2018 г.
по теме: «Гидросфера. Воды Мирового океана».
- развивать сопереживания, эмоционально-нравственную отзывчивость на основе развития способности к восприятию чувств других людей.
- формировать умения принимать и сохранять цель и учебные задачи совместной деятельности;
- формировать умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
- способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сопоставление, обобщение, классификации, делать необходимые выводы;
- развивать умения и навыки работы с источниками учебной и научной информации, выделять главное и характерное по данной теме.
- формировать умение грамотного построения речевых высказываний в соответствии с поставленными задачами в устной и письменной формах;
- формировать умение работать в парах, группе, распределять функции в условиях совместной деятельности;
- формировать умения слушать и слышать собеседника.
- формировать знания о таких участках свойствах вод океана, как соленость, плотность, температура, океанических течениях;
- развивать умение работать с учебником и картой (атласом), глобусом – читать, анализировать, обобщать информацию, анализировать и осмысленно употреблять географические названия;
- формировать бережное отношение к планете, на которой мы живем.
Этапы урока | Дидактические задачи урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент – этап мотивации к уч.деятельности | Подготовка учащихся к работе на занятии | Приветствует учащихся. Создает доброжелательную, рабочую атмосферу. Здравствуйте ребята, сегодня нас с Вами ждет не совсем обычное занятие. Я предлагаю вам стать участниками экспедиции. Согласны? Вы получили билеты – приглашения (покажи их), спасибо. Они означают деление на команды, так как вы и заняли свои места, мы назовем их каюты, состав будет меняться: парная работа и групповая. У нас сегодня есть и почетные пассажиры, они вместе с нами будут путешествовать. У вас на столах есть помощники – атлас и учебник. Настоящие путешественники ведут записи своих исследований. У нас как у настоящих путешественников тоже есть такой журнал. В нем вы отмечаете все важные сведения, выполняете задания и оцениваете себя – судовой журнал. Готовы? Сосредотачивает внимание, настраивает на рабочий лад. | Занимают рабочие места, в соответствии с «билетом» Приветствуют учителя. Слушают. | Личностные: волевая саморегуляция, Регулятивные: организация своей учебной деятельности Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
Личностные: Мотивация учебной деятельности |
Актуализация знаний. - этап актуализации и пробого уч.действия | Актуализация опорных знаний. Обеспечение первичного восприятия и осмысление знаний. | Прием «Собираем багаж» Для того, чтобы не сбиться с пути, нам потребуется повторить некоторые теоретические положения, с которыми вы уже должны быть знакомы, делаем мы это следующим образом: (УЗ) Вам нужно установить истинные утверждения или ложные, для этого у вас есть ваши билеты, они с одной стороны цветные с другой белые, если вы согласны с утверждением, вы должны показать цветную карточку, если не согласны развернуть белой стороной. Например: самое удивительное вещество на Земле – вода. Водная оболочка Земли называется гидросфера. | Отвечают на вопросы с помощью сигнальных карточек (билетов)
Оценивают себя в судовом журнале | Познавательные – общеучебные умения: обобщать, выделять главное, полно и точно выражать свои мысли коммуникативные: формулирование ответов |
Подготовка к основному этапу- постановка уч. Задачи - формулирование цели урока
Фаза вызова | Обеспечение мотивации и формулирование целей. | А куда же мы отправляемся? Предлагаю определить. Жюль Верн (французский географ и писатель), устами своего известного героя капитана Немо говорит: «Взгляните, профессор, разве это не живое существо?». Фёдор Тютчев (русский поэт), в стихотворении «Сны» дал такое описание. … Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины, - И мы плывём, пылающею бездной Со всех сторон окружены. Иван Константинович Айвазовский – всемирно известный российский художник-маринист, посвятил ему более чем 6 000 картин. - Итак, ребята, как вы думаете, что мы сегодня будем изучать? -Работа с изображениями океанов. Определяем океан и его отличительные особенности. Учитель обобщает и корректирует ответы учащихся. - Как будет звучать тема нашего урока? (Гидросфера. Воды Мирового океана) - Что бы вы хотели узнать о Мировом океане? А значит цель урока? (Сформировать представление о Мировом океане и о свойствах океанической воды). Запишите тему урока. Посмотрите на глобус. Чего больше на нашей планете – воды или суши? Тогда почему наша планета называется Земля, а не планета Океан? Выскажите свою точку зрения. -Как вы думаете, сможем ли мы путешествуя по океану, побывать во всех океанах беспрепятственно? В этом году исполняется 70 лет самому знаменательному событию прошлого века – открытие хребта Ломоносова. Кто может показать, где находится хребет? С этого океана я и предлагаю начать путешествие - Итак, мы начинает наше путешествие. Гудок теплохода. Шум океана. | Определяют объект по описанию и картинам …определяют тему урока Формулируют тему урока: Воды Мирового океана. Записывают число, тему урока в тетради Учащиеся пытаются самостоятельно сформулировать цели урока. Проговаривают ЦЕЛЬ:познакомиться со свойствами вод океана. Работают с глобусом. высказывают предположение о целостности океана. Работа с картой. Показывают объект. | Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества Регулятивные- целеполагание
Познавательные – умение обобщать, работать со схемой, выражать свои мысли
Познавательные: умение извлекать информацию (инф.комп.)
Личностные – мотивация к уч.деят; Познавательные: умение извлекать информацию (инф.комп.) Коммуникативные – формулировка ответов |
Изучение нового материала Стадия осмысления.
Этап выявления места и причин затруднения. Практическая работа. Опыт
Этап построения проекта выхода из затруднения
Прием «Ассоциация»
Этап этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Этап реализации построения проекта Работа над проектом.
Рефлексия. Составляем синквейн. | Получение и осмысление, запоминание знаний. | Логическая цепочка Тихий океан Пользуясь атласом определите: 1 цепочка: самый большой – самый глубокий – самый неспокойный -(Тихий) 2 цепочка: Охотское-Филиппинское- Балтийское – Берингово. Вопрос –какой объект лишний, если говорить о бассейне Тихого океана. 3 цепочка: Лисянский – Магеллан-Коцебу Вопрос: что объединяет этих путешественников? Вопрос: Что объединяет все эти записи? | Рабочают с логической цепочкой. Устанавливают признаки. | Личностные – мотивация к уч.деят; Познавательные: умение извлекать информацию (инф.комп.), устанавливать логический смысл Коммуникативные – формулировка ответов |
Организация работы в группе. Выполнение практического задания, анализ. | Ребята, а вы видели море или океан? Кто- то из вас был на море? Замечательно? Вспомните, отличается ли вода от вод Байкала? Каким вам запомнился океан. Конечно, вода в океане соленая. Просмотр видео (07сек).о слиянии двух морей с разной плотностью воды. -Как вы можете объяснить такое явление? У вас на столах есть наборы, Возьмите образец 1 и поместите его в стакан №1. Понаблюдайте, скажите что произошло? | Рассматривают слайд, отвечают на вопросы., просмотр видеосюжета
Уч-ся высказывают свое мнение. Уч-ся выполняют инструкцию. | Познавательные: умение извлекать информацию из собственного жизненного опыта Коммуникативные – формулировка ответов |
Решение проблемного вопроса.
Просмотр видео фрагмента.
Демонстрация ассоциации с пирамидкой.
Работа с учебником.
Работа в парах.
Работа по атласу.
видеофрагмент
| Ставит проблемный вопрос: Как вы думаете, почему получился такой разный результат? Предлагаю вам ещё провести одно наблюдение. Возьмите образец (стакан)№2 и воду из этого стакана очень медленно вливаем по спинке ложки в образец №3. Наблюдаем, что произошло с образцами? Как вы думаете, почему образцы не смешиваются? На самом деле такое явление, в океане встречается во многих местах. Как вы думаете почему? Какой можно сделать вывод?
Продолжим наш путь. Вспомните свое далекое детство. Что вы любили больше всего? Смотрите, что я вам принесла. Все знают что это? Отлично. Кто может собрать пирамидку? Секрет очень прост: важно соблюдать очередность элементов, от большего к меньшему. Посмотрите, пожалуйста, в учебник стр.155 рис.91 Температура поверхностных вод мирового океана. Задание: Определите температуру воды на параллели 20 ,40 и полюсов. Какой можно сделать вывод? Температура понижается по мере удаления от экватора. Т.е. по принципу пирамидки от большего к меньшему, аналогично в южном полушарии и в глубь океана. Так ли это? Давайте найдем подтверждение этого в учебнике стр.154 Вопрос: От чего зависит температура вод? - И так, мы обогнули юг Африки и здесь нас подхватывает мощный поток воды. Как он называется? Я правильно поняла? Речь идет о течениях? Работа со слайдом. Обозначение течений условными знаками. Работа с атласом, определить течение. Отметить в судовом журнале. Вы знаете, во время своего первого плавания (3 августа 1492) года Христофор Колумб и его команда очень долго не могли достичь берега, уже начиналось заметное волнение среди матросов и тогда Колумб обещал пожизненную пенсию в 30 золотых монет, тому, кто первым увидит землю. Давайте определим, какая земля стала для путешественников спасением. Определяют географические координаты - Багамские острова. Мы тоже с вами заметно устали. Устали? Физминутка: Рисование носом в воздухе лягушку.
Продолжаем наш урок. Вы знаете ребята, каждый год в России объявляется годом чего – либо, для того чтобы привлечь внимание к проблеме и решать ее. Так 2017 год был годом – экологии. А вы знаете, чем объявлен 2018 год? Видео Путин объявляет 2018 год –годом волонтера. Кто такие волонтеры? Учитель рассказывает о волонтерстве. Обнаруживаем бутылку с письмом. Учитель рассказывает о бутылочной почте. Задание: Прочитать текст, так как часть текста отсутствует, необходимо восстановить его, используя атлас, учебник и материалы на столе. -Ребята, сегодня 15 марта Международный день защиты белька. Поможем?
Проектная деятельность. Экоколлаж «Бельки» Представляем коллаж. .
| Заслушивают проблемный вопрос. Затрудняются ответить | Личностные – мотивация уч. деятельности Регулятивные – целеполагание, планирование своей деятельности; Коммуникативные – умение работать в группе
Регулятивные – мобилизация сил и на выполнение задания, умение организоваться для выполнение работы, планирование и управление деятельностью в группе, выполнение работы по алгоритму, самореализация, выполнение логических операций - анализ объектов, выбор оснований для сравнения, обобщение, подведение под понятие, структурирование информации, контроль процесса и результата деятельности. Коммуникативные- сотрудничество в группе речевая деятельность – диалог, высказывание, обмен мнениями Личностные – умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю, одноклассникам, гостям.
Познавательные - смысловое чтение - анализ и синтез информации - установление причинно-следственных связей Регулятивные - умение следовать инструкциям - умение работать с различными источниками информации Коммуникативные - умение работать в группе - умение высказывать свою точку зрения |
Проговаривают алгоритм работы в группе. Работают в группе. Выполняют опыт, делают вывод.
Отвечают на вопрос учителя.
Желающий собирает пирамидку. Отвечает на вопрос.
Работа со схемой в учебнике. Сравнивают. Находят научное объяснение в учебнике.
Работа в судовом журнале, по контурной карте.
Определяют географические координаты Багамских островов.
Выполняют упражнения физминутки
Отвечают на вопросы учителя.
Учащийся обнаруживает бутылку-письмо. Выполняют работу в группе с текстом, с помощью источников информации восстанавливают текст. Выполняют проект – коллаж. Учащиеся сообщают данные по теме своей работы-защищают мини- проекты.
. |
Подведение итогов работы в группах.
| Установление правильности и осознанности усвоения нового материала. Выявление пробелов и неверных представлений, их устранение. Усвоение усваеваемых знаний и действий на репродуктивном уровне. | - Наше путешествие заканчивается. Мы побывали с вами в водах всех океанов. Скажите, так можно беспрепятственно побывать во всех океанах? Конечно, ведь океан – это единое целое. Такое понятие предложил 100 лет назад Шокальский Юлий Михайлович. В ходе обобщения учащимися формирует схему на слайде «Океаны» | Работают фронтально, отвечая на вопросы и составляя схему.
| Личностные – формирование самооценкии взаимооценки, определение границ собственного усвоения материала Познавательные – работа с РЛ Коммуникативные –речевые высказывания |
- этап включения в систему знаний и повторения | | Давай те вспомним нашу цель урока, как вы думаете, мы достигли ее? (слайд 37) да | Называют цель урока. | Регулятивные – делают выводы по результатам работы, Познавательные – анализ, обобщение конструирование логической схемы, Коммуникативные – речевые высказывания |
Контроль и самопроверка знаний. VIII - - этап самостоятельной работы с взаимопроверкой по эталону
| Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий. | Выставите оценку в оценочный лист, подведите итог своей работы, сдадите при выходе из класса (оставьте на своих местах).
|
Оценивают в судовом журнале | Личностные – осознание своих возможностей, самоопределение, смыслообразование., Регулятивные – саморегуляция, мобилизация сил на выполнение задание, выделение и осознание того, что уже усвоил. Познавательные – использование системы научных и теоретических знаний на практике.
Личностные УУД – взаимооценка Личностные – личная значимость информации Познавательные УУД- усвоение новых знаний Регулятивные – осознание качества и уровня усвоения работы |
Рефлексия.
IX– этап рефлексии уч.деятельности на уроке | Мобилизация учащихся на рефлексию своей учебной деятельности. | Что ж все когда то заканчивается, подошло к концу и наше путешествие и пора причаливать , путешествовали мы вместе, а вот бросить якорь вы можете каждый сам, оценив свою деятельность на уроке. Порт Достижения- мне ясен материал, я все понял, было интересно и комфортно Порт Надежды- я понял материал, но остались вопросы, мне нужно повторить Порт Непонимания – не совсем разобрался в материале Порт Отчаяния- очень сложное путешествие, я не понял ничего Всем спасибо! |
Рефлексируют.
Отвечают на вопросы. | Регулятивные – осознание качества и уровня усвоения работы; |
Информация о домашнем задании. | Обеспечение понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей. | Домашнее задание указано в ваших рабочих листах, соответствует вашей оценке, полученной на уроке. .Из творческих заданий- выберите одно самостоятельно Задает разноуровневое домашнее задание кто выполнил работу на «5»: заполнить рабочий лист и вклеить его в тетрадь; «3», «4»: читать внимательно §31, рассматреть рисунки и заполнить рабочий лист; «2»: из текста §31 выписать термины с определениями, заучить их, заполнить Рабочий лист ТЗ Синквейн на тему океан Спасибо за урок |
Записывают домашнее задание. | |