СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Вулканы и гейзеры"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок усвоения новых знаний, на котором применяются разнообразные формы и методы изучения материала. 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Вулканы и гейзеры"»









Технологическая карта урока по географии

на тему «Вулканы»

в 6 классе с учетом требований ФГОС









Автор: учитель географии

МОУ «СОШ № 4» г. Луга

Фомина Анастасия Алексеевна

(первая квалификационная категория)











2021-2022 учебный год

Тема: Вулканы

Класс: 6 класс

УМК: О. А. Климанова, В. В. Климанов, Э. В. Ким. Землеведение, 5-6 класс – М., Дрофа, 2021

Цель: сформировать представление о происхождении вулканов и гейзеров, о формах вулканов и их извержениях; формировать потребности к использованию информационных ресурсов, стремление к самообразованию.

Задачи:

  • дать представление о вулканах, горячих источниках, гейзерах, их строении;

  • выявить географию размещения вулканов;

  • познакомить обучающихся с причинами возникновения вулканов, гейзеров и горячих источников, их видами и особенностями;

  • рассмотреть практическое значение знаний о вулканах, горячих источниках и гейзерах;

  • содействовать эстетическому воспитанию школьников;

  • развивать внимание, мышление, моторику на основе работы с контурной картой.

Тип урока: Открытие нового знания

Вид урока: Проблемный урок

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.

Методы проведения: постановка и решение учебной проблемы, беседа, самостоятельная работа, объяснение.

Учебные проблемы урока:

Противоречия в содержании урока

Учебная проблема урока

Знают, что вулканы – это опасное стихийное явление. Но не знают, что вулканы имеют огромное значение для человека.


  1. Что такое вулканы

  2. Причина возникновения вулканов

  3. Строение вулканов

  4. Значение вулканов

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, тетрадь, УМК "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2021 г.

Планируемые результаты обучения:

1. Иметь представление о строении вулкана, о причинах возникновения вулкана, горячих источников, гейзеров, географии размещения районов вулканизма на карте мира.
2. Уметь находить на карте определенные объекты;
3. Уметь работать с учебными текстами.

Ход урока

Урок по теме «Вулканы»

Деятельностная цель:

  • Формировать устойчивый познавательный интерес к географии;

  • Формировать умение работать с учебником, контурными картами, находить и использовать нужную информацию


Предметно-дидактическая цель:

  • Расширить знания о литосфере.

Этап урока

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Оборудование

  1. Этап мотивации учебной деятельности

(Приём эмоциональный контакт с группой)

И прекрасна и сильна

Географии страна.

Здесь везде кипит работа,

Путешествует здесь кто-то.

Сколько домнам угля надо?

Сколько на Земле вулканов,

Сколько звёзд, планет, чудес?

Это всё познать нам надо!

Географию учить очень познавательно!

Чтоб пятёрку получить нужно быть старательным!


3 минуты


  1. Актуализация знаний

Сегодня я хочу пригласить вас совершить путешествие в глубины литосферы. Давайте настроимся на поиск и творчество.

У вас на столах ребусы, постарайтесь их решить.


Заслушаем ответы.

Как вы думаете, какую тему мы сегодня будем изучать?

Правильно, запишите число и тему урока в тетрадь.


Давайте определим цели урока




Работа в парах, разгадывают ребусы

Определяют тему урок



Записывают тему урока в тетрадь


Определяют цели урока


  1. Создание проблемной ситуации

Что мы с вами знаем о вулканах?


Верно, ребята, мы знаем, что это опасное стихийное явление, что оно уничтожает всё на своём пути, угрожает жизни. А как вы думаете, есть ли от них польза? Это и предстоит нам сегодня узнать на уроке.


Отвечают на вопросы


Определяют проблему


  1. Открытие новых знаний






Создание мини-проектов








Защита мини-проектов































ДЕМОНСТРАЦИЯ ФРАГМЕНТА ФИЛЬМА «ГЕЙЗЕРЫ»

Что же такое вулкан? Давайте откроем учебник на странице 183, прочитаем и запишем в маршрутный лист


Давайте заслушаем сообщения учащихся и узнаем, откуда к нам пришло название этого явления


Для того, чтобы лучше изучить эту тему, мы будем работать в группах по 3-5 человек. Ваша задача – прочитать текст на с .183-184 и подготовить сообщения.

  • Первая группа расскажет про причины возникновения и районы распространения

  • Вторая – строение вулканов и их виды.

  • Значение вулканов.


Защита проектов. Учитель задаёт вопросы.

Выступление 1 группы.

  • Причины возникновения и районы распространения

  • Как вы думаете, где больше будет вулканов на дне океанов или на материке? Почему?

  • Чем отличается материковая земная кора от океанической?

2 группа.

  • Что такое боковой вулкан

  • Какие бывают вулканы

  • Чем опасны вулканы

3 группа.

  • Какой вред приносят вулканы?

  • Какая от них польза?

Вулканы – это красивое природное явление, приносящее человеку огромный вред: гибнут люди; рушатся города; происходит загрязнение питьевой воды, водоемов, рек, воздуха; затрудняется авиасообщения между городами, странами; происходит похолодание климата; начинаются землетрясения.

Польза, исходящая от вулканов. Но вулканы несут не только вред, но и могут приносить пользу: извержения порождают газы и горные породы, дарят человеку горячую воду, энергию, различные металлы и даже драгоценные камни, крепкие строительные материалы, медь, железо цинк. Вулканы – это источники энергии, лечебная вода и плодородные почвы у подножия.


Как связаны вулканы и гейзеры? Давайте посмотрим видеосюжет




Читают, записывают (2 мин)




Сообщения учащихся

(3 человека, 5 минут)


Работа в мини-группах, готовят мини-проект

(10 минут)








Защита минипроектов







Рассказывают о строение вулканов по схеме




Рассказывают о пользе и вреде вулканов

Учебник, с.183




Презентация







Видеоролик













На доске схема строения вулкана






















Видеосюжет

про ГЕЙЗЕРЫ


  1. Опыт «Проснувший-ся вулкан»


Для опыта мне нужно 2 помощника.

Действовать нужно в таком порядке: В заранее подготовленный макет вулкана насыпаем соду с красным красителем. Добавляем несколько столовых ложек уксуса. Вулкан получится ярким, красочным, с характерным шипением ингредиентов.


Изучением вулканов занимаются люди многих профессий.

Геологи – изучают строение земной коры. Для геологов вулканы представляют бесценные сведения о внутреннем строении Земли.

Биологи на примере вулканов пытаются установить последовательность заселения организмами нашей планеты.

Археологи, раскапывая погребённые под вулканическим пеплом древние города, могут многое узнать о прошлом.
Вулканологи – это ученые, занимающиеся изучением извержения вулканов.
Сейсмологи – это ученые, которые следят и изучают за движением литосферных плит.

Помощники помогают проделывать опыт и делают вывод о важности изучения вулканов

Модель вулкана, опыт


  1. Первичное закрепление знания

Расставьте фазы извержения вулканов в правильной последовательности.

1.Лавовые потоки. 2.Вулканический пепел. 3.Вулканические грязевые потоки. 4.Вулканические газы и пары (фумарола). 5. Вулканические бомбы (комки застывшей лавы, лапиллии- вулканические бомбы с грецкий орех)



  1. Домашнее задание

ДЗ: параграф 12 мини-проект «Вулканы России», «Гейзеры России»



  1. Рефлексия

В оставшееся время учитель и обучающиеся разбирают вопрос PIZA.


Подведение итогов, достигли ли цели урока?

Нарисовать смайлик к уроку


Урок полезен, всё понятно!

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно..

Ещё придётся потрудиться

Да, трудно всё-таки учиться..



Приложение 2











Приложение 1. Ребусы

РЕБУСЫ ПО ТЕМЕ «ВУЛКАНЫ»

Ответы: магма, жерло, кратер, вулкан, гейзер, газ, пепел, лава, оповещение, эвакуация

Приложение 2.

1.     Прочитай текст «Вулканические извержения». Для ответа на вопрос  отметь нужный вариант ответа

Вулканы и землетрясения угрожают людям во многих регионах мира. На карте показано место расположения землетрясений и вулканов, называемое Огненным кольцом планеты.

Выбери на контурной карте два места, которые, вероятно, менее всего подвержены риску вулканических извержений и землетрясений (учащимся будут выданы контурные карты, на которой заранее будут нанесены 5 районов (точек))

2.     Прочитай текст

Извержения вулканов влияют на климат нашей планеты. По данным ученых, они изменяют температуру воздуха, выбрасывая в него огромное количество аэрозолей.

Вулканы можно назвать главными «дирижерами» климата. Катастрофическое изменение температуры уже не один раз становилось следствием их извержения. Так, около 70 тысяч лет назад, на Земле наступила «вулканическая зима», которая чуть не привела к полному исчезновению людей. Произошло это после извержения супервулкана Тоба (Индонезия).

 

И вставь в предложениях пропущенные слова

1.     При сильном извержении вулканов в стратосферу, на высоту 15-55 километров, выбрасывается облако вулканической пыли, которое может оставаться там до двух лет и способствовать ______________ климата.

2.     После сильнейшего извержения вулкана Кракатау в 1883 г. пелена вулканической пыли окутала всю планету, что привело к ______________ количества солнечного излучения, достигающего поверхности Земли, и средняя температура ______________ на 1,2 градуса Цельсия.

3.     В результате извержения вулкана Пенатубо в 1991 году на Филиппинах на высоту 35 километров было заброшено столько пепла, что средний уровень солнечной радиации снизился на 2,5 Вт/м2, что соответствует глобальному ___________________, по меньшей мере, на 0,5-0,7 градуса Цельсия.

Прочитай текст и ответь на вопрос

 

После извержения вулканов происходит выброс вулканического пепла и сернистого газа в атмосферу. На графике показано, как эти выбросы влияют на количество солнечного излучения, достигающего поверхности Земли в разные годы. Почему количество солнечного излучения (тепла), достигающего поверхности Земли, меняется после извержения вулканов?

 

3.     Прочитайте текст «Углекислый газ в атмосфере». Для ответа на вопрос  отметь нужный вариант ответа

При извержении вулкана выделяется углекислый газ. На графике показана концентрация углекислого газа, которую ученые измеряют с 1960 года.

В таблице показан относительный вклад различных источников в общее содержание углекислого газа в атмосфере.

 

Источник

вклад в общее содержание со2 в атмосфере

Вулканические извержения

Менее 1%

выбросы, связанные с деятельностью человека

20%

дыхание растений

40%

дыхание и разложение микроорганизмов

40%;

 

Исходя из предоставленных данных, какое влияния оказывают извержения вулканов на концентрацию углекислого газа в атмосфере?

 

1.Значительное влияние, так как происходит много извержений;

2.Значительное влияние, так как при каждом извержении выделяется огромное количество веществ;

3.Незначительное влияние, так как вулканы выделяют мало СО2 по сравнению с другими источниками;

4.Незначительное влияние, так как уровень СОв атмосфере при извержениях снижается

 

 

 



Критерии оценивания:

Задание 1

Скандинавский полуостров, Уральские горы

Проверяемые умения:

анализ карты: интерпретация данных, представленных на карте, для определения расположения мест, в которых наименее вероятно возникновение вулканов или землетрясений  

Оценка выполнения:

За каждый правильный ответ 1 балл

Максимальное количество баллов – 2

 

Задание 2.

1.Похолодание, уменьшение, понизилась, похолодание;

Оценка выполнения:

За каждый правильный ответ 1 балл

Максимальное количество баллов – 4

2.Количество солнечного излучения (тепла), достигающего поверхности Земли, меняется после извержения вулканов – уменьшается, так как вулканическая пыль отражает солнечные лучи или поглощает их

Оценка выполнения:

Верное понимание связи между количеством вулканических выбросов и состоянием атмосферы

За правильный ответ 2 балла

Проверяемые умения:

анализ текста и графика;

умение устанавливать причинно-следственную связь (зависимость между температурой воздуха и количеством солнечного излучения); (обратная зависимость между количеством солнечной радиации и количеством вулканических выбросов); (объяснение, подразумевающее, что вулканические выбросы отражают или поглощают солнечную радиацию)

 

Задание 3.

Незначительное влияние, так как вулканы выделяют мало СО2 по сравнению с другими источниками;

Проверяемые умения:

анализ графика и таблицы

Оценка выполнения:

За правильный ответ 1 балл


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!