СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Вятские гимназистки в революции 1905 года на Вятке"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Вятские гимназистки в революции 1905 года на Вятке"»



Технологическая карта внеклассного мероприятия «Дневник гимназистки» по изучению роли вятских гимназисток в эпоху первой русской революции на Вятке

Данное мероприятие разработано для внеклассной работы по предмету «История» для школьников 9-11 классов. Оно позволяет закрепить полученные на уроках знания, воспитывает уважение к историческому прошлому своей Родины, прививает чувство благодарности и любви к женщине, расширяет кругозор в области краеведения. Внеклассное мероприятие относится к духовно-нравственному направлению. В сценарии мероприятия прослеживается судьба вятских гимназисток – активных участниц первой русской революции, внёсших вклад в развитие русской истории. Материал внеклассного мероприятия рассчитан на 45 минут.

К разработке прилагается электронная презентация, которая позволит создать соответствующий эмоциональный настрой у школьников и вызовет позитивное отношение к заявленной теме.














ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Внеклассного мероприятия «Дневник гимназистки»

Класс: 9-11

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Цели мероприятия:

Обучающие: Изучение роли вятских женщин в истории России первой половины ХХ века через знакомство с их взглядами, наиболее яркими страницами их жизни и деятельности, показать значимость женщины в политической истории страны; убедить в недопустимости каких-либо форм дискриминации женщин, необходимости их равноправия с мужчинами во всех сферах жизни общества.

Развивающие: Продолжить работу над развитием коммуникативных компетенций, формированию аналитического мышления, навыка публичных выступлений, умений находить, выделять и анализировать необходимую информацию, вести диалог.

Воспитательные: Воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, продолжить работу над развитием ответственного отношения к учебной деятельности, способствовать развитию чувства любви и благодарности к женскому полу, эмоциональной отзывчивости и великодушного отношения к женщине.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, компьютер, проектор, экран, кластеры, дневник гимназистки.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется мероприятие: Учащиеся среднего уровня подготовки.

Цели мероприятия, как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений:

Предметные

  • Формирование личности, любящей свой край и свою Родину, уважающий свой народ, осознающей свою сопричастность судьбе Отечества;

  • Формирование уважительного отношения к истории Вятского края;

  • Владение базовыми знаниями об истории Кировской области;

  • Развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и современности, раскрывая ее познавательную ценность;

Метапредметные

Регулятивные УУД

  • Ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

  • Обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;

  • Соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

  • Самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

Познавательные УУД

  • Определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

  • Излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

  • Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

  • Делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Коммуникативные УУД

  • Критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

  • Договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

  • Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

  • Соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;

Личностные

  • Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой);

  • Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, гражданской позиции;


Этапы внеклассного мероприятия, время этапа

Задачи этапа

Методы и приёмы обучения

Форма учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД и предметные действия

Организационный этап (2 минуты)

Организовать детей. Проверить готовность к мероприятию


Фронтальная

Приветствует учащихся, проверяет готовность к мероприятию.

- Здравствуйте, ребята!

- Я рада нашей новой встрече.

Приветствуют учителя, организуют рабочее место.

Личностные: стремятся участвовать в мероприятии; правильно идентифицируют себя с позицией школьника. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Мотивационный этап. Формулировка темы (6 минут)

Сформулировать тему мероприятия

Метод стимулирования и мотивации и УПД.

Фронтальная

Учитель напоминает о приближении 8 марта.

- Сегодня я хочу поговорить с вами не о красоте женщины, уму и прочих достоинствах, а об её мужественности, смелости и способности к состраданию.

- Для этого я решила взять недавно пройденную нами тему «Первая русская революция», ведь участие женщин в истории почти не рассматривается, а участие в революциях тем более. Давайте сами в этом убедимся (слайд 1).

-Ребята, назовите по одной мужской исторической личности.

- Молодцы, а теперь назовите женскую историческую личность.

-С чем у вас возникло больше затруднений?

-Действительно, женских исторических личностей назвать сложнее, но они тоже присутствовали в истории и внесли свой вклад в её развитие. Давайте, посмотрим это на примере революционной деятельности наших вятских девушек - гимназисток

- Можете ли вы назвать точную тему нашего мероприятия? (слайд 2)

- Правильно, темой нашего мероприятия являются взгляды и деятельность вятских гимназисток в 1905-1907 гг.

- Запишите тему в ваши кластеры.

- Давайте вместе определим главную цель мероприятия.

Примерный ответ учеников: изучение взглядов вятских гимназисток в эпоху революции для определения вклада женщин в развитие истории.

Внимательно слушают учителя.

Отвечают на вопрос учителя, называя по одной исторической личности мужского пола.

После этого называют по одной исторической личности женского пола.

Говорят учителю о вопросе, который вызвал большее затруднение.

Определяют тему мероприятия и записывают её.

Определяют цель мероприятия.

Личностные: устойчивый познавательный интерес к истории и краеведению, процессу научного познания, выражают положительное отношение.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, извлекают необходимую информацию, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о своих земляках, о связи между поколениями. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы.

Постановка проблемного вопроса (2 минуты)

Постановка проблемного вопроса.

Метод организации УПД. Прием: фронтальная беседа.

Фронтальная

-Политика, революция и война считаются мужским занятием.

Однако женщины также участвовали в революционном движении, ставя перед собой великие задачи, проявляя чудеса невероятной стойкости и отваги.

Ребята, давайте попробуем поставить вопрос, на который будем отвечать в конце мероприятия.

Примерный ответ:

1) Какой вклад внесли вятские гимназистки в революцию 1905-1907 года?

2) Каких качеств, характерных для вятских революционерок, не хватает людям, живущим в современном мире?

3) В чём трагизм судеб вятских революционерок?

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Вместе с учителем ставят проблемный вопрос.

Личностные: устойчивый познавательный интерес к истории, краеведению. Предметные: умение строить высказывания. Коммуникативные: умение воспринимать устную информацию, умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и четкостью.

Открытие нового знания (23 минут)

Организовать плодотворную работу учащихся по усвоению ими темы мероприятия.

Методы организации и осуществления УПД. Приемы: объяснение учителя, беседа, приём «6 шляп мышления», групповая работа, работа с раздаточным материалом, работа с изобразительной наглядностью.

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

- Ребята, а знаете ли вы каких-либо революционерок России? (слайд 3)

- В процессе нашего мероприятия вы узнаете таких вятских революционерок, как сёстры Громозовы, (слайд 4) Ольга Долгова, Вера Зубарева, Мария Авейде.

- (слайд 5) Чтобы мы смогли рассмотреть данный вопрос с разных ракурсов, используем приём «6 шляп мышления». Прошу вас разделиться на 6 небольших групп, каждая из которых будет выполнять определённое задание.

- Прошу одного из каждой группы вытянуть бумажку с вашим заданием.

-Молодцы, теперь я кратко объясню, что представляет собой каждая шляпа.

-Так, белая - В этом режиме мышления нас интересуют только факты. 

Красная – эмоции и чувства. Участники думают над чувствами вятских революционерок, страхах, ощущениях.

Черная шляпа позволяет дать волю критическим оценками, опасениям и осторожности. 

Желтая шляпа требует от нас переключить свое внимание на поиск достоинств, преимуществ и позитивных сторон рассматриваемой идеи. 

Зеленая шляпа: креативность, исследования, предложения, новые идеи, возможности альтернативы. Придумываем новые идеи, модифицируем уже существующие, ищем альтернативы, исследуем возможности.

Синяя шляпа – аналитическая. Выводы, обобщение, размышления, управление процессом. Предупрежу, что синяя команда должна быть самой ответственной, так как вам придётся пробежаться глазами по материалу всех групп.

(слайд 6) На выполнение задания вам даётся 7 минут.

-Так, теперь по очереди будет высказываться каждая группа, а остальные записывайте в свои кластеры то, что кажется вам важным в словах одноклассников.

(Синяя группа и учитель поддерживают диалог между остальными группами)

- Синяя группа, озвучьте цель мероприятия и назовите последовательность выступлений.

Примерный ответ: изучение взглядов вятских гимназисток в эпоху революции для определения вклада женщин в развитие истории.

Примерная последовательность: Синяя (слайд 7 - Вера Зубарева и гимназистки), белая (слайд 8 – вид на Вятку, красная (слайд 9 – уборка учениц в гимназии), жёлтая (слайд 10 – выпускницы с учителями), чёрная (слайд 11 – гимназистки на прогулке), зелёная (слайд 12 – прокламация), синяя.

- Синяя группа, каков итог наших выступлений? (Синяя группа выделяет наиболее интересные ответы, делает замечания, дополняет и обобщает ответы).

(слайд 13)

Отвечают на вопрос учителя.

Ученики делятся на 6 групп по желанию или методом жеребьёвки. Вытягивают билет с определённым заданием и выполняют его (7 минут).

Каждая группа по очереди отвечает перед всем классом, в то время как остальные кратко записывают полученную информацию в кластер.


Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания. Регулятивные: совместно обнаруживают и формулируют выводы Познавательные: извлекают необходимую информацию из раздаточного материала; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи. Коммуникативные: ставят вопросы к тексту и ищут ответы; выделяют главное, работают в группе, выражают мысли с полнотой и четкостью.

Предметные: умение строить высказывания

Разрешение проблемы, обобщение знаний (8 минут)

Установить, усвоили ли учащиеся связь между фактами; проверить глубину понимания учащимися учебного материала; обобщить и систематизировать материал, сформулировать выводы

Методы контроля. Прием: письменный контроль.

Фронтальная, индивидуальная

- После нашего обсуждения данной темы, давайте подумаем, чему могли научить нас судьбы девушек.

-Как вы думаете, в современном мире много людей думают об интересах других? Могут ли пожертвовать собой ради другого человека?

Примерный ответ: в мире больше эгоистичных людей, думающих только о себе, готовых идти по головам ради достижения своих целей.

- Ольга Долгова писала о своём желании стать великодушным человеком, научиться жертвовать собой ради других. Достоин ли этот порыв уважения? А вы задумывались об этом?

Примерный ответ: да, девушка в таком юном возрасте мечтает о возвышенных вещах, думает о других.

-Людмила Громозова писала «Родина зовёт! Забудем всё другое:

Счастье, наслажденье, личные дела.

Родина – вот цель, наш друг, дитя,

Прекрасная невеста, мать, любовь, мечта».

-К чему призывают эти строки?

Примерный ответ: к патриотизму, любви к Родине, которая важнее своей жизни, личных дел.

-Как вы думаете, в какое время любовь к России проявлялась в наших гражданах наиболее сильно? Как сейчас с этим обстоят дела?

Примерный ответ: во время Отечественной войны 1812 года, Великой Отечественной войны. Сейчас патриотизм – это проблема современного общества, многие молодые люди уезжают за границу, мальчики не видят смысла в армейской службе.

- Какое основное качество можно выделить у Ольги Громозовой?

Примерный ответ: стремление к знанию, кругозор.

-Действительно, этой девушке не хватало знаний, которые она получала в гимназии, она стремилась к большему, в революционной деятельности, она стала заведующей библиотеки, прочитала множество книг русских и зарубежных авторов.

-Какой пример она нам подаёт?

Примерный ответ: Не ограничиваться школьной программой, использовать время на благо, стремится знать больше о мире.

- А что вы бы выделили в других девушках?

Примерный ответ: Ия Громозова думала о счастье народа, хотела уравнять в правах различные классы, добиться прав и свобод для всех. Она пример безответного служения обществу, жертвенности. Вера Зубарева, девушка из богатой семьи, которая могла прожить долгую и счастливую жизнь, наравне с мужчинами выполняла сложную революционную работу, также была примером стойкости, героизма, жертвенности, любви к Родине. Мария Авейде, помогающая всем окружающим, сострадающая, смелая.

- А в чём трагизм судеб этих девушек?

Примерный ответ: девушкам не хватало жизненного опыта, они шли в революцию, не до конца понимая на что идут; были слишком доверчивы к революционным идеям, жизнь оказалась сложнее, чем они её видели и в итоге оказались жертвами революции.

-Ребята, вспомните, какие вопросы мы поставили в начале урока. Скажите, после проведённого мероприятия вы готовы ответить на них? Очень хочу услышать ваши мысли по этому поводу (слайд 14).

Примерный ответ: Женщины наравне с мужчинами участвовали в революции. Стойкость, патриотизм, отвага, мужество, чувство справедливости, бескорыстность, отзывчивость – эти качества проявили вятские девушки в данный период. К сожалению, они были слишком молоды, чтобы понять всю сложность происходящих событий.

- Актуально ли это для нашего времени?

Примерный ответ: да, на митинги сейчас зовут малолетних ребят 14-16 лет, которые не понимают последствий своих поступков, а идут ради развлечения.

-Молодцы, теперь я прошу каждого из вас с опорой на кластер составить синквейн на данную тему.

- На работу вам даётся 3 минуты.

Отвечают на проблемный вопрос с помощью кластера.

Составляют синквейн.

Предметные: делают выводы о вкладе вятских гимназисток в революции 1905-1907 гг.

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала. Познавательные: рассуждают и делают выводы, структурируют знания, объясняют явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования, устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют и аргументируют свою позицию.

Подведение итогов мероприятия. Рефлексия учебной деятельности (4 минуты)

Узнать мнение учеников по поводу нового материала

Методы контроля. Прием: индивидуальный опрос.

Индивидуальная

(слайд 15) Сейчас я пущу по рядам листочки из дневника гимназистки-революционерки. Я прошу вас написать на них слова, которые бы вы сказали вятской революционерке, предложения, замечания, строки из стихотворений, цитаты, вопросы или рисунок. Всё, что хотите. Также прошу вас нарисовать весёлый смайлик, если вас заинтересовало данное мероприятие, и грустный смайлик, если нет (слайд 16).

- Спасибо за ваши ответы и за работу на мероприятии, до свидания!

Заполняют дневник, высказывают свои мысли, дают оценку мероприятию.

Прощаются с учителем.

Личностные: Формирование целостного мировоззрения.

Предметные: Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Коммуникативные: выражают мысли с полнотой и четкостью.



Приложения

Приложение 1

К

арточки «6 шляп мышления»







Приложение 2

К
ластер

Приложение 3

Дневник гимназистки





Приложение 4

Презентация


С
лайд 1-2




С
лайд 3-4




С
лайд 5-6






С
лайд 7-8






С
лайд 9-10






С
лайд 11-12






Слайд 13-14





С
лайд 15-16








Приложение 5

Раздаточный материал для групп

Раздаточный материал для синей группы

Отец Ольги Долговой Семён Иванович происходил из купеческого рода, окончил Московский университет, стал профессором истории. Ольга рано лишилась матери. Здесь, в Вятке, Ольга поступила в женскую гимназию в 4 класс. Ольга и несколько её подруг по гимназии стали искать встречи с ссыльными и вскоре познакомились с одним из них – Н.Н. Бушеном. Бушен предлагал учащимся создать нелегальную библиотеку. Революционные книги прочитывались и потом обсуждались на кружке под руководством его друга Аверина. Ольга стала заведующей нелегальной библиотеки вплоть до окончания своей учёбы в гимназии. По окончании школы Ольга уехала в Италию лечиться от туберкулеза. Революцию 1917 года встретила с восторгом. Вскоре Ольга отдалась работе с беспризорными детьми. В конце жизни она вернулась к Богу и церкви, стала глубоко верующим человеком.

Вера Зубарева - это была примерная ученица, дочь потомственного почётного гражданина. Девушка поступила в 1 класс Вятской Мариинской женской гимназии в начале первой русской революции. В 6 классе Вера мечтает о революции. Идеалом Веры были революционеры: Софья Перовская, Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Вера Фигнер. Окончив гимназию с серебряной медалью, Вера уезжает в Петроград, где поступает в медицинский институт. Но это была внешняя сторона её жизни. Реально же она полностью отдаёт себя школе революции, выполняя все партийные поручения. Революционную работу Вера вела в столице, потом в Вятке. Вера активно участвовала в событиях 1917 года. А с началом гражданской войны она ушла на фронт медсестрой. В феврале 1918 г. Вера попала в плен и была убита.

Семья Громозовых оставила в местной истории след очень значимый и неоднозначный. Глава семейства Константин Иванович принадлежал к слободскому купечеству. Три дочери – Людмила, Ольга и Ия – окончили полный курс обучения в ВМЖГ и тесно связали свою жизнь с революцией. Известно, что старшая из сестёр Людмила уже в старших классах выполняла поручения политических ссыльных по изготовлению гектографической массы и распространению листовок. По окончании гимназии она совсем немного поработала учительницей и уехала в Петербург, где поступила в медицинский институт. Вскоре Людмила Громозова была арестована. На суде она отказалась от адвоката и произнесла речь, которая настолько восхитила руководителей партии большевиков. Суд приговорил Людмилу к тюрьме, потом ссылке, из которой она сбежала. В феврале 1906 г. беременная приехала в Вятку, принимала участие в работе Вятского комитета РСДРП. Людмила работала в психиатрической лечебнице, стала её главврачом. От партии большевиков отошла. Погибла в железнодорожной катастрофе в 1927 г.

Средняя сестра Людмилы – Ольга Константиновна Громозова в гимназические годы старалась не отставать от старших подруг. По окончании гимназии Ольга уезжает в Слободской, где устраивается в библиотеку-читальню Общества трезвости при кожевенном и пивоваренном заводах. В 1905 г. Ольга едет в Петербург, где знакомится с Е.Д. Стасовой – видным участником женского движения. Там Ольга работала в книжном магазине, одновременно выполняя различные партийные поручения. Несколько раз была арестована. Позже вышла замуж за писателя Матюшина, и постепенно отошла от активного участия в революционном движении. В 1942 г. во время блокады Ленинграда Ольга ослепла.

Младшая сестра Ия Громозова также активно участвовала в революции. В гимназии она начала читать запрещённую литературу. Учась в гимназии, Ия, так же как и её старшие сёстры, начала выполнять различные поручения, связанные с подпольной работой. По окончании школы немного проработала учительницей, а потом устроилась на земский книжный склад, служивший одновременно местом, где хранилась нелегальная литература, печатались листовки. По партийной работе Ия познакомилась с политическим ссыльным Г.Я. Франчески, который в местной партийной организации заведовал гектографом и мимеографом. В 1906 г. они поженились. Впоследствии Ия постепенно отошла от революционного движения.

Одной из самых известных большевичек-революционерок на Вятке, Урале и в Поволжье была Мария Оскаровна Авейде. Она прошла полный курс обучения в Вятской Мариинской женской гимназии. В 1901 г. она окончила 8-й педагогический класс со званием домашней учительницы по специальности история и география. Мария принимала активное участие в работе кружка самообразования Н.Н. Бушена и нелегальной ученической библиотеки вместе с сёстрами Громозовыми. По окончании гимназии Мария некоторое время работала учительницей, одновременно занимаясь революционной пропагандой среди учащихся реального училища, женской гимназии и фельдшерской школы. Замуж вышла за Н.Н. Бушена, который и привёл её к практическому участию в революции. Неоднократно арестовывалась. В 1917 году также была активной революционеркой. В 1919 году была схвачена и расстреляна.

Раздаточный материал для красной группы

В годы учёбы в гимназии Ольга Долгова была верующим человеком. Правда иногда позволяла себе по неразумению делать то, что не надо, например, как бы гадать на Евангелии, открывая наугад те или иные стихи. Но, прочитав их, она делает вывод: «Итак, мне надо уповать на милость Господню, и только при помощи Его я могу достигнуть желаемого. Это верно, верно и тысячу раз верно» (16 апреля 1896 г.).

Через все дневниковые записи у Ольги проходят искреннее и сильное желание: «Дела надобно, дела, которое было бы мне по душе, на которое мог бы уйти избыток силы, который теперь даром теряется и выражается либо в «дури», либо в «раздувании ноздрей»! Сколько силы чувствую я в себе подчас! И знать, что эту силу употребить не на что, некуда! Хочется борьбы, дела-ничего!» (19 апреля 1897 г.).

Она стремится к самосовершенствованию: «Если я вижу в себе что-нибудь противное моему идеалу, это возбуждает во мне желание как можно скорее избавиться от этого, чтобы стать ближе к идеалу, к цели, и чем больше я вижу в себе нехорошего, тем сильнее у меня это желание» (6 мая 1897 г.).

Ольга составляла для себя программу действий по нравственному самовоспитанию: всегда говорить правду, не злиться из-за пустяков, отвергнуть эгоизм, не сплетничать, всегда следовать долгу, уметь прощать других, быть сдержанной в отношениях с мальчиками (12 июля 1897 г.). Все эти стремления Ольга сводит воедино: «Желание моё сделаться «человеком». И в этом желании она поднимается до самого высокого нравственного порыва: «Мне хочется быть великодушной, научиться жертвовать собой. Мне бы так хотелось чего-то крупного, в чём я могла бы лучше узнать себя, где я могла бы испробовать свои силы!» (24 июля 1897 г.).

В зашифрованном письме Людмила Громозова пишет младшей сестре Ие она пишет: «Помнишь наш разговор в заречном лесу? Так вот, я твёрдо решила идти по пути, о котором тебе говорила. Здесь, среди студенческой молодёжи, я познакомилась с людьми, которые помогли мне окончательно разобраться ещё не ясных для меня вопросах». На одной из встреч революционеров Людмила заявила: «Когда женщина будет иметь равные права с мужчиной, - она не только быстро догонит его, но и перегонит во всех областях жизни! И тогда, боюсь, господа мужчины, кабы вам не пришлось занять то место, которое теперь занимает женщина».

Стихотворение Людмилы Громозовой:

«Солнце – друг дорогой в одиночестве,

Солнце жаркое, знойно-горячее

Передай мне пыл души героической,

Страсть безмерную, непобедимую.

Чтоб тверда и сильна, как сталь,

Чтоб смела и горяча, как солнце,

Я пошла бы во вражеский стан,

Куда с детства зовёт меня солнце!

В своей повести Ольга Громозова пишет о себе: «Она стала подмечать смешные стороны богослужения. Первый раз ей бросилось в глаза, как величественно выпячивают животы купцы и их жёны, как священник им первым даёт приложиться ко кресту, а они милостиво бросают серебряные полтинники сборщикам».

История из жизни Ольги Громозовой: «Одним из первых коллективно прочитанных романов стала книга Э. Войнич «Овод». Её чтение пришлось на время Великого Поста. Одноклассница Ольги Паня - глубоко верующая девочка, воспитанная своей матерью, больше всех вызывала сомнения революционеров. При чтении романа «Овод» Аверин особенно заострил внимание на эпизоде об исповеди Артура и последующем доносе священника. Паня прервала чтение: «Это неправда!», Аверин посмотрел на неё. «Его доброе лицо сделалось жестким, даже злым. Паня не сводила с него глаз. Они как бы мерялись силами». Паня утверждала, что исповедь тайная, священник не может нарушить эту тайну, если за границей и случается такое, то у нас – нет. Аверин рассказал ей историю, в которой, основываясь на своих предположениях, доказывал, что его друг был арестован после того, как его мать исповедовалась у священника. Но Паня стояла на своём: «Это неправда!». Все разошлись. Паня плакала целый вечер. Вскоре была исповедь в гимназическом храме. Ольга с тревогой следила за Паней, боясь, что она выдаст существование нелегального кружка. Но заметила, что роман «Овод» сделал своё дело. Что-то в Пане надломилось. Аверин предложил начать читать научную и философскую литературу и готовить к выступлению рефераты. Ольге досталась тема «Дарвин – «Происхождение видов»», Пане – «Теория Канта-Лапласа о происхождении вселенной». Паня отказалась делать сообщение. На вопрос Ольги «Почему?», она ответила: «Потому что это против Бога! Надо что-то одно: или Бог создал мир, или, как говорят Кант и Лаплас, вселенная образовалась из туманностей… Да что толковать! И вообще, мне надо уйти от вас». Аверин, узнав об этом, тут же пошёл к Пане. Он спросил её о причине отказа, она повторила свои слова. Аверин поинтересовался, есть ли у нее возражения против теории Канта-Лапласа. Паня сказала, что есть. Тогда Аверин предложил ей публичный диспут на кружке, где он выступит за эту теорию, а она – против. Паня согласилась. Но потом она, не желая терять друзей, все-таки сделала своё сообщение. В конце добавила: «Я ещё не могу отказаться… Я ещё верю, что мир создал Бог. Но должна сказать, прочитанные научные книги поколебали во мне веру. Хочу знать правду и буду много читать». Аверин ликовал».

Младшая сестра Ия Громозова: «Я не слепая, вижу, как несправедливо устроена жизнь: у одних – всё, у других – ничего… в Вотяцкой деревне дети мрут от эпидемий, и никто не оказывает им помощи» - пишет девушка.

В своих мемуарах она опишет свои юношеские мысли по поводу революции: «Нужна свобода… А её можно завоевать только в борьбе. Но хватит ли у меня сил, чтобы быть революционеркой?». «Ведь таких, как я, тысячи и тысячи среди русской молодёжи, желающей своему народу счастья. И пусть мы, как искры, будем вспыхивать и гаснуть во тьме, но придёт время, и «из искры возгорится пламя»» - пишет она.

Вера Зубарева совершила дерзкий поступок на уроке истории, подвергнув критике Николая I за подавление восстания декабристов. «У одного из пятерых, Бестужева, порвалась верёвка. Поднявшись, он сказал, что в России даже вздёрнуть не умеют. Ему снова накинули на шею петлю, хотя должны были по закону даровать жизнь», - сказала она.

Её не устраивали строгие правила поведения для гимназисток. Однажды она выразила отношение ко всему укладу гимназической жизни: «Ну, ладно, как-нибудь дотянем лямку и сбросим эту ветошь, - указывала она на своё форменное платье. – После выпуска будет другая обстановка, будем встречаться с другими людьми». Бедность вятской деревни всегда поражала девочку, нищенская жизнь крестьян, работа от зари до зари, грязь, болезни вызывали сострадание, что ещё сильнее укрепила надежду Веры на революцию. Сокровенное состояние души Вера выразила одной строкой своего письма: «Можно ли жить, когда умирают? Можно ли есть, когда голодают? Да, можно! Очень даже можно. Это же система, это строй нашей страны. Но он шатается и рано или поздно рухнет. Идёт борьба, пока ещё скрытная».

С началом гражданской войны она ушла на фронт медсестрой. Подруге она написала: «Если со мной что случится, знай, что я на это пошла вполне сознательно. Революция без жертв не бывает. Победа всё равно будет за рабочим классом. А тебе поручаю: подготовить маму».

Раздаточный материал для зелёной группы

Все эти стремления Ольга Долгова сводит воедино: «Желание моё сделаться «человеком». И в этом желании она поднимается до самого высокого нравственного порыва: «Мне хочется быть великодушной, научиться жертвовать собой. Мне бы так хотелось чего-то крупного, в чём я могла бы лучше узнать себя, где я могла бы испробовать свои силы!» (24 июля 1897 г.).

История из жизни Ольги Громозовой: «Одним из первых коллективно прочитанных романов стала книга Э. Войнич «Овод». Её чтение пришлось на время Великого Поста. Одноклассница Ольги Паня - глубоко верующая девочка, воспитанная своей матерью, больше всех вызывала сомнения революционеров. При чтении романа «Овод» Аверин особенно заострил внимание на эпизоде об исповеди Артура и последующем доносе священника. Паня прервала чтение: «Это неправда!», Аверин посмотрел на неё. «Его доброе лицо сделалось жестким, даже злым. Паня не сводила с него глаз. Они как бы мерялись силами». Паня утверждала, что исповедь тайная, священник не может нарушить эту тайну, если за границей и случается такое, то у нас – нет. Аверин рассказал ей историю, в которой, основываясь на своих предположениях, доказывал, что его друг был арестован после того, как его мать исповедовалась у священника. Но Паня стояла на своём: «Это неправда!». Все разошлись. Паня плакала целый вечер. Вскоре была исповедь в гимназическом храме. Ольга с тревогой следила за Паней, боясь, что она выдаст существование нелегального кружка. Но заметила, что роман «Овод» сделал своё дело. Что-то в Пане надломилось. Аверин предложил начать читать научную и философскую литературу и готовить к выступлению рефераты. Ольге досталась тема «Дарвин – «Происхождение видов»», Пане – «Теория Канта-Лапласа о происхождении вселенной». Паня отказалась делать сообщение. На вопрос Ольги «Почему?», она ответила: «Потому что это против Бога! Надо что-то одно: или Бог создал мир, или, как говорят Кант и Лаплас, вселенная образовалась из туманностей… Да что толковать! И вообще, мне надо уйти от вас». Аверин, узнав об этом, тут же пошёл к Пане. Он спросил её о причине отказа, она повторила свои слова. Аверин поинтересовался, есть ли у нее возражения против теории Канта-Лапласа. Паня сказала, что есть. Тогда Аверин предложил ей публичный диспут на кружке, где он выступит за эту теорию, а она – против. Паня согласилась. Но потом она, не желая терять друзей, все-таки сделала своё сообщение. В конце добавила: «Я ещё не могу отказаться… Я ещё верю, что мир создал Бог. Но должна сказать, прочитанные научные книги поколебали во мне веру. Хочу знать правду и буду много читать». Аверин ликовал».

Младшая сестра Ия Громозова: «Я не слепая, вижу, как несправедливо устроена жизнь: у одних – всё, у других – ничего… в Вотяцкой деревне дети мрут от эпидемий, и никто не оказывает им помощи» - пишет девушка.

В своих мемуарах она опишет свои юношеские мысли по поводу революции: «Нужна свобода… А её можно завоевать только в борьбе. Но хватит ли у меня сил, чтобы быть революционеркой?». «Ведь таких, как я, тысячи и тысячи среди русской молодёжи, желающей своему народу счастья. И пусть мы, как искры, будем вспыхивать и гаснуть во тьме, но придёт время, и «из искры возгорится пламя»» - пишет она.

Веру Зубареву не устраивали строгие правила поведения для гимназисток. Однажды она выразила отношение ко всему укладу гимназической жизни: «Ну, ладно, как-нибудь дотянем лямку и сбросим эту ветошь, - указывала она на своё форменное платье. – После выпуска будет другая обстановка, будем встречаться с другими людьми». Бедность вятской деревни всегда поражала девочку, нищенская жизнь крестьян, работа от зари до зари, грязь, болезни вызывали сострадание, что ещё сильнее укрепила надежду Веры на революцию. Сокровенное состояние души Вера выразила одной строкой своего письма: «Можно ли жить, когда умирают? Можно ли есть, когда голодают? Да, можно! Очень даже можно. Это же система, это строй нашей страны. Но он шатается и рано или поздно рухнет. Идёт борьба, пока ещё скрытная».

Вера участвовала в перевозках прокламаций, литературы, переноске шрифта для новых типографий, охраняла революционные заседания. Часто приходилось проносить под своим пальто прокламации и книги. «Иногда мы встречали Верочку внезапно пополневшую, - вспоминает Н.Б. Крушкол, - в таких случаях она нас «не замечала» и делала вид, что с нами не знакома. Потом «полнота» быстро опадала».

Раздаточный материал для жёлтой группы

Через все дневниковые записи у Ольги Долговой проходят искреннее и сильное желание: «Дела надобно, дела, которое было бы мне по душе, на которое мог бы уйти избыток силы, который теперь даром теряется и выражается либо в «дури», либо в «раздувании ноздрей»! Сколько силы чувствую я в себе подчас! И знать, что эту силу употребить не на что, некуда! Хочется борьбы, дела-ничего!» (19 апреля 1897 г.).

Ольга составляла для себя программу действий по нравственному самовоспитанию: всегда говорить правду, не злиться из-за пустяков, отвергнуть эгоизм, не сплетничать, всегда следовать долгу, уметь прощать других, быть сдержанной в отношениях с мальчиками (12 июля 1897 г.). Все эти стремления Ольга сводит воедино: «Желание моё сделаться «человеком». И в этом желании она поднимается до самого высокого нравственного порыва: «Мне хочется быть великодушной, научиться жертвовать собой. Мне бы так хотелось чего-то крупного, в чём я могла бы лучше узнать себя, где я могла бы испробовать свои силы!» (24 июля 1897 г.).

В зашифрованном письме Людмила Громозова пишет младшей сестре Ие она пишет: «Помнишь наш разговор в заречном лесу? Так вот, я твёрдо решила идти по пути, о котором тебе говорила. Здесь, среди студенческой молодёжи, я познакомилась с людьми, которые помогли мне окончательно разобраться ещё не ясных для меня вопросах». На одной из встреч революционеров Людмила заявила: «Когда женщина будет иметь равные права с мужчиной, - она не только быстро догонит его, но и перегонит во всех областях жизни! И тогда, боюсь, господа мужчины, кабы вам не пришлось занять то место, которое теперь занимает женщина».

В своей повести Ольга Громозова пишет о себе: «Она стала подмечать смешные стороны богослужения. Первый раз ей бросилось в глаза, как величественно выпячивают животы купцы и их жёны, как священник им первым даёт приложиться ко кресту, а они милостиво бросают серебряные полтинники сборщикам».

История из жизни Ольги Громозовой: «Одним из первых коллективно прочитанных романов стала книга Э. Войнич «Овод». Её чтение пришлось на время Великого Поста. Одноклассница Ольги Паня - глубоко верующая девочка, воспитанная своей матерью, больше всех вызывала сомнения революционеров. При чтении романа «Овод» Аверин особенно заострил внимание на эпизоде об исповеди Артура и последующем доносе священника. Паня прервала чтение: «Это неправда!», Аверин посмотрел на неё. «Его доброе лицо сделалось жестким, даже злым. Паня не сводила с него глаз. Они как бы мерялись силами». Паня утверждала, что исповедь тайная, священник не может нарушить эту тайну, если за границей и случается такое, то у нас – нет. Аверин рассказал ей историю, в которой, основываясь на своих предположениях, доказывал, что его друг был арестован после того, как его мать исповедовалась у священника. Но Паня стояла на своём: «Это неправда!». Все разошлись. Паня плакала целый вечер. Вскоре была исповедь в гимназическом храме. Ольга с тревогой следила за Паней, боясь, что она выдаст существование нелегального кружка. Но заметила, что роман «Овод» сделал своё дело. Что-то в Пане надломилось. Аверин предложил начать читать научную и философскую литературу и готовить к выступлению рефераты. Ольге досталась тема «Дарвин – «Происхождение видов»», Пане – «Теория Канта-Лапласа о происхождении вселенной». Паня отказалась делать сообщение. На вопрос Ольги «Почему?», она ответила: «Потому что это против Бога! Надо что-то одно: или Бог создал мир, или, как говорят Кант и Лаплас, вселенная образовалась из туманностей… Да что толковать! И вообще, мне надо уйти от вас». Аверин, узнав об этом, тут же пошёл к Пане. Он спросил её о причине отказа, она повторила свои слова. Аверин поинтересовался, есть ли у нее возражения против теории Канта-Лапласа. Паня сказала, что есть. Тогда Аверин предложил ей публичный диспут на кружке, где он выступит за эту теорию, а она – против. Паня согласилась. Но потом она, не желая терять друзей, все-таки сделала своё сообщение. В конце добавила: «Я ещё не могу отказаться… Я ещё верю, что мир создал Бог. Но должна сказать, прочитанные научные книги поколебали во мне веру. Хочу знать правду и буду много читать». Аверин ликовал».

Младшая сестра Ия Громозова: «Я не слепая, вижу, как несправедливо устроена жизнь: у одних – всё, у других – ничего… в Вотяцкой деревне дети мрут от эпидемий, и никто не оказывает им помощи» - пишет девушка.

В своих мемуарах она опишет свои юношеские мысли по поводу революции: «Нужна свобода… А её можно завоевать только в борьбе. Но хватит ли у меня сил, чтобы быть революционеркой?». «Ведь таких, как я, тысячи и тысячи среди русской молодёжи, желающей своему народу счастья. И пусть мы, как искры, будем вспыхивать и гаснуть во тьме, но придёт время, и «из искры возгорится пламя»» - пишет она.

Веру Зубареву не устраивали строгие правила поведения для гимназисток. Однажды она выразила отношение ко всему укладу гимназической жизни: «Ну, ладно, как-нибудь дотянем лямку и сбросим эту ветошь, - указывала она на своё форменное платье. – После выпуска будет другая обстановка, будем встречаться с другими людьми». Бедность вятской деревни всегда поражала девочку, нищенская жизнь крестьян, работа от зари до зари, грязь, болезни вызывали сострадание, что ещё сильнее укрепила надежду Веры на революцию. Сокровенное состояние души Вера выразила одной строкой своего письма: «Можно ли жить, когда умирают? Можно ли есть, когда голодают? Да, можно! Очень даже можно. Это же система, это строй нашей страны. Но он шатается и рано или поздно рухнет. Идёт борьба, пока ещё скрытная».

Знавшие Марию Авейде, отмечали высокие качества её души, которые она без остатка отдала революции: «Это был человек кристально чистый, ясной души, прямой, необыкновенно чуткий. Её любили за удивительную, прямо святую душу, которая делала чудеса, возрождая души совершенно погибших с виду штрейкбрехеров, женщин, павших «на дно», профессиональных босяков, воров и убийц».

Раздаточный материал для чёрной группы

Через все дневниковые записи у Ольги Долговой проходят искреннее и сильное желание: «Дела надобно, дела, которое было бы мне по душе, на которое мог бы уйти избыток силы, который теперь даром теряется и выражается либо в «дури», либо в «раздувании ноздрей»! Сколько силы чувствую я в себе подчас! И знать, что эту силу употребить не на что, некуда! Хочется борьбы, дела-ничего!» (19 апреля 1897 г.).

Все эти стремления Ольга сводит воедино: «Желание моё сделаться «человеком». И в этом желании она поднимается до самого высокого нравственного порыва: «Мне хочется быть великодушной, научиться жертвовать собой. Мне бы так хотелось чего-то крупного, в чём я могла бы лучше узнать себя, где я могла бы испробовать свои силы!» (24 июля 1897 г.).

В зашифрованном письме Людмила Громозова пишет младшей сестре Ие она пишет: «Помнишь наш разговор в заречном лесу? Так вот, я твёрдо решила идти по пути, о котором тебе говорила. Здесь, среди студенческой молодёжи, я познакомилась с людьми, которые помогли мне окончательно разобраться ещё не ясных для меня вопросах». На одной из встреч революционеров Людмила заявила: «Когда женщина будет иметь равные права с мужчиной, - она не только быстро догонит его, но и перегонит во всех областях жизни! И тогда, боюсь, господа мужчины, кабы вам не пришлось занять то место, которое теперь занимает женщина».

В своей повести Ольга Громозова пишет о себе: «Она стала подмечать смешные стороны богослужения. Первый раз ей бросилось в глаза, как величественно выпячивают животы купцы и их жёны, как священник им первым даёт приложиться ко кресту, а они милостиво бросают серебряные полтинники сборщикам».

История из жизни Ольги Громозовой: «Одним из первых коллективно прочитанных романов стала книга Э. Войнич «Овод». Её чтение пришлось на время Великого Поста. Одноклассница Ольги Паня - глубоко верующая девочка, воспитанная своей матерью, больше всех вызывала сомнения революционеров. При чтении романа «Овод» Аверин особенно заострил внимание на эпизоде об исповеди Артура и последующем доносе священника. Паня прервала чтение: «Это неправда!», Аверин посмотрел на неё. «Его доброе лицо сделалось жестким, даже злым. Паня не сводила с него глаз. Они как бы мерялись силами». Паня утверждала, что исповедь тайная, священник не может нарушить эту тайну, если за границей и случается такое, то у нас – нет. Аверин рассказал ей историю, в которой, основываясь на своих предположениях, доказывал, что его друг был арестован после того, как его мать исповедовалась у священника. Но Паня стояла на своём: «Это неправда!». Все разошлись. Паня плакала целый вечер. Вскоре была исповедь в гимназическом храме. Ольга с тревогой следила за Паней, боясь, что она выдаст существование нелегального кружка. Но заметила, что роман «Овод» сделал своё дело. Что-то в Пане надломилось. Аверин предложил начать читать научную и философскую литературу и готовить к выступлению рефераты. Ольге досталась тема «Дарвин – «Происхождение видов»», Пане – «Теория Канта-Лапласа о происхождении вселенной». Паня отказалась делать сообщение. На вопрос Ольги «Почему?», она ответила: «Потому что это против Бога! Надо что-то одно: или Бог создал мир, или, как говорят Кант и Лаплас, вселенная образовалась из туманностей… Да что толковать! И вообще, мне надо уйти от вас». Аверин, узнав об этом, тут же пошёл к Пане. Он спросил её о причине отказа, она повторила свои слова. Аверин поинтересовался, есть ли у нее возражения против теории Канта-Лапласа. Паня сказала, что есть. Тогда Аверин предложил ей публичный диспут на кружке, где он выступит за эту теорию, а она – против. Паня согласилась. Но потом она, не желая терять друзей, все-таки сделала своё сообщение. В конце добавила: «Я ещё не могу отказаться… Я ещё верю, что мир создал Бог. Но должна сказать, прочитанные научные книги поколебали во мне веру. Хочу знать правду и буду много читать». Аверин ликовал».

Младшая сестра Ия Громозова: «Я не слепая, вижу, как несправедливо устроена жизнь: у одних – всё, у других – ничего… в Вотяцкой деревне дети мрут от эпидемий, и никто не оказывает им помощи» - пишет девушка.

В своих мемуарах она опишет свои юношеские мысли по поводу революции: «Нужна свобода… А её можно завоевать только в борьбе. Но хватит ли у меня сил, чтобы быть революционеркой?». «Ведь таких, как я, тысячи и тысячи среди русской молодёжи, желающей своему народу счастья. И пусть мы, как искры, будем вспыхивать и гаснуть во тьме, но придёт время, и «из искры возгорится пламя»» - пишет она.

Веру Зубареву не устраивали строгие правила поведения для гимназисток. Однажды она выразила отношение ко всему укладу гимназической жизни: «Ну, ладно, как-нибудь дотянем лямку и сбросим эту ветошь, - указывала она на своё форменное платье. – После выпуска будет другая обстановка, будем встречаться с другими людьми». Бедность вятской деревни всегда поражала девочку, нищенская жизнь крестьян, работа от зари до зари, грязь, болезни вызывали сострадание, что ещё сильнее укрепила надежду Веры на революцию. Сокровенное состояние души Вера выразила одной строкой своего письма: «Можно ли жить, когда умирают? Можно ли есть, когда голодают? Да, можно! Очень даже можно. Это же система, это строй нашей страны. Но он шатается и рано или поздно рухнет. Идёт борьба, пока ещё скрытная».

С началом гражданской войны она ушла на фронт медсестрой. Подруге она написала: «Если со мной что случится, знай, что я на это пошла вполне сознательно. Революция без жертв не бывает. Победа всё равно будет за рабочим классом. А тебе поручаю: подготовить маму».

Много было гимназисток, настроенных против революции. В своём дневнике гимназистка Анастасия Руковишникова писала: «О, как противна революция! И наши социалисты добиваются они всё-таки революции. А настанет она, и прольётся кровь. В общем, счастья люди всё-таки не достигнут, а горя будет страшно много. Сколько было несчастных во Франции, сколько слёз было пролито, а спросить теперь француза: счастлив ли он? Во всяком случае, нет. Счастье ведь не в том, чтоб находиться под тем или иным правительством, а в личных качествах человека и его материальной жизни. Мне теперь кажется, что царь нужен и вреда никакого не приносит, правда чиновники получают огромное жалованье, почти ничего не делая, но будь хоть десять революций, а всё-таки злоупотребления будут».

Раздаточный материал для белой группы

Отец Ольги Долговой Семён Иванович происходил из купеческого рода, окончил Московский университет, стал профессором истории. Ольга рано лишилась матери. Воспитанием Ольги занималась её вятская тетушка О.И. Сунцова. Здесь, в Вятке, Ольга поступила в женскую гимназию в 4 класс. В годы учёбы в гимназии Ольга была верующим человеком. Правда иногда позволяла себе делать то, что не надо, например, гадать на Евангелии, открывая наугад те или иные стихи. Революционные годы изменили её отношение к религии. Ольга и несколько её подруг по гимназии стали искать встречи с ссыльными и вскоре познакомились с одним из них – Н.Н. Бушеном. Бушен предлагал учащимся создать нелегальную библиотеку. Революционные книги прочитывались и потом обсуждались на кружке под руководством его друга Аверина. Ольга стала заведующей нелегальной библиотеки вплоть до окончания своей учёбы в гимназии. За пять лет её функционирования количество книг в ней достигло около 700. По окончании школы Ольга уехала в Италию лечиться от туберкулеза. Оттуда вернулась с рождённой вне брака Джованной. В течение 4 лет (1913-1917 гг.) она являлась вольнослушательницей Императорского Московского Археологического института, работала в Румянцевском музее, знала 4 языка. Революцию 1917 года встретила с восторгом. Вскоре Ольга отдалась работе с беспризорными детьми. В конце жизни она вернулась к Богу и церкви, стала глубоко верующим человеком.

Вера Зубарева - это была примерная ученица, дочь потомственного почётного гражданина. Девушка поступила в 1 класс Вятской Мариинской женской гимназии в начале первой русской революции. Начались террористические акты. В 6 классе Вера мечтает о революции. Вера была очень активна, много читала, любила петь, играть на рояле, участвовать в спектаклях. Первым учителем, привившим Вере революционные идеи, стал живший на квартире Зубаревых врач-психиатр Ю.В. Португалов. Он вёл с девочкой разговоры о необходимости свержения царизма. Идеалом Веры были революционеры: Софья Перовская, Андрей Желябов, Николай Кибальчич, Вера Фигнер. Она хотела быть такой же, как они. Окончив гимназию с серебряной медалью, Вера уезжает в Петроград, где поступает в медицинский институт. Но это была внешняя сторона её жизни. Реально же она полностью отдаёт себя школе революции, выполняя все партийные поручения. Революционную работу Вера вела в столице, потом в Вятке. Вера активно участвовала в событиях 1917 года. А с началом гражданской войны она ушла на фронт медсестрой. В феврале 1918 г. Вера попала в плен и была убита.

Семья Громозовых оставила в местной истории след очень значимый и неоднозначный. Глава семейства Константин Иванович принадлежал к слободскому купечеству. Три дочери – Людмила, Ольга и Ия – окончили полный курс обучения в ВМЖГ. Известно, что старшая из сестёр Людмила уже в старших классах выполняла поручения политических ссыльных по изготовлению гектографической массы и распространению листовок. По окончании гимназии она совсем немного поработала учительницей и уехала в Петербург, где поступила в медицинский институт. Вскоре Людмила стала членом социал-демократической партии и была арестована. На суде она отказалась от адвоката и произнесла речь, которая настолько восхитила руководителей партии большевиков, что вскоре она была издана за границей в виде маленькой брошюры. Суд приговорил Людмилу к тюрьме, потом ссылке, из которой она сбежала. Сумела выехать за границу, в Женеву. Оттуда вернулась в Петербург вместе с Бонч-Бруевичем, Радченко, Первухиным. В феврале 1906 г. беременная приехала в Вятку, принимала участие в работе Вятского комитета РСДРП. Вскоре в Вятку приехал революционер Свердлов. Он предложил Людмиле уехать на Урал. Там она родила, но ребёнок вскоре умер. Людмила работала в психиатрической лечебнице, стала её главврачом. От партии большевиков отошла. После революции 1917 г. организовала психбольницу в Ганино. Погибла в железнодорожной катастрофе в 1927 г.

Средняя сестра Людмилы – Ольга Константиновна Громозова в гимназические годы старалась не отставать от старших подруг. За всё время её революционной деятельности её мучил остеомиелит и туберкулёз, но всякий раз она проявляла волю и всё преодолевала. По окончании гимназии Ольга уезжает в Слободской, где устраивается в библиотеку-читальню Общества трезвости при кожевенном и пивоваренном заводах. Проработала она здесь недолго. В 1905 г. Ольга едет в Петербург, где знакомится с Е.Д. Стасовой – видным участником женского движения. Там Ольга работала в книжном магазине, одновременно выполняя различные партийные поручения. Общалась с видными большевиками: Лениным, Бонч-Бруевичем, Крупской, Воровским и др. сотрудничала в партийных изданиях: «Вперёд», «Жизнь и знание». Несколько раз была арестована. Позже вышла замуж за писателя Матюшина, и постепенно отошла от активного участия в революционном движении. В 1942 г. во время блокады Ленинграда Ольга ослепла.

Младшая сестра Ия Громозова также активно участвовала в революции. В гимназии она начала читать запрещённую литературу. Среди любимых были произведения Гюго, Мопассан, Шиллера, Шекспира, Гёте. Учась в гимназии, Ия, так же как и её старшие сёстры, начала выполнять различные поручения, связанные с подпольной работой. По окончании школы немного проработала учительницей, а потом устроилась на земский книжный склад, служивший одновременно местом, где хранилась нелегальная литература, печатались листовки. По партийной работе Ия познакомилась с политическим ссыльным Г.Я. Франчески, который в местной партийной организации заведовал гектографом и мимеографом. В 1906 г. они поженились. Впоследствии Ия постепенно отошла от революционного движения.

Одной из самых известных большевичек-революционерок на Вятке, Урале и в Поволжье была Мария Оскаровна Авейде. Она прошла полный курс обучения в Вятской Мариинской женской гимназии. В 1901 г. она окончила 8-й педагогический класс со званием домашней учительницы по специальности история и география. Мария принимала активное участие в работе кружка самообразования Н.Н. Бушена и нелегальной ученической библиотеки вместе с сёстрами Громозовыми. Семейная атмосфера не препятствовала развитию интереса к революционному движению. В её доме можно было свободно найти произведения революционеров-демократов. Здесь часто собирались политические ссыльные, а её отец любил рассказывать о польском восстании и Парижской коммуне. По окончании гимназии Мария некоторое время работала учительницей, одновременно занимаясь революционной пропагандой среди учащихся реального училища, женской гимназии и фельдшерской школы. Замуж вышла за Н.Н. Бушена, который и привёл её к практическому участию в революции. Неоднократно арестовывалась. В 1917 году также была активной революционерко


2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!