Технологическая карта
урока технологии по теме:
«Профессиональные интересы, склонности и способности».
8 класс.
Выполнила: учитель технологии
Дутова Ирина Викторовна
Технологическая карта урока технологии
Дата 12.04.2023
Класс: 8 А
Цель: сформировать систему знаний о профессиональных интересах, склонностях и способностях.
Задачи:
учебные:
а) раскрыть суть понятий «интерес», «профессиональный интерес», «склонности»;
б) научить осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов и склонностей.
развивающие:
а) помочь учащимся сделать вывод о том, что работа должна нравиться человеку, приносить радость («я хочу»); это мне по силам («я могу»).
б) развивать логическое мышление, умение делать выводы.
воспитательные:
а) способствовать формированию у учащихся профессионального и жизненного самоопределения;
б) воспитывать культуру общения.
Планируемые результаты
Личностные УУД
проявлять познавательный интерес и активность в обсуждении предлагаемой проблемы урока;
описывать свои эмоции и чувства от услышанного эпиграфа к уроку;
оценивать высказывания, события с точки зрения своих собственных ощущений, соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями;
определять мотив и смысл деятельности;
толерантно относиться к мнению других людей;
определять для себя жизненно-важные ценности;
осознано подходить к мотиву выбора будущих профессиональных ориентиров.
Познавательные УУД
искать и отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи;
приобретать новый опыт в процессе исследовательской деятельности, решении эвристических задач и обсуждения материала;
осмысливать полученную информацию: сравнивать, анализировать;
классифицировать виды мотивов;
определять причинно-следственные связи изучаемых понятий;
делать выводы на основе полученного нового опыта.
Регулятивные
уметь самостоятельно формировать цель урока;
планирование, самоконтроль и оценка результатов своей деятельности;
осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения.
владение умениями совместной деятельности в группе: согласование и координация деятельности с другими ее участниками;
объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива;
Коммуникативные
умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).
отражать в устной и письменной форме результаты своей деятельности предметной и интеллектуальной.
умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию, извлекаемую, в том числе из субъектного опыта, в словесной, образной, символической формах;
развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, вступать в активный диалог, понимая иную точку зрения.
Предметные
понимать влияние мотивов на выбор профессии;
различать внутренние и внешние мотивы;
выявлять собственные мотивы выбора профессии;
понимать значение терминов «мотив», «внешние мотивы», « внутренние мотивы»;
Тип занятия: урок усвоения новых знаний с элементами тренинга.
Вид занятия: слайд-лекция с элементами тренинга.
Методы обучения: объяснение, беседа, упражнения, диагностические методики.
Количество часов на тему: 2 часа.
Оснащение: конспект, доска, презентация, рабочие тетради для учащихся, карточки задания, тест на выявление интересов, тест «Профиль».
Литература:
«Технология», 8 класс
«Профессиональный пробы: технология и методика проведения», методическое пособие для общеобразовательных учреждений, под редакцией С.Н. Чистяковой, М., 2014г.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Средства | Организационная форма | Время |
I.Мотивация и актуализация | Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, психологический настрой учащихся на работу). | Внимательно слушают учителя. | | | 2 минуты |
Зачитывает стихотворение. Вопросы классу: *Как вы думаете, о чем идет речь в стихотворении? *Исходя из ваших ответов, какой будет тема сегодняшнего урока? *Какова будет цель нашего урока? Повторение материала прошлого урока: Для начала вспомним основные термины: на магнитной доске прикреплены карточки с терминами – дайте каждому термину определение. Вопросы классу: 1. Что необходимо еще для того, чтобы сделать правильный профессиональный выбор? 2. Для того, чтобы работа приносила человеку удовлетворение, радость, что надо учитывать при выборе профессии? | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. Называют тему урока: «Профессиональные интересы, склонности и способности». Называют цель урока. Учащиеся берут по одной карточке и дают определение терминам. Отвечают на вопросы. | | Беседа, обсуждение | 10 минут |
II.Проблематизация и целеполагание. Реализация. | Назовите ассоциации к слову ИНТЕРЕС. Объяснение нового материала. Что понимается под интересом, склонностью способностью? (определения) Вопросы классу: 1.Может ли человек развивать свои интересы? 2. Каковы ваши любимые занятия? Чем бы вы хотели заниматься в будущем? | Называют ассоциации. Отвечают на вопросы. Делают записи в тетради. Отвечают на вопросы. | Слайды на экране. Таблица на экране. | Объяснение | 28 минут |
III.Практическая работа | Я предлагаю вам выполнить упражнение на выявление ваших интересов. Упражнение «Интерес – профессия» Цель: сейчас мы с вами попробуем определить максимально широкое поле ваших интересов. Инструкция: Это упражнение выполняется письменно и самостоятельно каждым участником. Ваша задача на основе имеющихся у вас интересов, знаний заполнить следующую таблицу. У человека бывают разные интересы, даже те которые на первый взгляд могут казаться смешными, могут найти свое применение в необычных профессиях. Например: профессиональный соня, смотритель тропического острова, сторож в замок с привидениями и т.д. Тестирование – методика «Профиль» Инструкция: раздать тесты и бланки для ответов. Обработка результатов и объяснение результатов. Проведение игры «Рука судьбы», которая покажет, какие могут быть последствия при случайном выборе профессий. Вопрос: Какие чувства вы испытывали при зачитывании случайно выбранной профессией? Совпали ли случайно выбранные профессии с вашими желаниями и способностями. Только что мы наглядно убедились в том, что выбор профессии не должен быть случайным. Всегда должны выполнятся три условия. «Хочу» - профессия должна соответствовать моим желаниям «МОГУ» - профессия должна соответствовать моим способностям и возможностям. «Буду» - хорошим специалистом. | Внимательно слушают учителя. Выполняют упражнение. Выступление учащихся, просмотр презентации Пишут на отдельных листочках профессии, которые им интересны. Складывают эти листочки в шляпу и перемешивают, затем по очереди вытягивают из шляпы, не глядя. Каждый ученик вытягивает из шляпы листок и , со словами : «Я хочу стать» зачитывают вслух написанные там профессии. Смотрят на эмоции. Отвечают на вопросы. | Рабочая тетрадь, раздаточный материал Слайд на экран. Рабочая тетрадь, раздаточный материал. | Упражнение | 30 минут |
Подведение итогов. Оценка и рефлексия урока. | Вопросы: -Чем отличаются интересы, склонности, способности? - Почему так важно учитывать собственные интересы и склонности в профессиональном выборе? - Может ли человек управлять своими интересами, и если да, то как? Ребята, хотелось бы получить оценку сегодняшнего урока: -если урок понравился, поднимаем зелёный смайлик; -если были какие-то затруднения – желтый смайлик; - не понравился урок – красный смайлик. А я хочу закончить наш урок четверостишием, в котором отражается то, что мне хотелось бы вам пожелать: Желаю вам такой профессии, Чтоб на всю жизнь с ней оставаться, Чтоб быстро по служебной лестнице Могли вы смело подниматься, Желаю вам коллег порядочных, Начальства умного и справедливого, Чтоб на работу вы бежали с радостью, А своим творчеством делились искренне. | Отвечают на вопросы. Дают оценку урока | | | 8 минут |
Домашнее задание | Выдает домашнее задание: подготовить сообщения о профессиях – ДИСТРИБЬЮТЕР, ИМИДЖМЕЙКЕР, МЕНЧЕРДАЙЗЕР, БРОКЕР, ПРОМОУТЕР | Записывают домашнее задание | | | 2 минуты |