2.Повторение 5-10мин | 1.На слайде написаны слова: наука, религия, мораль, образование. Как эти слова связаны с предыдущими темами урока или большим разделом? 2.Работа с пословицами: объясните их «Кто хочет много знать, тому надо мало спать» - вместо того чтобы спать, займитесь полезным делом. «Корень учения горек, да плод его сладок» - учиться, познавать новое тяжело, а когда много знаешь, то знания можешь применить в любой области. «Учи других — и сам поймёшь» - пытаясь втолковать что-либо другому человеку, можно понять то, что до этого самому было непонятно. «Век живи — век учись» - всегда следует чему-либо учиться; даже будучи (или считая себя) очень опытным, человек должен оставаться открытым для новых знаний. «За учёного двух неучёных дают» - один умный человек стоит двух неопытных, глупых. 3.Предлагает выполнить работу с заданиями теста (из КИМ ГИА) (5 мин) Выполнить взаимопроверку по ключу | Объясняют, как эти слова связаны с предыдущими темами урока или большим разделом (духовная сфера) Объясняют смысл пословиц. Выполняют тесты Обмениваются работами Проверяют работы друг друга по ключу |
3.Мотивация +актуализация 5мин | Давайте вспомним что такое общество? Какие группы людей существуют в нашем мире? Вы себя к какой группе отнесете? В одну, две, три? Вы догадались о чем мы сегодня будем говорить, разбираться? Конечно о структуре общества? тема нашего урока – Социальная структура общества. (записываем тему урока в тетрадь) Давайте определим, что означает термин общество? Что такое структура? Социум в переводе с латинского языка – общество, т.е. социальный – это общественный, а понятие структура означает в переводе строение, расположение, порядок. Следовательно, в упрощённом варианте - социальная структура – это система построения общества. Посмотрите на слайд. Что на нем изображено? (слои почвы) А можем ли мы сравнить строение почвы с современным обществом? Что у них может быть общего? (слои или, страты) Итак, что нам предстоит изучить на уроке? | Отвечают на вопросы: - строение почвы - и почва и общество состоят из различных слоев Отвечают из чего состоит общество, состав общества… Записывают определения в тетради Отвечают на вопросы учителя, сравнивают |
4.Изучение Нового Материала (20-25мин) 5.Физминутка 1 мин. Продолжение изучение темы урока 6.Выходной контроль 2 мин. | 1.Графической моделью структуры общества могут служить пирамида или ромб, где есть небольшой по численности верхний слой, затем следуют более многочисленные средние классы и большинство – низшие классы. О чем говорит такое расположение социальных групп? По каким признакам общество делится на слои (страты)? (картинки-подсказки) 2.Можно ли переместиться из одной страты в другую? Такое перемещение людей или целых групп называют социальной мобильностью (слайд) Выделяют горизонтальную и вертикальную социальную мобильность Вертикальную мобильность можно сравнить с движением вверх и вниз по лестнице (слайд) Горизонтальная мобильность – это прежде всего, географические перемещения, социальный статус не меняется. (примеры на слайде) Наиболее привлекательной, конечно, является вертикальная восходящая социальная мобильность. Давайте представим человека, поднимающегося на 10 этаж, ступенька за ступенькой повышается его уровень жизни, социальный статус…. Но можно ли ускорить этот процесс? Как быстрее добраться до верхнего этажа в здании? В обществе такие способы называют социальными лифтами.(слайд) Прослушайте фрагменты песен и определите, о каких соц. лифтах идет речь. 3.Может ли человек прожить в обществе в одиночку? Почему это сложно? Как люди поступают? Понятие группа вам знакомо. Учитель знакомит учащихся с правилами игры: Подпрыгиваем, если духовная сфера и приседаем если социальная: наука, мораль, классы, сестра, музей, ученик, россиянин. Поработайте с текстом учебника с 110-111 и определите, какие бывают группы Сравните две группы: семья и россияне. Что общего? Что различного? (малая и большая, чел ее не выбирает, т.е первичная)(слайд) А если сравнить семью и полит партию Формальные- неформальные…. 4.Вы уже знаете, что структура общества неоднородна. Люди занимают различное положение. К чему это может привести? Как вы думаете, чем различаются межличностные конфликты и социальные? Я предлагаю вам стать участниками такого конфликта (на слайде). 1 ряд- подумайте, какие действия можно предпринять для того, чтобы была построена детская площадка; 2 ряд- предположите, как решить проблему со строительством гаражей. Как разрешился конфликт? Контроль новой темы состоит из 6 заданий | Определяют структуру общества: - богатые, бедные, средний класс О неравенстве Уровень дохода, власть, образование и престиж Записывают понятие в тетради Отвечают на вопросы: - воспользоваться лифтом -нет, люди объединяются в группы Выполняют упражнения - они либо родственники, либо у них общее дело, одно место жительства, определенный уровень дохода….. (малая и большая, чел ее не выбирает, т.е первичная) Семья – малая первичная, партия - вторичная - между ними возможны конфликты Количеством участников -работают в группах |