что-либо.


































Рисунок № 5

Ударили морозы

Сильный холод, мороз.










Выполняют задание.


1.Ахиллесова пята

2.Тише воды, ниже травы

3.Во весь дух

4.Стоять горой













1. Хоть отбавляй

2.Пальцем не тронуть

3.От нечего делать

4.Кто во что горазд









Лишний фразеологизм - «вилами на воде писано», т.к. обозначает «неизвестно, будет так или нет», остальные имеют значение «точно».




  1. Много

  2. Мало

  3. Не имеет никакой цены

  4. Далеко










Дают ответы: 2), 6)



Рассуждения – доказательства.

2) Взять себя в руки -  Сдерживая свои чувства, проявлять самообладание, успокаиваться. 

Заваривать кашу - Затевать какое-либо сложное, хлопотливое или неприятное дело.
6) Раз-два и обчёлся – немного

Как с гуся вода – всё человеку нипочём.





Выполняют задания.


Отвечают.

(Лезть в бутылку. Крыша съехала. На воре шапка горит. Развесить уши. Тянуть за нос.)
Групповая работа.
Рисуют один большой рисунок. Капитан распределяет функции каждого по способностям. Каждый в команде выполняет свою работу. Демонстрируют и «защищают» свои шуточные рисунки.


4. Рефлексия

2-3 мин.

Ведущий (ученик)
- А теперь предоставим слово нашему строгому жюри.

Учитель:

Должна сказать, что сегодня в нашем зале нет обучающихся, которые звезд с неба не хватают. Но возносить до небес я вас не буду до тех пор, пока вы не ответите на вопросы:

Для чего нужно изучать фразеологию?

Вот теперь я на седьмом небе от общения с вами. Все сегодня работали засучив рукава. Надеюсь, что вы продолжите изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства, для повышения речевой культуры.


Учитель:

Оцените свою деятельность знаками «.», «!», «?».
Разрешите мне теперь и вашу оценить деятельность.







Слово учителя.








Оценивает каждого ученика. (Показываются карточки с оценкой «4» или «5».)


Жюри объявляет результаты. Награждение.





Отвечают на вопрос.







Оценивают свою деятельность с помощью карточек.





Источники

1.Русский язык. 6 кл.: пособие для учащихся / Т. Ладыженская. – 2 – изд., - М.: Просвещение, 2007.
2. «Большой фразеологический словарь для детей.» - М.: ОЛМА Медиа Групп, ОАО ПФ «Красный пролетарий»,
2006 г.
3. Морозова М. М. Виды внеклассной работы по русскому языку. М, «Просвещение», 1968.
4. Е. А. Быстрова, А. П. Окунева «Учебный фразеологический словарь», Л., «Просвещение», 1984 г.
5. http://www.gramota.ru/ справочно-информационный интернет-портал «Русский язык»
6. http://www.gramma.ru/RUS/?PHPSESSID=587964a98bb0440ea8ea28196ec8b524 Русский язык. Говорим и пишем правильно. Культура письменной речи.
7. http://frazbook.ru/illyustracii-k-frazeologizmam-2/
8. http://www.razumniki.ru/frazeologizmy.htm
9. http://allforchildren.ru/kidfun/phrase00.php



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!