СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка Постановка задачи на проверку орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка Постановка задачи на проверку орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов.»

Технологическая карта по русскому языку для 2-го класса

Ф.И.О. учителя

Насырова Гульнара Радифовна

Предмет, класс

Русский язык, 2 класс

Тема

Постановка задачи на проверку орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов.

Педагогические цели

поставить задачу на поиск проверки орфограмм слабых позиций с помощью родственных слов.

Тип урока

Постановка учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

- сформировать умение находить и выделять корень в однокоренных, родственных словах;

- подбирать группу родственных слов;

- расширить словарный запас учащихся.

Личностные 
результаты

- осознание алгоритма учебного действия; способность к самооценке на основе критерия успешность учебной деятельности.

Универсальные 
учебные действия 
(метапредметные)

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

освоение умения подбирать однокоренные слова и выделять корень;

формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

принимать на себя ответственность за результат своих действий;

наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.

Используемые технологии: 

информационные, здоровьесберегающие.

Ресурсы: основные,

дополнительные

Моноблок, интерактивная доска, презентацией урока, учебник С.В. Ломакович, Л. И. Тимченко « Русский язык» 2 класс, словари С. Ожегова.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые универсальные учебные действия

I этап – организационный (мотивационный).

Цель: создание условий для включения учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.




Включение в деловой ритм

Устное сообщение учителя


Итак, друзья, внимание –

Ведь прозвенел звонок.

Садитесь поудобнее

Начнём скорей урок.

- Повернитесь друг к другу передайте свое хорошее настроение друг другу. Что вы пожелаете себе на уроке?

- Я желаю вам на уроке быть активными, внимательными и любознательными.







Готовятся к работе.

Обмениваются друг с другом улыбкой.




Регулятивные:

нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

формирование умения слушать и слышать.

II этап – Создание ситуации успеха

Цель: постановка цели учебной деятельности на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что неизвестно: выбор (проектирование) способов и средств её реализации.



























III этап – ситуация разрыва

 актуализация предметных, метапредметных, личностных результатов.















































Физминутка

Цель: совершенствование защитных функций организма, увеличение работоспособности учащихся.















IV этап - Постановка учебной задачи. Анализ условий решения задачи.










2. Создание ситуации успеха ( Проверка домашнего задания)

* Прочитай.

* Проверь орфограммы на месте звуков в скобках.

* Спиши. Выдели орфограммы. Слайд 1

В тот го[т] осенняя п[а]года

Стояла долго на дв[а]ре,

З[и]мы ждала, ждала пр[и]рода.

Сне[к] выпал только в янв[а]ре.

* О чем рассказал автор? О каком времени года?

* Какими словами автор подчеркивает, что очень долго не было первого снега?

* Какие орфографические задачи решали вы в ходе выполнения домашней работы? ( Обозначали звуки буквами.)

* Какой закон русского письма вы использовали для обозначения орфограмм слабых позиций? ( В русском языке звуки в слабой позиции обозначаются по их сильной позиции.)

* Постройте модель.

* Какой вывод мы сделаем из этой работы? ( Мы знаем способы проверки орфограмм слабых позиций в основе слова и умеем ими пользоваться.)


Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, устные и письменные мыслительные операции, учебные навыки


Личностные:

проявлять интерес к работе.

Регулятивные: 

проверять результат выполненного задания;

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;




* Я вам предлагаю выполнить следующее задание ( на доске звуками записана пословица)

Осень с грибами, зима с пирогами.

*Прочитайте пословицу. Объяснить смысл.

* Кто поможет сформулировать задание?( Решить орфографические задачи в пословице.)

* Как будем действовать? (Выписать слова с орфограммами в слабой позиции, рядом записать проверочные слова. Затем записать пословицу, выделить орфограммы.)

* Работать будем в парах.

С грибами-гриб ;

- +

зима- зимы ;

- +

с п_рогами- пирог; ( В первом случае не удалось проверить, поэтому обратились к орфографическому словарю)

- +

осень ( Дети ищут способ проверки путем изменения слова осень. Этот способ проверки результата не дал)

*Может быть проверим по словарю? ( Проверим слово осень- осенний)

*Выделим основы и окончания. Что заметили? ( Основы разные)

*Покажите на модели.

*Основы разные, а это значит, что способ приведения к сильной позиции путем изменения слова не дает желаемого результата. Слабый звук приведен к сильной позиции в другом слове. Это разные слова.

* Почему для проверки выбрано слово осенний? Почему одно из этих слов помогает проверить другое? ( У слов осень и осенний есть общая часть осен-.

Эти слова похожи друг на друга по смыслу. Они как будто родственники. Сходны по смыслу и у них есть общая часть)

Значит в русском языке есть еще один способ проверки орфограмм слабых позиций при помощи родственных слов.





























*Какую учебную задачу поставим перед собой? Слайд 2

*Прочитайте в учебнике на стр. 159 ( Узнать что такое родственные слова)

4. Анализ условий решения задачи.

* Работа с учебником упр. 144.

*Прочитайте. Значение каких слов нужно уточнить? ( у причала)

*Какое это стихотворение? Почему так считаете?

Работа в парах.

*Найти и записать слова, значение которых можно объяснить с помощью слов рыба. Слова записывать будем в столбик. Выделить основу и окончание. (Учитель на доске записывает слово рыба)

*Какие слова выписали?( Ученики выходят к доске и записывают слова в столбик и объясняют значение слов)

рыбка

рыбалка

рыбак

*Какие еще слова можно объяснить с помощью слова рыба? ( Работа со словарем)

*Что заметили?

*Найти в словах общую часть и обозначь ее так. (Учитель показывает)

*Что скажете? ( Слова сходны по смыслу и имеют общую часть называются родственными)

* обратитесь к словам, которые выписали? Найти слова с орфограммами в слабой позиции. ( Рыбка, орфограмма парного согласного в середине слова)

*Как проверим? ( Дети доказывают, подбирая проверочные слова)

Рыба. Слайд 3

* Какое открытие мы сделали на уроке? (Орфограмму в слабой позиции можно проверить с помощью родственных слов.)

* Давайте вернемся к словам осень- осенний. Почему для проверки взяли слово осенний? ( Слово осенний сходно по смыслу со словом осень. Они родственные. Выделите общую часть.

5. Итог урока

*Какую учебную задачу ставили перед собой?

* Кого хотели поблагодарить за урок?














Решают проблемную ситуацию, находят лишнее слово.

Ставят цели,



Работа в парах















выявляют место и причины затруднения.



Письменная работа в тетрадях по составлению моделей













Делают вывод







































Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Познавательные:

Подирать однокоренные слова и обосновывать своё мнение;

правильно выделять.

Регулятивные:

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

проверять результат выполненного задания.

Коммуникативные:

формулировать монологическое высказывание.

уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.









































































Личностные:соотносить результат действия с поставленной целью, способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Регулятивные: уметь проговаривать последовательность действий на уроке

Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет;



Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

Коммуникативные: Излагают свою точку зрения.





















Регулятивные: саморегуляция, контроль, оценка, коррекция.

Познавательные:рефлексия.

Личностные:смыслообразование















































IV этап – диагностика (самодиагностика), рефлексия предметных, метапредметных и личностных результатов.

Цель: самопроверка умений применять новое в типовых условиях – выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё можно усвоить; осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.


Список используемой литературы:

  1. учебник С.В. Ломакович, Л. И. Тимченко « Русский язык» 2 класс, словари С. Ожегова.

  2. Рабочая программа по русскому языку 2018-2019 ученый год

  3. «Планируемые результаты начального общего образования», Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  4. «Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий», М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Карабанова, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  5. «Проектные задачи в начальной школе», А.Б. Воронцов, В.М. Заславский, С.В. Егоркина, М.: Просвещение, 2011, Стандарты второго поколения

  6. «Учимся играя», В. Волина, М.: Просвещение, 2004

  7. «Толковый словарь русского языка», С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова, М.: Просвещение, 2007









\



Самоанализ урока

русского языка во 2 классе

по теме:

Тема: «Родственные слова (однокоренные слова)».

Цель: Формирование умений подбирать «однокоренные слова», «родственные слова» находить «корень».

Задачи:

Образовательные:

  • систематизировать и обобщить знания по теме «Родственные (однокоренные слова)»;

  • зафиксировать неразрешённые на уроке затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Развивающие:

  • развивать познавательные компетентности: умение анализировать, систематизировать,  делать выводы, самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Воспитательные:

  • прививать интерес к русскому языку через показ выразительных возможностей однокоренных слов;

  • воспитывать умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Здоровьесберегающая:

  • способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутку, приобщать детей к ЗОЖ.

По типу проведения: Комплексное применение знаний и умений (урок закрепления).

Методы: Методы: словесные – беседа; наглядные – презентация, практические - выполнение заданий

Формы работы - Индивидуальная, коллективная, групповая, работа в парах, самооценка

Реализация принципов обучения: Принцип доверия и сотрудничества, принцип коммуникативности.

Технологии: Системно- деятельностный подход, ИКТ, здоровьесберегающая технология

На уроке формируются УУД:

Личностные УУД:

-внутренняя позиция школьника;

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

-самоанализ и самоконтроль результата;

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Познавательные УУД:

-поиск и выделение необходимой информации;

-применение методов информационного поиска;

- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).

Коммуникативные УУД:

-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

-умение работать в парах, учитывая позицию собеседника;

-организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.

Регулятивные УУД:

- развитие умения формулировать цели урока, самостоятельно составлять план урока и последовательность действий;

- развитие умения высказывать свое предположение на основе работы с материалом интерактивной доски, материалом учебника;

- оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

- формирование умения формулировать алгоритм действия, выбор основания для классификации слов;

- контроль этапов своей работы, оценка процесса и результата выполнения задания.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение давать определения «родственные слова», «корень слова», - умение выделять корень слова в родственных словах,

- формирование умения находить, сравнивать и классифицировать общие части слов,

- способность контролировать свои действия, проверять написанное.

УУД: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать себя, границы своего знания и незнания; работать в паре.

Личностные: взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения, взаимопомощи, дружбы.

Урок построен в соответствии с ФГОС, с использованием информационно-коммуникативных технологий.

По структуре: На повторение о корне отводится 2 часа. Материал сегодняшнего урока базируется на ранее изученном. Отобранное содержание урока, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности учащихся на всех этапах урока способствовали достижению образовательных целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся

Первичное закрепление происходило при выполнении упражнения в группах.

Работа в парах и взаимопомощь позволили снизить тревожность учащихся, проверка результатов способствовала формированию у детей адекватной самооценки.

Включение нового знания в систему знаний было организовано при выведении алгоритма.

Тренировочные упражнения выполнялись самостоятельно, с взаимопроверкой. Выставляемые оценки аргументировались.

При подведении итогов  и рефлексии был применен самоанализ деятельности  учеников.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска, соответствовал их жизненному опыту.

Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.

При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников второго класса. Учебная информация была наглядной и привлекательной для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.

Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей учащихся.

На уроке наблюдалось рациональное использование времени, предупреждение перегрузки детей обеспечивалось за счёт быстрой смены видов деятельности (на уроке надо было уделить больше времени для закрепления новой темы).

Применялись здоровьесберегающие технологии (физминутка общего воздействия). Все предлагаемые задания направлены именно на развитие детей. При проведении урока были использованы различные формы обучения: индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах. Детям  оказывалась индивидуальная помощь. При проведении урока была использована мультимедийная презентация, задействованы все возможные ресурсы кабинета. Урок был проведён в доброжелательной рабочей обстановке.

С моей стороны были созданы нормы педагогической этики и такта. Считаю, что цель, поставленные задачи и планируемый результат урока были решены и достигнуты. Перегрузки обучающихся как физической, так и психической не было благодаря смене видов деятельности и форм работы.  Считаю, все поставленные цель и задачи удалось реализовать.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!