СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Субрегионы Латинской Америки" 11 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока "Субрегионы Латинской Америки" для 11  класса по УМК Домогацких

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Субрегионы Латинской Америки" 11 класс»

Конспект урока географии 11 класс по теме: «Субрегионы Латинской Америки»


Тип урока / вид деятельности. Комбинированный урок / учебно-познавательная, практическая.

Целевая установка урока. Формирование представлений и знаний о делении Латинской Америки на субрегионы.

Развитие умений работать с различными источниками географической информации.

Понятия, термины, номенклатура и персоналии. Страны бассейна Амазонки и Ла-Платской низменности, Андские страны, Мексика.

Центральная Америка и Вест-Индия.

Планируемые результаты обучения (в соответствии с ФГОС).

Личностные:

Применение опыта целенаправленного обмена идеями, суждениями при условии создания особого эмоционального настроя, располагающего к общению; понимание основ географической культуры, географического мышления как частей целостного научного мировоззрения.

Метапредметные:

Познавательные УУД: Познавательные УУД: находить и классифицировать тематическую информацию в соответствии с выбранными признаками; сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам; объяснять, оценивать и прогнозировать субрегионы Латинской Америки на основе приобретённых географических знаний и умений.

Регулятивные УУД: организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами.

применять на практике все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности.

Коммуникативные УУД: находить и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях, ресурсах сети Интернет с нужными целями; выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; выделять главную мысль в тексте, речи своей и других людей;

Предметные: Владеть терминами, понятиями о составе субрегионов, экономико-географическом, политико-географическом положении стран Латинской Америки, системой знаний о современных интеграционных процессах и их влиянии на развитие хозяйства региона; возникновения основных социально-экономических проблем стран Латинской Америки; оценивать тенденции, географию и перспективы развития региона.

Оборудование: учебник «Экономическая и социальная география мира», часть II Региональная характеристика мира, автор Е.М. Домогацких, 2017г. § 42, атлас «География» 10 класс, проектор, компьютер, настенная карта мира, справочный материал.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся назовут и покажут по карте Субрегионы Латинской Америки; проанализируют наиболее яркие особенности населения и хозяйства каждого субрегиона, составят сравнительную характеристику Мексики и Аргентины, используя различные источники географической информации; применят свои знания для продуктивного прочтения слоганов туристических фирм.


Обоснование применения системно-деятельностного подхода при изучении данной темы:

Тема «Субрегионы Латинской Америки» - третья в блоке изучения стран Латинской Америки, поэтому учащиеся имеют достаточно знаний об особенностях населения и хозяйства данного региона, что позволяет им анализировать, проводить сравнения с выявлением внутренних различий на территории Латинской Америки. Главной дидактической целью курса «Региональная география мира» является создание условий для полного освоения учащимися метода регионов, как специфического метода познания мира, а сам процесс познания предполагает деятельность.


Средства обучения:


1.Типовой план изучения страны, района (региона)

2.Карточка с описанием внутренних географических различий Латинской Америки без указания субрегиона.

3. Карточка: Задания для самостоятельной работы по теме «Субрегионы Латинской Америки».

4. Атлас для 10-11 класса изд. «Дрофа», «Русское слово»

5. Карточка – текст слоганы туристических фирм «Латинская Америка». (разработана с использованием тематических тестов для подготовки к ЕГЭ)


Ход урока:


Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный


Первичная диагностика готовности учащихся к учебной деятельности.


Постановка учебной цели и задач урока

а) Составление логической цепочки изученных вопросов по теме «Латинская Америка», сопоставление с планом изучения региона для коллективного определения темы урока и постановки задач на урок.

б) Попытка составления карто-схемы субрегионов Латинской Америки.


-Устанавливает правильность и осознанность использования типового плана изучения страны, региона

-блиц диагностика знаний о регионе.

Постановка проблемы – Выделены субрегионы с 100 учебника рис. 117

- Закрепление умения логично и последовательно давать характеристику географического объекта

- осознание недостаточности знаний об особенностях субрегионов Латинской Америки

Решение проблемы

а) анализ информации о Латинской Америке путём выявления наиболее характерных черт отдельных территорий данного региона.

б) выявление специфики субрегионов

в) формулирование вывода о месте региона в группе Развивающихся стран и о различиях в уровнях развития между отдельными странами региона.


- организация деятельности учащихся по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия

- предоставление карточки описанием внутренних географических различий Латинской Америки без указания субрегиона.

Учебник § 42 с. 109-112

- выявление алгоритма действий

- определение источников информации (карт атласа, текста учебника, карто-схем, таблиц и др.

- распределение вопросов для изучения одной из стран индивидуально, по группам для последующего коллективного обсуждения и

- изучение субрегионов Латинской Америки


Первичное закрепление

Устное проговаривание особенностей субрегионов по принципу сравнения (по результатам отбора характерных черт каждой группой)

- проверка и при необходимости корректировка результатов.

- в процессе завершения группой учащихся характеристики субрегионов предоставляет информацию об объектах всемирного наследия:



Вывод : чем отличаются субрегионы?


- работа в группе по составлению характеристики одного из субрегионов методоми анализа, синтеза учебной информации

- применение умений и знаний, самооценка, самокорректировка результатов деятельности.

Самоконтроль и самооценка

- выполнение задания 1.«найдите соответствия» и задания 2 (карточка «задания для самостоятельной работы»

- оформление в рабочей тетради таблицы «Сравнительная характеристика субрегионов Латинской Америки»

-оценивание знаний, умений, стимулирование творческого подхода к учебной деятельности

- предоставление группой обработанных материалов для оформления таблицы

- формулирование достоинств и недочётов учебной деятельности на уроке

- выполнение домашнего задания: оформление практической работы

«Сравнительная характеристика Мексики и Аргентины»



Домашнее задание


§ 42

- выполнение домашнего задания: оформление практической работы

«Сравнительная характеристика Мексики и Аргентины»



Раздаточный материал:


Приложение № 1. Карточка с описанием внутренних географических различий Латинской Америки без указания субрегиона.

Приложение № 2 Карточка: Задания для самостоятельной работы по теме «Субрегионы Латинской Америки».






Приложение № 1.

Внутренние географические различия на территории Латинской Америки.


Из представленной информации выберете ту, которая соответствует образу субрегиона, характеризуемому Вашей группой. Записи предлагаю оформить в виде таблицы



Географическое положение:


1.Из-за исключительной выгодности географического положения страны этого субрегиона часто оказывались объектом колониального захвата. На гербе одной из стран изображён ключ.



2.Истоки государственного существования этого субрегиона восходят корнями к государствам ацтеков и майя, уничтоженных испанскими конкистадорами.



3.Особенности географического положения этого субрегиона позволило двум странам сохранить с одной стороны численное преобладание коренного населения, а с другой создаёт препятствие для освоения в виде чрезвычайной сейсмической активности.



4.Этот самый обширный субрегион расположен в пределах равнин.


Природные условия и ресурсы:


1.Самые суровые природные условия характерны для юга субрегиона, но их изменения по вертикали впечатляют неменее. Два государства имеют огромные запасы меди.


2.Сельскохозяйственное освоение затруднено горным рельефом, а одной из основ добывающей промышленности составляют запасы нефти и газа, добыча которых ведётся на шельфе известнейшего в мире залива.


3.Истиным природным богатством субрегиона являются рекреационные ресурсы: роскошные пляжи, живописные ландшафты и благодатный климат. Одна из стран выделяется запасами бокситов.


4.По обеспеченности почвенными, водными, лесными ресурсами две страны этого субрегиона входят в первую десятку стран мира. Мировое значение имеют также запасы железной руды, бокситов и марганцевых руд.



Население:


1.Население этого субрегиона являются потомками цивилизации инков, но в настоящее время отличается большой пестротой в силу того, что длительное время регион служил «перевалочной базой» работорговли. Здесь находится единственное социалистическое государство Америки.



2.В этническом составе преобладают индейцы и метисы. В горах на высоте 3000м сохранился город-крепость инков, включённый в Список Всемирного наследия человечества.



3.Большую долю населения составляют креолы (потомки испанцев и португальцев), а также мулаты и самбо, предки которых были завезены сюда для рабского труда на плантациях. Регион известен своими карнавалами.



4.Плотность населения на севере субрегиона значительно выше, чем в других частях. Здесь за счёт ложной урбанизации сформировалась одна из крупнейших агломераций мира и это самая древняя из существующих столиц Америки.


















Хозяйство:

1.Обрабатывающая промышленность даёт 2/3 национального производства. Сформирован крупный нефтегазопромышленный комплекс, но в субрегионе нет стран-членов ОПЕК. Главная продовольственная культура – кукуруза, также выращиваются пшеница, бобовые, соя, сорго, хлопчатник. Горный рельеф препятствует внутрирайонным связям.

Экономика находится под сильным влиянием США.


2.Две страны этого субрегиона являются наиболее экономически развитыми странами Латинской Америки. Они являются крупными производителями морских и речных судов, автомобилей, Металлопроката, одновременно именно они лидируют среди стран-должников. Плантационное сельское хозяйство всех стран и мощный агропромышленный комплекс создали условия для мирового экспорта зерна, продуктов животноводства, тропических культур.



3.О специализации хозяйства этих стран говорит их образное название «банановые республики», в котором особое значение имеют сахарный тростник, кофе, ананасы и бананы, а хозяйственное лицо во многом определяется мощной нефтеперерабатывающей промышленностью, которая работает на привозной нефти. Субрегион является транзитным для мирового судоходства.



4.Добывающая промышленность стран этого субрегиона имеет большое значение для мирового хозяйства (особенно добыча меди, олова, нефти и две из этих стран являются членами ОПЕК). В тропиках развивается плантационное сельское хозяйство (кофе, бананы, сахарный тростник). Одна из стран является лидером в мировом рыболовстве. Одновременно межгосударственные связи затруднены из-за особенностей рельефа.














Приложение № 2


План характеристики

Мексика

Географическое положение:







Природные условия и ресурсы:








Население:







Хозяйство:







Особенности объектов Всемирного наследия
















План характеристики

Страны бассейна

Амазонки и Ла-Платской

низменности

Географическое положение:







Природные условия и ресурсы:







Население:








Хозяйство:








Особенности объектов Всемирного наследия











План характеристики

Центральная

Америка и Вест-Индия

Географическое положение:







Природные условия и ресурсы:








Население:








Хозяйство:









Особенности объектов Всемирного наследия












План характеристики

Андские

страны

Географическое положение:







Природные условия и ресурсы:



Население:









Хозяйство:









Особенности объектов Всемирного наследия









































Краткое содержание предполагаемых ответов учащихся, подлежащих оцениванию.


Сравнительная характеристика субрегионов Латинской Америки.


План характеристики

Мексика

Страны бассейна

Амазонки и Ла-Платской

низменности

Центральная

Америка и Вест-Индия

Андские

страны

Географическое положение:


2

4

1

3

Природные условия и ресурсы:


2

4

3

1

Население:


4

3

1

2

Хозяйство:


1

2

3

4


Примечание: учащиеся в тетради кратко записывают соответствующие характеристики


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей