Кимайкина Наталья Валерьевна, МБОУ СОШ №39 г.Ангарск, Иркутской области, первая категория
Вид планируемых учебных действий | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения |
Предметные УУД | Дать представление о разных частях речи и учить их определять | Учебные задачи, направленные на достижения предметных результатов обучения: - усвоить, что речь делится на части – части речи; - усвоить, что в русском языке все слова принадлежат к какой-либо части речи; - усвоить специальную терминологию при определении частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол; формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению; - давать характеристику изучаемым частям речи; - рассматривать иллюстрации, схемы и извлекать из них информацию о частях речи; - приводить примеры разных частей речи; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; развитие умения составлять предложения, писать под диктовку слова и предложения по правилам русского языка; расширение словарного запаса учащихся. |
Метапредметные | Познавательные УУД | Работать с информационным материалом; анализировать, сравнивать признаки разных частей речи; развивать умение искать и находить информацию, необходимую для решения проблемы; | Освоить способы решения проблем поискового характера; освоить основы познавательной рефлексии; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, построение рассуждений, отнесение к известным понятиям; овладеть базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами. |
Регулятивные УУД | Осуществлять самоконтроль; учиться высказывать своё мнение. | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; уметь работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык». |
Коммуникативные УУД | Читать вслух и про себя текст на экране и в заданиях; умение высказать свою точку зрения; умение договариваться и приходить к общему решению (работа в группе, парах); соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения; | Высказывать свою точку зрения по инициативе учителя. Активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; готовность слушать собеседника и вести диалог; уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; уметь осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. |
Личностные | Проявлять интерес к изучаемому материалу; проявлять активность и умение прислушиваться к мнению одноклассников; развивать интеллектуальное мышление учащихся; Формировать умение оценивать свою работу. Осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. | Формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие навыков сотрудничества со взрослым; формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов. |
Этап урока, время этапа | Задачи этапа | Методы, приемы обучения | Формы учебного взаимодействия | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность ученика | Формируемые универсальные учебные действия и предметные действия |
Самооп ределе ние к деятель ности, 1 мин. | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Беседа, диалог, создание ситуации зани матель ности | Фронтальная | Приветствует учащихся, создаёт эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет-сыплет снег- снежок! Начинается урок! Мы с вами вместе, значит, постараемся сделать так, чтобы урок у нас получился… Каким же должен получиться наш урок? Желаю всем удачи! | | Настраиваются на учебную деятельность, отвечают на вопросы учителя: Интересным, познаватель ным, научным, добрым, результатив ным и т.д. | Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию. Коммуникативные УУД: вступать в диалог. Личностные УУД: Положительное отношение к познавательной деятельности. |
Актуали зация знаний и создание проблем ной ситуации8 мин. | Мотивировать учащихся на изучение темы «Части речи». Систематизи-ровать имеющиеся у учащихся знания. Вызвать познавательный интерес к проблеме. | Беседа, создание кластера, создание проблемной ситуации | Фронтальная, работа в паре, индивидуальная | Предлагает открыть тетради для записи даты Дети, я прошу вас открыть тетради и записать дату. Даёт задание на выполнение минутки чистописания - Ребята, догадайтесь по росчерку, кто расписался на стекле? Посмотрите, как пишем росчерк, напишите красиво в тетрадь. Организовывает орфографическую разминку Традиционно начинаем наш урок с орфографической разминки. мороз, морозный, морозить; о морозе, от мороза, по морозу. Предлагает за 2 минуты записать слова орфографической минутки, с подчёркиванием орфограммы. Организует проверку и оценку работы. Предлагает систематизировать знания при помощи составления кластера. Вы уже знаете много о словах, их лексическом значении, составе слова. Все слова можно разделить на группы. Какие группы слов мы с вами сейчас выделили? Определяет проблему в продолжении составления кластера и определении темы урока Подводит детей к выводу названия темы урока Для чего нам нужны все слова? Слова мы используем в нашей речи. Все они являются частью нашей речи. Кто догадался, как будет называться тема урока? | Отгадать по росчерку время года. Написание узора с буквами з, м, а, и. Записать слова из орфографической минутки, орфограммы подчеркнуть. Назвать слова с изученными орфограммами. Подобрать синоним, антоним к данным словам. Проверьте работу, оцените её. Составить начало кластера Назвать тему урока. | Дети отгадывают слово, прописывают строчку букв в росчерке: з, м, а, и. Записывают слова из орфографической минутки, орфограммы подчеркивают Проверяют работу, оценивают, согласно критериям оценивания. Составляют начало кластера Формулиру-ют тему урока. | Познавательные УУД: слушать, извлекая нужную информацию; понимать информацию, представленную в схематичной модельной форме. Коммуникативные УУД: строить устные высказывания, вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками Личностные УУД: развивать интеллектуальное мышление учащихся; способность к самооценке своих действий. Регулятивные УУД: адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Предметные Д: воспроизводить знания о частях речи, формировать логическое мышление. |
|
Постановка учебной задачи 1 мин. | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. Организовать самостоятельное формулирование целей урока. | Беседа, диалог | Фронтальная | Подводит к постановке цели и задач урока. - Что вы хотите ещё узнать? -Чему будем учиться на данном уроке? | Попробуйте определить цели урока. | Называют цели урока: узнать, какие бывают части научиться определять части речи, научиться распознавать признаки частей речи. | Личностные УУД: желание приобретать новые знания. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, Коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками; формулировать собственные мысли, задавать вопросы. Регулятивные УУД: Осознавать возникающие трудности и пути их преодоления. |
Исследо вание пробле мы в группах и открытие детьми новых знаний 10 мин. | Включение «открытия» в систему знаний. | Беседа, диалог, создание кластера в группе | Фронтальная, индивидуальная, работа в группе | Предлагает посмотреть на слайд Предлагает работу в картах исследования | Определить по какому признаку разделены слова в три столбика. Исследовать слова в карте наблюдения, поставить вопросы к словам, указать, что обозначают слова, расшифровать новое слово. | Анализируют группу слов и определяют её признаки. Записывают Каждый шаг исследования в карту наблюдения, создают модель кластера в своей группе. | Личностные УУД: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания; способность к самооценке своих действий. Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения и достижения одноклассников. Познавательные УУД: осознавать познавательную задачу; понимать информацию, представленную в схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; делать обобщения, выводы. Коммуникативные УУД: Вступать в учебный диалог с учащимися и учителем; формулировать собственные мысли. Предметные УУД: формирование представления о частях речи. |
Предлагает продолжить составление кластера Предлагает подтвердить полученные знания с опорой на текс учебника. | Расположить по признакам элементы кластера Найти и прочитать текс учебника, сравнить со своими выводами. Прослушать информацию. | Располагают элементы кластера в нужном порядке Читают текст учебника. Сравнивают с собственными выводами. Слушают информацию. |
Первич ное закрепле ние получен ных знаний 4 мин. | Правильно определять части речи в составленных предложе- ниях. Оформлять записи в тетрадях. | Диалог с опорой на схему, беседа. | Фронтальная, самостоятельная. | Предлагает из слов составить предложения, записать их в тетрадь, определить над словами части речи. Показывает правильное оформление новой записи в тетради. | Составьте из слов предложения. Запишите в тетрадь (1 ученик комментирует у доски). Определите и подпишите пользуясь схемой, части речи. | Составляют предложения, записывают в тетрадь. Определение частей речи над словами. | Предметные УУД: Уметь находить слова нужной части речи и задавать вопрос. Коммуникативные УУД: Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, доказывать свою точку зрения. Личностные УУД: Стремление поддерживать состояние своего здоровья Регулятивные УУД: Осознавать возникающие трудности и пути их преодоления. Предметные УУД: - называть, понимать, использовать в речи термины части речи: Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: Желание приобрести новые знания, осознание себя как индивидуальности и одновременно, как члена общества. |
Физминутка для глаз 1 мин | Отдых для глаз. Гимнастика. | Игровой прием | | Предлагает посмотреть на слайд. | Следите глазками за снежинками на слайде. | Выполняют гимнастику для глаз. | |
Этап закрепления и применения полученных знаний. 8 мин Создание проблем ной ситуации | Правильно определять части речи. Оформлять записи в тетрадях. | Работа с карточками, иллюстрациями, беседа, диалог. | Фронтальная, групповая работа, работа в парах. | Предлагает рассмотреть картинку в учебнике. Создает ситуацию успеха. Организует фронтальную работу по иллюстрации учебника Предлагает записать одно из деформированных предложений по предложенной схеме. Создаёт проблему: как определить часть речи у нового слова - предлога? Предлагает вернуться к началу урока, и выполнить задание по группам (по рядам) за 2 мин. Предлагает назвать найденные части речи и составленные предложения | Найти слова, относящиеся к разным частям речи. Зачитать эти слова с вопросом. Составить предложения по рассмотренной картинке Записать предложение в тетрадь По образцу подписать части речи в предложении. Вернуться к началу урока, вспомнить, что форма слова может меняться с помощью маленького слова – предлога- это тоже часть речи. Выполнить задание по рядам: выделить над словами части речи. 1 ряд – 2 предложение, 2 ряд – 3 предложение, 3 ряд – 4 предложение. Зачитать найденные части речи и составленные предложения | Ищут слова, зачитывают, ставят вопрос. Составляют и проговаривают предложения Записывают предложение в тетрадь По образцу подписыва ют части речи в предложении. Предлог вносят в схему кластера. Зачитывают найденные части речи в составленных ранее предложениях | Предметные УУД: Уметь находить слова нужной части речи и задавать вопрос. Коммуникативные УУД: Вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, доказывать свою точку зрения. Личностные УУД: Стремление поддерживать состояние своего здоровья Регулятивные УУД: Осознавать возникающие трудности и пути их преодоления. Предметные УУД: - называть, понимать, использовать в речи термины части речи: существительное, прилагательное, глагол. - определять части речи - использовать разные части речи в предложении Коммуникативные УУД: - принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме; - слушать и слышать друг друга. Познавательные УУД: - контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные УУД: Желание приобрести новые знания, осознание себя как индивидуальности и одновременно, как члена общества; |
Рефлексивно-оценочный этап 6 мин | Проанализировать, обобщить знания, дать оценку успешности достижения цели урока | Составление синквей на | Индивидуальная, работа в парах | Задаёт вопрос по итогам урока. Организует индивидуальную или в парах работу во время составления синквейна Организует проверку и оценивание работы. Продолжите фразы, предложенные на экране: 1.На уроке я узнал … 2.Теперь я умею… 3. Больше всего понравилось… 4. Было трудно… 5. За что можете себя похвалить? | Подвести итог урока по схеме (синквейн) Придумайте синквейн по теме урока «Птицы зимой» Зачитайте получившиеся стихи- синквейны. | Проговаривают, что нового узнали, чему научились и что ещё нужно доработать. Составляют синквейн по теме «Птицы зимой» Зачитывают составленные синквейны. | Личностные УУД: Желание приобретать новые знания, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы. Регулятивные УУД: Адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные УУД: Понимать информацию, представленную в схематичной форме. Коммуникативные УУД: Формулировать собственные мысли. |
Домашнее задание 1 мин | Умение работать с дневником. | Беседа | Фронтальная | Объясняет выполнение домашнего задания | Написать продолжение текста, указать части речи. Придумать к тексту название. | | Предметные УУД: - Находить слова разных частей речи Коммуникативные УУД: - записывать слова в тетради |