СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока: "Столыпинская аграрная реформа". С заданиями по формированию читательской грамотности

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технологическая карта урока: "Столыпинская аграрная реформа". С заданиями по формированию читательской грамотности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока: "Столыпинская аграрная реформа". С заданиями по формированию читательской грамотности»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
«Столыпинская аграрная реформа»

ФИО (полностью)

Гусев Артем Николаевич

Место работы

МОУ Икшинская СОШ

Должность

Учитель истории

Предмет

История

Класс

9

Тема и номер урока в теме

«Столыпинская аграрная реформа»
Первый урок

Предметная программа и её автор

9 класс. История России. XIX-начало XX века. Учебник. ИКС. Л.М.Волобуев Волобуев О. В. Дрофа. 2018


Цель  урока

Развивать умение работать с историческими источниками.

Развивать умение работать с заданиями PISA (формирование читательской грамотности)

Продолжить формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями.


Тип урока

Урок открытия нового знания

Модель организации УПД учащихся

АРМ учителя-класс фронтальная работа

Необходимое оборудование

Школьная доска

Структура и ход  урока

1. Организационный момент

2. Погружение в тему

3.Изучение нового материала

4.Заключительный этап















Технологическая карта урока


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания (кейс) на формирование

функциональной грамотности


1. Организационный момент

Приветствие. Проверка изученного материала. Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке. Проверим домашнее задание.

Ответы на вопросы параграфа

Отдельно освещают причины революции 1905-1907 гг.

-


2. Погружение в тему

В годы первой российской революции появилось много крупных политических деятелей, оставивших яркий след в истории. Сегодня на уроке мы познакомимся с деятельностью одного из них.

Записывают тему: «Столыпинская арграная реформа».



3.Изучение нового материала

Как развивались события в стране в 1906году, об этом мы будем говорить сегодня.


Беседа:1. Были ли решены проблемы приведшие страну к революции?

2.Какие сценарии будущего вы можете предложить?


Давайте посмотрим, как развивались события на самом деле.

Предполагают варианты развития




1-


Какая проблема была наиболее острой в начале ХХ века?


Составление схемы «Основные мероприятия аграрной реформы»
(СХЕМА №1)


Работа с понятиями:хутор, отруб, кооперация, артель












Работа с заданиями по формированию читательской грамотности


Давайте рассмотрим, какие мнения сложились у современников Столыпинской реформы






Давайте выполним тестирование по данным историческим источникам







Давайте выполним задание 3
«Соотнесите оценки столыпинской аграрной реформы, которые дают Лев Троцкий и митрополит Вениамин»




Рассмотрите таблицу и содержащиеся ней информацию и изображения и ответьте на вопрос



Еще раз рассмотрите мнения современников и отметьте их отношение (положительное или отрицательное) к аграрной реформе.





Отвечают и аргументируют ответ


Запись в тетрадь

1.Создание новых форм землевладения и землепользования (хутор, отруб)

2.Крестьяне – частные собственники своего надела.

3.Хутор, отруб.

4.Переселение крестьян.

5.Развитие крестьянской кооперации.


Работа с учебником

Выписывают термины «хутор» и «отруб»









Учащиеся читают отрывки из исторических источников







Учащиеся выбирают варианты ответа.








Учащиеся вновь обращаются к отрывкам и обосновывают свое мнение




Учащиеся рассматривают иллюстрации текст и содержащийся в нем информацию



Учащиеся вновь обращаются к отрывкам и распределяют современников на «сторонников» и «противников» реформы

-
























Текст «Мнения современников об аграрной реформе
Петра Аркадьевича Столыпина»



ЗАДАНИЯ 1 и 2










ЗАДАНИЕ 3






ЗАДАНИЕ 4






ЗАДАНИЕ 5

4.Заключительный этап

Первичное закрепление знаний.

-Были ли достигнуты цели, поставленные в ходе реализации аграрной реформы?

-Удалось ли создать социальную и экономическую опоры монархии?

-Как повлияла реформа на развитие аграрного сектора в целом?

-Была ли у современников однозначная оценка реформ? С чем связана их оценка.Ответ обоснуйте.


«Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России». И он был прав: реформа – это начало долгого и трудного пути к процветанию.


Отвечают на вопросы












-

5.Подведение итогов урока

Выставление оценок.

Домашнее задание


Запись домашнего задания: §, документы, термины. Выписать в тетрадь положительные и отрицательные черты реформы

-

























СХЕМА №1








ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ



Мнения современников об аграрной реформе
Петра Аркадьевича Столыпина

(14 апреля 1862,Дрезден,Саксония- 18 сентября 1911, Киев)


«...думали в России успокоить взволновавшееся население, и ждущее и желающее только одного: уничтожения права земельной собственности (столь же возмутительного в наше время, как полстолетия тому назад было право крепостное), успокоить население тем, чтобы, уничтожив общину, образовать мелкую земельную собственность. Ошибка была огромная. Вместо того, чтобы, воспользовавшись еще жившим в народе сознанием незаконности права личной земельной собственности, сознанием, сходящимся с учением об отношении человека к земле самых передовых людей мира, вместе того, чтобы выставить этот принцип перед народом, Вы думали успокоить его тем, чтобы завлечь его в самое низменное, старое, отжившее понимание отношения человека к земле, которое существует в Европе, к великому сожалению всех мыслящих людей в этой Европе». (писатель Лев Толстой)


«Можно было кой-что укоротить в его делах, кое-что удлинить, одно замедлить, другому, и многому, дать большую быстроту; но Россия сливалась сочувствием с общим направлением его дел — с большим, главным ходом корабля, вне лавирования отдельных дней, в смысле и мотивах которого кто же разберется, кроме лоцмана. Все чувствовали, что это — русский корабль и что идет он прямым русским ходом...» (философ Василий Розанов)


«Столыпину приписывалась некоторыми будто бы гениальная спасительная идея земледельческой системы, так называемого хуторского хозяйства. Это, по его мнению, должно было укрепить собственнические чувства у крестьян-хуторян и пресечь таким образом революционное брожение... Тогда я жил в селе и отчетливо видел, что народ — против нее. И причина была простая. Из существующей площади нельзя было наделить все миллионы крестьян хуторами, да и за них нужно было бы выплачивать. Значит, из более зажиточных мужиков выделилась бы маленькая группочка новых владельцев, а массы остались бы по-прежнему малоземельными. Хутора в народе проваливались. В нашей округе едва нашлось три-четыре семьи, выселившиеся на хутора. Дело замерло, оно было искусственное и ненормальное».( митрополит Вениамин (Федченков))


«Русское крестьянство стояло перед исполнением всех своих желаний; оно нуждалось только в лояльности и терпении... Земля переходила в его руки столь стремительно, что по подсчету экономистов к 1932 году в России не осталось бы ни одного помещика: все было бы продано и куплено по закону и нотариально закреплено... К началу этой реформы Россия насчитывала 12 миллионов крестьянских дворов. Из них 4 миллиона дворов уже владело землею на праве частной собственности; а 8 миллионов числилось в общинном владении. За 10 лет (1906-1916) на выдел из общины записалось 6 миллионов дворов из восьми. Реформа шла полным ходом в связи с прекрасно организованным переселением; она была бы закончена к 1924 году. Но революционные партии позвали к „черному переделу“, осуществление которого было сущим безумием: ибо только „тело земли“ переходило к захватчикам, а „право на землю“ становилось спорным, шатким, непрочным и прекарным (т. е. срочным до востребования); оно обеспечивалось лишь обманно — будущими экспроприаторами, коммунистами». (писатель и публицист Иван Ильин)


«Столыпин — министр такой эпохи, когда крепостники-помещики изо всех сил, самым ускоренным темпом повели по отношению к крестьянскому аграрному быту буржуазную политику, распростившись со всеми романтическими иллюзиями и надеждами на „патриархальность“ мужичка, ища себе союзников из новых, буржуазных элементов России вообще и деревенской России в частности. Столыпин пытался в старые мехи влить новое вино, старое самодержавие переделать в буржуазную монархию, и крах столыпинской политики есть крах царизма на этом последнем, последнем мыслимом для царизма пути... Помещичья монархия Николая II после революции пыталась опираться на контрреволюционное настроение буржуазии и на буржуазную аграрную политику, проводимую теми же помещиками; крах этих попыток, несомненный теперь даже для кадетов, даже для октябристов, есть крах последней возможной для царизма политики». (создатель РСДРП (б) В.И.Ленин)


«Реформа Столыпина вдохновлялась изречением английского экономиста: „Дайте собственнику бесплодную скалу, и он превратит ее в цветущий сад!“. Пример Западной Европы подтверждал эту мысль. Хутора, которые самотеком вырастали на Волыни и других местах, говорили о том же. Россия — не бесплодная скала. Россия — океан плодородной земли. Позором для нации было оставлять ее в таком вопиющем напряжении. Что же надо сделать? Бесхозяйной земле надо дать хозяина! Хозяин-собственник, на участках с конфигурацией, удобной для земледелия, сделает в России то же, что давно уже сделали крестьяне немецкие, английские, датские и другие... Русские хлеборобы не уроды какие-нибудь; наоборот, этот народ способный и толковый. Надо лишь дать ему условия для плодотворного труда. Реформа Столыпина, энергично проводимая, пошла успешно. Можно было ожидать, что через четверть века русские урожаи достигнут уровня хотя бы австрийских, то есть 70 пудов на десятину. Это означало бы 9-10 миллиардов пудов зерна в год для всей страны. Война 1914 года похоронила реформу Столыпина». ( депутат Государственной Думы и один из идеологов Белого движения Василий Шульгин)


«Столыпин пустил на слом крестьянскую общину, чтобы расширить арену капиталистических сил. Все эти реформы имели, однако, для царизма смысл лишь постольку, поскольку уступки в частном сохраняли целое, т.е. основы сословного общества и самой монархии. Когда последствия реформ начинали перехлестывать за эти пределы, монархия неизбежно шла на попятный... Из общины выделялась не только „могущественная мелкая буржуазия“, но и ее антиподы. Число крестьян, продавших свои нежизнеспособные наделы, возросло к началу войны до миллиона, что означало не менее пяти миллионов душ пролетаризованного населения». (российский революционер, председатель Петросовета Лев Троцкий )



«Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина — можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию — этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И — сдвиг поистине революционный и по существу, и формально. Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог».( философ и экономист Пётр Струве)






ЗАДАНИЯ


1.В приведённых мнениях современников содержится название хозяйственной единицы, которая должна была появится в ходе агарной реформы. Назовите её.

Ответ:ХУТОР


2.Выберите из предложенных утверждений, тот который соответствует мнению одного из современников

А)Хутора,по мнению В.В.Шульгина, не приживались на территории России;

Б) Современники, представители левого лагеря, считали политику Столыпина нужной и своевременной;

В) Лев Толстой считал столыпинскую аграрную реформу важным достижением, т.к. она формировала понятие о праве личной собственности на землю у крестьянства;

Г) Столыпинская аграрная реформа по своему экономическому значению стоит в одном ряду с отменой крепостного права.


Ответ: Г) Столыпинская аграрная реформа по своему экономическому значению стоит в одном ряду с отменой крепостного права.



3.Соотнесите оценки столыпинской аграрной реформы, которые дают Лев Троцкий и митрополит Вениамин

А) Выделите общее в их суждении о последствиях аграрной реформы

Б) Найдите в чем разнятся их суждения о последствиях аграрной реформы



Ответ:

ОБЩЕЕ:Троцкий и митрополит Вениамин сходятся во мнении, что столыпинская реформа население деревни на две части.

РАЗЛИЧНОЕ: Вениамин считает, что деревня делится на «более зажиточных мужиков выделилась бы маленькая группочка новых владельцев, а массы остались бы по-прежнему малоземельными»; Троцкий,считает , что деревня делится на „могущественная мелкая буржуазия“, но и ее антиподы. Число крестьян, продавших свои нежизнеспособные наделы, возросло к началу войны до миллиона, что означало не менее пяти миллионов душ пролетаризованного населения



4.Рассмотрите таблицу и содержащиеся ней информацию и изображения и ответьте на вопросы

А) Под каким порядковым номером изображен памятник П.А.Столыпину воздвигнутый в городе, где он погиб?

Ответ:1

Б) В каком городе был воздвигнут памятник П.А.Столыпину в честь 150-летия со дня его рождения.

Ответ:МОСКВА



1

2

3

Памятник П.А.Столыпину в Киеве
Открытие:  6 сентября 1913 года

Скульптор:  Этторе Ксименес

Памятник П.А.Столыпину в Саратове
Открытие:  17 апреля 2002 года

Скульптор: Вячеслав Клыков, Владимир Тальков

Памятник П.А.Столыпину в Москве
Открытие: 27 декабря 2012 года

Скульптор:  Константин Филиппов,Владимир Олейников







5. Еще раз рассмотрите мнения современников и отметьте их отношение (положительное или отрицательное) к аграрной реформе.

ФИО

Отношение к аграрной реформе

Положительное

Отрицательное

Л.Н.Толстой


В.И.Ленин


Л.Д.Троцкий


В.В.Шульгин


И.А.Ильин


П.Б.Струве

Митрополит Вениамин (Федченков)



В.В,Розанов









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!