1. Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Организует начало урока, проверяет наличие учебников, тетрадей. | Обучающиеся записывают дату, вид работы, проверяют готовность к уроку | | Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | Целеполагание |
2. Текущий контроль знаний и умений. Актуализация знаний, постановка учебной проблемы | Разбор домашнего задания, проверка. Организует письменную работу. (Рабочая тетрадь-73 стр.) Вопросы: 1)Давлением называют__ 2)Давление зависит_ 3)Давление вычисляют__ 4)Давление обозначают__ 4)Физический смысл давления:__ 5)Как действует сила давления? Сегодня мы познакомимся со способами изменения давления.. | Обучающиеся отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. | осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием исторической карты.. | понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственно, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию. | уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме |
3 . Открытие новых знаний | Работа с учебником. Шины тяжелых грузовых автомобилей и шасси самолетов делают очень широкими по сравнению с легковыми. Все знают, что вездеход может проехать по практически любой местности, часто недоступной для человека. А достигается это во многом именно благодаря применению гусениц, во много раз увеличивающих площадь соприкосновения с Землей. Для увеличения проходимости луно- и марсоходов увеличивается количество и площадь поверхности их колес. С другой стороны, часто встречаются ситуации, когда нам, наоборот, необходимо увеличить давление, не увеличивая в разы применяемую силу. Например, чтобы вдавить в дерево канцелярскую кнопку, нам не нужен молоток и другие методы силового воздействия. Достаточно надавить пальцем. Это достигается уменьшением площади соприкасающихся поверхностей или, если по-простому, то кнопка имеет очень тонкое острие. С той же целью максимально затачивают ножи, ножницы, пилы, иглы, резцы и прочие инструменты. Острые края имеют маленькую площадь соприкосновения с обрабатываемой поверхностью, благодаря чему малой силой воздействия создается значительное давление, и работа с такими инструментами становится заметно легче. С той же целью остро отточены когти, клыки и шипы в дикой природе. Это колющие либо режущие приспособления, с помощью которых облегчают себе жизнь братья наши меньшие. | Работа в тетради. | Анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Вычитывать все уровни текстовой информации. Преобразовывать информацию из одного вида в другой. Составлять различные виды планов. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. | Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты. | Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. |
4. Первичное закрепление нового знания | Теперь мы проверим, что вы узнали о способах изменения давления. 1 На вспаханной пограничной полосе обнаружен след сапог нарушителя границы. Можно ли по следу определить, что прошел только один человек или что он нес еще на себе другого или какой-то тяжелый груз? 2. Если тяжелую покупку нести за веревку, то ощущается сильная боль (режет пальцы), а если под веревку подложить сложенный в несколько раз лист бумаги, то боль уменьшается. Объясните, почему. 3. Объясните назначение наперстка, надеваемого на палец при шитье иголкой. Задачи | Индивидуальная и коллективные работы с учащимися. Отвечают на вопросы , высказывают предположение | использовать знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач; уметь осуществлять сравнениеи классификацию по заданным критериям; уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. | уметь контролировать действия партнера; уметь использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; учитывать правило в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок. |
Рефлексия деятельности. Подведение итогов урока | Обсуждает с учащимися критерии самооценивания их работы на четвёртом этапе урока. Организует самооценивание учащимися их работы на четвёртом этапе урока. Обсуждает с учащимися итоги урока в целом . | Участвуют в обсуждении критериев самооценивания их работы на четвёртом и пятом этапе урока. Производят самооценку их работы на четвёртом и пятом этапе урока. Участвуют в подведении итогов урока в целом | | уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. |
6. Обсуждение домашнего задания | Мотивирует учащихся на выполнение домашнего задания: | Осознают значимость изученного материала. Осуществляют выбор вариативной части домашнего задания на основе данных, полученных на четвертом и пятом этапе урока. | | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь в коммуникации строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет. | принимать и сохранять учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. |