Организационный момент | Приветствует учащихся с целью создания благоприятной атмосферы урока. Организует учащихся на уроке | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем, демонстрируют готовность к уроку | Фронтальная | Л: положительно относятся к учению, познавательной деятельности П: осознают учебно-познавательную задачу Р:планируют необходимые действия, операции |
Актуализация и пробное учебное действие Выявления места и причины затруднения | (Создаёт условия для повторения) - Сегодня к нам пришёл домовёнок Кузя и принёс загадки. Он просит найти отгадки среди ваших словарных слов. Слайд 1. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль) Слайд 2. Не живая, а идёт, неподвижна, а ведёт. (Дорога) Слайд 3. В жёлтом поле корабль плывёт, Он идёт, волну сечёт, из трубы зерно течёт. (Комбайн) (И другие загадки) - Выберите любое из словарных слов и составьте с ним предложение. Что нужно сделать для того, чтобы составить предложение? (Связать слова по смыслу) - Прочитаем несколько предложений. - Ребята, у вас какие получились предложения по цели высказывания? (Повествовательные) - А какие они по интонации? (Невосклицательные) - А вот какое предложение придумал Кузя: «Падают с ветки золотые монетки» Слайд 4 _Кузьма сочинил для вас осеннюю загадку. Попробуйте её разгадать. (Осенние листья) - Правильно. Кузя предлагает вам сделать разбор этого предложения. Слайд 5 (Схема разбора предложения) | Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, осваивают лингвистические термины. Обдумывают ответы на вопросы и осознают, что знаний недостаточно для полных ответов. Записывают в тетрадь отгаданные словарные слова Формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. | Индивидуальная, фронтальная Индивидуальная, групповая | Л: имеют мотивацию к учебной деятельности П: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи Р: принимают и сохраняют учебную задачу К: задают вопросы, отвечают на вопросы других, формируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения Л: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков П: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы |
Мотивация к учебной деятельности | (Организует формулирование темы урока) - Ребята, а вы уже догадались, чем мы сегодня будем заниматься на уроке? Какова тема нашего урока? - Вы правы. Тема нашего урока «Члены предложения. Подлежащее». | В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы | Фронтальная | Л: интерес к изучению языка, любовь и уважение к языку |
Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения | (Организует формулирование цели урока учащимися и практическую поисковую работу) - Давайте определим цель урока. Как мы можем достичь поставленных целей? - Назовите, какие члены предложения мы знаем. Как называются предложения, состоящие из одной грамматической основы? А как называются те, которые, кроме подлежащего и сказуемого, имеют второстепенные члены предложения? - А вот вам опять задание от Кузи. Слайд 6 Расположите предложения в таком порядке: 1-распр; 2-нераспр. (Предложения на слайде) | Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Работают в парах: двое учеников у доски ( один пишет распространённые, другой-нераспространённые предложения) | Работа в парах, индивидуальная | П: извлекают необходимую информацию, систематизируют знания Р: планируют необходимые действия, операции К:строят монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач |
Практическая деятельность по реализации построенного проекта | (Организует игру). -Почему вы так распределили предложения? Докажите, что правы. Назовите признаки распространённого и нераспространённого предложения. Приведите свои примеры на каждый вид предложения. -А сейчас Кузя хочет поиграть с вами в игру, которая называется «Поймай основу!» Слайд 7 Кузя будет называть предложения, а вы должны записывать только его основу – подлежащее и сказуемое. (Предложения на слайде) - Давайте проверим, все ли были внимательны в игре? - Какое понятие таким образом мы закрепили этим заданием? - Сформулируйте правило. Прочитайте его на стр.75 учебника. | Отвечают на вопросы, под руководством учителя составляют план работы заданиями. Приводят примеры. Читают по очереди, на экране схема «Основа предложения» Слайд 8 | Индивидуальная, фронтальная Поисковая | Л: приобретают новые знания, умения П: читают и слушают, извлекают нужную информацию Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи К:осуществляют совместную работу в парах, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Закрепление | (Организует работу по учебнику). Упр.159 (выделить в каждом предложении грамматическую основу) - Ребята, давайте посмотрим, какими частями речи в предложениях выражено подлежащее. (Именем существительным и местоимением). -А теперь давайте обратимся к правилу на стр. 76 и скажем, а чем ещё может быть выражено подлежащее. (Словосочетанием) - Найдите в упр.162 такие предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием. Работаем парами. | Выполняют работу по учебнику индивидуально, затем работают в парах. Читают правило | Индивидуальная, в парах Исследование | П: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, классификации, делают обобщения, выводы |
Рефлексия | (Организует заключительную беседу по вопросам) Удалось ли нам достичь цели урока? Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолели? Довольны ли вы своей работой на уроке? Оцените свою работу. (Выставление оценок за урок) | Определяют своё эмоциональное состояние , оценивают свою работу на уроке | Индивидуальная | Р: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка результатов деятельности Л: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности К: выражение своих мыслей точно и полно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений |