СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Внешняя политика Петра Первого"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта содержит описание этапов урока и организации деятельности учеников. Различные задания на развитие смыслового чтения.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Внешняя политика Петра Первого"»

Технологическая карта урока


Предмет: история Класс 7 «А»

Базовый учебник: А . А. Данилов, Л.Г.Косулина «История. 7 класс», М., «Просвещение», 2015 год.

Тема урока - «Внешняя политика Петра I. Северная война 1700-1721 »

Цель урока – ознакомление с целями, содержанием и итогами внешней политики петровского правления.

Тип урока - урок открытия нового знания

Планируемые результаты:

1. Личностные: Осознание своей идентичности как гражданина страны, уважение к истории и культуре своего и других народов; формирование устойчивого познавательного интереса.

2. Предметные: Овладение целостными представлениями об историческом пути народов России как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность

3. Метапредметные:

Регулятивные: планировать пути достижения целей; оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы

Познавательные: осуществлять поиск информации в исторических текстах; использовать историческую карту; осуществлять сравнение и классификацию; строить логическое рассуждение

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; отображать в речи содержание совершаемых действий; аргументировать свою точку зрения

Цели урока

Задачи урока

Познавательная

После занятия ученики должны:

- знать и уметь объяснять причины Северной войны;

- знать и уметь связно излагать основные события Северной войны, характеризовать её итоги;

- перечислять и разъяснять последствия итогов Северной войны для исторического развития Российского государства;

- уметь самостоятельно добывать знания;

- знать и применять на практике принципы работы в группе;

Развивающая

- обогащение и усложнение словарного запаса учеников;

- совершенствование мыслительных навыков: анализировать текст, отбирать в нём данные на определённую тему, обобщать и систематизировать отобранный материал, разрешать проблемы;

Воспитывающая

-воспитание патриотизма, уважительного отношения к прошлому, осознанию связи прошлого и настоящего;

- воспитание положительного отношения к учению и учебному труду (самостоятельному и в группе);

- развитие навыков общения в совместной жизнедеятельности.


  1. Объяснять и раскрывать значение исторического события – Северная война.

  2. Расширять опыт оценочной деятельности.

  3. Совершенствовать умения работать с учебной информацией, разграничивать информацию, анализировать факты, обобщать, делать выводы.

  4. Осознавать значение борьбы за выход Россией к Балтике и ее роль в развитии страны.

Предполагаемый результат

Знать

Уметь

- причины Северной войны;

- направления внешней политики Петра I;

- предпосылки перестройки армии и флота;

-военные реформы Петра I;

-историческое значение Полтавской битвы, ее переломном значении;

-Прутский поход и его роль;

-морские победы, превращение России в морскую державу;

-результаты внешней политики.

Понятия: Северный союз, регулярная армия, рекрутские наборы, генеральное сражение, редут, военный устав, виктория, конфузия.

- определять место и роль основных битв в ходе Северной войны;

- объяснять, причины побед в Северной войне;

- проследить изменение границ Российского государства по условиям Ништадского мира.


Компетенции/УУД

Педагогические технологии

Оборудование

учебно-познавательная, информационная, коммуникативная

метод проблемного обучения, частично-поисковый, проблемного и развивающего обучения, обучения в сотрудничестве

Учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России», карта «Внешняя политика России в первой половине XVIII века», фрагменты исторических источников, таблицы, видеофрагмент, анимированная карта, атласы, контурные карты, рабочие тетради

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

Планируемые результаты

I.














Самоопределение к деятельности.

1 мин

Приветствие.

Здравствуйте, ребята.

Сегодня мы продолжим говорить об эпохе Петра Великого. Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

Пожелание успеха.

Сегодня я хочу узнать…

Я попробую…

Было бы интересно

Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия 

Познавательные универсальные учебные действия

Личностные результаты Формулирование собственного мнения

Предметные результаты Систематизация информации и представление её в виде текста, таблицы, схемы.

Метапредметные результаты

выдвигают свои версии


II.




























































Актуализация знаний, фиксация затруднений в деятельности

5 мин

Учитель дает задание: прочитать фрагмент источника и ответить на вопрос: «Почему Россия нуждалась в выходе к морям? ». Просит определить главную внешнеполитическую задачу, которая стояла перед Россией в то время?

Чтение фрагмента и обсуждение в парах ответов на вопросы.

Фиксация и разрешение возникших затруднений

«Отличительной чертой внешней политики России в первой четверти XVIII столетия была ее высокая активность. Почти непрерывные войны, которые велись Петром I, были направлены на решение основной общенациональной задачи - обретения Россией права выхода к морю. Без решения этой задачи невозможно было преодолеть технико-экономическую отсталость страны и устранить политическую и экономическую блокаду со стороны западноевропейских государств и Турции. Петр I стремился укрепить международное положение государства, повысить его роль в международных отношениях. Это было время Европейской экспансии, захвата новых территорий. В сложившейся ситуации Россия должна была либо стать зависимым государством, либо, преодолев отставание, выйти в категорию Великих Держав. Именно для этого России нужен был выход к морям: судоходные пути быстрее и безопаснее, Речь Посполитая всячески мешала проходу купцов и специалистов в Россию. Страна была отрезана и от северных и от южных морей: выходу в Балтийское море мешала Швеция, Азовское и Черное моря держала Турция. Это препятствовало экономическому развитию страны».

- Вспоминают об основных задачах внешней политики на западе, северо-западе и юге.

Определяют цель: поиск союзников для войны с Турцией и Крымом за выход к южным морям.


Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия 

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Личностные результаты

Умение извлекать информацию из текста, выделять главное, отстаивать свою позицию

Метапредметные результаты

Актуализация знаний для построения нового способа действия, извлечение информации из текста.


III.


























Постановка учебной задачи и формулировка темы урока.

5 мин.

Побуждающий диалог. Создание проблемной ситуации: - Ребята, Обратите внимание на карту России сравните с картой «Россия во второй четверти 18 века.

ЗАДАЕТ ВОПРОС: Каковы были результаты «Великого посольства»? Какой союз был создан? Какую цель он преследовал? Предположите, о чем мы будем говорить?

Сформулируйте тему нашего урока. Что мы должны выяснить в ходе изучения нового материала? Какие последствия может принести война? Какую проблему мы можем выделить?

Просит определить главные вопросы урока.


Сравнивают анимационные карты России, формулируют тему. Ученики отвечают на вопросы. Определяют тему. Цель урока. Отвечают на вопросы учителя, называют результаты «Великого посольства», говорят о цели Северного Союза. Определяют причины Северной войны. Отвечают на вопрос учителя, отмечают неоднозначные последствия войны. С одной стороны война со Швецией принесёт России выход в Балтийское море, а с другой стороны страна понесет людские и материальные жертвы. Определяют проблему урока: Оправдано ли вступление России в Северную войну?

Записывают тему урока.

Предлагают план изучения темы:

1. Причины войны, цели сторон.

2. Основные события войны.

3. Итоги войны.

Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия 

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Личностные результаты

Определять проблему, выдвигать свои версии, дают этическую оценку событиям

Регулятивные результаты: прогнозируют.

Предметные результаты

Формулировать тему, цель и проблему урока.

Метапредметные результаты

Развитие логического мышления.

Добывать и критически оценивать информацию.



IV.

















































































































































































«Открытие нового знания»

15 мин.

Организация работы в группах. Проблемный диалог. Просит определить причины Северной войны, обсудить в группах, записать в тетрадь, сверить с образцом, скорректировать записи.

Учитель ставит учебные задачи: Ознакомиться с событиями Северной войны. Подумать. На какие периоды ее можно разделить. Получают задание продумать название таблицы и названия граф.

Задает вопросы: Каковы были причины Северной войны? Какие цели преследовали ее участники? Знакомит учеников с началом военных действий. Организует работу с текстом учебного пособия стр.105-106. Просит занести в таблицу дату, название и итоги сражения под Нарвой. Организует работу с фрагментом книги Посошкова. Просит ответить на вопрос: Назовите причины поражения русских войск под Нарвой? Задает вопрос: Что нужно было делать, чтобы исправить положение? Организует работу с текстом учебника и составление плана «Военные реформы». Задает вопрос: Предположите, как укрепление армии и флота могло повлиять на ход войны? Организует работу по изучению основных событий Северной войны. Дает задание найти информацию о событиях 1702 и 1703 года, внести ее в таблицу.






































положение?


Работу с текстом учебника и составляют план Военных реформ.



Учитель сообщает о

- Прежде, чем приступить к решению проблемы, вспомните, о каких еще проблемах современного общества вы знаете. Работа с текстом учебника стр.31-32.

Показ видеоролика «Глобальные проблемы человечества»

- Выберите один из основных вопросов, записанных в тетради, и обсудите, что нужно узнать для его решения. Организует

Фиксация идей, запись предложений групп.


Ученики определяют способы работы с новым материалом.

Записывают причины Северной войны.

Цели сторон.

Читают текст, заполняют таблицу.


Работают с фрагментом Посошкова и определяют причины поражения в сражении под Нарвой. Определяют необходимость проведения преобразований.

Работают с текстом учебника стр. 106-107, составляют план «Военные реформы Петра»

Образец.

Уточняют и дополняют записи, работая в парах.

1.Регулярная армия на основе рекрутской повинности.

2.Строительство военных заводов.

3.Создание учебных заведений (школ) для обучения военному делу.

4.Принятие воинского Устава.

5. Создание флота.

Делают выводы о возможных последствиях реформ.

Находят в учебнике даты 1702 и 1703 год вносят в таблицу события и итоги.





Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия 

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Личностные результаты

Развитие самоуважения и взаимоуважения при работе в группах.

Реглятивные результаты: определяют план урока и планируют свою деятельность.

Предметные результаты

Развитие навыков составления плана своей работы, фиксации в письменной и устной речи.

Добывание нового знания.

Метапредметные результаты

Развитие навыков групповой деятельности учащихся, самостоятельной работы с различными источниками информации -учебником, тетрадью, видеороликом.









































































Учитель сообщает о битве при Лесной и просит учеников внести материал в таблицу.

Отмечает значение этой битвы.

Говорит о Полтавской битве. Организует просмотр видеофрагмента. Просит учеников найти имена командующих в этом сражении. Записать значение слова редут.

Просит зачитать слова Петра Первого перед сражением и ответить на вопросы. Проанализируйте документ с точки зрения важности победы в этой битве. Найдите в тексте документа слова, которые утвердили воинов в победе. Сообщает о ходе Полтавской битвы, с опорой на картосхему. Задает вопросы: какими причинами можно объяснить победу русских войск под Полтавой? Каково значение Полтавской битвы?

Организует коллективное взаимодействие в группах о Прутском походе, морских сражениях. (опережающее домашнее задание)

Задает вопрос о итогах Северной войны. Организует работу с текстом учебника и картой. О чем свидетельствуют эти итоги?









Организует коллективное взаимодействие с опорой на вербальную и невербальную фиксацию. Работа с презентацией «Глобальные проблемы человечества»


Ученики заносят в таблицу дату, событие, значение.

Ученики читают текст учебника со словами Петра Первого. «Приказ Петра Первого перед Полтавской битвой».

Анализируют документ с точки зрения важности победы в этой битве. Находят в тексте документа слова, которые утвердили воинов в победе. Просматривают видеофрагмент, карту сражения.

Записывают информацию в таблицу. Отвечают на вопросы в чем причины победы в Полтавской битве, Отмечают значение Полтавской битвы.

Обсуждают в группах итоги Прутского похода и морских сражений. Выступают с краткими ответами, вносят материал в таблицу.

Подводят промежуточные итоги.

Просматривают текст учебника, карту, определяют «Условия Ништадского мира». Говорят о изменении статуса России. Объясняют и записывают понятие империя.

Вносят информацию в тетрадь.














Регулятивные универсальные учебные действия 

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Личностные результаты

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

Предметные результаты

Умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии. Понятия «мировое сообщество», «экология», «глобальные проблемы»

Метапредметные результаты

Устанавливать причинно-следственные связи: глобальные проблемы человечества и соотнесение их к сферам жизни общества



V.





















VI.















































Первичное закрепление и проговаривание во внешней речи

5 мин.

















Включение нового знания в систему знаний и повторение

5 мин.

Учитель организует обсуждение проблемы.

Организует выполнение задания. Заполнение граф таблицы.


Организует работу по подведению итогов работы.

Предлагает оценить выполнение задания. Предлагает произвести взаимопроверку и оценить деятельность своего соседа.

Предлагает ознакомиться с вариантами д/з.

Параграф 14

1)подготовить рассказ о Полтавском сражении.

2) составить вопросы интервью с участниками событий того времени. Какие ответы они могли бы дать.

3) подготовить презентацию или видеоролик об участниках Полтавской битвы

4)написать сочинение от имени участников событий того времени.

Обращает внимание на предметные знания и навыки, необходимые для выполнения заданий.


Ученики обсуждают проблему урока, аргументируют свою точку зрения.

Заполняют таблицу. Осуществляют взаимопроверку. Вносят необходимые дополнения и коррективы в таблицу.

Взаимопроверка в парах. Сравнивают свою оценку с оценкой поставленной соседом и экспертной оценкой.

Выбирают вариант задания для домашней работы:

Параграф 14

1)подготовить рассказ о Полтавском сражении.

2) составить вопросы интервью с участниками событий того времени. Какие ответы они могли бы дать.

3) подготовить презентацию или видеоролик об участниках Полтавской битвы

;) нарисовать картосхему Полтавского сражеие, подготовить рассказ о сражении с использованием картосхемы.

4)написать сочинение от имени участников событий того времени.


Записывают домашнее задание.


Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия 

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Предметная.

Умение ориентироваться в содержании предмета.

Информационная.

Умение использовать информацию из разных источников, вычленять необходимую для решения учебной задачи.

Коммуникативная.

Освоение способов совместной деятельности.

Формирование навыков речевой деятельности.

Социальная.

Уточнение собственных возможностей и ограничений.

Личностные результаты

Формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками

Самоопределение к деятельности.

Формирование ответственного отношения к учению.

Предметные результаты

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

Метапредметные результаты

Умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать последствия).

Принимать решения в ответственных ситуациях, отвечать за свои поступки


VII.

Рефлексия деятельности (Итог урока)

5 мин.

Формулирование вопросов на выявление ошибок и их исправление. -Что узнали нового? -Достигли ли цели?

-Что было интересно?

-Где тебе это пригодится?

-Что понравилось или нет?

-Над чем бы хотел поработать дома? Оценивание, выставление оценок в журнал.

Самооценка деятельности на уроке по предложенным критериям.

Сегодня я узнал…

Я смог…

Я попробую…

Мне захотелось…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

Я понял, что…

Теперь я могу…



Личностные универсальные учебные действия

Регулятивные универсальные учебные действия 

Познавательные универсальные учебные действия

Коммуникативные универсальные учебные действия

Личностные результаты

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира

Предметные результаты

Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата

Метапредметные результаты

Успешно решать жизненные задачи в разных сферах общественных отношений.




Приложение 1.


«Отличительной чертой внешней политики России в первой четверти XVIII столетия была ее высокая активность. Почти непрерывные войны, которые велись Петром I, были направлены на решение основной общенациональной задачи -- обретения Россией права выхода к морю. Без решения этой задачи невозможно было преодолеть технико-экономическую отсталость страны и устранить политическую и экономическую блокаду со стороны западноевропейских государств и Турции. Петр I стремился укрепить международное положение государства, повысить его роль в международных отношениях. Это было время Европейской экспансии, захвата новых территорий. В сложившейся ситуации Россия должна была либо стать зависимым государством, либо, преодолев отставание, выйти в категорию Великих Держав. Именно для этого России нужен был выход к морям: судоходные пути быстрее и безопаснее, Речь Посполитая всячески мешала проходу купцов и специалистов в Россию. Страна была отрезана и от северных и от южных морей: выходу в Балтийское море мешала Швеция, Азовское и Черное моря держала Турция. Это препятствовало экономическому развитию страны».


Приложение 2.

Прочитайте отрывок из книги ученого начала XVIII века И. Т. Посошкова «Доношение о ратном поведении» и сформулируйте основные направления преобразований в военной сфере, которые необходимо было провести Петру I. «У пехоты ружье было плохо, и владеть им не умели: только боронолись ручным боем, копиями и бердышами, и то тупыми… А если на конницу посмотреть, то не то что иностранным, но и самим нам на них смотреть зазорно; у них клячи худые, сабли тупые, сами нужны (бедны) и безодежны и ружьем владеть никаким не умелые… Я видал, что иной дворянин и зарядить пищали не умеет, а не то что ему стрелять по цели хорошенько… Того и смотрят, чтоб где во время бою за кустом притулиться»


Приложение 3.


используя информацию в таблице, дополни ее и составь текст со своими дополнениями.

Первая четверть XVIII века

цель

результат

Северная война


дата

полководцы

Полтавское сражение

….


дата

Территории, вошедшие в состав России

Ништадский мир

….


….

Сражение

дата

результат

…..

1720

…..


Приложение 4

Северная война

Этап

Год

Дата

Событие Северной войны

I этап


1700


ноябрь


Поражение под г. Нарвой


1703


16 мая


Заложена крепость Санкт-Петербург


1705


 


Заняли Восточную Лифляндию, крепости Дерпт, Нарву,  Митаву.


II этап


1708


28 сентября


Битва у деревни Лесной. Победа


1709


27 июня


Генеральное сражение. Полтавское сражение. Победа


III этап


1714


27 июля            


Морское сражение у п. Гангут. Разгром шведского флота


1720


27 июля


Гренгамское морское сражение. Поражение шведского флота.


1721


30 августа


Ништадский мирный договор.


 
Итоги: Северная война нужна была для завоевания выхода в Балтийское море. Россия получила выход в Балтийское море. Была создана боеспособная регулярная армия.

I этап – неудачный, Россия набирается военного опыта

II этап- основной- решающее генеральное сражение под Полтавой, которое предопределило исход войны Стратегическая инициатива переходит  к  русской армии.

III этап- заключительный .

Сверка с образцом. Оценивается заполнение таблицы.

Критерии оценивания:

Заполненная таблица правильно- 10 баллов

Верное определение этапов- 2 балла

Подведен итог- 2 балла

Шкала оценивания:

14 баллов - все выполнено верно - отметка «5»

13-11 баллов –  задание выполнено с мелкими недочетами  «4» 

10-9 баллов – задание выполнено с недочетами «3»

  8-7 баллов – задание выполнено с грубыми ошибками «2»



Пояснение.


Данный урок является третьим в изучении темы «Россия при Петре 1». Ученики уже знакомы с проблемами, которые необходимо было решать во внутренней и внешней политике. На уроке используются разные способы работы с текстом. Это работа с историческими источниками, фрагментами текста учебника, Ученики осуществляют аналитическую деятельность, развивают навыки поискового чтения. Это позволяет развивать и проверять умение работать с информацией, представленной в виде таблицы, использовать знаково-символические средства представления информации для ее осмысления и переработки. осуществляется выработка умения извлекать информацию из текста, ее структурирования и определения в соответствующую графу таблицы. Указанные методы позволяют достичь поставленных целей.
 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!