Технологическая карта урока географии в 8 классе
Тема урока «Типы климатов России»
ФИО | ПКожемякина Марина Германовна |
Предмет | География |
Класс | 8 |
Раздел | Часть II «Природа России». |
Учебник соответствует ФГОС | В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром «География России. Природа. Население. Хозяйство», под ред. Дронова, М., «Дрофа», 2017 г |
Цель урока: формирование представлений о многообразии климата России.
Задачи урока:
Образовательные:
Закрепить знания о закономерностях распределения тепла и влаги по территории России.
Изучить новые термины и понятия, выявить главные особенностях различных типов климата на территории России.
Научить определять тип климата по климатической карте.
Развивающие: продолжать развитие умения работать с климатическими картами. Развивать познавательный интерес к изучению географической науки.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение.
Планируемые результаты
Предметные:
знать:
в каких климатических поясах находится территория России;
факторы, влияющие на климат России;
уметь:
называть характерные особенности климата России,
описывать климат отдельных территорий России;
по картам атласа определять основные климатические показатели.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для чтения карт различного содержания.
Личностные:
обладать патриотизмом, уважением к Отечеству;
ответственным отношением к учебному процессу, готовностью к саморазвитию и самообразованию;
целостным мировоззрением, соответствующим современному уровню развития науки;
коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками в процессе образовательной деятельности;
основами экологической культуры.
Метапредметные:
определять учебную задачу и работать в соответствии с ней;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
классифицировать информацию в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать информацию; структурировать информацию;
уметь анализировать и обобщать информацию;
искать и отбирать необходимые источники информации;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и нетекстовыми компонентами: составлять таблицу;
вести дискуссию, диалог;
находить оптимальное решение при наличии разных точек зрения.
Основные понятия урока: климатическая область, типы климата: арктический, субарктический, климаты умеренного пояса: умеренно-континентальный, континентальный, муссонный, резко континентальный.
Средства обучения:
основные: ноутбук (компьютер), проектор, экран, учебник географии для 8 класса, тетради по географии, атласы для 8 класса.
дополнительные: презентация «Разнообразие климата России», карточки с тестами, карточки для рефлексии «Продолжи предложение».
Тип урока: комбинированный.
Методы учебной деятельности:
Основные: проблемного изложения материала, частично-поисковый.
Дополнительные:
словесные (диалог, беседа);
наглядные (работа с географическими картами, схемами учебника);
практические (оформление таблицы, поиск информации в учебнике, картах атласа);
дедуктивные (анализ, обобщение).
Формы организации учебной деятельности: самостоятельная работа, фронтальная работа, работа в парах.
Технологическая карта урока географии в 8 классе
Тема урока «Климатические пояса и типы климата России»
Этапы урока | Основное содержание деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся | Планируемые образовательные результаты |
Предметные результаты | УУД: 1.Регулятивные 2.Познавательные 3.Коммуникативные | Личностные результаты |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. Организационный этап | Приветствие. Проверка готовности к уроку (необходимы атласы для 8 класса, тетради, линейка, простой карандаш; ручка, учебник). Доброжелательный настрой на урок. Информирует о необходимости подготовиться к проверке ранее изученного материала по теме «Климат России». Объявляет форму проверки – тестовые задания с последующей взаимопроверкой. | Oсуществляют самопроверку готовности к уроку. | | Самоконтроль учебной деятельности | |
2. Проверка домашнего задания | Вопросы тестовой работы: 1. Cамые низкие средние температуры января: а) на Кольском п-ве; б) в Якутии; в) в Приморье. 2. Изотермы января располагаются на территории России: а) в широтном направлении; б) с северо-запада на юго-восток. 3. Изотермы июля располагаются на территории России ближе: а) к широтному направлению; б) к меридиональному направлению. 4. Где в России располагается район с самой высокой температурой июля: а) на юге Дальнего Востока; б) на Прикаспийской низменности; в) на Побережье озера Байкал. 5. Где располагается полюс холода Cеверного полушария: а) в Оймяконе; б) в Магадане; в) в Верхоянске. Фронтальный опрос: 1) Объясните ход изотерм в январе и в июле на территории России. 2) Объясните расположение полюса холода на северо-востоке России. | Oтвечают на вопросы теста. Взаимопроверка тестовых работ. | Повторяют и закрепляют изученный на предыдущем уроке материал. | 1.Формируют умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие. 2. Оценивают знания одноклассников. | Исправляют и оценивают свои знания. |
2. Актуализация знаний | Вопросы на повторение: 1.В каких климатических поясах находится Россия? Надо отметить, что на побережье Чёрного моря находится узкая полоса (шириной 5 – 10 км) субтропического климатического пояса. 2. В каком климатическом поясе находится наибольшая часть территории России? 3.Какие показатели используют для характеристики климата? | Отвечают на поставленные вопросы, используя ранее полученные навыки и знания. | Обобщают полученные ранее знания о климате России. | Анализируют полученные на предыдущих уроках знания. | Высказывают свою точку зрения. |
3. Целеполагание | Постановка проблемного вопроса: как вы думаете, почему в пределах умеренного климатического пояса при движении с запада на восток изменяется количество осадков, показатели температуры воздуха, особенно в зимний период? Что такое климатические области? Что мы должны ещё изучить? Цель урока: изучить основные типы климата России и научиться по картам атласа определять их характерные климатические показатели. | Участвуют в формулировании темы и целей урока | Оcмысливают тему урока. Проявляют интерес к новому содержанию. | Развивают умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. | Осознают неполноту своих знаний. |
4. Изучение новой темы | Объявляет тему урока: «Климатические пояса и типы климата России» и задачи урока. Обратите внимание на то, что каждый климатический пояс имеет свой тип климата с характерными особенностями: в арктическом поясе – арктический климат, в субарктическом поясе – субарктический климат, но особое внимание надо уделить умеренному климатическому поясу. В этом поясе располагается очень большая по площади территория страны и по мере движения с запада на восток и с севера на юг температуры воздуха, количество выпадающих осадков будут существенно отличаться, возрастает континентальность климата. В связи с этим, в пределах умеренного климатического пояса выделяют климатические области. Таким образом, климатические области – это территории в пределах одного климатического пояса, имеющие различия в температурных условиях и в увлажнении. Определите по карте, как выделены климатические области? Начертить в тетради таблицу «Характеристика типов климата» Климатический пояс | Тип климата | Ср. t0 января | Ср. t0 июля | Осадки, (мм в год) | Режим осадков | Испаряемость, (мм) | Увлажнение | ГП | | | | | | | | | | Учитель объясняет, как определять основные климатические показатели на примере арктического климатического пояса. Проверяет правильность определения климата субарктического климатического пояса. Следит за ходом самостоятельной работы по картам атласа. | Записывают тему урока в тетради. Работают с климатической картой в атласе. Записывают в тетрадь определение «Климатическая область». Заполняют в тетради таблицу «Характеристика типов климата России». Самостоятельно определяют характерные особенности климатических поясов и областей умеренного климатического пояса по картам учебника и атласа. | Изучают климатическую карту. Выделяют существенные признаки климатический поясов и областей | 1. Развивают умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий) 2. Развивают умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию 3. Формируют умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, умение выдвигать версии решения проблемы. | Ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, уважительное отношение к другому человеку, его мнению. |
5. Закрепление изученного материала | Корректирует знания обучающихся. Закрепление умений работать с картой: на экране изображение территории России, необходимо определить, в какой климатической области она расположена? Какая территория России изображена на картине? (Картина с изображением Приморья) Определите климатическую область и её характерные данные. | Обобщают полученные знания, отрабатывают основные понятия. Совместно, в парах, выполняют задания. Объясняют свои ответы. | Обобщают и структурируют полученные знания. | 1.Оценивют результаты своей работы. 2.Моделируют и формулируют ответы. 3. Корректируют свои знания. 4. Осуществляют взаимооценку. | Осознают важность данной темы. Самооценка результатов деятельности. Устанавливают связь между целью деятельности и ее результатом |
6. Итоги урока. Рефлексия | Учитель предлагает обучающимся оценить их деятельность на уроке, используя рефлексивные карточки «Продолжи предложение». | Обучающиеся по очереди продолжают предложения, формулируя свои мысли об итогах работы на уроке. | | Анализируют результаты уровня усвоения изученного материала. | Самооценка деятельности на уроке. |
7. Домашнее задание | Комментирует домашнее задание. | Осмысливают объем задания. | | | |
6