Создание учебно-познавательных мотивов | Актуализировать личностный опыт учащихся (личностные смыслы, опорные знания и способы деятельности, ценностные отношения). | Приветствует учащихся, настраивает ребят на работу. - Сегодня на уроке русского языка мы продолжим изучение интересной и важной темы, знание которой поможет сделать вашу речь грамотной и красивой - изучение раздела «Причастие». Запишите дату. А тему урока сформулируете сами чуть позже. Задание для активизации имеющих знаний обучающихся: - Какую самостоятельную часть речи мы изучаем? - Что нового для себя вы узнали на предыдущем уроке? - Почему морфологический разбор можно назвать «портретом» части речи? Задание 1 -Какие вопросы по теме «Морфологический разбор причастия» вы можете задать друг другу, чтобы проверить, насколько прочно усвоен материал прошлого урока? На подготовку вопросов вам отводится 3 мин. - Ответьте на поставленные вопросы. | Развитие словарного запаса. | Познавательные УУД 1. Владеть разными видами аудирования (ознакомительного, выборочного). 2. Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, строить логические рассуждения. 3. Представлять модели объектов в знаково-символической форме. | Самооценка. Взаимопроверка | Запись в рабочем листе даты, классная работа. Отвечают на вопросы. -Причастие - Как производить морфологический разбор причастия. -Потому что в нем отражены общие признаки частей речи, а потом частные: общее значение, начальная форма, постоянные и непостоянные морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельно в тетради записывают вопросы: -Какие постоянные признаки имеет причастие? ( Действительное или страдательное причастие, время, вид) -Что является начальной формой причастия? (Именительный падеж единственного числа мужского рода) - Общее значение причастия? (Обозначает проявляющийся во времени признак предмета по действию) и др. Отвечают на вопросы, заданные товарищами. |
Действие целеполагания | Включение учащихся в совместную деятельность по определению целей учебного занятия; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации Мотивирующий приём: подводящий к теме диалог. | Задание 2. - Продолжим наш урок. Работать будем в парах. Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте к ней задание. Написанные в карточке словосочетания и отдельные фразы надо разделить на группы. В первую группу включить словосочетания, в которых не пишется с именами существительными и прилагательными слитно. Во вторую, в которых не пишется с существительными и прилагательными раздельно. При работе с третьей группой надо определить, со словами какой языковой категории употребляется не и как они пишутся. Расскажите, в каких случаях не пишется слитно с существительными прилагательными. Подтвердите свой ответ примерами из карточки. - Какие словосочетания в ваших карточках не вошли в группы? Определите, со словами какой языковой категории употребляется в них не, и сформулируйте тему сегодняшнего урока. | Целеустремленность и настойчивость | 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. | Самооценка | Учащимся предлагаются карточки: Познакомьтесь с содержанием карточки. Разделите словосочетания на группы в зависимости от написания, запишите. Какие словосочетания у вас не вошли в группы? (Не)большой домик, (не)приятный разговор, (не)нависть к волшебнику, (не)ряшливый вид, (не)скромность, а дерзкая гордость, (не)светлая, а тёмная, вовсе (не)вкусный пирог, (не)остывший камин,газон (не)подстрижен. I гр. – не с сущ. и прил. – слитно II гр. – не с сущ. и прил. – раздельно III гр. не с ? – ? Учащиеся выполняют задание. В словосочетаниях (не)остывший камин, газон (не)подстрижен НЕ употребляется с причастиями, значит, тема сегодняшнего урока: Правописание не с причастиями. |
Осуществление деятельности по достижению поставленной цели | Обеспечить осмысление учащимися способов деятельности, с помощью которых были получены знания | Исследовательская работа. - Вы сейчас проанализируете предложенные примеры и попытаетесь сами вывести правило о слитном и раздельном написании не с причастием. Задание: 1. При каких условиях НЕ с причастиями пишется слитно. Недоумевающий взгляд, ненавидящий ложь, нераспечатанное письмо (сравни: не распечатанное мною письмо), невысохшая роса (сравни: не высохшая на солнце роса). 2. При каких условиях НЕ с причастиями пишется раздельно. Сравни: нераспечатанное письмо – не распечатанное мною письмо; нераскрытая тайна – не раскрытая учёными тайна; нисколько не раскаявшийся преступник; работа не сдана, работа не проверена (сравни: непроверенная); проблема не изучена; не исправленные, а подчёркнутые ошибки. 3. Прочитать правило в учебнике, объяснить предложенные примеры и привести свои. Незамерзающий пруд - Негодующий возглас – Не затихающая ни на минуту буря – Не затихающая, а разыгрывающаяся буря. 4. Прочитать теоретический материал в учебнике и объяснить написания. Нераспечатанное письмо – Недоумевающий взгляд – Не раскрытая учёными тайна – Письмо не распечатано - 5. Составить алгоритм «Правописание НЕ с причастиями». - Проверим полученные знания на практике. Предлагает обучающимся выполнить упражнения из учебника. Контрольный тест (устно): 1.Закончите предложение: НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть 2.Закончите предложение: НЕ с краткими причастиями пишется. 3.Укажите слово (или слова), которое пишется с НЕ раздельно: а) (не) годующий б) (не) написанная еще книга в) (не) полученная посылка 4. Укажите слово (или слова), которые пишутся с НЕ слитно: а) дом (не) отремонтирован б) (не) отремонтированный еще дом в) (не) отремонтированный дом 5. Укажите номера слов, пишущихся с НЕ слитно: (1) (Не) кошеная трава; (2) никем (не) кошенная трава; (3) (не) скошенная трава; (4) трава (не) скоше..а; (5) (не) доумевающий взгляд; (6) никем (не) рассказанная история; (7) (не) законченная рукопись; (8) (не) завершенное в срок строительство; (9) хата (не) выбелена; (10) окно (не) вымыто. | Трудолюбие ценность знания, стремление к истине, научная и единая картина мира. Внимательность по отношению к другим. | Познавательные УУД 1. Анализировать, сравнивать, группировать, делать выводы. 2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 3. Строить рассуждение, воспринимать и вычленять нужную информацию на слух. Коммуникативные УУД 1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога. 2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль. | Самооценка | Ученики делают выводы: 1.НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если при причастии есть зависимое слово. 2. НЕ с полными причастиями пишется раздельно, если есть противопоставление. 3. НЕ с краткими причастиями пишется раздельно. 4. НЕ с полными причастиями пишется слитно, если без не не употребляется. Ученики делают выводы: результаты исследования соответствуют правилу учебника. Выполняют тест. |
Рефлексивно оценочные действия | Организовать осмысление способов достижения цели, организует анализ деятельности по получению учебного продукта. | Используя рабочий лист, ответьте на вопросы урока, подведите итог. 1. Как пишется частица не с причастиями? 2.При каких условиях не с причастиями пишется слитно, а при каких раздельно? | Трудолюбие ценность знания, стремление к истине. | 1.Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы | Самооценка. | Заполнение листа самооценки |