СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка «Парные согласные звуки в конце слова»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока порусскому языку с УУД и этапами урока.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка «Парные согласные звуки в конце слова»»

Технологическая карта урока

Урок русского языка в 1 «Б» классе

2.05.2020 г.

Тема: «Парные согласные звуки в конце слова»


Цели: развивать умение различать парные звонкие и глухие согласные; познакомить со словами, которые перед записью нужно проверить, и проверочными словами.



Задачи:

  1. Образовательная – отрабатывать правила написания парных звонких и глухих согласных в корне; находить в тексте слова с заданной орфограммой; развивать умение сопоставлять слова по произношению, по смыслу, сравнивать звуки в словах.

  2. Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, фонетический слух, устную и письменную речь; операции мышления: анализ, сравнение.

  3. Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, культуры общения и поведения.

  4. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку на доске «Smart Board», учебник «Русский язык» Поляковой А.В. (Москва: Просвещение, 2009), веера с согласными.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.


метапредметных результатов:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями урока.

предметных результатов:

- анализировать чужую устную речь;

- подбирать проверочные слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова.























Самоанализ урока

Тема: «Парные согласные звуки в конце слова»

Этап урока

Деятельность учителя

Действия учащихся

Формирование УУД, за счет чего

I.Организационный момент



Мотивирующий приём:

Положительный настрой на урок русского языка




Методы: подводящий к теме диалог.


- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь. Я вам желаю удачи и успехов на уроке.

- Скажите, а что я сейчас произнесла? (пожелание)

- А из чего состояла моя речь? (из предложений)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

На слова вы посмотрите, и задание мне скажите.



- Придумайте задание к этим словам.

Беседа, диалог:




- Пожелание

- Ваша речь состояла из предложений

- Предложения состоят из слов













Учащиеся предложили разделить слова на 2 группы.


Вступительная беседа:

- личностные УУД:

формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению;


- познавательные УУД: понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме;

- коммуникативные УУД:


формулировать собственное мнение.



Самостоятельная постановка вопроса к словам:

- регулятивные УУД:

понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале


- познавательные УУД:

- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;


Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных фактов языка по заданным основаниям;


- коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.


II.Актуализация знаний



Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.



Мотивирующий приём: диалог ведущих передачи «Радионяня»



- Какие согласные стоят в конце слов?




- Как называются такие согласные?




- Как произносятся согласные в конце слов?



- Вот послушайте радиопередачу о таких неясных согласных.

(диалог радиопередачи «Радионяня»)

- Ведущий хотел посмеяться над героями?

- Так почему же у героев получились нелепые слова?


- В один столбик – слова с глухой согласной в конце слова, в другой – со звонкой согласной в конце слова.

(выходят дети к доске - распределяют в два столбика слова)

- Такие согласные в русском языке называются парными.

- Слова со звонкой согласной в конце слова произносятся глухо, неясно.








- Нет, обратить внимание на неясные звуки.

-Они думали, что слова как произносятся, так и пишутся.


Распределение слов на группы

- личностные УУД:

интерес к предметно-исследовательской деятельности;

- познавательные:

- обобщать (выделять ряд объектов по заданному признаку;

- анализировать изучаемые объекты, сравнивать, классифицировать;

- коммуникативные УУД:

-допускать существование различных точек зрения;

- формулировать собственное мнение и позицию;

Прослушивание диалога:

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Предметные:

определять звонкие и глухие согласные в словах;

III. Формулирование темы урока

Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.


Продуктивное задание: определить тему урока












IV. Работа в группах (открытие новых знаний)


Цель: самостоятельно проанализировать пары слов, сделать вывод, сформулировать правило правописания парных согласных в конце слов, выявить проверочные слова.


Продуктивное задание: сформулировать правило правописания парных согласных в конце слов по иструкции.




Мотивирующий приём: использование правила – песни из радиопередачи «Радионяни»





V. Формулирование правила, его запоминание

Цель: в игровой форме - песенки радиопередачи, запомнить правописание парных согласных в конце слова














Мотивирующий приём: подбор проверочных слов для парных согласных в конце слов (при наведении на слово меняется картинка и слово - ЦОР по рус.яз: файл Flach)









VI. Физминутка


Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.































VII. Закрепление изученного


Способы: фронтальная работа, обратная связь,

индивидуальная работа (применение сигнальных карточек, согласных букв)


Средства: комментирование, подводящий к закреплению знания диалог.


Мотивирующий приём: если правильно вставили буквы, то появляются буквы – человечки, пары согласных (на доске)


- Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет?


- А какие звуки неясные?




- А если не знаешь как правильно писать слово, то как узнать о его правописании, где?


- А самостоятельно подумать можно?



- Вот сейчас вам и предстоит работа, выяснить как же проверить такие неясные согласные звуки.


- Сейчас вы поработаете со словами, которые были на доске и выясните с помощью инструкции, как же проверить согласные в конце слов.

- Итак, время истекло.

- В каких словах хорошо произносится парный согласный?

- Так, как же проверить согласный в конце слова?

- Вот теперь все правильно! (звучит голос ведущего «Радионяни»)

- Сейчас споем песенку- правило о неясных согласных (звучит радио – песня)



- Самостоятельно сформулируйте правило, приведите свои примеры слов.

- Как же вы изменяли слово?

- Как вы думаете, а по - другому изменить можно слово, чтобы согласный слышался ясно?

- Попробуйте, измените, приведите примеры.

(файл Flach)

- Посмотрите на картинку, что происходит со словами?

- Сколько способов подбора проверочных слов вы теперь знаете?

- Мы с вами выучили правило, это новая орфограмма.

(Из "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" от 29 декабря 2010 г. N 189)

1. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища.

И.п. – стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3– круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 – то же в другую сторону. 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

И.п.- стойка ноги врозь. 1-2 – наклон вправо, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх. 3-4 – и.п. 5-8- то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

2. Упражнение для мобилизации внимания.

И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.



- Давайте посмотрим, чему же вы научились

(файл Flach)

- Приготовьте абаки (согласные буквы).

- Как подобрать проверочное слово к слову Олег?

- Подумайте, как изменить слово, чтобы ясно слышали звук в конце слова.







- Теперь сколько способов подбора проверочных слов вы знаете?

- Мы с.





- Правописание парных согласных в конце слова

- В конце слова неясные звуки – звонкие согласные, они произносятся как глухие согласные.

- Из интернета, из словаря, спросить у взрослых, у друга, у учителя, родителей.



- Если приложить усилия, то и с трудной работой можно справиться самостоятельно, главное, иметь желание.







Работают в 5 группах по инструкции, в группе по 4-5 человек.



- Парный согласный хорошо слышится и произносится, если слово стоит во мн.числе.



- Чтобы проверить парный согласный в конце слова, нужно изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.

Дети учатся оценивать работу других детей.





Обучающиеся поют песню вместе с ведущими «Радионяни», запоминают правило правописания парных согласных в конце слов.

2-3 человека проговаривают правило, приводят примеры слов.













- Ставили слова во множественном числе, чтобы согласный слышался ясно.

- Наверное можно, главное чтобы после согласного стоял гласный звук.

- Пробуют изменять, приходят к выводу, что можно назвать слово ласково.





Пруд –прудик, прут – прутик.

-Называем слова ласково, четко слышим, какой звук писать в конце слова.

- На уроке выучили 2 способа подбора проверочных слов.







Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места – девочки, потом –мальчики.





























Обучающиеся по очереди выходят к доске, смотрят, какие буквы показывают дети, вставляют буквы на интерактивной доске, называют проверочные слова.

Пробуют ставить во мн.ч, называют ласково – не получается.

Догадываются, поставить вопрос:

- Нет кого?

- Олега



- Теперь узнали третий способ подбора проверочного слова.

- личностные:

интерес к предметно-исследовательской деятельности;

- познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков














Составление правила по инструкции:

- регулятивные :

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

- коммуникативные УУД:

- принимать участие в работе группами;

-приходить к общему решению (в групповой деятельности под руководством учителя);


Рефлексия после выполнения задания:

- регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия.







Формулирование правила, его запоминание:

- регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

проговаривать вслух последовательность производимых действий осваиваемой деятельности;































































Фронтальная работа:

- регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу;

- личностные:

- сохранять интерес к учебному материалу;

- познавательные:

определение звонких и глухих согласных в слове, подбор проверочных слов для определения буквы в слове;

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаипроверкой .


Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.


Методы: самоконтроль, самооценка.

Способы: индивидуальная работа


- Давайте докажем себе, что мы многое знаем и умеем.

- Откройте учебник на стр.79, выполните самостоятельно № 102.

- Прочтите вслух задание, все понятно?


Вспомните правила правильной посадки при письме.





- Вы остались довольны своей работой?

- Если работа была легкой, то на полях зажгите солнышко с лучиками, если работа вызвала затруднение, то пусть будет солнце без лучей, а если было совсем трудно, то оставьте место, солнышко там все равно появится.

- Обменяйтесь тетрадями, поработайте учителем, сверьте с текстом на слайде.



- Если ваш товарищ не сделал ни одной ошибки, то нарисуйте на полях солнце с лучами, если сделал 1-2 ошибки, то нарисуйте солнце без лучей, но а если сделал много ошибок, то не ставьте в этот раз ничего.







Ручку правильно держу,

тетрадь наклонно положу,

Сяду ровно, не согнусь,

Ни к кому не повернусь.


Выполняют самостоятельно в рабочей тетради.



Взаимопроверка.Самопроверка.

Дети самостоятельно находят слова в тексте, вставляют буквы, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают работу товарища.








Самостоятельное выполнение задания по учебнику:

- регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; анализировать объекты с выделением существенных признаков.


Предметные:

- применять правила правописания парных согласных в конце слова;


Взаимопроверка:

- Регулятивные:

оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).


- коммуникативные: осуществлять действие взаимоконтроля.



- личностные:

- нравственно-этическая ориентация (оценивание работы товарища по заданным критериям, умение радоваться успехам товарища).


IX. Словарная работа

Способы: фронтальная работа


- Найдите в слове арбуз ещё одно опасное место.

- Можно ли подобрать проверочное слово?

- К каким словам относятся слова с непроверяемыми гласными буквами?

- Верно, это словарное слово, гласный «а» необходимо запомнить.

- Давайте придумаем подходящие прилагательное, чтобы запомнить букву «а»?

- Арбуз какой?

- Запишите слово, поставьте ударение, подчеркните гласный, который необходимо запомнить.


- Опасное место там, где первая гласная.


- Нет, проверочное слово нельзя подобрать.

- Такие слова относятся к словарным.





- Алый, сладкий, сахарный.










- познавательные УУД:

- анализировать изучаемые объекты с учетом существенных признаков;

- создавать яркие образы для запоминания правописания словарного слова;

X.Работа с деформированными предложениями (разноуровневые задания)

Обобщение.

Способы: работа в парах.

Мотивирующий приём: видеозапись с просьбой мальчика оказать ему помощь

Методы: выполнение продуктивных заданий.


- Отдохнули? Готовы помочь еще кому-нибудь?

- Тогда, внимание.


Текст обращения

Мы выучили в детском саду согласные звуки, логопед попросила меня вставить буквы в слова, помогите мне пожалуйста, ведь я правил еще не знаю.


- Ну что выполним просьбу мальчика? А кстати, «просьбу» или «прозьбу», от какого слова образовано слово «просьба»?


- Сейчас вы работать будете в паре, задание под зеленым кругом – среднего уровня сложности, задание под синим кругом – повышенного уровня.


Вы выберите задание по своим силам.


- Объясните, какие буквы вставили в слова.

- Назовите проверочные слова.

- Кто же может быть другом для человека?

Работа в парах (на листочках)


1 . Вставь согласные буквы в пословицу:


Книга — твой дру … , без неё как без ру ….



2. Собери пословицу, вставь согласные буквы:


Старый, двух, лучше, новых, дру….






- Слово просьба образовано от слова «просить», значит - просьба.











Объясняют, рассуждают, называют проверочные слова.

- Для нас может быть другом не только человек, но и книга, потому что полезную информацию узнаем из книг, учимся поступать правильно.

Прослушивание видеообращения:

- личностные:

этические чувства (сочувствие).



Выполнение дифференцированных заданий:

- личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком; интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в карточке;

- регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу.


Работа в парах:

- коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению; осуществлять действие взаимоконтроля;

- познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с учетом существенных признаков;

- личностные:

(воспитательные) умение ценить дружбу; прививать любовь к книге;

XI. Рефлексия.

Итог урока.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.





- Я научился проверять парные согласные в конце слов, ….подбирать проверочные слова, …знаю несколько способов подбора проверочных слов.



- Мне это пригодиться в старших классах,….я буду грамотным.

- Было трудным….

- Было интересно …

- это понравилось больше всего ….

Личностные:

оценка одноклассников на основе заданных критериев успешной учебной деятельности; самооценка на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

адекватно воспринимать оценку совей работы учителем, товарищами

Познавательные УУД: обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов)

Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию




Данный урок является первым в теме «Парные согласные в конце слова».


Тип урока – изученного нового материала.


Содержание урока направлено на конструктивное взаимодействие учащихся. С этой целью использованы различные формы организации учебной деятельности:

- коллективная;

- групповая;

- работа в парах;

- индивидуальная.

Педагогическая деятельность была построена на методах:


по источнику знаний:

- словесные (объяснение, беседа);

- наглядные (демонстрация презентации).


по характеру познавательной деятельности:

- объяснительно – иллюстративный


по принципу распределения знаний:

- изучение нового материала;


о характеру движения мысли:

- дедуктивный (от общего к частному).


методы мотивации:

- эмоциональные (поощрение, использование ярких наглядных образов).

- познавательные (познавательный интерес, опора на жизненный опыт).

- социальные (работа в парах, группах).


С целью здоровьесбережения использованы физминутки, двигательная активность при работе в группах, смена видов деятельности.


Предложенные задания соответствуют возрастным особенностям младших школьников, развивают внимание, память, операции анализа, обобщения, способствовали повышению мотивации учения, формированию адекватной самооценки.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!