СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями"»

Технологическая карта урока


Тема: Слитное и раздельное написание не с причастиями

Класс: 7 класс

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: сформировать умение правильно писать не с причастиями, объясняя условия выбора изучаемой орфограммы.

Задачи урока:

1.Обеспечить усвоение знаний о правописании не с причастиями.

2. Развитие коммуникативных умений обучающихся через словарную работу, работу с текстом.

3. Развитие умения работать в парах.

Планируемые результаты:


Предметные

Метапредметные

Личностные

Обучающиеся умеют анализировать написания не с причастиями, правильно писать не с причастиями, объяснять условия выбора изучаемой

орфограммы, сравнивать написание не с прилагательными и причастиями.



Умения анализировать, сравнивать,строить рассуждения, делать выводы; задавать вопросы.

Умения строить связное монологическое высказывание, осуществлять взаимодействие в группе, оказывать помощь и проводить контроль.


Осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к языку, потребность сохранить чистоту русского языка.



Основные этапы и время организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя


Деятельность учащихся

Учебная ситуация, которая приведёт к достижению запланированных результатов

Ценностная нагрузка этапа урока

На формирование или развитие каких УУД направлено учебное действие

Оценочное задание и лист самооценки знаний и способов деятельности по данной теме.

Результат (продукт) каждого этапа учебной деятельности учащихся

Создание учебно-познавательных мотивов

Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения).

Приветствует учащихся, настраивает ребят на работу.

- Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой - изучение раздела «Причастие». Запишите дату. А тему урока сформулируете сами чуть позже.

Задание для активизации имеющих знаний обучающихся:

- Какую самостоятельную часть речи мы изучаем?

- Что нового для себя вы узнали на предыдущем уроке?

- Почему морфологический разбор можно назвать «портретом» части речи?





Задание 1

-Какие вопросы по теме «Морфологический разбор причастия» вы можете задать друг другу, чтобы проверить, насколько прочно усвоен материал прошлого урока? На подготовку вопросов вам отводится 3 мин.








- Ответьте на поставленные вопросы.

Развитие словарного запаса.

Познавательные УУД

1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного).

2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения.

3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме.


Самооценка.

Взаимопроверка

Запись в рабочем листе даты, классная работа.










Отвечают на вопросы.

-Причастие


- Как производить морфологический разбор причастия.

-Потому что в нем отражены общие признаки частей речи, а потом частные: общее значение, начальная форма, постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельно в тетради записывают вопросы:

-Какие постоянные признаки имеет причастие?

( Действительное или страдательное причастие, время, вид)

-Что является начальной формой причастия? (Именительный падеж единственного числа мужского рода)

- Общее значение причастия? (Обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию) и др.

Отвечают на вопросы, заданные товарищами.

Действие целеполагания


Включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия;

подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации

Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог.

Задание 2.

- Продолжим наш урок. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание.

Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на группы. В первую группу включить словосочетания, в которых не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую, в которых не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся.

Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки.


- Какие словосочетания в ваших карточках не вошли в группы?

Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Целеустремленность и настойчивость

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.


Самооценка





















Учащимся предлагаются карточки:

Познакомьтесь с содержанием карточки. Разделите словосочетания на группы в зависимости от написания, запишите. Какие словосочетания у вас не вошли в группы?

(Не)большой домик, (не)приятный разговор, (не)нависть к волшебнику, (не)ряшливый вид, (не)скромность, а дерзкая гордость, (не)светлая, а тёмная, вовсе (не)вкусный пирог, (не)остывший камин,газон (не)подстрижен.

I гр. – не с сущ. и прил. – слитно
II  гр. – не с сущ. и прил. – раздельно
III гр. не с          ?       –         ?

Учащиеся выполняют задание.



В словосочетаниях (не)остывший камин, газон (не)подстрижен НЕ употребляется с причастиями, значит, тема сегодняшнего урока: Правописание не с причастиями.

Осуществление деятельности по достижению поставленной цели


Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания

Исследовательская работа.

- Вы сейчас проанализируете предложенные примеры и попытаетесь сами вывести правило о слитном и раздельном написании не с причастием.

Задание:

1. При каких условиях НЕ с причастиями пишется слитно.

Недоумевающий взгляд, ненавидящий ложь, нераспечатанное письмо (сравни: не распечатанное мною письмо), невысохшая роса (сравни: не высохшая на солнце роса).

2. При каких условиях НЕ с причастиями пишется раздельно.

Сравни: нераспечатанное письмо – не распечатанное мною письмо; нераскрытая тайна – не раскрытая учёными тайна; нисколько не раскаявшийся преступник; работа не сдана, работа не проверена (сравни: непроверенная); проблема не изучена; не исправленные, а подчёркнутые ошибки.

3. Прочитать правило в учебнике, объяснить предложенные примеры и привести свои.

Незамерзающий пруд -

Негодующий возглас –

Не затихающая ни на минуту буря –

Не затихающая, а разыгрывающаяся буря.

4. Прочитать теоретический материал в учебнике и объяснить написания.

Нераспечатанное письмо –

Недоумевающий взгляд –

Не раскрытая учёными тайна – Письмо не распечатано -

5. Составить алгоритм «Правописание НЕ с причастиями».


- Проверим полученные знания на практике.

Предлагает обучающимся выполнить упражнения из учебника.

Контрольный тест (устно):

1.Закончите предложение: НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть

2.Закончите предложение:

НЕ с краткими причастиями пишется.

3.Укажите слово (или слова), которое пишется с НЕ раздельно:

а) (не) годующий

б) (не) написанная еще книга

в) (не) полученная посылка

4. Укажите слово (или

слова), которые пишутся с НЕ слитно:

а) дом (не) отремонтирован

б) (не) отремонтированный еще дом

в) (не) отремонтированный дом

5. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ слитно:

(1) (Не) кошеная трава;

(2) никем (не) кошенная трава;

(3) (не) скошенная трава;

(4) трава (не) скоше..а;

(5) (не) доумевающий взгляд;

(6) никем (не) рассказанная история;

(7) (не) законченная рукопись;

(8) (не) завершенное в срок строи­тельство;

(9) хата (не) выбелена;

(10) окно (не) вымыто.

Трудолюбие ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность по отношению к другим.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух.

Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.

2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.


Самооценка

Ученики делают выводы:

1.НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть зависимое слово.

2. НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если есть противопоставление.

3. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно.

4. НЕ с полными причастиями пишется слитно, если без не не употребляется.

Ученики делают выводы:

результаты исследования соответствуют правилу учебника.


































Выполняют тест.

Домашнее задание


Задает домашнее задание и объясняет принцип его выполнения




Записывают домашнее задание

Рефлексивно оценочные действия


Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного продукта.

Используя рабочий лист, ответьте на вопросы урока, подведите итог.

1. Как пишется частица не с причастиями?

2.При каких условиях не с причастиями пишется слитно, а при каких раздельно?

Трудолюбие ценность знания, стремление к истине.


1.Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы

Самооценка.


Заполнение листа самооценки



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!