СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Употребление предлогов в речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Употребление предлогов в речи".»

Тема:

Употребление предлогов в речи.

Тип урока:

Урок решения учебно-познавательной задачи


Цель:

Определение сферы употребления предлогов в речи; совершенствование речевой компетентности и расширение лексического запаса обучающихся.


Задачи:

1.Продолжить формирование способа деятельности, заключающегося в умении определять роль и место предлога, правильно употреблять его в речи для выработки понятия о важности овладения данным знанием с целью дальнейшего применения в устной и письменной речи.

2.Развивать критическое мышление, частично-поисковые умения, умение выдвигать гипотезы, выстраивать последовательность работы, аргументировать свою точку зрения.

3.Воспитывать коммуникативную культуру у обучающихся.


Этапы урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика


Организа ционный этап

Подготовить учащихся к работе на уроке:

- Здравствуйте, ребята. На улице весна, но еще холодно. Но уже хочется тепла и яркого солнышка. Что нам поможет это сделать?

Собраться, настроиться на работу

-Текст домашнего упражнения


Этап проверки домашнего задания

Задача: проверить уровень знаний учащихся о роли предлогов в тексте посредством его комплексного анализа (частичного).


На дом было дано упр.345

План работы

1. Прослушивание, отслеживание

2.Как вы озаглавили текст? Почему? Аргументируйте.

3.Что помогло автору так глубоко передать картину весны?



4. Какие образы созданы автором?


5. Что объединяет выделенные слова и чем они отличаются?


6. Какую же роль в тексте играют предлоги? Установили ли вы, в каких случаях возможно употребление предлогов-синонимов.

Нужен ли предлог в предложении «И вот ...чистейшего фарфора белые колокольчики застенчиво глядят ...зеленого раструба пергаментных листьев»?


7. Давайте сравним наш текст с авторским. (Ребятам выдается авторский текст).


Задача: иметь представление о роли предлогов в тексте, учиться правильно, обосновано выбирать языковые средства для создания текста, осмысленно и выразительно читать текст.

Способ действия: индивидуальная работа

УУД:

1.Поиск и выделение нужной информации.

2.Формирование самооценки.


Предполагаемые действия и ответы:

1. Чтение текста одним ребёнком вслух (подготовленное выразительное)


2.Варианты: Майское утро. Пробуждение природы. Весна идёт. Исключение неудачного варианта.


3.Грамотный подбор лексических средств, в том числе изобразительных средств


4.Солнце, липы, цветы.

Далее называют слова, позволившие передать авторское отношение к описываемому. Идёт лексическая работа. Например, солнце «выглянуло». Это олицетворение говорит о том, что солнце задорное, игривое. Отсюда и цепочка других глаголов микротемы: вздрогнули - скользнули – заиграли – засверкала - вылетают – вполне объяснима: они олицетворяют весну.

5.Варианты: способ образования, общее лексическое значение («покрытый полностью»), признак постоянный и временный…

6.Вариант ответа: Из-за леса выглянуло – предлог из-за выражает пространственное отношение, поэтому не может быть заменен никаким другим. Если же он имеет значение причины, то его замена возможна.

Аналогичное заключение об остальных предлогах.

7. Убеждаются, что расхождений в выборе предлогов нет.

.

Результаты:

Освоено и осознано употребление предлогов в художественном тексте (предметные)

Анализируется понятие с точки зрения его основных признаков (метапредметные)

Способны применить сформированный способ деятельности при выполнении задания (личностные)


Этап подготовки обучающихся к актив-ному усвое-нию нового материала

Создание учебной ситуации

Задача: создать ситуацию затруднения для появления у учащихся мотивации к познавательной деятельности посредством грамматической работы



План действий:


1.Проблемный вопрос, ведущий к постановке целей учащимися:

-Тема нашего сегодняшнего занятия была сформулирована ещё на прошлом уроке, когда мы говорили о роли предлогов в речи. Сегодня, выполняя проверку д/з, мы, казалось бы, поставили окончательную точку в этом вопросе. Как вы думаете, есть ли ещё не затронутые нами вопросы употребления предлогов в речи? Почему тема ещё не закрыта? Попытайтесь сформулировать вопросы, ответы на которые нам предстоит найти.



2.На доске записаны пары предложений, в которых один вариант верный, а второй ошибочный. Выявите сначала проблему, а затем попытаемся найти пути её решения.


Володя вернулся из школы рано.

Володя вернулся со школы рано.


Отдыхать поедем на Кавказ.

Отдыхать поедем в Кавказ.


Ответ найдём в учебнике на стр.159 «Возьмите на заметку» и составим схему рассуждения.



Предлагается записать в тетрадь предложения с верным вариантом.

Составьте и запишите ещё по 2 предложения с данными предлогами.


3.Ещё одна группа предлогов не менее коварна в употреблении.

Прочитайте и расшифруйте запись:

С огласно

Благодаря только с Дат.п.

Вопреки


4. В рассказе М.Зощенко «Бедный Федя» есть такая фраза: Гриша Светлов сказал своей матери:

– У него нету дома и нету мамы благодаря фашистам.

-Что употреблено неверно в этом предложении?


Но это ещё не все особенности употребления предлогов в речи. Поэтому вам предстоит потрудиться над разрешением этой проблемы не один урок, в том числе и сегодняшний.


-Какова же цель нашей дальнейшей работы?

Задача: разрешить проблемную ситуацию путём поиска ответа

Способ действия: анализ примеров, наблюдение

УУД:

1.Формулирование познавательной цели.

3.Выдвижение гипотез и проверка их методом исследования и наблюдения


Предполагаемые действия и ответы:


1.Варианты:

- Есть ли трудные, необычные случаи употребления предлогов в речи;

- Есть ли «стилевая зависимость» предлогов;

- Какова частота употребления предлогов в речи: активные и пассивные предлоги.

Итак, нам предстоит найти ответы на все интересующие нас вопросы.


.



2.Существует ли какая-нибудь закономерность употребления предлогов ИЗ,С,НА,В?











Запись на доске:

В-------- ИЗ

НА-------С

Выполнение работы.





Запись схемы



Запись схемы и примеров



Неверное употребление предлога, речевая ошибка: данный предлог употребляется в предложении с информацией положительного характера.

Выявить ещё проблемные случаи употребления предлогов в речи и закрепить полученные знания.

.


Результаты:

Формируются учебные и познавательные мотивы для дальнейшей работы;

Отыскивают и выделяют нужную информацию, передают собственные мысли посредством рассуждения (метапредметные);

Формулируют познавательную цель (личностные).


Этап усвоения новых знаний

Задача: углубить информацию об особенностях употребления предлогов в речи


1.Описание задания:

-Далее мы будем работать в парах, выполняя 2 упражнения одновременно:

1 и половина 2 ряда - № 346,

3 и половина 2 ряда: - № 347,



- Затем читаем «Возьмите на заметку» стр. 160, 161 и выполняем упр. 348, 352








Комментарий:

Учащиеся работают в тетрадях. Сообщения в виде рассуждения. Дается оценка отвечающим.




2.Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока?


Вопросов остается ещё много, нам предстоит освоить закрепить полученную информацию на следующих уроках по данной теме.


Задача: через анализ информации, содержащейся в упражнениях 346, 347, 348 получить представление об особенностях употребления предлогов.

Способ действия: работа с лингвистическим текстом в парах

УУД:

1.Поиск и выделение нужной информации.

2.Анализ и классификация понятий.

3.Формулировка выводов.


Предполагаемые действия:

-Готовят теоретическую информацию к публичному выступлению (1мин);

-Оценивают ответ по следующим критериям: полнота, отсутствие или наличие лишней или недостающей информации, подкрепление утверждений примерами;

-Делают записи вслед за выступающими.


Вариант выступления

Выполняя задание, мы выяснили, что такие предлоги, как ради, навстречу, вопреки, наперекор стоят не только перед словом, но и после него..



Частично



Результаты:

Осознают теоретические понятия (предметные) Анализируют текст с точки зрения выделения необходимой информации, умеют вести диалог (метапредметные)

Способны применить полученные знания на практике (личностные)


Этап проверки понимания учащимися нового материала

Задача: установить, усвоено или нет обучающимися содержание новых понятий, наметить пути устранения обнаруженных пробелов





Выполнить задание

Успели на самолет вопреки опоздани… автобуса; благодаря хорош… уход.., больной выздоровел; вопреки решени… педсовета, согласно план… строительства, пойти (за/по) молоком: ,поехать (в/на) Сахалин, вернуться (из/с) Сахалина


Задача: проверить, насколько усвоен теоретический материал, дать оценку

Способ действия: индивидуальная работа, взаимопроверка

УУД:

1.Поиск нужной информации

2.Практическое применение информации

Предполагаемый результат:

Карта для взаимопроверки

Успели на самолет вопреки опозданию автобуса; благодаря хорошему уходу, больной выздоровел; вопреки решению педсовета, согласно плану строительства, пойти за молоком, поехать на Сахалин, вернуться с Сахалина



Результаты:

Осознают понятия «употребление предлога с падежом» и применяют знания на практике (предметные)

Умеют выполнять самооценку и оценивать работу других, аргументировать свою точку зрения (метапредметные)

Владеют понятием, способны применить полученные знания на практике, владеют коллективными формами работы (личностные)


Этап закрепле ния нового материала

Задача: Закрепить знания и умения, полученные на уроке, ещё раз показать значимость изучаемой темы

Описание задания:

Варианты: -выполнить упр. 350

-индивидуальные заданияс более сложными видами работы (см. приложение)

Задача: проверить свой уровень знаний по теме, изученной на уроке.

Способ действия: индивидуальная работа по карточкам

УУД:

1.Сформированность действий

2.Осознание своих возможностей

Предполагаемый результат:

-выполняют работу



Результаты:

Осознают понятие «употребление предлога с падежом» и применяют знания на практике (предметные)

Аргументируют свою точку зрения (метапредметные)

Сформирована мотивация достижения результата (личностные)


Рефлексия

Задача: дать обучающимся возможность для оценки полученных результатов на уроке.

- Подводя итог нашего урока, продолжите высказывания:

Сегодня на уроке я

Вспомнил…

Узнал новое…

Научился…

Самым трудным на уроке было…

Самым интересным на уроке было…

Цель, которую поставили в начале урока, достигли таким путем…

Задача: проанализировать свою работу на уроке, уровень полученных знаний

Способ действий: коллективное обсуждение

УУД:

1.Построение выводов

2.Осознание своих возможностей


Предполагаемый результат:

Аргументированный ответ детей

.


Результат:

Выявление уровня сформированности знаний о понятиях, изученных на уроке(предметные)

Аргументируют свою точку зрения (метапредметные)

Самооценка собственной деятельности (личностные)

Этап информирования учащихся о домашнем задании. Коммента-рии по его выполнению

Задача: Сообщить обучающимся о д/з, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги урока


Описание задания:

Составить связный текст, употребив в предложениях изученные предлоги.

Задача: научиться осознанно читать задания

Способ действий: индивидуальная работа

УУД:

Умение работать с информацией


Предполагаемый результат:

Ребята обдумывают задание и в случае затруднения задают вопросы


.


Результат:

Понимают суть домашнего задания (предметные) Умеют работать с информацией, содержащейся в заданиях к учебникам (метапредметные) Осознают необходимость закрепления полученных знаний (личностные)









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!