СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Двойная роль букв е,ё,ю,я"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Двойная роль букв е,ё,ю,я"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5 классе по теме "Двойная роль букв е,ё,ю,я"»


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

ФИО учителя

Исмагилова Резеда нурулловна

Предмет

Русский язык

Класс

5

Автор УМК

Т.А.Ладыженская

Тема урока

ДВОЙНАЯ РОЛЬ БУКВ Е, Ё, Ю, Я

Тип урока

Урок «открытия нового знания»

Технология

Технология проблемно-развивающего обучения



Предметные цели урока:

  • Ознакомление обучающихся с двойной ролью букв Е, Ё, Ю, Я.

  • Осмысление, что данные буквы могут буквы могут обозначать один и два звука.

  • Усвоение различных позиций, в которых эти буквы обозначают один или два звука.

  • Применение полученного знания при фонетическом разборе слов.

Метапредметные цели урока:

Познавательные УУД: умение работать со справочной литературой, видеть, обозначать проблему, находить пути её решения;

Регулятивные: умение ставить цели планировать свою работу, проводить самопроверку и давать самооценку своей деятельности.

Коммуникативные: умение работать в группе, осуществлять сбор и поиск информации, владеть разными формами речи.

Личностные : воспитание ответственности, уважения ко всем участникам образовательного процесса, привитие обучающимся интереса к урокам русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию.

Прогнозируемые результаты: обучающиеся различают позиции, в которых буквы Е,Ё, Ю,Я обозначают один и два звука; называют звуки, обозначаемые этими буквами, отрабатывают первичные умения в практической деятельности.

Оборудование:

  • ПК; мультимедийный проектор;

  • презентация;

  • раздаточные материалы.

Структура урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

  2. Актуализация знаний.

  3. Постановка учебной задачи.

  4. Усвоение новых знаний

  5. Первичное закрепление изученного материала.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение

8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия)

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.Самоопределение к деятельности.

2 мин

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Читаю стихотворение.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам впрок.

Много предстоит узнать,

постарайтесь всё понять!

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Резеда Нурулловна, и сегодня урок русского языка проведу я. Вы будете работать в группе, а это значит, что вы будете работать дружно, поэтому предлагаю взяться за руки в знак солидарности и единения, а если вы готовы помогать друг другу, то пожмите ваши руки. Молодцы! (Слайд №1)


Приветствуют учителя, оценивают готовность рабочего места, готовность к работе в группах




Личностные УУД: формирование эмоционального настроя на урок.

Регулятивные УУД:

самоконтроль.

Познавательные: самоопределение, прогноз учебной деятельности

Коммуникатив-ные: готовность к учебному сотрудничеству с учителем и сверстниками.

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.



Повторение изученного


(4 мин)

Повторение изученного материала, необходимого для выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

Ребята, вы любите путешествовать?

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, оно необычное, потому что мы продолжаем путешествие по стране «Фонетика», а также мы будем использовать различные виды транспорта. (Слайд №2)

У каждого путешествия есть маршрутный лист. Вот и вы сегодня будете работать на маршрутных листах, будете выполнять задания и оценивать их.

На маршрутном листе напишите дату нашего путешествия.

Перед любой поездкой необходимо проверить наш багаж . (Слайд №3)

Возьмите чемоданы и выполните задания . У каждой группы на чемодане отдельные задания.

1 группа. Ответить на вопросы:

- Что такое фонетика? (Раздел русского языка, изучающий звуки речи.)

- На какие две группы делятся звуки? (Гласные и согласные.)

- На какие группы делятся гласные звуки? (ударные, безударные) согласные звуки? (На твердые и мягкие, на глухие и звонкие)

- Сколько гласных букв в алфавите? (10 букв.)

- А сколько гласных звуков в речи? (6 звуков.)

2 группа- Вставьте, где необходимо мягкий знак в слова:

Мощ(?)ный, тон(?)ше, болел(?)щик, ден(?)ги, кон(?)чик, помощ(?)ник, вскол(?)з(?). (Слайд №4)

3 группа- В толковом словаре русского языка выясните лексическое значение слова «исследовать». (Слайд №5)

(«Исследовать – подвергнуть научному изучению»).

А как вы думаете, почему я предложила вам найти значение именно этого слова?

Правильно! Молодцы! Сегодня нам предстоит не только узнать, увидеть что-то новое, но и исследовать несколько гласных букв.

Итак , багаж у нас собран, начинаем наше путешествие- исследование.


Да

Начинают работу в маршрутных листах

Пишут

2 декабря. Классная работа



Каждая группа готовит ответы на свое задание









ученики формулируют ответ на вопрос учителя, слушают ответы, оценивают свою





работу по пятибальной системе.











Мы будем что-то исследовать.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником.

Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков; повторение орфографии, расширение лексического запаса.

3.Постановка учебной задачи

Постановка проблемного вопроса


(2 мин)












- Почему происходит так, что букв 10, а звуков 6?Непонятно. (Слайд № 6). (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)

- Что у нас получилось? Каких звуков нет? (Нет звуков (ю), (я), (е), (ё). Вы уже, наверное, догадались, что будет предметом нашего исследования? (Двойная роль букв е, е, ю, я.) Кто может сформулировать тему урока? (Слайд № 7).

Формулирование темы и целей урока.

(Двойная роль букв е ё ю я). Давайте попытаемся определить цели нашего урока (научить различать слова, в которых эти буквы обозначают два звука и один звук).


- Записываем в маршрутном листе тему урока.

Да, посмотрите, ребята, оказывается буквы е, ё, ю, я – настоящие актрисы, при желании они смогут сыграть разные роли: обозначать один звук или два звука. Согласны?

Ученики фиксируют затруднение (буквы е,ё.ю,я могут обозначать два звука) , причина-незнание позиций

Формулируют проблемный вопрос, коллективно формулируют тему урока.

Записывают в тетради.

Регулятивные: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.

Коммуникативные: постановка вопросов и их обсуждение.

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения













Для того чтобы прокатиться с ветерком на машине, необходимо сделать следующее. Перед вами даны слова (Слайд № 8)

(Слайд № 9)

Мера ем боец отъезд

Полёт ёлка приём съёмка

Клюв юг каюта вьюга

Сяду ясно стоят обезьяна

Задания на машине для каждой группы:

1 группа- Назовите слова, в которых буквы е, ё, ю, я стоят в начале слова (слова 2 столбика) (Слайд №10)

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах второго столбика? (В начале слова.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Пишем звуки на доске.) (йэ, йо, йу, йа)

2 группа- Назовите слова, в которых буквы е,ё, ю, я стоят после гласной (слова 3 столбика) (Слайд№ 11)

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах третьего столбика? (После гласных.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Пишем звуки на доске.) (йэ, йо,йу,йа)

3 группа- Назовите слова, в которых буквы е, ё, ю, я стоят после разделительного мягкого или твёрдого знаков (слова 4 столбика) (Слайд № 12)

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах четвертого столбика? (После разделительных Ь и Ъ.)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Пишем звуки на доске.) (ЙЭ,ЙО,ЙУ,ЙЯ)

- Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах первого столбика? (После согласных.) (Слайд №13)

- Сколько и какие звуки они обозначают? (Запишите звуки на доске.) (э,о,у,а)

- Значит, в каком случае эти буквы обозначают один звук? (Если они стоят после согласных.)  Эти гласные указывают на мягкость предыдущего согласного.           (Слайд №14)

- Давайте посмотрим на нашу схему и сделаем вывод. При каких условиях буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука? (Если они стоят в начале слова, после гласной, после разделительного Ь и Ъ.) (Слайд №15)

Обозначает 1 звук

Обозначает 2 звука

После согласных (люк)

В начале слова (яма)

После гласных (баян)

После Ъ и Ь (съел, вьюга)


(Слайд №16)



Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы



































Ребята отвечают


Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассу­ждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием.


Познавательные: извлека­ют необходимую информа­цию из прослушанного объ­яснения учителя, высказы­ваний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.



Регулятивные: планируют необходимые действия.



Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность, обосновывают свою точку зрения



5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.





Раскрытие сущ­ности новых по­нятий, усвоение новых способов учебной и умст­венной деятель­ности учащихся. Проверка зада­ний. Беседа по вопросам.

Обобщение, систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.

Беседа









Продолжаем наше путешествие уже в поезде, представьте, мы поедем с нашими буквами- актрисами в одном вагоне. Но прежде!

Физкультминутка

Ребята, а теперь встаньте те, кто согласен с тем, что буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука, если стоят в начале слова, после гласной и после Ь и Ъ. Я буду называть слова: если в слове есть буква, обозначающая 2 звука –поднимаем руки вверх, если нет такой буквы – вытягиваем руки вперед.

Яблоко, прядь, лепить, льётся, ясный, небо, песня, мерить, место, съем, юбка, ёжик, лес, мясо, клюква,. (Слайд №17)

- Спасибо. Присаживайтесь. Наш поезд тронулся.

И нам необходимо выполнить следующее задание, его найдем в поезде.

Вам даны слова

Письмо, мысль, возьмём, восьмой, кабина, баян, юг, еда, ёлка, честный, праздник, малина, ручьи.

Выполните ваши задания. (Слайд№18)

1 группа- Подчеркнуть только те слова, в которых букв больше, чем звуков (письмо, мысль, возьмём, восьмой, ручьи, честный, праздник)

2 группа- Подчеркните только те слова, в которых букв меньше, чем звуков (баян, юг, еда, ёлка)

3 группа- Подчеркните только те слова, в которых количество букв и звуков совпадает (кабина, малина). Передайте ваш поезд соседу напротив, проверьте с экрана. Молодцы!

Подготовка к следующему этапу урока.



Формулируют собственные мыс­ли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы

Проверяют, оценивают свою работу,





Ребята выполняют задание на поезде, передают соседу напротив и выставляют оценку в маршрутный лист

Познавательные: выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на во­просы других, формулиру­ют собственные мысли, вы­сказывают и обосновывают свою точку зрения

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке; создание доброжелательного настроения

6.Самостоятель-ная работа с самопроверкой по образцу.









Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков;














А следующую часть нашего путешествия мы пройдем пешком. (Слайд №19)

Составьте предложение с использованием одного из данных слов. Запомните правописание и произношение этих слов

Ателье [тэ], модель[дэ], свитер [тэ], теннис [тэ], партер [тэ], шоссе[сэ].

Запишите транскрипцию этих слов.

Проверьте по образцу, поменяйтесь работами с другом, рядом и оцените работу: [атэл’й’э], [мадэл’], [св’итэр], [тэн:ис], [партэр], [шасэ].

Назовите слово, в котором 5 букв, 4 звука? [шасэ]

(Слайд №21)


Поставьте оценки у себя в маршрутном листе.








Составляют предложение, выполняют задание









Выполняют транскрипцию слова

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Личностные: самоопределение.

Коммуникативные: владение умениями совместной деятельности и координации деятельности с другими её участниками. : уметь слушать и понимать речь ; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познавательные: действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала; формирования обобщенных знаний.

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль

7.Формулировка домашнего задания

Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Домашнее задание параграф 61, упр. 312

(Слайд 22)

Второе задание творческое: придумать сказку «В каких словах спрятался хитрый [й,]?» Возможное начало: «На планете «Русский язык» есть страна «Фонетика», в которой живет очень хитрый звук [й,].

Это задание выполните по желанию. Вашу сказку вы можете мне прислать на электронную почту. Жду ваши работы!

Записывают домашнее задание. Подают дневники для оценки учителю.

Познавательные: приобре­тают умения мотивирован­но организовывать свою деятельность. Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

8.Рефлексия

(2мин)

Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке,

качественная оценка работы класса и отдельных обучаемых .

- Вернемся к началу нашего урока.

- Достигли ли мы с вами поставленных целей?

- Ответили ли вы на проблемный вопрос?

Ребята, мне очень понравилось с вами работать. Я очень высоко ценю вашу работу, попрошу и вас оценить наш урок, используя выражения данные на экране. (Слайд № 23)

Сегодня я узнал(а) тему

Сегодня было интересно…

У меня получилось…

Я смог(ла)…

Я почувствовал(а), что…

Я понял(а), что могу…

Мне захотелось…

Меня удивило…

Мне понравилось…

Отвечают на вопросы учителя.

Составляют внутреннюю речь.

Оценивают свою работу

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: самооценка, адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные:; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!