Учебный предмет | Изобразительное искусство |
Класс | 5 класс |
Тип урока | Формирование первоначальных предметных навыков овладения предметными умениями |
Технология построения урока | игровые технологии, технологии проблемного обучения, ИКТ технология, здоровьесберегающие технологии |
Тема урока | Внутренний мир русской избы |
Цель урока | Создать условия для формирования навыков изображения единого художественного образа внутреннего убранства русской избы |
Основные термины, понятия | Глаголь, брус, кошель, фронтон, доска – полотенце, доска – причелина, конь – охлупень, наличники |
Оборудование | Оборудование для учащихся: Изобразительное искусство. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / Н. А. Горяева, О. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. Учебник, краски, карандаш, ластик, кисти, альбом для рисования ,палитра. |
Планируемый результат |
Предметные умения: Понимать специфику образного языка ДПИ. Выполнять эскизы внутреннего пространства русской избы. Уметь применять живописные и графические материалы в творческой работе | Личностные: Уважительно относиться к культуре народного искусства; уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм; уметь сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом; уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения Метапредметные: Познавательные УУД: - овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать; -стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов. Регулятивные УУД: -планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, -находить варианты решения различных художественно-творческих задач; - рационально строить самостоятельную творческую деятельность, -организовать место занятий. Коммуникативные УУД: овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы; |
Этапы урока | Цели этапа | Формируемые умения | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный | Формирование и развитие ЦО (ценностных ориентиров) к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке. | Регулятивные: -нацеливание на успешную деятельность. Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое. Коммуникативные: - формирование умения слушать и слышать. | Организует ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности. Управляет ситуацией самооценки. | Выполняет оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -настрой на урок. |
Актуализация опорных знаний и умений | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему урока. | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: - структурирование знаний; Личностные: - развитие познавательных интересов учебных мотивов; Коммуникативные: - умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | Диалог с обучающимися по теме изученного ранее урока | Отвечают на вопрос учителя: «Убранство русской избы» |
Постановка учебной проблемы | Обеспечение мотивации для принятия цели учебно-позна-вательной деятельности творческого характера учащимися | Регулятивные: - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно; - оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности. Познавательные: - классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку) Коммуникативные: - умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Учитель читает стихотворение Л. Мея Давайте мысленно поднимемся на красное (т. е. красивое) резное крыльцо. Пройдя через сени, мы попадаем в жилые помещения дома- мир домашней жизни. В низенькой светелке с створчатым окном Светится лампадка в сумраке ночном: Слабый огонечек то совсем замрет, То дрожащим светом стены обольет. Новая светелка чисто прибрана: В темноте белеет занавес окна; Пол отструган гладко; ровен потолок; Печка развальная стала в уголок. По стенам – укладки с дедовским добром, Узкая скамейка, крытая ковром, Крашеные пяльцы с стулом раздвижным И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей -Ребята, перед вами плакат с изображением внутреннего пространства крестьянской избы Кто попробует расставить предметы интерьера на свои места? | Учащиеся представляют крестьянский дом. |
Организация выполнения плана деятельности. | Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач. | предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; Познавательные: - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше. - знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности); Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Знакомит учащихся с принципами вселенского порядка внутреннего пространства крестьянского дома, с основными предметами интерьера русской избы: печь, лавка, рукомой, стол, сундук, ухват, голбец, коник, полавошники, полати, прялка, ткацкий стан, половики. Знакомство с понятием: «красный угол» 1 слайд Учитель демонстрирует презентацию, Происходит рассматривание иллюстраций. Рассказ о каждом предмете интерьера: предназначение и местоположение в избе. Ребята, вы разделены на команды. Во время моего объяснения и просмотра презентации каждый из вас заполняет таблицу, в которую необходимо поместить: названия предметов интерьера, их предназначение и месторасположения в избе. (приложение 1). Объяснение учителя, демонстрация презентации | Воспринимают презентацию, рассматривают иллюстрации. Анализируют новые сведения о предметах интерьера русской избы. Рассуждают о значении предметов интерьера избы, их конструкции, выявляют характерные особенности. Учащиеся разбиты на четыре группы. Каждая группа собирает информацию, которая необходима для выполнения следующего задания. |
Самостоятельная работа учащихся. | Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция. | познавательные: ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания); коммуникативные: слушать и понимать речь других; ориентироваться в учебнике и тетради; находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и таблиц презентации; уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию; владеть опытом обобщения по теме урока; регулятивные: уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; анализировать свою творческую деятельность; определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его. | 2 слайд Цель урока: знакомство с деревянным зодчеством, внешними украшениями русской избы Среди полей в окружении лесов, на холмистых берегах рек – древнейших водных дорог, стоят потемневшие от времени величавые избы. Глаголем, кошелем и брусом Дом строили с резным крыльцом, С обдуманным мужицким вкусом И каждый со своим лицом В.Федотов 3 слайд План урока Знакомство с внешним убранством русской избы Декоративные элементы убранства избы Резные наличники и ставни Творческая работа Декоративные скворечники Самостоятельная работа Подведение итогов 4 слайд Знакомство с внешним убранством русской избы Крестьянский дом называли родной, родимый, как называют дорогого человека. Дом-кров по своей значимости находился в одном ряду таких понятий как жизнь, добро, родная земля. В устройстве жилища человек стремился привнести порядок, образно осмыслить его, наполнить образами. Это делалось, чтобы привлечь к дому силы света, добра, а от злых сил уберечься. Крестьянский дом становился словно маленькой Вселенной, символизируя связь человека с космосом 5 слайд Конёк (князёк) - верхний стык двух скатов кровли Жёлоб – водосток для дождевой воды. Полотенце - короткая резная доска для закрытия стыка причелин (см. Причелина). Причелины - резная доска для закрытия наружных торцов слег под кровлей, служит декоративным украшением 6 слайд Резные наличники и ставни Дом смотрел на мир окнами – очами. Наличники с пышным навершьем выглядели как драгоценная оправа. Ярусы наличников украшают сказочно-диковинные образы. Нижний ярус наличника олицетворял нижний, подземный мир, который представлялся человеку таинственным и загадочным. В узорном убранстве изб Можно увидеть символические образы солнца, птиц, растений, животных, фантастических существ, которые олицетворяли небесную сферу, землю и водную стихию. Всё чего касалась талантливая рука народного мастера, приобретало праздничную нарядность. 7 слайд Декоративные скворечники, ульи. Народный мастер не останавливался на украшении избы. Тяга к красоте толкала украсить и жилища птиц, пчелиные улья, они приобретали причудливые фигуры животных, птиц, людей | Делают зарисовки, слушают, смотрят, обсуждают. |
Просмотр работ учащихся. | Обеспечение усвоение новые знаний и способов действий на уровне применения в изменённой ситуации | регулятивные: определять и формулировать цель деятельность на уроке; определять последовательность своих действий на уроке; предметные: владение карандашом, фломастерами, гелевыми ручками. первичные умения видеть конструкцию. проводить правильно вертикальные , горизонтальные, наклонные линии; Метапредметные УУД регулятивные: анализировать правильность выполнения задания; осуществлять самоконтроль; познавательные: проводить анализ своей творческой деятельности; проводить сравнение объясняя его критерии; умение пользоваться разнообразными графическими материалами; коммуникативные: слушать и понимать речь других; умение развёрнуто и точно( понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов | Подумай, какую деталь дома ты будешь украшать: причелину, полотенце, наличник и т.д. | Дети, соблюдая определённый план своих действий, работают над композицией рисунка, выполняют практическую работу, рассказываю друг другу о приобретённых на уроке знаниях |
Итог урока | Анализ и оценка успешности достижения цели. Выявление качества и уровня овладения знаниями. | Личностные УУД установление связи между целью деятельности и её результатом; обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке; уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества; Метапредметные УУД регулятивные: осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли | Что нового я узнал? Что особенно понравилось? Какие чувства вы испытывали при изучении данной темы? Домашнее задание: найди изображение крестьянских жилищ разных народов. Что между ними общего и в чем разница. | В конце урока выставка результатов с обсуждением работ. Записывают задание в дневник |