Тема урока: Схемы электрических цепей.
Последовательное и параллельное соединение проводников Тип урока: Комбинированный
Цели урока: Углубить знания об электрической цепи, о последовательном и параллельном соединении элементов, продолжить формирование умений составлять электрические цепи, выполнять простейшие измерения и рассчитывать значения физических величин.
Планируемые результаты |
Предметные - составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей (источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр); - решать задачи, используя закон Ома для участка цепи, формулы, связывающие физические величины (сила тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, формулы расчёта электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников); - на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для её решения, проводить расчёты и оценивать реальность полученного значения физической величины; -. различать границы применимости закона Ома для участка цепи. | Метапредметные - сформировать познавательный интерес, направленный на развитие представлений об электрическом поле; - развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение; - освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем; - проводить анализ; - устанавливать аналогии. | | Личностные - осваивать социальную роль обучающегося, осознавать мотивы учебной деятельности; - ответственное отношение к обучению и коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной деятельности; - проявлять целостный взгляд на мир | |
Название, содержание и цель этапа урока | Время | Деятельность педагога | Деятельность учащихся | Формы работы на уроке |
Организационный момент | 2 | Приветствует взвод, проверяет готовность к занятию. | Приветствуют педагога, проверяют уровень своей готовности к уроку | Фронтальная |
Проектирование нового знания, актуализация субъективного опыта учеников | 7 | Проверяет домашнее задание Задает вопросы: В чём заключается явление «постоянный электрический ток»? Какими физическими величинами оно характеризуется? О чём говорит закон Ома? Какое явление описывает закон Ома? Каковы границы применимости закона Ома? Какой прибор необходим для измерения силы тока в цепи? Как его подключают? Проверяет заполнение таблицы. | Дают определение постоянного электрического тока. Перечисляют физические величины его описывающие, формулируют закон Ома для участка цепи, его границы применимости. | Фронтальная |
Создание проблемной ситуации. | 4 | Что такое полная замкнутая электрическая цепь? Что считают участком электрической цепи? | Участвуют в процессе постановки учебной проблемы. | Фронтальная |
Изучение новых знаний. | 11 | Источник электрического тока, потребитель тока, соединительные проводники образуют полную электрическую цепь. В электрической цепи элементы связаны электрическим полем лишь между собой, и такая физическая система называется замкнутой. Участок с источником тока называется внутренним участком электрической цепи. Электрические цепи весьма распространены в быту (приведите примеры простейших электрических схем). Введем обозначения для элементов электрической цепи (показывает презентацию по обозначениям). Как определяется сила тока, напряжение и сопротивление участка цепи с последовательным и параллельным соединением? (одинаково или нет?) Вводит зависимости для вычисления физических величин при последовательном и параллельном соединениях (на презентации). | Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Приводят примеры электрических цепей (фонарик, звонок) | Фронтальная |
Решение проблемы. Выполнение простейших упражнений | 10 | Отработка изученного материала организуется при решении экспериментальных, качественных и количественных задач. 1.Соберите из предлагаемого оборудования цепь при последовательном соединении резисторов, при параллельном соединении (сделайте выводы). Согласно схемам на презентации. 2. Можно ли включить в сеть напряжением 220 В реостат, на котором написано 30 Ом, 5 А. 3. Решим ряд задач из задачника А.П. Рымкевич №786, №792, №799 | Слушают Выполняют задания. Собирают электрические цепи. Решают задачи | Фронтальная Индивидуальная |
Анализ полученных результатов, выводы. | 6 | Проведем небольшой опрос по пройденному материалу. На партах лежат листочки, подпишите их, дайте ответ «да» или «нет» на следующие вопросы: Амперметр включается в цепь параллельно. 350 мА=0,35А Сила тока это заряд, проходящий через поперечное сечения проводника в единицу времени Единица сопротивления Амперы Единица измерения напряжения Вольт Реостат, на котором написано 2000 Ом, 0,2 А можно включить в сеть напряжением 220 В. | Выполняют перекрестный контроль, самоконтроль | Фронтальная, индивидуальная |
Подведение итогов урока, рефлексия | 5 | Озвучивает домашнее задание Задает вопросы: что такое электрический ток? В каких системах он существует? Из чего состоит простейшая электрическая цепь? Что является внешним (внутренним) участком цепи? Какие закономерности электрического тока для участка цепи мы узнали? | Формулируют результат работы на уроке, называют основные тезисы усвоенного материала. | Фронтальная, индивидуальная |
Учитель А.Ю. Герасимова