Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Особенности текстов-описаний" (2 класс)»
Тема: Особенности текста-описания.
Тип урока – комбинированный
Цель: расширение знаний об особенностях текста-описания.
Задачи
Образовательные: вспомнить особенности текста описания; выявить роль сравнений в описании; совершенствовать умение устанавливать связь имен существительных и имен прилагательных в предложении.
Развивающие: развивать воссоздающее воображение, операции мышления (анализ, синтез. обобщение), устную и письменную речь.
Воспитательные: воспитывать аккуратность ведения записей, дисциплинированность; внимательное отношение к художественному слову и эстетический вкус.
Планируемые результаты
Личностные:
1- стремление к самовыражению в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
2- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;
3- познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
Базовые логические действия:
1- находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения;
2- объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку.
Базовые исследовательские действия:
3- формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом.
Работа с информацией:
4- понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
Коммуникативные УУД:
Общение: 1- строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные УУД:
Самоорганизация:1- выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль: 2- находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, 3- сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.
Совместная деятельность: принимать цель совместной деятельности, ответственно выполнять свою часть работы.
Предметные результаты выявлять в тексте случаи употребления многозначных слов, понимать их значения и уточнять значение по учебным словарям; правильно списывать (без пропусков и искажений букв) слова, предложения, тексты; определять тему текста и озаглавливать текст, отражая его тему. подбирать синонимы и антонимы; объяснять своими словами значение изученных понятий; использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач
Оборудование: карточки слов для моделирования кластера (текст, описание, какой? имена прилагательные, сравнение); карточки для составления сравнений; карточки с текстом, листы самооценки.
ХОД УРОКА
Этапы урока Виды работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационно-мотивационный этап Приветствие Проверка готовности Оформление урока в тетради | Прозвенел и смолк звонок – Пришла пора начать урок. Сегодня у нас много гостей. Поприветствуйте их. Тихо и красиво сядьте. Проверьте готовность рабочего места. У каждого должны быть учебник, рабочая тетрадь, ручка, простой карандаш. У кого все готово, покажите правильной осанкой. Откройте тетрадь. Запишите число, классная работа. | Приветствуют. Демонстрируют правильную посадку за партой. Проверяют готовность Оформляют начало работы | Л -1 Р-1 |
Актуализация знаний Словарно-орфографическая работа (индивидуально, с самооценкой) Фронтальный опрос Моделирование схем (в паре) (с самооценкой) | Запишите слова в два столбика: отец | алфавит | посуда | народ | иней | игрушечный | сорока | енот | Подчеркните все известные орфограммы. Какое среди записанных слов считаете лишним? Почему? Что такое имя прилагательное? Что обозначают имена прилагательные? На какие вопросы они отвечают? С какой целью употребляют имена прилагательные в речи? Составьте и прочитайте слово из первых букв словарно-орфографической работы. Что такое описание? Достаньте из конверта карточки и распределите их на 2 группы. Первую группу начните со слова описание. Подумайте, с какого слова начнёте вторую группу и выполните распределение. Назовите известные вам особенности текста-описания. Какое слово вызвало затруднение7 | Слушают и записывают слова, подчёркивают известные орфограммы. (1 выполняет на доске) Отвечают на вопросы. Слушают и выполняют задание: описание. 1)Описание – Какой?–имена прилагательные-1картинка 2)Повествование – Что произошло? – глаголы – серия картинок сравнение | К-1 П-4 П -1 П-2 П-4 |
Постановка цели и задач урока | Кто догадался, какая тема урока? Какие задачи мы поставим перед собой? | Формулируют тему и задачи урока. | Р - |
Первичное усвоение новых знаний Наблюдения за языковым материалом Вывод понятия | Попробуйте подобрать подходящие по смыслу имена прилагательные, чтобы получились сравнения: …., как лиса…., как волк…., как заяц С какой целью мы используем подобные сравнения в своей речи? Сравнение – это прием. который позволяет лучше представить предмет. Писатели используют сравнения, чтобы сделать речь образной. | Слушают задания. Подбирают возможные прилагательные. Формулируют вывод. | К-1 П-3 |
Физкультминутка | Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень крупные, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца. Только стукни – разобьются. Вот серебряные ложки – Головы на тонкой ножке. Вот пластмассовый поднос. Он посуду нам принёс. | Изображают называемые предметы, выполняют движения | |
Первичная проверка понимания Работа с текстом 1)Определение темы текста 2)Лексическая работа 3)Осложненное списывание текста (с самооценкой) 4) Определение типа текста | Прочитайте текст на карточке. Какова тема этого текста? О ком он? Почему трудно определить предмет описания? Откройте учебник на с.97 и найдите ответ на вопрос, о ком загадка. Прочитайте слова для справок. Значение каких из них хотите уточнить? Подберите синонимы. Спишите текст, вставляя пропущенные имена прилагательные. Давайте проверим работу. Можно ли назвать этот текст описанием? Почему? | Читают. Отвечают на вопросы. Открывают страницу учебника, по иллюстрации называют: мышь Читают, толкуют значение слов долгоносой, студёной Списывают текст Слушают текст и проверяют работу. | П-2 Р-2 Р-1 |
Первичное закрепление | Какие сравнения использует автор при описании зверька? Понравились ли они вам? | Глазки-бусинки, хвост - верёвочкой | |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | Выпишите из второго и третьего предложений имена прилагательные вместе с теми именами существительными, к которым они относятся. Проверка по эталону с самооценкой) | Серая шубка, крошечный рост, черные глазки, тоненький хвост | |
Информация о домашнем задании | С.96, упр.166 | Записывают задание в дневник | |
Рефлексия Итоговая беседа (с самооценкой) Самооценка работы Оценивание и выставление отметок | Текст, в котором описан предмет или явление, называется… К тексту-описанию можно поставить вопросы В тексте описании много имён… Чтобы сделать описание образным, используют приём… Если получилось самостоятельно заполнить все пропуски, внесите знак + в последней строке листа самооценки. Сосчитайте количество плюсов. Встаньте те, кто доволен своими результатами Сегодня на отлично потрудились…Старались и заслужили отметку хорошо...Работали уловл | Завершают предложения. Заполняют пропуски. Выполняют самооценку. | Р-3 |