Этап урока или другой формы УВП | Подэтап урока или другой формы УВП | Действия учителя (педагога) | Действия обучающихся (примерные версии ответов) |
1. Мотивационно ориентировочный | 1.1. Вхождение в контакт | Приветствие учащихся. Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой предыдущего урока: -Вспомним, с какой темой раздела «Обмен веществ и энергии» вы познакомились на прошлом уроке - Сегодня на уроке вы продолжаете работу в группах. Контроль всех заданий вы проводите по «Оценочным листам» | Учащиеся отвечают, что этой темой является «Пластический и энергетический обмен» Учащиеся подписывают оценочные листы в группах |
1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся | Обращается к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока «Пластический и энергетический обмен»: 1.Предлагает учащимся найти соответствие каждому понятию (пластический обмен, энергетический обмен, аминокислоты, жирные кислоты и глицерин, глюкоза) соответствующее определение 5 правильных ответов – 5 баллов 4 правильных ответа – 4 балла 3 правильных ответа – 3 балла 2 правильных ответа – 2 балла 1 правильный ответ – 1 балл 0 правильных ответов – 0 баллов (максимальная оценка -5 баллов) 2.Предлагает учащимся ответить на вопросы анкеты: 1. Ваш завтрак, обед и ужин содержат все важные компоненты пищи (белки, жиры, углеводы)? 2.Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и летом? 3.Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? 4.Свойственны ли вам весной раздражительность и утомляемость? 5.Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом? 6.Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? 7.Часто ли весной приходится снижать физическую нагрузку? | 1.Выполняют задание в тетради, проводя самопроверку и взаимопроверку по эталону: 1.а 2.г 3.б 4.д 5.в Результаты фиксируют в «Оценочных листах» 2.Отвечают на вопросы анкеты, обрабатывая результаты в группе |
1.3. Создание проблемной ситуации | Организует действия учащихся по выявлению и формулировке проблемы -Фиксирует результаты анкеты на доске: -Больший процент учащихся дал положительные ответы на вопросы 1,2,3,4,5,7. -О чем это свидетельствует? -Какой же вопрос напрашивается? | Анализируют результаты анкеты. Выявляют противоречие: с одной стороны подростки получают с пищей все необходимые компоненты (белки, жиры, углеводы) нужные для правильного обмена веществ, а с другой стороны испытывают недомогание, раздражительность, утомляемость. Проблема: Каких же веществ не хватает для нормального функционирования подросткового организма? Какое влияние эти вещества оказывают на организм? |
2. Операционно – исполнительский | 2.1. Целеполагание и планирование | На основе сформулированной проблемы создает условия для формулировки цели -на уроке экологии «Пища. Питательные вещества и пищевые компоненты» вы узнали, что питательные вещества включают основные компоненты. Какие? -следовательно, какие вещества не были названы в вопросах анкеты? - запишите тему урока «Витамины» -сформулируйте цель урока | -Учащиеся отвечают, что питательные вещества включают основные компоненты: белки, жиры, углеводы, а также витамины. - узнать о витаминах, их содержании в продуктах питания, их влиянии на организм человека |
2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации | - что необходимо сделать для того, чтобы разрешить поставленную проблему и добиться поставленной цели? -как вы распределили обязанности в группе на сегодняшнем уроке -что вы должны узнать на уроке для достижения поставленной цели -продумайте, как может выглядеть модель вашего отчета | Спланировать свою деятельность: 1.распределить обязанности в группе 2. Изучить историю открытия витаминов, классификацию витаминов по отношению к воде и жиру, продукты, богатые витаминами, авитаминозы, правила сохранения и потребления витаминов 3. создать модель отчетов. |
2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа | Организует действия учащихся для работы в группах. 1 группа: «История открытия витаминов» 1.Изучите материал учебника с.194-195 2.Найдите материал и расскажите об опыте Н.И.Лунина 3.Запишите определения понятий «витамины» и «ферменты» на доске 4.Сформулируйте ответ на вопрос «Чем витамины отличаются от ферментов? 2 группа «Классификация витаминов. Жирорастворимые витамины» 1.Изучите материал учебника с.195-197 2.Составьте схему классификации витаминов, используя дополнительные источники 3.Данные схемы занесите в сравнительную таблицу на интерактивной доске 3 группа «Классификация витаминов. Водорастворимые витамины» 1.Изучите материал учебника с.195-197 2.Составьте схему классификации витаминов, их влияние на организм, используя дополнительные источники 3.Данные схемы занесите в сравнительную таблицу на интерактивной доске 4 группа «Продукты, богатые витаминами» 1.Изучите материал учебника с.195-197 2.Определите группу продуктов, богатых витаминами 3. Составьте правила использования и хранения витаминов, используя дополнительную литературу 4. Оформите отчет в виде кластера 5 группа «Авитаминозы» 1.Изучите материал учебника с.195-197 2.Запишите определения понятий «гиповитаминоз», «гипервитаминоз», «авитаминоз» на доске 3. Заполните графу сравнительной таблицы на интерактивной доске | - Выполняют задания в группах: 1 группа: «История открытия витаминов» 2 группа «Классификация витаминов. Жирорастворимые витамины» 3 группа «Классификация витаминов. Водорастворимые витамины» 4 группа «Продукты, богатые витаминами» 5 группа «Авитаминозы» |
2.4. Отработка открытого способа в системе упражнений, конкретно-практических действий | Выполните задание на закрепление, вставив пропущенные слова в предложения: «При длительном отсутствии в пище витамина… развивается цинга. Витамины группы … в значительных количествах содержатся в оболочке семян ржи, риса, бобовых. Ранним проявлением недостатка витамина … в организме является «куриная слепота». В значительных количествах витамин … содержится в плодах шиповника, чёрной смородине, капусте, помидорах, моркови, картофеле. Витамин … образуется в коже человека под влиянием ультрафиолетовых лучей». | Вставляют пропущенные слова, выполняя задание в тетради и на доске |
3. Рефлексивно – оценочный | 3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий | Проверьте результаты своей работы. Оцените свою работу: 5 правильных ответов – 5 баллов 4 правильных ответа – 4 балла 3 правильных ответа – 3 балла 2 правильных ответа – 2 балла 1 правильный ответ – 1 балл 0 правильных ответов – 0 баллов (максимальная оценка -5 баллов) | Проводят взаимоконтроль по эталону: 1.С 2.В 3.А 4.С. 5.Д |
3.2. Ситуация оценки образовательных результатов | Предлагает соотнести задачи и результаты урока | Самооценка работы группы по предложенному алгоритму: 1.Что нужно было сделать в этом задании? Какая была поставлена цель? 2.Удалось получить результат? 3.Группа справилась полностью правильно или с незначительной ошибкой (если да, то какой)? 4.Справились самостоятельно или с помощью учителя? 5.Какие ставите себе оценки? Оспаривают или соглашаются с оценкой своих работ. Анализируют допущенные недочеты. |