СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в информационной образовательной среде.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые  образовательные результаты:

1.Сформировать понятия градусная сеть, географическая широта, географическая долгота.

2. Научить определять географические координаты  объектов.

3. Раскрыть значение географических координат для практической жизни людей.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в информационной образовательной среде.»

Технологическая карта урока в информационной

образовательной среде.

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

ПРЕДМЕТ

География

КЛАСС 5

Тема урока

Определение географических координат.

Планируемые образовательные результаты:

1.Сформировать понятия градусная сеть, географическая широта, географическая долгота.

2. Научить определять географические координаты объектов.

3. Раскрыть значение географических координат для практической жизни людей.

Личностные

Метапредметные

Предметные

Осознание единства географического пространства;

Умение управлять своей познавательной деятельностью

-Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

-Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.



Регулятивные: 

-Ставить цель и анализировать условия достижения цели.

-уметь планировать и регулировать свою деятельность.

Познавательные: 

-осуществлять поиск информации с использованием различных ресурсов.

-устанавливать причинно-следственные связи

-давать определение понятиям.

Коммуникативные: 

-умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёром

умение работать с разными источниками географической информации;

картографическая грамотность;

владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;


Научится

- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;

определять координаты точек по их географическим координатам;

показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети;

уметь определять географическую широту и долготу.

- находить объекты на карте по географическим координатам

- сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами.


Решаемые учебные проблемы

Создать условия для применения знаний и умений определения географических координат, расстояний и направлений по карте в знакомой и новой учебной ситуациях с использованием ЭОР.


Основные понятия, изучаемые на уроке

Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота.


Вид используемых на уроке средств ИКТ

ОЭР, электронное приложение к учебнику на CД, ресурсы Интернет, компьютер, интерактивная доска.


Методическое назначение средств ИКТ

Позволяют использовать существующие ИКТ в индивидуальном обучении и самопроверке полученных знаний. Электронные образовательные издания в отличие от традиционного печатного материала позволяют подавать информацию в графической динамичной форме.

Образовательные интернет-ресурсы

Кроссворд на тему «Географические координаты».

http://www.rusword.org/page.php?al=cw12515653

Анимация «Определение географических координат»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif

ЕК ЦОР «Географические координаты». Карта.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bfd65176-f416-4ea2-aa68-8958a801031a/Coordinates.html

ЭУМ  ФЦОР «Практическое задание. Географические координаты» (П1)

http://www.fcior.edu.ru/card/1250/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-p1.html


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ЭТАП 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

УЧИТЕЛЬ. Сегодня у нас урок не совсем обычный. Мы совершим заочное путешествие по карте и попытаемся понять, почему героям фильма “ Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветное путешествие? А всё было так…

Однажды матросы яхты «Дункан» лорда Эдуарда Гленарвана в водах Шотландии поймали рыбу-молот. Внутри рыбы нашли бутылку с письмом-просьбой о помощи, написанном на трёх языках: английском, немецком и французском. Несмотря на то, что вода сильно испортила текст, удалось разобрать, что английское судно «Британия», пропавшее в море за год до начала событий романа, потерпело крушение, после которого остались в живых три человека: капитан Грант и двое матросов, и что они нашли убежище на какой-то земле, лежащей на 37° южной широты.

УЧИТЕЛЬ. В течение урока мы должны провести научные исследования и понять, почему такой трудный путь пришлось пройти героям фильма. Для этого сначала повторим материал предыдущего урока «Параллели и меридианы».

Формирование конкретного образовательного результата/ группы результатов (чему научится ученик)

Учащиеся определяют тему в ходе деловой дискуссии и предлагают постановку цели урока.

Высказывают свои мысли.

Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель.

Длительность этапа


5 мин.

Учебная задача


Проверить знания учащихся по теме «Параллели и меридианы» по карточкам.

  1. Что называется параллелью?

  2. Как называется самая длинная параллель и какова её длинна?

  3. На какие два полушария делит экватор Землю?

  4. Что показывают линии параллелей на карте?

  5. Что называют меридианом?

  6. Какой самый длинный меридиан?

  7. Какова длина меридиана?

  8. Что показывают полуокружности меридианов?

  9. На какие два полушария делит 0 и 180 меридиан Землю?

10. От каких параллелей и меридианов мы ведём отсчёт координатам?

УЧИТЕЛЬ. Значит, по параллелям и меридианам мы можем определить направления на карте, но географический объект эти направления не укажут, так же как и не полное знание почтового адреса с. Курмыш. Оно расположено в стране ….., в области…., в районе…., в селе и т.д.

УЧИТЕЛЬ. Как же узнать «географический адрес» объекта на карте? Для точного определения местоположения объекта на карте необходимо знать две части «адреса» — широту и долготу. - Кто из вас играл в «Морской бой», тот знает её условия.

УЧЕНИКИ. Игровое поле разделено на 100 клеток. Все вертикальные ряды обозначаются буквами, а горизонтальные – цифрами. Чтобы определить координаты корабля, необходимо найти точку пересечения вертикальных и горизонтальных рядов.

УЧИТЕЛЬ. - Теперь посмотрите на карту полушарий и глобус и скажите, какие линии будут заменять вертикальные ряды (УЧЕНИКИ – меридианы), и горизонтальные (УЧЕНИКИ – параллели)

УЧИТЕЛЬ. Давайте определим тему нашего урока.

УЧЕНИКИ. Географические координаты. Градусная сетка

УЧИТЕЛЬ. Запишем тему нашего урока в тетрадях.

Учитель. Давайте, ребята, определим цель нашего урока и предстоящего исследования.

Ученик. Научиться определять «географический адрес», местоположение или просто координаты отдельных объектов.

Учитель. Какие источники информации нам помогут в этом?

Ученик. Атлас, учебник, электронное приложение к учебнику.

Учитель. С помощью учебника, какие географические понятия мы можем узнать и чему научиться?

Ученик. Понятия градусная сеть, географические широта и долгота. Научиться определять их на карте и измерять расстояния между объектами.

Метод (способ) обучения


Объяснительно-иллюстративный.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная, групповая.

Функции/ роль учителя на данном этапе

Организует работу с учащимися. Выделяет проблемный вопрос.


Основные виды деятельности учащихся

Повторение понятий с использованием анимации: «градусная сеть», «параллели», «меридианы», «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты».

http://www.rusword.org/page.php?al=cw12515653

ЭТАП 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи.

Работа в парах. Дать определение понятиям.

  1. Ученики смотрят электронное приложение к учебнику и дают определение понятию градусная сетка.

Учитель. За правильные ответы раздаём жетоны.

  1. Ученики в учебнике находят и дают определение понятию географическая широта, а так же определяют, какая широта бывает.

Учитель. За правильные ответы раздаём жетоны.

  1. Ученики в учебнике находят и дают определение понятию географическая долгота и определяют, какая бывает долгота.

Учитель. За правильные ответы раздаём жетоны.

Учитель. В оценочных листах за I этап работы поставьте себе оценку.

Ученики. Выставляют одну отметку за три задания

Анимация «Определение географических координат»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0703237a-eb7e-47fc-8b6e-824673495380/Anim5.gif

На физической карте полушарий найдите географические объекты, указанные в параграфе. Расставьте их названия на контурной карте (подпишите их). I, II варианты, определяют координаты горы Аконкагуа (22ю.ш., 42з.д.), III – г. Рио-де Жанейро (30ю.ш., 70з.д.).


Формирование конкретного образовательного результата/группы результатов

Научаться отбирать нужную информацию, делать обоснованные выводы, формируется критическоеетсяться ьная, групповая. учебникуиципального района, Нижегородской области мышление, представлять собственную позицию.

Длительность этапа

25 мин.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Работа в парах, защита своих работ.

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный, практический.

Форма организации деятельности учащихся

В парах.

Функции/роль учителя на данном этапе

Комментарии учителя об определении географической широты и долготы к электронному приложению к учебнику.


Основные виды деятельности учащихся

Ученики смотрят электронное приложение к учебнику и дают определение понятию градусная сетка. В учебнике находят и дают определение понятию географическая широта и географическая долгота и определяют, какая бывает долгота.

На физической карте полушарий находят географические объекты, указанные в параграфе. Расставляют их названия на контурной карте, подписывают их.


ЭТАП 3. ПРАКТИКУМ

Работа в группах.

УЧИТЕЛЬ. Сейчас выполним практическую работу по определению географических координат объектов. Какие действия нам необходимо выполнить.

Ученики. Зачитывают ход практической работы на экране.

УЧИТЕЛЬ. Выполняем первое задание. I вариант определяет географические координаты объекта А, II – Б, III – В.

Каждый из ребят записывают в тетрадях свои объекты (А – 3с.ш., 100з.д., ,Б – 60с.ш., 180д., - 50ю.ш., 70в.д.). Далее смотрят на карту и определяют географическую широту каждого объекта.

УЧИТЕЛЬ. Следующее задание. На физической карте полушарий найдите географические объекты, указанные в ЭП. Расставьте их названия на карте (подпишите их). I, II варианты, определяют координаты горы Аконкагуа (22ю.ш., 42з.д.), III – г. Рио-де Жанейро (30ю.ш., 70з.д.)

Выполните второе задание практической работы.

УЧИТЕЛЬ. Третье задание. Расставьте на контурных картах все три географических объекта и определите их координаты.

Затем учитель обращает внимание на значение знаний о географических координатах и объясняет, для чего нужны географические координаты. Ребята делают дополнения к примеру учителем.

УЧИТЕЛЬ. Молодцы! Путешествие оказалось очень интересным. А теперь мы подошли к проблеме, которая была поставлена в начале урока: – “Почему же героям фильма “Дети капитана Гранта” пришлось совершить кругосветные путешествие?

УЧЕНИКИ. Они знали только 1 координату и поэтому не могли установить местоположение острова.

УЧЕНИКИ. Вывод: Для определения местоположения объекта мы должны знать географическую долготу, географическую широту места, т. е. географические координаты.

Формирование конкретного образовательно­го результата/группы результатов

Определение географических координат объектов по физической карте.

Длительность этапа

10мин.

Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата

Работа с картой.

Методы обучения

Практический показ способов деятельности, практическая работа.


Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности

ОЭР, электронное приложение к учебнику на CД, ресурсы Интернет, компьютер, интерактивная доска.

ЕК ЦОР «Географические координаты». Карта.

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/bfd65176-f416-4ea2-aa68-8958a801031a/Coordinates.html

ЭУМ  ФЦОР «Практическое задание. Географические координаты» (П1)

http://www.fcior.edu.ru/card/1250/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-p1.html


Форма организации деятельности учащихся

Работа в группах.

Функции/роль учителя на данном этапе

Контролируют результат.

Основные виды деятельности учащихся

Зачитывают ход практической работы на экране.

выполняем первое задание. I вариант определяют географические координаты объекта А, II – Б, III – В.

Записывают в тетрадях свои объекты (А – 3с.ш., 100з.д., ,Б – 60с.ш., 180д., - 50ю.ш., 70в.д.). Далее смотрят на карту и определяют географическую широту каждого объекта.

На физической карте полушарий находят географические объекты, указанные в ЭП. Расставляют их названия на карте и подписывают их.

Выполняют второе и третье задание практической работы.

Делают вывод: Для определения местоположения объекта мы должны знать географическую долготу, географическую широту места, т. е. географические координаты.

ЭТАП 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

3 мин.

Виды учебной деятельности для проверки полученных образовательных результатов

Тренажёр электронного приложения к учебнику – тест.


Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности

ЭУМ  ФЦОР «Практическое задание. Географические координаты» (П1)

http://www.fcior.edu.ru/card/1250/izobrazheniya-zemnoy-poverhnosti-i-ih-ispolzovanie-geograficheskie-koordinaty-p1.html


Методы контроля

Организует выполнение теста и проведение взаимооценки.

Способы коррекции

Проверка по образцу.

Форма организации деятельности учащихся

Индивидуальная.

Функции/роль учителя на данном этапе

Контролируют результат.

Основные виды деятельности учащихся

Записывают результаты теста, проводят взаимопроверку и взаимооценку. Оценивают проделанную работу(р), анализируют проделанную работу, полученные знания и умения (п), осознают личностную значимость темы урока, умение применять полученные знания и умения в практической деятельности (л).

ЭТАП 5.Подведение итогов, домашнее задание. 2 мин.

Задаёт и комментирует домашнее задание.


Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Исследование какой темы вели на уроке?

- Какие понятия разобрали?

- Удалось решить поставленную задачу?

- Каким способом?

- Какие получили результаты?

- Что нужно сделать ещё?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

- Выберите смайлик своего настроения. Изменилось ли оно? Почему?

Домашнее задание

Учитель. § 18. Выполнить практическую работу «Географический адрес вашего местоположения на карте».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!